Урок окружающего мира. 1класс.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Покровская Юлия Александровна

 

Тема: Твердые тела, жидкости и газы

Цели:

  1. Дать понятие о состоянии  вещества : твердое, жидкое, газообразное.

  2. Познакомить учащихся со свойствами твердых тел, жидкостей и газов.

  3. Развивать аналитико-синтетическую деятельность учащихся: воображение, внимание,  зрительную память, личные качества.

  4. Воспитать бережное отношение к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr.mir_1klass.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

проведенный в 1классе

                                               

Тема: Твердые тела, жидкости и газы

Цели:

  1. Дать понятие о состоянии  вещества : твердое, жидкое, газообразное.

  2. Познакомить учащихся со свойствами твердых тел, жидкостей и газов.

  3. Развивать аналитико-синтетическую деятельность учащихся: воображение, внимание,  зрительную память, личные качества.

  4. Воспитать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование:

Лед,  кипящий чайник, пластмассовые стаканчики, камни, шприцы, освежитель воздуха, листы наблюдения, карточки со словами, резиновый мяч.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.
  • Здравствуйте, садитесь! Сегодня у нас необычный урок окружающего мира: Мы с вами становимся научными сотрудниками и перемещаемся в НИИ. Представьте, что это не класс, а научная лаборатория, а мы ученые.
  • Какими качествами обладают ученые?
  • И мы с вами также сегодня должны быть внимательные, умные, сосредоточенные, любознательные, терпеливые, как настоящие ученые.

  1. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.
  • Тема нашего исследования – свойства веществ и начнем нашу работу с загадки:
  • Я и туча и туман, и ручей, и океан, и летаю, и бегу, и стеклянной быть могу.
  • Что это? (вода).
  • А когда она может быть стеклянной? (когда замерзнет лед).
  • А когда она может быть тучей, туманом да еще и летать? (когда сильно воду нагреть она превратится в пар).
  • А когда она может бежать? (когда она жидкая).
  • Посмотрите: ЛЕД-ВОДА-ПАР. Что общего? (это вода в разных формах).
  • Как из воды получить пар? Лед?
  • Чем отличаются друг от друга лед, вода, пар? (лед твердый, вода жидкая, пар газообразный).
  • Оказывается, все предметы в природе могут быть только в этих трех состояниях. Приведите пример твердых тел, жидкостей, газов.
  • Перед вами лежат карточки со словами. Прочитайте их. Первый ряд подчеркивает твердые тела. Второй ряд жидкости. Третий ряд газы.
  • Какие же три состояния вещества бывают в природе? (вывод).

  1. Совместное открытие нового.
  • Мы должны сегодня выяснить чем же твердые тела, жидкие,     газообразные отличаются друг от друга и определить их свойства. (открываю тему).
  • Для этого проведем три опыта и заполним лист наблюдений.

Физминутка

1 ОПЫТ:

  • Внимание! Разделите все предметы на столе на две группы: сохраняющие форму и не сохраняющие. (шприц, стакан, камень, жидкость).
  • Возьмите камень, сожмите его в руке. Сохраняет форму? (да). Какой вывод сделаем? (твердые тела сохраняют форму) отметим в листе наблюдения.
  • Возьмите стакан с водой. Наклоните в сторону, другую. Что происходит? ( вода тоже наклоняется). Опыт с колбами. Какой вывод сделаем? Отметим в листе наблюдений (вода не сохраняет форму).
  • А газообразные? (какую форму имеет.) возьмите пустой стакан. Он действительно пустой? А что там? (воздух), а какую форму имеет воздух в стакане? В классе? (форму стакана, класса.)
  • Какой вывод сделаем? Воздух принимает (форму сосуда).

Отметим в листе наблюдения.

Вывод по первому опыту:

(Открываю на доске).   Кто?

- А теперь проверим наши предположения по учебнику с. 36 и выполним задание. Как проверить?(стр.37 верх).

2 ОПЫТ:

- Теперь нам нужно выяснить следующий момент: сжимаются ли твердые тела, жидкие, газообразные.

  1. Сжимаем камень. Получилось? (нет)

Отмечаем в листе наблюдения

2) Жидкость сжимать буду я сама, а вы попробуете дома.

- Что наблюдаем? (не сжимается).

Отмечаем в листе наблюдения.

3) Взяли шприцы, вытянули поршень из шприца до середины, а теперь закрыли окошко и давим на поршень.

- Что наблюдаем? (сжимается)

Опыт с мячом.

Отмечаем в листе наблюдений.

Вывод по второму опыту.

3 ОПЫТ:

- Наше исследование подходит к концу, осталось еще одно свойство:

  1. Положите камушек в стакан. Он занял всю емкость? (нет).

Отмечаем в листе наблюдений.

  1. Вода в стакане занимает весь стакан? (нет). А мы можем сделать так, что бы вода заняла всю емкость? (если только нальем полный стакан).

Отмечаем в листе наблюдения.

  1. Возьмите пустой стакан. Он действительно пустой? (нет, там воздух), а можно сделать так, чтобы воздуха было на половину стакана? А на половину класса? (нет).

Отмечаем в листе наблюдений.

Вывод: твердые тела и жидкие не занимают всю емкость, а газ занимает.

- Сейчас я докажу это еще раз: Брызну освежителем воздуха и запах от доски дойдет до последних парт. А вы как почувствуете – поднимите руку.

- Великолепно! Мы подошли к концу нашего исследования! Заполнили таблицу и сделали выводы.

- Чем же твердые тела, жидкие и газы отличаются друг от друга?

Физминутка.

  1. Первичное закрепление.

–  А теперь поиграем. Я называю слова русского языка, а вы говорите какому из выделенных групп веществ можно их применить:

Лить, резать, вдыхать, пить, есть, глотать, кидать, носить.( ОБЖ!!!)

–    Отгадайте что это?

*сладкий, твердый, белый (сахар)

*белое, жидкое, полезное (молоко)

*бесцветный, газообразный, невидимый (воздух).

  • Насколько легче отгадать неизвестное вещество, если известно, в твердом, жидком или газообразном состоянии оно находится!

  1. Итог урока.
  • Итак, юные ученые, какие выводы мы можем сделать в конце нашего исследования?  

Резерв:

  • Ой, посмотрите, что произошло со льдом? (растаял).
  • И превратился в воду. Вода- это уникальное вещество, которая может быть в трех состояниях.
  • А где мы можем наблюдать переход воды из одного состояния в другое в природе?
  • Я расскажу вам сказку о путешествии воды (учебник стр. 39)
  • Понравилась вам моя сказка?
  • А какие вы знаете сказки о превращениях воды? «Снегурочка», «Лубяная избушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа и мы. Наука «экология» Урок окружающего мира, 1класс

Материал занкомит учащихся наукой "Экологией"...

Урок окружающего мира 1класс

 Разработка урока  окружающий  мир по УМК " Школа России"  1класс....

Урок окружающего мира 1класс "Звери-млекопитающие" УМК "Начальная школа 21 век"

Тема урока: Звери- млекопитающие.  1 класс.Задачи.Образовательные:Дать понятие «насекомоядные», «растительноядные», «хищники», «всеядные».Закрепить понятие «млекопитающие», Развивающие...

Урок окружающего мира 1класс УМК ПНШ Тема "Природа и её сезонные изменения"

Урок по окружающему миру на тему "Природа и её сезонные изменения" (1 класс по УМК "Перспективная начальная школа"....

Урок окружающего мира 1класс УМК ПНШ Тема "Природа и её сезонные изменения"

Урок по окружающему миру на тему "Природа и её сезонные изменения" (1 класс по УМК "Перспективная начальная школа"....

Урок окружающего мира 1класс УМК ПНШ Тема "Природа и её сезонные изменения"

Урок по окружающему миру на тему "Природа и её сезонные изменения" (1 класс по УМК "Перспективная начальная школа"....