Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Юмашева Ольга Михайловна

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России. В соответствии с :

1.         Примерной программой начального общего образования, разработанной на основе стандарта второго поколения,  планируемых результатов начального общего образования, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

2.         Авторской программы Плешакова А.А. Окружающий мир.

приведённой в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Сборник рабочих программ. М.: «Просвещение», 2011, приведённой в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (2009 г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc91 КБ
Microsoft Office document icon okruzh._mir_2klass.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России. В соответствии с :

1.        Примерной программой начального общего образования, разработанной на основе стандарта второго поколения,  планируемых результатов начального общего образования, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

2.        Авторской программы Плешакова А.А. Окружающий мир.

приведённой в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Сборник рабочих программ. М.: «Просвещение», 2011, приведённой в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (2009 г.)

Цели изучения курса:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основные задачи содержания курса:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

              Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 
1) идея многообразия мира;
 
2) идея целостности мира;
 
3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. 
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых
.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.

1 КЛАСС (66 ч)

Введение (1 ч)

Знакомство с учебником и учебными пособиями.

Что и Кто? (20 ч)

Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?

Как, откуда и куда? (12 ч)

Как живет семья? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

Где и когда (11 ч)

Когда учиться интересно? Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед Когда мы станем взрослыми?

Почему и зачем? (22 ч)

Почему Солнце светит днем, а солнце ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?

2 КЛАСС (68 ч)

Где мы живем? (4 ч)

Родна страна. Город и село. Природа и рукотворный мир. Наш адрес в мире.

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к осени. Звездное небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух и про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга.

Жизнь города и села (10 ч)

Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме.

Здоровье и безопасность (9 ч)

Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы.

Общение (7 ч)

Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры.

Путешествия (18 ч)

Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне. Россия на карте. Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по Оке. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Впереди лето.

3 КЛАСС (68 ч)

Как устроен мир? (6 ч)

Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.

Наша безопасность (7 ч)

Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.

Чему учит экономика (12 ч)

Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.

Путешествия по городам и странам (15 ч)

Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.

4 КЛАСС (68 ч)

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо – Великая книга Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества.

Природа России (10 ч)

Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

Родной край – часть большой страны (15 ч)

Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных водах. Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае.

Страницы всемирной истории (5 ч)

Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории 19 века. Россия вступает в 20 век. Страницы истории 1920 – 1930-х годов. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.

Современная Россия (9 ч)

Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России.

Место предмета в базисном учебном плане

Курс «Окружающий мир» рассчитан на 270 часов. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебных недель), во 2 – 4 классах по 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и

общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём

многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к

познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное

сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в

любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог

преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к

поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой

личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое,

психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе,

историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Результаты изучения курса «Окружающий мир»

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение

личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за

свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и

национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального

российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных

ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его

органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре

других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и

развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной

деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том

числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,

социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных

ситуаций;

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении

метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять

наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для

создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и

практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и

коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных

задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом

учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,

организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком-

муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета

«Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-

следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать

возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о

распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный

контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и

поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,

процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,

технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные

результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости

за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей

семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической

грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,

норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,

измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных

архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации – русского языка*;

умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме обрядов и обычаев традиционного календаря разных народов России и в форме праздников общегражданского календаря;

целостный взгляд на мир через знакомство с разнообразием природы в годовом цикле сезонов;

представление о разнообразии календарных традиций народов России и о гармоничном единстве жизни человека и природы в течение года;

представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов  России, выступающей в разнообразных культурных формах сезонного труда и праздничных обычаев  людей в течение года;

представление о навыках адаптации в мире через осознание ритмичности природного времени  в годовом цикле и единства жизни человека и природы в течение года;

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

представление о  социальной роли ученика (понимание и принятие норм и правил школьной жизни, в том числе – организации и подготовки общих праздничных событий в течение года);

познавательные мотивы учебной деятельности;

представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям* в меняющихся природных и социальных условиях жизни в течение года;

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные:

Обучающийся научится:

понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времен года).

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);

готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети;

называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;

определять стороны горизонта;

находить на глобусе океаны и материки;

перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, определять количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность;

перечислять времена года в правильной последовательности;

измерять температуру;

кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике;

находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года, которые отразились в старинных названиях месяцев;

называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в неживой природе;

узнавать вечнозеленые хвойные растения средней полосы России;

перечислять цветы, которые видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью, весной;

отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;

определять, чем отличаются насекомые от паукообразных;

различать перелетных и зимующих птиц;

приводить примеры невидимых нитей в осеннем, зимнем, весеннем лесу;

соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний период;

перечислять правила охраны природы в разные времена года;

определять даты зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря);

находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду;

называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения;

характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края;

называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы);

находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.

                                                      2 класс

Программа разработана на основе авторской программы по окружающему миру Плешаков А.А. Окружающий мир. 2кл утверждённой МО РФ.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год-2 часа в неделю.

Для реализации программного содержания используются:

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1кл Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.;
  2. Сборник рабочих программ «Школа России» М. : Просвещение, 2011;

Содержание изучаемого курса во 2 классе.

Где мы живем?

Родная страна. Город и село. Проект «Родной город (село)». Природа и рукотворный мир. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем»

Природа

Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к осени (экскурсия). В гости к осени (урок). Звездное небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух и про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга. Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту». Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

Жизнь города и села

Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. Проект «Профессии». В гости к зиме (экскурсия). В гости к зиме (урок). Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

Здоровье и безопасность

Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».

Общение

Наша дружная семья. Проект «Родословная». В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».

Путешествия

Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне (экскурсия). В гости к весне (урок). Россия на карте. Проект «Города России». Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Проект «Страны мира». Впереди лето. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».

В ходе изучения курса «Окружающий мир» 2 класс будут формироваться  личностные результаты:  

1) формирование  чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;  

2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

3)   развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;  

5) развитие   доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;  

6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;  

7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов    

 таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

2) освоение основных  способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её

реализации;  

 4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

 5)  использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для

решения коммуникативных и познавательных задач;

6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном

пространстве сети Интернет);

       7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных    

        точек зрения и права каждого иметь свою;  

      8) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в    

      совместной деятельности;  

 

 При изучении курса «Окружающий мир» у уч-ся 2 класса достигаются следующие предметные результаты: 

  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения,
  2. открытия, победы;
  3. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе    

нашей страны, её современной жизни;

  1. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил

нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  1. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение,

классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).



Предварительный просмотр:

п/п

Наименование

раздела

программы

Тема занятий

Кол-во

час.

Тип

урока

Элементы содержания

Предметные результаты (ученик научится)

Характеристика деятельности уч-ся

Универсальные учебные действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

1

Где  мы  живём (4ч)

Родная страна

1

Комбинированный

Знакомство с целями и задачами урока. Имя родной страны- Россия.Государственные символы России.Россия- многоциональная страна.Государственный язык.

различать государственные  символы России от символов других стран; различать национальные языки.

Получит возможность научиться извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона.

государственные символы нашей страны.    

установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-задавать вопросы;

чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю

восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

2

Город и село.

Проект»Родное село»

1

Комбинированный

Харктерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественное занятие жителей города и села. Наше село.проект «Родное село»

объяснять характерные особенности городских и сельских поселений; собирать информацию для проекта; описывать предметы на основе предложенного плана.

Получит возможность научиться извлекать из различных источников сведения о родном селе

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Различать государственные символы России (герб, Флаг, гимн),

различать национальные языки и государственный язык России; 

-построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- учитывать установленные правила

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

-формулировать собственное мнение и позицию;

- уважение истории и культуры каждого народа; чувство сопричастности и гордости за свое село

3

Природа и рукотворный мир

1

Комбинир

-объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру.

оценивать собственное отношение к окружающему миру; различать объекты природы и предметы рукотворного мира.

Получит возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение.

 различать объекты природы и предметы рукотворного мира

анализ истинности утверждений; самостоятельное выделение и формулирование цели;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль

формулировать собственное мнение и позицию;

внутренняя позиция

4

Проверим себя

1

Комбинир

Природа - это весь многообразный мир, который окружает человека и может существовать без его участия.

Проверка знания и умений учащихся

Научатся оценивать свои результаты

анализ истинности утверждений; самостоятельное выделение и формулирование цели;

- осуществлять итоговый

контроль

формулировать собственное мнение и позицию;

5

Природа

(20 ч)

Неживая

и живая
природа

1

Комбинированный

Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличии от неживой природы. Связь между живой и неживой природой.

различать объекты живой и неживой природы.

Получит возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение.

- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы.

-принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

-учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

-строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-задавать вопросы;

-контролировать действия партнера;

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

6

Явления
природы

1

Комбинированный

Природные явления. Сезонные изменения в природе

– различать объекты природы

и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы;

– определять признаки сезонных изменений в природе;

- вести наблюдения в природе под руководством

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).

-строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

 выделять существенную информацию из текстов разных видов;

адекватно использовать речевые средства для решения задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

внутренняя позиция школьника

7

Что такое  погода

1

Комбинированный

Знакомство с условными метеорологическими состояниями природы. Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя

 записывать температуру воздуха. Опыты

с природными объектами, простейшие измерения температуры воздуха, воды– определять признаки сезонных изменений в природе;

-вести наблюдения в природе под руководством учителя;

выполнять правила поведения в природе

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

контролировать действия

внутренняя позиция школьника

9

Урок-экскурсия «В гости к осени» (экскурсия)

1

Комбинир

Особенности времен года (на основе наблюдений). Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки осени в неживой природе

– устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой

и живой природе;

– выполнять правила поведения в природе

-основные признаки времен года в природе

-вести наблюдения в природе

принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

задавать вопросы;

-контролировать действия партнера;

10

Звездное небо

1

Комбинир

Земля – планета

сопоставление иллюстрацийс описанием созвездия

– работать с картой звездного неба;

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете

:

-вести наблюдения в природе под руководством учителя.

установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

-построение логической цепочки рассуждений,

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

формулировать собственное мнение и позицию;

-  чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю

11

Заглянем в кладовые Земли

1

Комбинир

Особенности горных породи минералов исследование с помощью лупы состава гранита, рассматривание образцов полевого шпата, кварца и слюды;

Учить различать составные части грани та

различать части гранита, горных пород и минералов

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей   учитывать правило в планировании и контроле способа решения

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

12

Про воздух

1

Комбинир

О чистом воздухе и его необходимости для жизни людей и растений. Загрязнение воздуха отравляющими веществами

– определять свойства воздуха;

– определять признаки сезонных изменений в природе;

– определять температуру воздуха, воды и тела человека

-вести наблюдения в природе под руководством учителя;

-установка на здоровый образ жизни;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

-учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

использовать речь для регуляции своего действия;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

-установка на здоровый образ жизни;

13

И про воду

1

Комбинир

Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды. Вода в природе. Охрана воды

– называть свойства воды;

– роль воды для живой природы;

– называть очистительные сооружения

-вести наблюдения в природе под руководством учителя;

-выполнять правила поведения в природе.

учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

-строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

О-риентироваться на разнообразие способов решения задач

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

установка на здоровый образ жизни;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

14

Какие бывают растения?

1

Практическая

работа

Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения родного края (различие)

– определять растения;

– называть дикорастущие и культурные растения родного края (различие

-растения дикорастущие;

-кустарники, деревья, травы;

некоторые охраняемые растения своей местности.

-различать изучаемые группы растений.

-учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно использовать речевые средства

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

15

Какие бывают животные?

1

Комбинир

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности).

Взаимосвязь растений и животных

раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2–3 примера

-различать изучаемые группы животных. -животные дикие и домашние;

-насекомые, рыбы, птицы, звери;

-некоторые   охраняемые животные своей местности.

-учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

-использовать речь для регуляции своего действия;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

-установка на здоровый образ жизни

16

Невидимые нити

1

Комбинир

Связи между живой и неживой природой. Связи человека с окружающей природой

устанавливать взаимосвязи

в природе

- -различать изучаемые группы растений и животных. растения дикорастущие

деревья, кустарники, травы,

-животные дикие и домашние;

-насекомые, рыбы, птицы, звери;

-некоторые охраняемые растения и животные.

целеполагание, планирование,

моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач

использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге;     самовыражение: монологические высказывания разного типа

жизненное само-

определение

17

Дикорастущие и

культурные растения

1

Комбинир

Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение).

Дикорастущие и культурные растения родного края (различие

– делить растения на дикорастущие (деревья, кустарники, травы) и культурные (овощные, плодовые, зерновые, декоративные прядильные);

– различать части растений, отображать их на рисунке;

– оценивать воздействие человека на природу, выполнять правила поведения в природе и участвовать в её
охране

-различать изучаемые группы растений  дикорастущие

деревья, кустарники, травы,

-животные дикие и домашние;

-насекомые, рыбы, птицы, звери;

-некоторые охраняемые растения и животные.

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

использовать речь для регуляции своего действия;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

18

Дикие и домашние животные.

1

Комбинир

Деление на домашних и диких животных. Особенности жизни, питания, ухода,

выращивание детёнышей

раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2–3 примера

-различать изучаемые группы

животные дикие и домашние;

-насекомые, рыбы, птицы, звери;

принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

-задавать вопросы;

-контролировать действия партнера;

-использовать речь для регуляции своего действия;

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

-широкая мотивационная основа учебной деятельности

19

Комнатные растения

1

Практическая

работа

Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение).

выполнять практическую работу по уходу и пересадке комнатных растений

различать изучаемые группы

животные дикие и домашние;

-насекомые, рыбы, птицы, звери;

принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

-задавать вопросы;

-контролировать действия партнера;

-использовать речь для регуляции своего действия;

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

-широкая мотивационная основа учебной деятельности

20

Животные

живого уголка

1

Комбинир

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения

правильно ухаживать за животными живого уголка

различать изучаемые группы

животные дикие и домашние;

-насекомые, рыбы, птицы, звери;

принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

-задавать вопросы;

-контролировать действия партнера;

-использовать речь для регуляции своего действия;

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

-широкая мотивационная основа учебной деятельности

21

Про кошек

и собак

1

Комбинир

Ответственность за животных, бережное отношение к животным.

Наиболее распространенные породы кошек и собак

называть редкие породы кошек и собак;

– характеризовать условия жизни кошек и собак

различать изучаемые группы

животные дикие и домашние;

-насекомые, рыбы, птицы, звери;

принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

-задавать вопросы;

-контролировать действия партнера;

-использовать речь для регуляции своего действия;

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

-широкая мотивационная основа учебной деятельности

22

Красная
книга

1

Комбинир

Правила поведения в природе. Влияние деятельности человека на природу.

Охрана природных богатств

правила поведения в природе

местности.

-различать изучаемые группы растений и животных. -некоторые охраняемые растения и животные своей

принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей -выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

задавать вопросы;

-контролировать действия партнера;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,

23

Будь природе другом. Проект «Красная книга»

1

Урок-КВН

Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу.

Охрана природных богатств

объяснять экологические знаки;

– выполнять правила поведения в природе

-различать изучаемые группы растений -некоторые охраняемые растения и животные своей

принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

задавать вопросы;

-контролировать действия партнера;

-использовать речь для регуляции своего действия;

24

Проверим себя

1

Комбинир

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

- способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.

Проверка знания и умений учащихся внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

- способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.

Научатся оценивать свои результаты

анализ истинности утверждений; самостоятельное выделение и формулирование цели;

- осуществлять итоговый

контроль

формулировать собственное мнение и позицию;

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения

25

Жизнь  города  и  села
(10 ч)

Город и село

1

Комбинир

Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности

первоначальные представления о жизни города и села, об отдельных производственных процессах

-основные сведения о своем городе;

-домашний адрес.

-вести наблюдения за жизнью город-основные сведения о своем городе;

а.

-принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач

задавать вопросы;

-контролировать действия партнера;

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения

26

Из чего что сделано

1

Комбинир

Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий)

определять материалы, из которых изготовлены товары

-вести наблюдения за объектами живой и неживой природы

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач

задавать вопросы;

-контролировать действия партнера;

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, принятия образца «хорошего ученика»;

27

Как построить новый дом

1

Комбинир

Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий)

рассказывать о строительстве домов в городе и селе

проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края.

-принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач

задавать вопросы;

-контролировать действия партнера;

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, принятия образца «хорошего ученика»;

28

Какой бывает транспорт

1

Комбинир

Человек – член общества. Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий)

приводить примеры различных видов транспорта

приводить примеры различных видов транспорта

-принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач

задавать вопросы;

-контролировать действия партнера;

-внутренняя позиция школьника, принятия образца «хорошего ученика»;

29

Культура и образование

1

Комбинир

Понятие о культурных и образовательных учреждениях

называть профессии в сфере образования и культуры

-основные сведения о своем городе;

-вести наблюдения за жизнью города.

Определять цель деятельности на уроке Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация

задавать вопросы;

-контролировать действия партнера;

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки,

30

Все профессии важны. Проект « Профессии»

1

Комбинир

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

- способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.

принимать и сохранять учебную задачу; Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач

задавать вопросы;

-контролировать действия партнера;

Слушать и понимать речь других.

внутренняя позиция школьника

31

В гости к зиме

1

экскурсия

Времена года. Особенности времен года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий)

проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе

-основные признаки времен года в природе

-вести наблюдения в природе

принимать и сохранять учебную задачу; Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач

задавать вопросы;

-контролировать действия партнера;

Слушать и понимать речь других.

внутренняя позиция школьника

32

В гости к зиме

1

Комбинир

Особенности времен года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа Понимание связи неживой и живой природы. Жизнь птиц зимой

называть особенности ели и жизни животных, связанных с этим деревом

-основные признаки времен года в природе

-вести наблюдения в природе

принимать и сохранять учебную задачу; Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач

задавать вопросы;

-контролировать действия партнера;

Слушать и понимать речь других.

внутренняя позиция школьника

33

Проверим себя

1

Комбинир

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

- способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.

Проверка знания и умений учащихся

оценивать свои достижения

принимать и сохранять учебную задачу;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач

задавать вопросы;

-контролировать действия партнера;

внутренняя позиция школьника

34

Презентация проектов «Родное село» «Красная книга», «Професии»

1

Комбинир

Представление результатов проектной деятельности

Проверка собственных знаний и умений

выступать с подготовленными сообщениями

принимать и сохранять учебную задачу; Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач

задавать вопросы;

-контролировать действия партнера;

внутренняя позиция школьника

35

Здоровье  и  безопасность (9 ч

Строение тела человека

1

Комбинир

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

– определять органы человека;

– рассказывать о функции основных систем органов строения человека

-строение тела человека.

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:

36

Если хочешь быть здоров

1

Урок – путешес- твие по городу «Здоро-вейску»

Режим дня школьника.
Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение
(на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре).

Правила организации домашней учебной работы

– выполнять режим дня, режим питания;

– вести здоровый образ жизни

-строение тела человека;

-правила личной гигиены.

-выполнять  правила личной гигиены.

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:

37

Берегись

автомобиля!

1

Урок-КВН

Правила движения по загородной дороге

выполнять правила дорожного движения

-правила безопасного поведения на улице.

-выполнять правила

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Добывать новые знания: извлекать информацию

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:

38

Школа пешехода

1

Комбинир

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах.

выполнять правила дорожного движения

-правила безопасного поведения на улице.

-выполнять правила

Определять цель деятельности на уроке

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:

39

Домашние опасности

1

Комбинир

Правила противопожарной безопасности, обращения с острыми предметами.

-выполнять правила безопасного поведения дома

-правила безопасного поведения в быту.

-выполнять правила безопасного поведения в быту

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

-выполнять правила безопасного поведения дома

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:

40

Пожар

1

Комбинир

Противопожарная безопасность.

безопасное поведение на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре)

-выполнять правила безопасного поведения дома

-правила безопасного поведения в быту.

-выполнять правила безопасного поведения в быту

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

Выразительно читать и пересказывать текст.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:

41

На воде и в лесу

1

Комбинир

Безопасное поведение на дорогах, в лесу, на водоеме

-выполнять правила безопасного поведения на водоемах

-правила безопасного поведения -

-выполнять правила безопасного поведения

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

Выразительно читать и пересказывать текст.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:

42

Опасные незнакомцы

1

Комбинир

Грибы: съедобные и ядовитые (на примере своей местности).

Животные и их разнообразие.

– правильно вести себя на природе;

-выполнять

правила поведения в природе.

Определять цель деятельности на уроке

Грибы: съедобные и ядовитые (на примере своей местности).

Животные и их разнообразие.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:

43

Проверим себя

1

Комбинир

Проверка знания и умений учащихся

оценивать свои достижения

Определять цель деятельности на уроке

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы

Вступать в беседу на уроке и в жизни

44

общение 7 ч

Наша дружная семья

1

Комбинир

Ввести понятие «культура общения» (в семье). Труд

и отдых в семье.

Внимательные и заботливые отношения между членами семьи

выполнять элементарные

нормы общения в семье, в школе

-имена и отчества родителей.

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы

Вступать в беседу на уроке и в жизни

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила

45

Проект»РОдословная»

1

Комбинир

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

- способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы

Вступать в беседу на уроке и в жизни

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила

46

В школе

1

Комбинир

Правила поведения и культура общения в школе. Школьные товарищи, друзья.

Совместные игры, учеба, отдых.

Инсценировка школьных ситуаций

применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах

-правила поведения при контактах с людьми.

-выполнять правила поведения в общественных местах.

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы

Вступать в беседу на уроке и в жизни

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила

47

Правила вежливости

1

Комбинир

Человек - член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми Культура поведения в школе.

Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Вежливые слова.

Культура телефонного разговора. Понятие «культура

– выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе;

 – выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы

Вступать в беседу на уроке и в жизни

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила

48

Ты и твои друзья

1

Комбинир

Человек - член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми

-правила поведения при контактах с людьми.

-выполнять правила поведения в общественных местах.

Определять цель деятельности на уроке

Добывать новые знания: находить необходимую информацию

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила

49

Мы – зрители и пассажиры

1

Комбинир

Культура поведения в общественных местах.

Правила для пассажиров

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила

50

Проверим себя

1

Комбинир

Проверка знания и умений учащихся

оценивать свои достижения

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Перерабатывать полученную информацию:

Слушать и понимать речь других.  Учиться выполнять различные роли в группе

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила

51

Путешествия (18 ч)

Посмотри

вокруг…

1

Комбинир

Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса.

Горизонт. Линии горизонта. Основные стороны горизонта. Промежуточные стороны горизонта

– ориентироваться на местности

с помощью компаса;

– показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки;

– устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

– различать по карте и показывать различные формы земной поверхности

-основные стороны горизонта.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Работать по предложенному плану

Добывать новые знания: находить необходимую информацию       Совместно договариваться  

Слушать и понимать речь других

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

52-53

Ориентирование на местности

2

Комбинир

Определение сторон горизонта по компасу

– ориентироваться на местности

с помощью компаса;

– показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря,

реки

-основные стороны горизонта;

-устройство и назначение компаса.

-определять основные стороны горизонта с помощью компаса.

54

Формы земной поверхности

1

Комбинир

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте).

– показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря,

реки

-основные формы земной поверхности

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи

Слушать и понимать речь других  Учиться выполнять различные роли в группе

Оценивать жизненные ситуации

55

Водные богатства

1

Комбинир.

- различение водоёмов естественного и искусственного происхождения, узнавание их по описанию;

Разнообразие водоемов: река, пруд, озеро, море и т. д. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)

– ориентироваться на местности с помощью компаса;

 – показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки;

– различать по карте и показывать различные водоемы

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Работать по предложенному плану

 Совместно договариваться

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Оценивать жизненные ситуации

56

В гости

к весне

1

Комбинир

Особенности времен года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий).

устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой

и живой природе

-основные признаки времен года в природе

-вести наблюдения

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи

Слушать и понимать речь других Учиться выполнять различные роли в группе

Оценивать жизненные ситуации

57

В гости

к весне

1

экскурсия

Особенности времен года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий).

устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой

и живой природе

-основные признаки времен года в природе

-вести наблюдения в природ

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Совместно договариваться      

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

58

Россия на карте

1

Комбинир

Изображение нашей страны на карте.

Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Россия – наша Родина.

Города России (2–3): названия, достопримечательности, расположение на карте

название нашей страны и ее столицы

-название нашей страны и ее столицы.

-приводить примеры достопримеча-тельностей Москвы.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Работать по предложенному плану

Совместно договариваться  Учиться выполнять различные роли в группе

Донести свою позицию до других:   Слушать и понимать речь других

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

59

Проект»Города России»

1

Распределение обязанностей по выполнению проекта;

-в дополнительных источниках находить сведения  об истории и достопримечательностях избранного для исследования города;

-название нашей страны и ее столицы, городов

.

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

60

Путешествие по Москве

1

Комбинир

Изображение нашей страны на карте.

Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Россия – наша Родина.

Города России (2–3): названия, достопримечательности, расположение на карте

– показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря,

реки;

– различать по карте и показывать различные формы земной поверхности;

– показывать на карте город Моск-

ву – столицу России, называть 2–3 достопримечательности;

– показывать на карте границы России, 1–2 города, столицу России, родной город

– показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря,

реки; внутренняя Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

-название нашей страны и ее столицы.

-приводить примеры достопримеча-тельностей Москвы.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Работать по предложенному плану

Совместно договариваться  Учиться выполнять различные роли в группе

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи   Слушать и понимать речь других

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор

61

Московский кремль

1

Комбинир

Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Россия – наша Родина.

– показывать на карте город Москву – столицу России, границы России, 1–2 города, столицу России, родной город

-приводить примеры достопримеча-тельностей Москвы.

Работать по предложенному плану

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи

Вступать в беседу на уроке и в жизни

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор

62

Город на Неве.

1

Комбинир

Изображение нашей страны на карте.

Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Россия – наша Родина.

Города России (2–3): названия, достопримечательности, расположение на карте

– показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки;

– различать по карте и показывать различные формы земной поверхности;

-приводить примеры достопримеча-тельностей Санкт-Петербурга

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Работать по предложенному плану

Совместно договариваться  Учиться выполнять различные роли в группе                                                                                                                                          

Вступать в беседу на уроке и в жизни   Слушать и понимать речь других и Учиться выполнять различные роли в группе

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

63

Путешествие по планете

1

Комбинир

Глобус. Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте).
Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода

ориентироваться на местности с помощью компаса;

показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки;

различать по карте и показывать различные формы земной поверхности

-название нашей страны и ее столицы.

Уметь:

-приводить примеры достопримечательностей Москвы

Знать:

-название нашей страны и ее столицы.

Уметь:

-приводить примеры достопримечательностей городов

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Совместно договариваться   Учиться выполнять различные роли в группе

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи   Слушать и понимать речь других

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

64

Путешествие по материкам

1

Комбинир

Глобус. Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте).
Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода

ориентироваться на местности с помощью компаса;

показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки;

различать по карте и показывать различные формы земной поверхности

-названия других городов и материков

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Работать по предложенному плану

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи

Вступать в беседу на уроке и в жизни  Слушать и понимать речь других

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

65

Страны мира. Проект «Страны мира»

1

Комбинир

Познакомить с некоторыми странами мира. Работа с готовыми моделями (глобус, карта)

ориентироваться на местности

с помощью компаса;

– показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря,

реки, 1–3 страны, столицу

-названия нескольких стран мира.

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор

66

Впереди лето

1

Комбинир

Познакомить с признаками лета.

Правила купания, загара.

Помощь при ожогах

ориентироваться на местности с помощью компаса;

– показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки;

– устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

– различать по карте и показывать различные

-вести наблюдения в природе с помощью учителя.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Работать по предложенному плану

Совместно договариваться  Учиться выполнять различные роли в группе

Вступать в беседу на уроке и в жизни  Слушать и понимать речь других.

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

67

Проверим себя

1

Комбинир

Проверка знганий и умений

- выполнение тестовых заданий учебника;

-оценивание правильности /неправильностипредложенных ответов;

выступать с подготовленным сообщением

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи  Слушать и понимать речь других.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор

68

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мирап»»

1

Комбинир

Представление  результатолв проекта

Презентация проектов

выступать с подготовленным сообщением

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...