Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс.
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова. Соответствует ФГОС НОО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_okruzhayushchiy_mir_1_kl.doc292.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по учебному предмету «Окружающий мир»

образовательная область

«Обществознание и естествознание (окружающий мир)»

 

для 1 «А» класса

2013 год


Пояснительная записка

      Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе авторской программы А.А.Плешакова по окружающему миру,  утверждённой Министерством образования и науки РФ (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2011), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта второго поколения начального общего образования и с учётом рекомендаций инструктивно-методического письма департамента образования Белгородской области, Белгородского института развития образования «О преподавании предметов в начальной школе в условиях перехода на ФГОС  в Белгородской области в 2013-2014 учебном году».

     Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  • А.А.Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
  • А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.
  • А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

Общая характеристика учебного курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности обучающихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности обучающихся, к которым относятся:    

  • распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
  • моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
  • эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Работа с детьми, начатая на уроках, продолжается в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.

Место учебного предмета в учебном плане

      Предмет «Окружающий мир» входит в область «Обществознание и естествознание (окружающий мир)», изучается 66 ч (2 раза в неделю).

      С целью оптимизации учебной деятельности первоклассников используются следующие формы организации учебного процесса: индивидуальные, парные, групповые, а также нетрадиционные формы проведения урока.

       Урок является основной формой организации учебного процесса для решения задач данной программы. Текущий контроль осуществляется в форме проверочных работ, устного опроса, итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Комплексная работа – 1.

         Практические работы – 22.

Ценностные ориентиры содержания предмета

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты 

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание учебного предмета

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Правила поведения в природе.

Общее представление о строении тела человека. Гигиена отельных систем органов. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.

Человек и общество

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых..

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Характеристика

основной деятельности

обучающегося

Часы

учебного

времени

Плановые

сроки

прохождения

Примечание

I четверть (16 ч)

1

Задавайте вопросы!

Задавать вопросы.

Вступать в учебный диалог.

Пользоваться условными обозначениями учебника.

Оценивать результаты своей работы на уроке.

1

05.09.

Что и кто? (20 ч)

2

Что такое Родина?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Работать с картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей.

Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России.

Рассказывать о малой родине и Москве как столице государства.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

06.09

3

Что мы знаем о народах России?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов.

Рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках.

Обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью.

Находить информацию о народах своего края.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

12.09.

4

Что мы знаем о Москве?

Подготовительная работа к созданию проекта «Моя малая Родина».

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Извлекать из иллюстраций учебника нужную информацию о Москве.

Узнавать достопримечательности столицы.

Рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников.

Фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины.

Находить в семейном фотоархиве соответствующий материал.

Интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины.

Составлять устный рассказ.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

13.09

5

Что у нас над головой?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём.

Моделировать форму Солнца.

Моделировать форму созвездий.

Находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради).

Оценивать свои достижения на уроке.

1

19.09

6

Что у нас под ногами?

Практическая работа «Виды камней».

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам.

Определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя.

Различать гранит, кремень, известняк.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

20.09

7

Что общего у разных растений?

Практическая работа «Части растений».

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить.

Извлекать из иллюстраций учебника нужную информацию.

Находить у растений их части, показывать и называть.

Различать цветки и соцветия.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

26.09

8

Что растёт на подоконнике?

Практическая работа «Комнатные растения».

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить.

Наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам.

Определять комнатные растения с помощью атласа-определителя.

Различать изученные растения.

Приводить примеры комнатных растений.

Рассказывать об особенностях любимого растения.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

27.09

9

Что растёт на клумбе?

Практическая работа «Растения клумбы, цветника».

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить.

Наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам.

Определять растения цветника с помощью атласа-определителя.

Узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку.

Рассказывать о любимом цветке.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

03.10

10

Что это за листья?

Практическая работа «Лиственные деревья».

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить.

Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях.

Узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях.

Сравнивать и группировать листья по различным признакам.

Определять деревья по листьям.

Описывать внешний вид листьев какого-либо дерева.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

04.10.

11

Что такое хвоинки?

Практическая работа «Хвойные деревья».

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить.

Различать лиственные и хвойные деревья.

Определять деревья с помощью атласа-определителя.

Сравнивать ель и сосну.

Описывать дерево по плану.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

10.10.

12

Кто такие насекомые?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Сравнивать части тела различных насекомых.

Узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

11.10

13

Кто такие рыбы?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Извлекать из иллюстраций учебника нужную информацию.

Моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги.

Узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку.

Описывать рыбу по плану.

Приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

17.10

14

Кто такие птицы?

Практическая работа «Строение пера птицы».

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Извлекать из иллюстраций учебника нужную информацию.

Исследовать строение пера птицы.

Узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку.

Описывать птицу по плану.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

18.10

15

Кто такие звери?

Практическая работа «Строение шерсти животных».

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Извлекать из иллюстраций учебника нужную информацию.

Исследовать строение шерсти зверей.

Узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку.

Устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

24.10

16

Что окружает нас дома?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Характеризовать назначение бытовых предметов.

Находить на рисунке предметы определённых групп.

Группировать предметы домашнего обихода; проводить взаимопроверку.

 Приводить примеры предметов разных групп.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

25.10

II четверть (16 ч)

17

Что умеет компьютер?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Определять составные части компьютера.

Характеризовать назначение частей компьютера.

Сравнивать стационарный компьютер и ноутбук.

Рассказывать (по рисунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни.

Моделировать устройство компьютера.

Соблюдать правила безопасного обращения с компьютером.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

07.11

18

Что вокруг нас может быть опасным?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода.

Характеризовать опасность бытовых предметов.

Формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку.

Моделировать устройство светофора.

Оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

08.11.

19

Проверочная работа по теме «Что и кто?»

Выполнять тестовые задания учебника.

Выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Обсуждать выступления обучающихся.

Оценивать свои достижения и достижения других обучающихся.

1

14.11.

20

Проект «Моя малая Родина».

Выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды).

Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

1

15.11

21

На что похожа наша планета?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Выдвигать предположения и доказывать их.

Рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли.

Моделировать форму Земли.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

21.11

Как, откуда и куда? (12 ч)

22

Как живёт семья?

Подготовительная работа к созданию проекта «Моя семья».

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить.

Рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника.

Называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи.

Рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи.

Оценивать значение семьи для человека и общества.

Отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий.

Интервьюировать членов семьи.

Оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений.

Составлять экспозицию выставки.

Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

1

22.11

23

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Практическая работа «Загрязнение воды и её очистка».

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Прослеживать по рисунку-схеме путь воды.

Обсуждать необходимость экономии воды.

Выяснять опасность употребления загрязнённой воды.

Проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

28.11

24

Откуда в наш дом приходит электричество?

Практическая работа «Электрическая цепь».

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество.

Запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами.

Анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии.

Собирать простейшую электрическую цепь.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

29.11

25

Как путешествует письмо?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Наблюдать за работой почты и рассказывать о ней.

Строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма, проводить взаимопроверку.

Различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

05.12

26

Куда текут реки?

Практическая работа «Изготовление морской воды».

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море.

Сравнивать реку и море.

Различать пресную и морскую воду.

Рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

06.12

27

Откуда берутся снег и лёд?

Практическая работа «Свойства снега и льда».

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов.

Наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

12.12

28

Как живут растения?

Практическая работа «Правила ухода за комнатными растениями».

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях.

Прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения.

Формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений.

Ухаживать за комнатными растениями.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

13.12

29

Как живут животные?

Практическая работа «Правила ухода за животными».

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

19.12

30

Как зимой помочь птицам?

Практическая работа «Изготовление кормушки».

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе.

Обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц.

Изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм.

Запомнить правила подкормки птиц.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

20.12

31

Откуда берётся и куда девается мусор?

Практическая работа «Сортировка мусора».

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации.

Обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора.

Сортировать мусор по характеру материала.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

26.12

32

Проект «Моя семья».

Проверочная работа по теме «Как, откуда и куда?»

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Обсуждать выступления обучающихся.

Выполнять тестовые задания учебника.

Оценивать свои достижения и достижения других обучающихся.

1

27.12

III четверть (18 ч)

33

Откуда в снежках грязь?

Практическая работа «Исследование снежков и снеговой воды».

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений.

Обсуждать источники появления загрязнений в снеге.

Формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

16.01

Где и когда? (11 ч)

34

Когда учиться интересно?

Подготовительная работа к созданию проекта «Мой класс и моя школа».

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы.

Сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе.

Рассказывать о своём учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения.

Фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д.

Коллективно составлять рассказ о школе и классе.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

17.01

35

Когда придёт суббота?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее.

Отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль.

Называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

23.01

36

Когда наступит лето?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года.

Называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым.

Находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

24.01

37

Где живут белые медведи?

Практическая работа «Северный Ледовитый океан и Антарктида на глобусе».

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль.

Приводить примеры животных холодных районов.

Устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

30.01

38

Где живут слоны?

Практическая работа «Экватор и жаркие районы Земли на глобусе».

Понимать учетную задачу урока и стремиться её выполнить.

Находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самопроверку.

Приводить примеры животных жарких районов.

Устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

31.01

39

Где зимуют птицы?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц.

Выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку.

Объяснять причины отлёта птиц в тёплые края.

Приводить примеры зимующих и перелётных птиц.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

06.02

40

Когда появилась одежда?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку.

Отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов.

Различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

07.02

41

Когда изобрели велосипед?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Сравнивать старинные и современные велосипеды.

Извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку.

Обсуждать роль велосипеда в нашей жизни.

Запомнить правила безопасной езды на велосипеде.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

20.02

42

Когда мы станем взрослыми?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Сравнивать жизнь взрослого и ребёнка.

Определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем.

Рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

21.02.

43

Проверочная работа по теме «Где и когда?»

Выполнять тестовые задания учебника.

Оценивать свои достижения и достижения других обучающихся.

1

27.02

44

Проект «Мой класс и моя школа».

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Обсуждать выступления обучающихся.

Презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами).

Оформлять фотовыставку.

Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

1

28.02

Почему и зачем? (22 ч)

45

Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца.

Моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку.

Моделировать созвездие Льва.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

06.03

46

Почему Луна бывает разной?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны.

Моделировать из пластилина форму Луны.

Рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными, осуществлять самопроверку.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

07.03

47

Почему идёт дождь и дует ветер?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Наблюдать за дождями и ветром.

Рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра; осуществлять самопроверку.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

13.03

48

Почему звенит звонок?

Практическая работа «Возникновение и распространение звуков».

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира.

Исследовать возникновение и распространение звуков.

Обсуждать, почему и как следует беречь уши.

Высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопроверку.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

14.03

49

Почему радуга разноцветная?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника.

Запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма.

Высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку.

Отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

20.03

50

Почему мы любим кошек и собак?

Практическая работа «Предметы ухода за кошкой и собакой».

Подготовительная работа к созданию проекта «Мои домашние питомцы».

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку).

Обсуждать наше отношение к домашним питомцам.

Рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой.

Познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением.

Участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца.

Наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений.

Фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях.

Составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

21.03

IV четверть (16 ч)

51

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку.

Рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном.

Устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

03.04

52

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса.

Объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину.

Оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушивания) рассказов из книги «Великан на поляне».

Формулировать правила поведения в природе.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

04.04

53

Зачем мы спим ночью?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека.

Рассказывать о правилах подготовки ко сну, использовать для выполнения задания цветные фишки, осуществлять взаимопроверку.

Оценивать правильность своей подготовки ко сну.

 Рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы».

Оценивать свои достижения на уроке.

1

10.04

54

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их, осуществлять самопроверку.

Находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма.

Запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

11.04

55

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Практическая работа «Правила чистки зубов и мытья рук».

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук.

Отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение.

Рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки.

Осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук.

Формулировать основные правила гигиены.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

17.04

56

Зачем нам телефон и телевизор?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Различать средства связи и средства массовой информации.

Рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов.

Объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов.

Сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприёмники).

Обсуждать назначение Интернета.

Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

18.04

57

Зачем нужны автомобили?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Классифицировать автомобили и объяснять их назначение.

По рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

24.04.

58

Зачем нужны поезда?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Классифицировать поезда в зависимости от их назначения.

Рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль.

Использовать информацию учебника для выполнения задания, сравнивать старинные и современные поезда.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

25.04

59

Зачем строят корабли?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Классифицировать корабли в зависимости от их назначения.

Рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле.

По рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля, проводить самопроверку и взаимопроверку.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

28.04.

60

Зачем строят самолёты?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Классифицировать самолёты в зависимости от их назначения.

Рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте.

По рисунку-схеме знакомиться с устройством самолёта, проводить самопроверку и взаимопроверку.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

05.05.

61

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках.

Обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте.

Знакомиться с правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае.

Участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

08.05.

62

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолёте.

Участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации.

Оценивать свои достижения на уроке.

1

12.05

63

Зачем люди осваивают космос?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника.

Моделировать экипировку космонавта.

Участвовать в ролевой игре «Полёт в космос».

Оценивать свои достижения на уроке.

1

15.05

64

Проверочная работа по теме «Почему и зачем?».

Проект «Мои домашние питомцы».

Выполнять тестовые задания учебника.

Презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов).

Оформлять фотовыставку.

Обсуждать выступления обучающихся.

Оценивать свои достижения и достижения других обучающихся.

1

16.05

65

Итоговая контрольная работа.

Самостоятельно выполнять задания различного уровня сложности.

Контролировать и оценивать свою работу, её результат.

1

22.05

66

Почему мы часто слышим слово «экология»?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Находить в тексте учебника ответы на вопросы.

Приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой.

Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них.

Участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы».

Оценивать свои достижения и достижения других обучающихся.

1

23.05


ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

На основании  инструктивно-методического письма Департамента образования Белгородской области и Белгородского института развития образования «О преподавании предметов в начальной школе в условиях перехода на ФГОС в Белгородской области в 2013-2014 учебном году»     итоговая аттестация учащихся по русскому языку запланирована в виде комплексной контрольной работы  на межпредметной основе.

№ п/п

Виды работ

Количество

1

Итоговая комплексная работа на межпредметной основе

1

           Итого

1

О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева. Итоговые комплексные работы. 1 класс. – М.: Просвещение, 2012.

Материально-техническое обеспечение

Литература

1.    Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

2.    Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.

3.   Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. Пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.

4.   Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. 1 класс. М.: Просвещение, 2013.

5. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

6.  Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010.

7.    Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

Оборудование

  1. Гербарии культурных и дикорастущих растений.
  2. Классная доска с набором магнитов.
  3. Коллекция полезных ископаемых.
  4. Коллекции плодов и семян растений.
  5. Комнатные растения.
  6. Компьютер.
  7. Лупа.
  8. Модели и картинки светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.
  9. Модель-аппликация «Воздействие человека на окружающую среду». Печёнкина О.В.
  10. Модель-аппликация «Здоровье человека». Печёнкина О.В.
  11. Модель-аппликация «Уход за комнатными растениями». Печёнкина О.В.
  12. Мультимедийный проектор.
  13. Муляжи овощей и фруктов.
  14. Принтер лазерный.
  15. Таблицы по окружающему миру. 1 класс. Плешаков А.А.
  16. Фенологические наблюдения. Школьное пособие.
  17. Электронное приложение к учебнику Плешакова А.А.  «Окружающий мир. 1 класс» (диск CD-ROM).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...