Урок окружающего мира в 4 классе: "Полезные ископаемые нашего края"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

 программа "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poleznye_iskopaemye_samars.kraya_.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4-м классе по теме:

"Природные ископаемые нашего края"

Цель:

Знакомство с полезными ископаемыми нашего края и их значением в жизни человека.

Задачи: 

Сформировать представления у учащихся о  полезных  ископаемых нашего края.

Познакомить с видами,  их значением и охраной.

Развивать познавательный интерес, умение работать с картой, учебником.

Воспитание гражданственности, патриотизма, формирование личной ответственности за сохранение и приумножение природных богатств края.

Тип урока : Изучение нового материала.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, групповые.

Методы: Репродуктивные, объяснительно-ллюстративные,частично-поисковые, эвристические.

Оснащение урока: Физическая карта Самарской области, проектор.

                                               

                                                    ХОД УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!

2.Стадия Вызова.

Вспомните, какую тему сейчас мы изучаем на уроках окружающего мира?

(Родной край – часть большой страны)

Вот и сегодня нам предстоит новое узнать о нашем крае, а тему урока определим, отгадав кроссворд.

                      1.

                      2.

ж

и

г

у

л

ё

в

с

к

и

й

с

т

р

е

л

ь

н

а

я

              3.

и

с

т

о

к

                                         4.

о

в

р

а

г

 

 

               5.

        6.

ч

а

п

а

е

в

с

к

р

а

            7.          

ш

и

р

я

е

в

с

к

и

й

 

  9.

    8.

х

о

л

м

с

а

м

а

р

ц

ы

                  10.

к

и

н

е

л

ь

с

к

и

е

1.Заповедник в Самарской области.

2.Самая высокая гора в области. (375 м)

3.Место, где река берет начало.

4.Форма поверхности,  имеющая крутой осыпающийся склон.

5.Город Самарской области.

6.Древнее название реки Волга в переводе «Щедрая».

7.Самый большой овраг в Жигулевских горах.

8.Участок земной поверхности, который возвышается ниже 200 м.

9.Жители Самары.

10.Самые низкие горы Самарской области.

-Прочитайте ключевое слово и определите тему урока.

-Что такое полезные ископаемые? (слайд )

-Отгадайте  полезное  ископаемое : «Он и желтый и сыпучий, во дворе насыпан кучей»

(песок)  Слайды с загадками.

Постановка проблемы.     «Проблема на ладошке». (слайд  )

Вытяните правую ладонь. Закройте глаза. Вспомните тему урока. Мысленно посмотрите на ладонь и поставьте для себя проблему, которую вам хочется решить сегодня на уроке.

  • Узнать, какие природ.ископаемые есть в Самарской области?
  • Где добывают?
  • Где используют?

-Как  узнать какие природ.ископаемые есть в Самарской области? (посмотреть на карте)

-Как обозначены на карте полезные ископаемые? (значками)

-Посмотрите  на значки и перечислите их. Мы сегодня изучим лишь некоторые.

3.Стадия осмысления содержания. Открытие новых знаний.

Работаем в роли исследователей по группам. На экране маршрутный лист с заданиями.

                                             Маршрутный лист

Этап

Задание

Время

1.

Изучить  свой материал о полезном ископаемом в рабочей группе

2 мин.

2.

Выполнить задание  (заполнить  таблицу и др.)

4 мин.

3.

Работать  в экспертной группе (обсудить, дополнить, проверить)

4 мин.

4.

Выступить по своей теме в  рабочей группе (рассказать, научить)

По 2 мин.

5.

Задать вопрос  каждому по своей теме в  группе

2 мин.

                             1 экспертная группа «Известняк и мел»

Свойс-тво извест-няка

Как добыва-ют?

Как образовался?

Где используется?

Разновидность известняка

Месторожде-

ние в Самаре

Ваша информация на с.160-161

                                       

                              2 экспертная группа «Песок и глина»

Как образуются?

Где используют?

Свойство глины

Месторожде-

ние в Самаре

Ваша информация на с.162

                                           

3 экспертная группа «Нефть»

Свойства нефти

Как образовалась?

Как используют?

Как добывают?

Месторожде-

ние в Самаре

Ваша информация на с.165-166

                           4 экспертная группа «Горючие сланцы»

Описание

Из чего состоят?

Свойство

Применение

Месторожде-

ние в Самаре

                                 

5 группа «Сера»

Описание

Свойства

Применение

Месторожде-

ние в Самаре

Сера-

                                        1 группа «Известняк и мел»

Свойс-тво извест-няка

Как добыва-ют?

Как образовался?

Где используется?

Разновидность известняка

Месторожде-

ние в Самаре

Проч-

ный ка-

мень белого или серого цвета

В карьере

С помо-щью экскава-тора

Морские организ-

мы, погибая оседали на дно. Из их скелетов, раковин образова-

лись толщи известня-ка

При строительстве зданий, дорог, делают известь для строительных растворов

Мел- пишут, делают побелку, зубной порошок

Известняк-  Октябрьск, Сергиевск, в Кинельских Ярах.

Мел-Шигоны

                                        2 группа «Песок и глина»

Как образуются?

Где используют?

Свойство глины

Месторожде-

ние в Самаре

При разрушении гранита

Песок-в строительстве, для изготовления стекла.

Из глины- посуду, горшки, плитку.изделия обжигают для твердости.

пластичность

Песок- Новокуйбышевск, Чапаевск.

Глина-Приволжье,Хворостянка,

Богатое.

                                           

                                       

                                                  3 группа «Нефть»

Свойства нефти

Как образовалась?

Как используют?

Как добывают?

Месторожде-

ние в Самаре

Густая маслянистая

жидкость

темного цвета резкого запаха, горюча

Из остатков растений и животных, живших миллионы лет назад

Из нефти получают жидкое топливо-бензин, керосин, краски, лаки, пластмассу.

Из глубоких скважин из земли выкачивают насосами. Вывозят за границу для продажи.

Много по всей области, горы Жигули, Сокольи горы.

                                        4 группа «Горючие сланцы»

Описание

Из чего состоят?

Свойство

Применение

Месторожде-

ние в Самаре

горные породы обычно светло-коричневого или серого цвета,
Образовались сланцы в озёрах .

состоят из  продуктов разложения водорослей и моллюсков, скелетов рыб, животных  и  кальцита, доломита, кварца.

Свойство – горючесть

Используют как  топливное сырье и в химической промышленности: делают топливное масло, клеи, моющие средства, ихтиол

Образовались  более 1 млрд лет.
Залежи горючих сланцев – это пласты толщиной в несколько метров.

Средний Сырт, около Сызрани

                                 

                                 

5 группа «Сера»

Описание

Свойства

Применение

Месторожде-

ние в Самаре

Сера-  минерал лимонно-желтого цвета или коричневатого

 Очень хрупкий,  чувствительна к повышенным температурам, растрескивается даже от теплоты рук. От спички она легко плавится и загорается голубым пламенем

Производство серной кислоты,  используется в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями, в резиновом производстве, при изготовлении спичек, красок, пиротехники.

Сера- в Сокольих горах

 4.Применение знаний на практике.

Вы изучили полезные ископаемые в Самарской области.

Нужно обозначить их  месторождения   на моей карте.  (по 2-3) значками, которые у вас в группах на парте.

-Где в жизни мы встречаемся с природными ископаемыми?( слайд №   )

-О каких полезных ископаемых не говорили? О них дополнительно узнайте дома.

- Как нужно относиться к полезным ископаемым? (вывод на слайде)

5.Рефлексия (слайд №   )

А) Оцените свою работу ну уроке и продолжите фразы….

 Я узнал…  Мне было интересно… Я хочу узнать…

Б) Оцените свою работу в группе

На все ваши вопросы дали ответ – зеленый

Не все дали ответ – красный

В) Посоветуйтесь и оцените работу всей группы

Дружно, без нарушений групповых правил – зеленый

Были нарушения, не дружно - красный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 4 класс "Животноводство в нашем крае"

Тема:Животноводство в нашем краеЦели:Сформировать представления учащихся об отрасли сельского хозяйства - животноводстве. Познакомить с отраслями животноводства, которые развиты в нашем районе.Р...

Конспект урока по окружающему миру. 4 класс. "Полезные ископаемые".

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему  "Полезные ископаемые". УМК "Школа России". Учебник Плешаков А.А....

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Животноводство в нашем крае" 4 класс

Презентация к уроку по предмету "Окружающий мир" в 4 классе.(А.Плешаков. "Школа России"). Основные направления животноводства в Крыму....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс. Полезные ископаемые.

Конспект урока для 3 классапо окружающему миру...

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Водные богатства нашего края"

Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему: "Водные богатсво нашего края". УМК "Школа России"...

Урок окружающего мира на тему "Водные богатства нашего края".

Составленная технологическая карта позволяет дать представления о водоемах, их видах. Знакомит с водоемами нашего края и их особенностью....

Урок окружающего мира 4-й класс "Водоемы нашего края "

Кейс-урок по окружающему миру УМК "Планета знаний" 4-й класс. Авторы учебника Г.Г.Ивченкова , И.В.Потапов.Урок построен с использованием исследовательской работы и групповой формы работ...