Урок окружающего мира во 3 классе. "Тайны планеты Земля. Доисторическое прошлое края"
проект по окружающему миру (3 класс) по теме

Мишнева Евгения Анатольевна

Пояснительная записка.

 

Автор: Мишнёва Евгения  Анатольевна, учитель высшей категории МОУ «СОШ №3» села Кочубеевское, Ставропольского края.

1. Презентация –  по предмету «Окружающий мир» для 3 класса по системе Л.В. Занкова.

2. Для учащихся начальной школы в возрасте от 7 до 10 лет.

3. Презентация используется на уроке окружающего мира при изучении темы: «Планета Земля».

Форма работы: групповая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 3  классе.

 "Тайны планеты  Земля"

Цели :

  1. Расширить знания учащихся о возникновении планеты Земля, об образовании современных материков, об эпохе динозавров. Обучать проведению исследовательской деятельности.
  2. Развивать правильное поведение в природном окружении на основе необходимых естественнонаучных знаний, эстетических и нравственных чувств, выработку активной жизненной позиции, ответственного отношения к своему зелёному дому и жизни всех его обитателей.
  3. Воспитание осознания необходимости вести себя в природе экологически грамотно, учитывая её законы.

Оборудование: 

  1. Эмблемы у учащихся.
  2. Электронная презентация к уроку.
  3. Рисунки и фото доисторических животных Ставрополья.
  4. Рисунки на тему: Берегите природу! Экологические знаки.

1 этап - сообщение темы. Слайд 1.

– Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы будем участвовать в научной конференции, тема которой «Тайны планеты Земля». Вы сами выступите в роли учёных (астрономов, геологов, палеонтологов, экологов), и мы узнаем много нового и интересного.

Девиз конференции: «Хочу всё знать!».

Какие тайны нашей планеты вас интересуют? (Учащиеся отвечают.)

На эти вопросы мы постараемся вместе с вами найти ответы на этом и следующих уроках окружающего мира.

2 этап – «Как возникла Земля?». Слайд 2.

На этот вопрос ответят учёные-астрономы.

(Можно повторить, что изучает астрономия.)

- С древних времен и до наших дней астрономия изучает явления, происходящие с небесными телами и их системами. К небесным телам относятся звезды, планеты, в том числе и Земля, спутники планет, например Луна, кометы, метеориты.

1 учащийся: Слайд 3.

Чтобы понять, как возникла Земля, учёные внимательно изучили Солнце, звёзды и горные породы самой Земли. Они пришли к выводу, что 4 миллиарда 700 миллионов лет назад Земля не существовала. Вместо неё вокруг Солнца обращалось громадное облако пыли и газа. В дальнейшем оно распалось на несколько небольших облаков. В конечном итоге из этих облаков, по всей видимости, сформировались планеты, ныне вращающиеся вокруг Солнца.

2 учащийся:

Со временем облако, из которого образовалась Земля, начало сжиматься и сделалось очень горячим. Нагреваясь, оно постепенно превратилось в шар из жидких горных пород, вращающийся вокруг своей оси.

3 учащийся:  Слайд 4.

Затем этот шар начал медленно остывать. Спустя миллионы лет на его поверхности образовалась корка из затвердевшей породы, под которой по-прежнему бурлила горячая расплавленная порода.

4 учащийся: Слайд 5.

Земля была окутана толстым слоем облаков. Когда они охладились, на Землю обрушились дожди. Они шли на протяжении многих тысячелетий, дождевая вода образовала первые реки и океаны нашей планеты.

– Ребята, что вам показалось особенно интересным? (Ученики обсуждают.)

3 этап – «Зарождение жизни на Земле». Слайд 6.

Выступают учёные-биологи.

- Слово «биология» происходит от двух греческих слов: «биос», что означает жизнь, и «логос», что означает «наука». Основная задача биологии состоит в том, чтобы истолковать все явления живой природы .

1 учащийся:

Первые живые существа обитали в морях. Они не были ни животными, ни растениями. Учёным известно о них очень мало, поскольку они были совсем крохотными.

2 учащийся:  Слайд 7.

Очень медленно эти крохотные существа видоизменялись, и от них произошли первые растения, также обитавшие в море. Животных на Земле ещё не было, так как на планете недоставало кислорода, необходимого для дыхания.

3 учащийся:  Слайд 8.

Когда растения растут, они выделяют кислород. Со временем в морях образовалось достаточно кислорода, чтобы там могли появиться первые животные. Среди них были медузы и губки.

Слайд 9 – 12.

– Ребята, что вам показалось особенно интересным? (Ученики обсуждают.)

4 этап – «Как образовались современные материки?» Слайд 14.

Выступают учёные-геологи.

- Геология — изучает состав земной коры, её мантии и ядра ,а также процессы, протекающие в земной коре и на её поверхности,  выявляет закономерности развития этих процессов, исследует их причины и изучает результаты...

Группа учащихся рассказывает  о образовании современных материков.

1 ученик: Слайд 15.

Немецкий ученый Альфред Вегенер в 1915 году, после пяти лет исследований доказал, что некогда на Земле существовал только один, сложенный из гранитных пород, материк, которому дал название Пангея (от греческих слов "пан" - всеобщий и "Гея" - Земля) , и только один океан Панталасса ("таласса" по-гречески - море).

2 ученик: Слайд 16.

 Как показали позднейшие исследования, Вегенер оказался абсолютно прав. Он сумел даже точно назвать дату распада Пангеи - 225 миллионов лет назад. Первоначально Пангея распалась на два суперконтинента - Лавразию (северный) и Гондвану (южный), которые разделили единый океан Панталлассу на Тихий океан и океан Тетис. Если первый существует до сих пор, то Тетис погиб около 6-7 миллионов лет назад, а его остатками сегодня являются Средиземное, Черное, Азовское, Каспийское и Аральское моря. Дальнейшее дробление континентов, вызнанное бурными тектоническими процессами, привело к появлению современных материков и океанов.

Слайд 17.

Затем северная Лавразия распалась на Европу. Азию и Северную Америку.

А южная Гондвана – на Южную Америку, Африку, Антарктиду, Австралию и Индостан. Слайд 18.

 3 ученик: Слайд 19 – 20.

 За многие миллионы лет истории Земли ее климат неоднократно менялся, горные хребты вырастали и обращались в пыль, а уровень моря то поднимался, то вновь опускался. Одним видам растений и животных удавалось приспособиться к этим изменениям, другие вымирали. Их место со временем занимали новые биологические виды, лучше приспособленные к новым жизненным условиям, чем их предшественники.

 4 ученик: Слайд 21.

    На разных материках эти процессы протекали по-разному, а новым растениям и животным было не так просто перебираться через океаны, разделявшие материки. Поэтому на каждом материке или острове возникали собственные флора и фауна, которые впоследствии вымирали, если условия жизни резко менялись, и уступали место новым видам. Останки некоторых древних существ сохранились до наших дней в виде окаменелостей и по сей день пребывают в горных породах, ожидая своих исследователей. Слайд 22.

-Ребята, а как вы думаете, только природные явления могут повлиять на изменение поверхности Земли.

- Прочитайте в учебниках текст на стр. 41-43.

- Одинаково ли воздействие природы и человека на поверхность суши?

5 этап – «Доисторическое прошлое края».  Слайд 23.

Учитель:

- Титанические изменения земной поверхности происходили и на территории нашего края. В далеком прошлом на месте Ставропольской возвышенности господствовало Сарматское море. В дальнейшем это море исчезло, и вся территория края превратилась в сушу. Климат был много теплее, чем современный, но он уже не был типичным тропическим климатом. Наряду с магнолиями и другими вечнозелеными растениями здесь росли и хвойные деревья, дубы, клены, тополи.

 Менялся климат, менялась и растительность, и животный мир. Но как же узнать какие животные населяли наш край в прошлом? В этом вопросе нам помогут разобраться учёные-палеонтологи .

1 ученик: Палеонтология изучает растительный и животный мир давно минувших эпох. Мы  провели исследование на тему: «Какие доисторические животные обитали на территории нашего края».

 Слайд 24.

– Настоящий палеонтологический музей под открытым небом находится недалеко от Ставрополя. Он лежит на поверхности Ставропольской горы на высоте 600 метров над уровнем моря, близ балки Грушевой, в 9 километрах от города. Это - Косякинский карьер. Там ученые-палеонтологи нашли очень много окаменелых костей больших и малых животных.

Слайд 25.

- Среди зверей, кости которых были обнаружены в Косякинском карьере, самым крупным являлось вымершее теперь слонообразное животное - динотерий, по своим размерам превосходившее не только всех современных и древних слонов, но и вообще почти всех известных наземных млекопитающих. Бивни у динотерия располагались на нижней челюсти и были загнуты вниз. Очевидно, они служили ему для  выкапывания корней растений. Строение челюстей динотерия, отсутствие у него клыков, говорит о том, что это травоядное животное. Свои предположения я подтвердил прочитав энциклопедию.

Слайд 26.

- Одновременно с динотериями на территории края жили мастодонты, близкие к предкам современных слонов. Мастодонты имели длинный хобот и четыре бивня, два в верхней и два в нижней челюсти. На каждой половине челюстей было по одному крупному зубу в несколько килограммов весом каждый. Поверхность зубов мастодонтов бугорчатая, вероятно, приспособленная для перетирания веток и другой грубой пищи.

 Слайд 27.

- В 1964 году на северной окраине станицы Гаевской при восстановлении платины, был найден скелет древнего носорога – эласмотерия. Второй скелет был найден в 1966 году в районе города Зеленокумска в карьере кирпичного завода. Довольно длинные трёхпалые конечности ископаемого носорога говорят о жизни в условиях сухих и открытых степных ландшафтов, где он при помощи своего клинообразного рыла с ороговевшим концом доставал из-под земли  корни растений  в засушливое время. Но, с другой стороны, существование такого крупного животного не могло поддерживаться только сухими степными корнями. Он должен был питаться и сочной обильной зеленью, значит, он мог жить вблизи водоёма с богатой растительностью. Свои догадки я подтвердил научными статьями учёных.  

Слайд 28.

- Возле станицы Беломечетской были найдены остатки трубкозуба, живущего теперь в сухих степях Южной Африки. Древний трубкозуб так же, как и современный, имел толстые когти, которыми разрывал постройки термитов и извлекал из них насекомых своим длинным червеобразным языком.

Слайд 29-30.

- В то же время на беломечетской суше водились различные хищники, там были найдены кости мелкой гиены, короткомордой росомахи. Одним из крупных хищников был  амфицион – собакомедведь.У этого животного мощные клыки на обеих челюстях. Строение его тела доказывает, что амфицион мог быстро бегать догоняя свою добычу. Значит он мог быть хищником или всеядным.

 6 этап – «Почему вымирают животные?» Слайд 31.

– Ребята! А как вы думаете, почему вымерли эти животные? (Ученики высказывают свои предположения.)

- На нашу конференцию прибыли учёные-экологи. Они помогут нам ответить на вопросы: «Отчего вымирают животные?»

-  В ходе эволюции, из-за природных катастроф, из-за  смены климата менялась растительность и следовательно изменялась среда обитания животных. Многие животные не смогли приспособиться к новым условиям среды обитания и навсегда исчезли. В наше время основной причиной исчезновения многих видов животных стала человеческая деятельность: охота и коллекционирование, уничтожение естественных мест обитания и загрязнение окружающей среды. Слайд 32. 

- Ребята, вы не зря приготовили на сегодняшний урок выставку рисунков на тему «Берегите природу!» Давайте вспомним, чему они учат. Слайд 33.

  1. Не ломай ветви деревьев и кустарников!
  2. Не повреждай кору деревьев!
  3. Не рви в лесу, на лугу цветы!
  4. Собирая съедобные ягоды, орехи, не повреждай веточки!
  5. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы необходимы в природе!
  6. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
  7. Не разоряй муравейники!
  8. Не лови диких животных и не уноси их домой!
  9. Не подходи близко и не разоряй птичьи гнёзда!
  10. Не шуми в лесу, в парке!
  11. Не оставляй в лесу, в парке, на лугу, у реки мусор!

– Ребята, давайте покажем эту выставку всем учащимся начальной школы, чтобы каждый знал, как помочь природе.

Итог:

–Понравился вам наш необычный урок? Что нового вы узнали? Что показалось особенно интересным? Какие выводы вы сделали?

Список использованной литературы

Ю. Школьник, Ю. Золотарева «Атлас животных». Москва, «Эксмо», 2004.

Анна Маккорд. «Доисторическая жизнь». Москва, «Росмэн», 1996.

В. Гниловской «Занимательное краеведение», 1974.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тайны планеты Земля Урок-конференция в 3 классе

Слайд 2

Как образовались современные МАТЕРИКИ?

Слайд 4

Лавразия и Гондвана 200 млн. лет назад

Слайд 5

Распад суперматериков.

Слайд 6

Современные материки

Слайд 11

Окаменелые отпечатки древних существ.

Слайд 12

Доисторическое прошлое края

Слайд 13

Косякинский карьер

Слайд 14

Динотерий

Слайд 15

Мастодонт

Слайд 16

Эласмотерий

Слайд 17

Трубкозуб

Слайд 18

Амфицион

Слайд 20

Почему вымирают животные

Слайд 22

Не ломай ветви деревьев и кустарников! Не повреждай кору деревьев! Не рви в лесу, на лугу цветы! Собирая съедобные ягоды, орехи, не повреждай веточки! Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы необходимы в природе! Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых! Не разоряй муравейники! Не лови диких животных и не уноси их домой! Не подходи близко и не разоряй птичьи гнёзда! Не шуми в лесу, в парке! Не оставляй в лесу, в парке, на лугу, у реки мусор! Берегите природу!

Слайд 23

Земля - в твоих руках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Наш край"

Стараюсь выстраивать образовательный процесс на решение следующих задач: формирование потребности в изучении родного края, его природы, истории, культуры, формирование умений и навыков культуры общени...

урок окружающего мира в 3классе, УМК "Гармония" Тема: "Почва, её состав и образование"

Урок построен в соответствии с ФГОС, сопровождается презентацией. Урок был представлен на районном семинаре завучей....

Урок окружающего мира в 4 классе "Я знаю родной край" (итоговый)

Урок окружающего мира в 4 классе. УМК "Школа России". Тип урока: обобщение и систематизация, контроль знаний.  Данный урок («Я знаю родной край»)  является заключительным в разделе «Родной к...

Урок окружающего мира 1 класс "Север – удивительный и чудесный край или где живут белые медведи?"

Тема:  Север – удивительный и чудесный край или где живут белые медведи?Задачи: формировать представление о разнообразии природы нашей Родины;познакомить с холодными районами Земли: с живот...

Конспект урока окружающего мира в 4 классе: «ОХРАНА ВОДОЁМОВ НАШЕГО КРАЯ»

формировать представления о водоёмах нашего края;познакомить со значением водоёмов и их значением;воспитывать экологически грамотного, социально активного школьника, бережно относящегося к природе;обо...