Как питаются животные
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) по теме

Белимова Светлана Михайловна

Урок окружающенго мира в 3 классе по УМК "Планета знаний"  по теме "Как питаются животные". Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_kl._kak_pitayutsya_zhivotnye.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:              Как животные питаются.

Цели: Воспитательные:  Содействовать воспитанию бережного отношения к животным,  природе в целом.  

             Образовательные:  Создать условия для формирования  умения классифицировать животных по способу питания,  выявить   приспособления, характерные для каждого вида питания,  составлять цепи питания и объяснять их взаимосвязь.

            Развивающие: Способствовать развитию грамотной речи, произвольного внимания, логического мышления.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Место урока в учебном плане: 13 урок по разделу “О царствах живой природы”, 4 урок по теме «Животные»

Методы: деятельностный, частично-поисковый, объяснительно - иллюстративный.

Формы организации: групповая, фронтальная.

Оборудование:

- компьютер, мультимедийный проектор;

- схемы классификации;  

- карточки с заданием;

- учебник, рабочая тетрадь;

- сигнальные карточки.

Тема

Как животные питаются

Цели

Воспитательные:

  • Содействовать воспитанию бережного отношения к животным, к природе в целом.  

Образовательные:

  • Создать условия для формирования  умения классифицировать животных по способу питания,  выявить приспособления, характерные для каждого вида питания,  составлять цепи питания и объяснять их взаимосвязь.

Развивающие:

  • Способствовать развитию грамотной речи, произвольного внимания, логического мышления.

Формирование УУД:

Личностные – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные – умение определять и формировать цель урока; проговаривать, формулировать выводы; высказывать и аргументировать своё мнение.

Коммуникативные – умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и принимать чужую точку зрения, совместно договариваться.

Познавательные – умение ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать растительноядных, всеядных животных и хищников

- уметь работать с текстом, самостоятельно добывать информацию

- уметь группировать животных по существенным признакам

Личностные:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные:

Регулятивные – уметь определять учебную задачу на уроке; оценивать правильность выполнения решения на уровне адекватной оценки; высказывать своё мнение.

Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать мнения других.

Познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и текст учебника.

Основные понятия

Животные, растительноядные, всеядные, хищные; цепь питания

Межпредметные связи

Технология, литературное чтение

Ресурсы

-основные

-дополнительные

Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов «Окружающий мир» учебник для 3 кл. четырёхл. Нач. шк. : в 2 ч./Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. – М.: АСТ: Астрель, 2013

Авторская презентация «Питание животных»

Формы организации

Групповая,  фронтальная работа


Технологическая карта урока

Этапы урока

Ход урока и задания

Действия учителя

УУД на этапах урока

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Михайловна.  Сегодня на уроке я буду вашей учительницей. Также на уроке будут присутствовать гости.

(Звучит запись «Голоса птиц)

Что жизнь без неба, где родился зной?

Без дальних гор, где снежные седины?

И дерева цветущего весной,

Глядящего на белые вершины?

Что жизнь без добрых и без злых зверей,

Без птиц лесных и песни их беспечной?

Жизнь не полна без широты полей,

Жизнь без примера и свободы вечной.

- Можем ли мы прожить без природы, которая нас окружает?

(Жизнь без природы, без окружающего нас мира не имеет смысла.)

- Для чего нужно изучать окружающий мир?

(Для лучшего понимания мира, приспособления в нём. Познавая мир, мы наилучшим образом организуем свою жизнь.)

Ужасно интересно

Все то, что неизвестно!

Мы тайны разгадаем

И мир большой познаем!

Аудиозапись

«Голоса птиц»

Читаю стихотворение

Данный этап урока предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке.

Происходит формирование

Личностных УУД

(Создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, смыслообразование – какое значение, смысл имеет для ученика изучение окружающего мира)

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

- Повторим, что вы изучали на прошлых уроках.  У каждого из вас на парте лежит  тест, вы  прочитайте вопросы и подчеркните правильный вариант ответа.

Тест по теме «Разнообразие животных».

1. К какой группе животных относятся креветки и крабы?

 1) моллюски

 2) ракообразные+

 3) иглокожие

2. К какой группе животных относятся клещи и скорпионы?

 1) паукообразные+

 2) черви

 3) насекомые

3. К какой группе относятся животные, у которых 6 ног?

 1) ракообразные

 2) паукообразные

 3) насекомые+

4. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй?

 1) рыбы+

 2) земноводные

 3) пресмыкающиеся

5. Какая группа животных выкармливает своих детёнышей молоком?

 1) птицы

 2) звери+

 3) земноводные

6. К какой группе животных относятся лягушки и тритоны?

 1) рыбы

 2) земноводные+

 3) пресмыкающиеся

- Поменяйтесь друг с другом работами. Проверьте правильность выполнения теста по слайду. Поставьте оценки.

-Ребята, если  какой-нибудь  вопрос вызвал у вас  затруднение, постарайтесь ещё раз разобрать его по учебнику. А где ещё можно найти информацию по возникающим у нас вопросам?  (В интернете, энциклопедии и тд.)

- Все справились с заданием. Молодцы.

Вы подготовили сообщения о животных. Послушаем несколько из них.

А теперь посмотрите на доску:

…  дышит, двигается, растёт, развивается, размножается, умирает.

- Прочитайте эти слова. Что вы можете о них сказать?

- Про кого можно так сказать?  (Про животного, про человека.)

- А к растению можно отнести все эти признаки?  (Нет, оно не двигается.)

- Всё ли здесь перечислено? Какие  ещё признаки живых организмов вы знаете?  (Живые организмы питаются.)

- Всё ли нам известно о питании животных?

Раздаю тесты

Слайд 1

«Разнообразие животных»

Слайд 2

«Проверь себя»

Взаимопроверка:

7 баллов-«5»

5-6 баллов-«4»

4 балла-«3»

Меньше 4 баллов-«2»

Познавательные

(логические – мыслительные операции, классификация групп животных по их строению)

Регулятивные (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения и отличий от эталона)

3. Построение проекта из затруднения

- Как думаете, над какой темой мы будем работать на уроке?  (Питание животных.)

- Какие цели поставим перед собой? Что нам нужно узнать?  (Какую пищу едят животные, как добывают и как поедают её?)

Предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы…». У каждого на парте таблица, как на доске. Я читаю вопросы, вы  ставите  в первой строке «+», если согласны с утверждением, и «- », если не согласны. На второй строке пока ничего не пишите.

         1

        2

         3

      4

           5

Вопросы:

1. Верите ли вы, что животные делятся по способу питания на три группы?

2. Верите ли вы, что плотоядных божьих коровок называют хищниками?

3. Верите ли вы, что птицы бывают растительноядными, насекомоядными и хищниками?

4. Верите ли вы, что у насекомоядных млекопитающих все зубы почти одинаковые?

5. Верите ли вы, что если нарушить цепь питания, нарушится баланс в природе?

 Отложите карточки на край парты, мы к ним вернёмся позже.

- Назовите животных, изображенных на слайде.

- Что бы вы сказали о способах питания этих животных? Кто чем питается?

(Одни  из них питаются растениями, другие – животными, а третьи – и растениями, и животными.)

- Как назовём животных, которые питаются растениями?  (Растительноядные.)

- Перечислите на слайде растительноядных животных.

- Как назовём животных, которые питаются другими животными?  (Хищники или плотоядные.)

- Кто здесь хищники?

-Как назовём остальных животных?  (Всеядными.)

- Почему их так назвали?  (Питаются и растениями, и животными.)

Вывод: - Итак, на какие группы по способу питания можно разделить животных?

                        Животные

                       

Растительноядные, хищники, всеядные

Работа в группах.

- Сейчас мы разделимся на группы, каждая группа получит карточку с названием животного. Ваша задача – записать в рабочей тетради (с.52, №130) название животного, как питается животное, что помогает ему находить пищу, с помощью чего животное поедает пищу. Заранее определитесь, кто будет выступать от вашей группы. Выступление  будет оцениваться всем классом с помощью сигнальных карточек: зелёная карточка – замечательный ответ, красная карточка – нужно доработать, поэтому слушайте друг друга внимательно.

- Скажите, откуда возьмёте информацию о животном?

(Из учебника на с.116-117, из собственных наблюдений, из телепередач.)

1 группа – «бабочка»

 Питается цветочным нектаром. На конце всех шести ног есть свои органы вкуса, которые бабочки используют для нахождения пищи.  Насекомое поедает пищу с помощью длинного, закрученного в спираль хоботка.

- Какие будут дополнения? Оцените ответ товарища.  (Поднимают сигнальные карточки.)

- К какой группе по способу питания можно отнести бабочку?

(К растительноядным.)

- С помощью чего растительноядные поедают пищу?  (У бабочки –сосущий хоботок, у других растительноядных хорошо развиты резцы и коренные зубы. Резцами они разгрызают пищу, а коренными зубами перетирают её. У этой группы животных сильные губы, язык, они хорошо бегают, прячутся.)

2 группа – «орёл»

Питается мелкими животными. Находить пищу помогают глаза.  Орлы хорошо видят свою добычу. Животное, благодаря длинным острым когтям и острому загнутому вниз клюву могут захватывать, убивать и разрывать крупную добычу на части.

- К какой группе относится орёл?  (Хищник.)

- По каким признакам можно определить хищника?

 (У них большие и острые клыки, чтобы удерживать добычу, сильные челюсти, мощные когти, хорошо развит слух, зрение, обоняние. Они сильные, выносливые, у некоторых из них хорошо развита мускулатура)

- Какие будут дополнения? Оцените ответ товарища.  (Поднимают сигнальные карточки.)

3 группа – «медведь»

Питается ягодами, кореньями, муравьями, гусеницами, мёдом. Может охотиться на лосей, кабанов. Любит лакомиться рыбой. Находить пищу ему помогает острый слух и обоняние. Животное поедает пищу с помощью зубов.

- Какие будут дополнения? Оцените ответ товарища.  (Поднимают сигнальные карточки.)

- К какой группе относится медведь?  (Всеядные.)

Итог: - Какие органы помогают животным находить пищу и поедать её?

Познавательные

(общеучебные - формулирование познавательной цели;

логические –анализ предложения с целью выделения существенных признаков живых организмов)

Построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные

(постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Познавательные

(общеучебные-

знаково-символические)

Познавательные (самостоятельное решение проблем поискового характера)

Коммуникативные

(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, смысловое чтение)

Познавательные-(общеучебные – умение осознанно строить речевое высказывание, )

Познавательные-(общеучебные-смысловое чтение, умение структуировать знания)

Рягулятивные (контроль, коррекция – вносят дополнения)

Коммуникативные(умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Слайд 3

«Признаки животных»

Дети обдумывают свои учебные действия, ставят цель, формулируют проблему и пытаются её решить.

Слайд 4,5

Слайд 6

«Деление животных на группы по способу питания»

Слайд 7

«Классификация животных по способу питания»

Раздаю карточки с названиями животных

4. Первичное закрепление во внешней речи

5. Включение в систему знаний.

 Физминутка «На лесной поляне»

Отгадайте загадки.

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном.

Весь из золота отлит,

На соломинке стоит.  (Колос.)

Серенький шарик

Под лавкою шарит.

Днём спит, ночью кричит.   (Мышь.)

Над землёй летает,

Прохожих пугает.   (Сова.)

Составление цепи питания

- Скажите, кто чем питается?

(Мышь ест колос, а сова ест мышей.)

-У вас на парте лежат три узкие полоски:

Зелёная – колос

чёрная – мышь

белая – сова

- Соедините полоски между собой таким образом, чтобы было понятно «Кто чем питается?».

- Какую полоску возьмёте сначала?  (Зелёную.)

- Почему?  (Это растение, его ест мышь.)

- С какой полоской её нужно соединить?

- Склейте между собой первые две полоски.

- С какой полоской будете соединять третью полоску?

- Что у вас получилось?  (Цепочка.)

- Ребята, вы составили цепь питания.

Вывод: Какое первое звено в этой цепи питания?  (Растение.)

- В основе любой цепи питания лежит растение. Растения «строят» свой организм из воздуха, почвенной влаги и растворённых в ней веществ, используя энергию солнечного света.

- Растения дают другим живым существам пищу и кислород для дыхания.

-Животные так делать не могут. Они едят готовую пищу – растения или других животных.

- Из каких групп животные могут питаться растениями? (Растительноядные и всеядные.)

- Кто может питаться растительноядными животными?  (Хищники и всеядные.)

- А что произойдёт, если уничтожить всех мышей? Покажите на цепочке.  (Цепь порвётся.) (Совам нечем будет питаться, и они исчезнут.)

- К чему это приведёт?  (Разрушится цепь питания, произойдёт экологическая катастрофа.)

- Какой вывод можно сделать?  (Если разрушить хоть одно звено в цепи, то разрушится вся цепь питания.)

Выписать на доску.

Слайд 8

«Цепь питания»

Слайд 9

«Растение»

Развитие внимания, памяти, мышления.

Познавательные (логические – мыслительные операции)

На данном этапе происходит выделение и осознание  того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Познавательные (установление причинно-следственных связей)

6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону

 Работа в тетради с. 53, №131.

- Что вы рассмотрели в этом задании?  (Цепь питания волка, орла, лося, зайца.)

- Что произойдёт, если исчезнут орлы?  (Станет больше зайцев.)

- Что произойдёт потом?   (Нарушится цепь питания и нарушится баланс в природе.)

- А вот некоторые люди - браконьеры в большом количестве истребляют животных. К чему это может привести?  (Совсем исчезнут  виды животных, которых человек истребляет, и произойдёт нарушение в цепи питания.)

- Как нужно относиться к животным?  (Животных нужно беречь и охранять.)

- Что может сделать человек для охраны редких животных?  (Создать заповедники, где редкие животные будут находиться под его защитой.)

Я узнал, что у меня есть огромная родня:

И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок,

Звери, птицы и жуки, муравьи и мотыльки…

Все, что рядышком со мною, - это все мое родное!

Как же мне в краю родном не заботиться о нем!

-Пусть последние строчки стихотворения для вас станут девизом. Я думаю, что все вы любите животных, природу в целом, и всегда будете беречь её.

Слайд 10

«Заповедники»

Вывести на экран

Регулятивные УУД (прогнозирование, применение нового знания, доработка своих затруднений, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Личностные

(самоопределение,

нравственно-этическая ориентация)

7.Рефлексия деятельности

А сейчас вернёмся к игре «Верите ли вы…». Сейчас Вам предстоит заполнить вторую строку , отвечая на те же  вопросы.

         1

        2

         3

      4

           5

Вопросы:

1. Верите ли вы, что животные делятся по способу питания на три группы?

2. Верите ли вы, что плотоядных божьих коровок называют хищниками?

3. Верите ли вы, что птицы бывают растительноядными, насекомоядными и хищниками?

4. Верите ли вы, что у насекомоядных млекопитающих все зубы почти одинаковые?

5. Верите ли вы, что если нарушить цепь питания, нарушится баланс в природе?

Поднимите зелёную сигнальную карточку те ребята, которые нашли ошибки в своих первоначальных ответах. Молодцы!

-Над какой темой мы работали? На какие группы можно разделить животных по способу питания? А чем вам запомнится этот урок? Что вам больше всего понравилось? А теперь сами оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных карточек.

Зелёная – доволен своей работой, узнал много нового.

Красная – мог бы работать лучше.

 

- Очень жаль, но наш урок подошёл к концу.

   (Оценивание учащихся.)

Домашнее задание.

Прочитать на с.119 учебника «Как питаются другие животные», выполнить №132 в рабочей тетради.

Аутотренинг.

И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен.

Слайд 11

Итог

Взять цветные карандаши

Слайд 12

Домашнее задание

Слайд 13

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, организуется рефлексия и самооценка собственной учебной деятельности.

Коммуникативные(умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли),

Личностные(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей)

Регулятивные: волевая саморегуляция, самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Как животные питаются"

Окружающий мир.2 класс. Презентация по теме "Питание животных"...

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: "Как питаются животные"

Данный конспект подходит для уроков окружающего мира в 3 классе!...

Чем питаются животные?

Презентация для детей о питании животных....

«КАК ЖИВОТНЫЕ ПИТАЮТСЯ»

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс УМК Школа России....