Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Арбузова Алла Васильевна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzh_miru1kl.doc288.5 КБ

Предварительный просмотр:


МКОУ «Хомутовская  средняя общеобразовательная школа  с  углубленным  изучением английского языка»

                                   Рабочая программа

                    по  окружающему миру для   1кл.

                                         

                                                 

                                                  2011 – 2012 учебный год.

                           Пояснительная записка.  

1. Роль и место дисциплины

Важнейшими задачами образования в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; развитие умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества. Эти задачи решаются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся первых классов  общеобразовательной школы.

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту

Данная программа построена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по начальной школе

4. Требования к знаниям и умениям обучающихся

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

5.Универсальные учебные действия

В процессе освоения содержания «Окружающего мира» учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

6. Целевая установка

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ори-ентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.

7. Специфика  программы

  • имеет экологическую направленность, которая обусловлена особой актуальностью экологического образования в современных условиях;
  • имеет ярко выраженный интегративный характер;
  • соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания;
  • даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

8. Основные содержательные линии курса

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество».

9. Структура программы

Человек и природа (27 ч. + 8 ч. рез)

Времена года

Природа вокруг нас

Природа неживая и живая

Человек — часть природы

Тело человека

Наша страна на карте и глобусе

Человек и общество (27 ч. + 4 ч. рез.)

Человек — школьник

Правила безопасной жизнедеятельности

Родной край — частица Родины

Значение труда для человека и общества

Наша Родина — Россия, Российская Федерация

.

10. Формы организации учебного процесса

  • Программа предусматривает проведение комбинированных уроков, обобщающих уроков, уроков-экскурсий и путешествий.
  • Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

11. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых.

  • Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

В ходе прохождения программы обучающиеся посещают  урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).

12. Итоговый контроль

  • Два раза в год (1 раз в полугодие) оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает вопросы (задания) по основным проблемам курса.
  • Текущий контроль, по изучению каждого основного раздела,  проводится в форме проверочной работы.
  • В течение четверти для оценки знаний и умений учащихся проводить практические работы.
  • Текущий контроль в форме беседы.

13. Объем и сроки изучения

Изучается в течение года, 2 часа в неделю, итого 66 часов в год.


Тематическое планирование

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Природа-это то, что нас

окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).   Примеры явлений природы: смена времен года, листопад, перелеты птиц, ветер, дождь. Звезды и планеты. Солнце- ближайшая к нам звезда , источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля- планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли.

Водоемы, их разнообразие (море, река).

Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Состояние воды, её значение для живых организмов. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Полезные ископаемые родного края (2 – 3 примера).  Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).

Условия, необходимые для жизни растения(свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы.

Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края. Животные, их разнообразие. Условия необходимые для жизни животных (свет, тепло, воздух, вода, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери их отличие. Дикие и домашние животные. Животные родного края.

Человек – часть природы. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: полезных ископаемых, воды, растительного и животного мира. Гигиена систем органов.

Времена года (2час)

Осень. Признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц). Экскурсия в природу.  

 Лето. Летние месяцы.  Признаки лета

 Характеризовать признаки времен года.

 Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае»

Природа вокруг нас (7 час)

Растения-живые организмы. Свет, вода, почва- условия  жизни растений.

Животные –живые организмы. Вода и пища – условия для жизни животных.

Дикие и одомашненные растения и животные.

Уход за одомашненными растениями и животными. Их многообразие и полезные свойства. Использование человеком богатств природы (солнце, ветер, вода, дикие растения, животные). Правила поведения в лесу, на реке. Бережное отношение к окружающему миру.

 

Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений и работы с иллюстрациями.

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных  растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).

 Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, речке)

Оценивать конкретные примеры поведения  в природе.

Природа живая и неживая (24 + 1час резерв)

Природа- это весь многообразный мир, который окружает человека и может существовать без его участия. Знакомство с природными объектами и изделиями (искусственными предметами).

Живая и неживая природа. Примеры явлений природы: смена времен года, смена времени суток, ветер, дождь). Состояние воды, её значение для живых организмов, человека.

Полезные ископаемые родного края, их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Дикорастущие растения (на примере растений своей местности).

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).  Насекомые, рыбы, птицы, звери (на примере животных своей местности), их отличия.

Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.

 

     

Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы).

Наблюдать объекты и явления природы  (на  краеведческом материале), характеризовать их особенности.

Группировать объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.  

Различать изученные полезные ископаемые,  описывать их применения на примере своей местности.

Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия.

Определять части цветкового растения.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

 Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей.

Человек – часть природы ( 5 час)

Природа-источник удовлетворения потребности людей.

Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).

Правила поведения в природе.

Охрана природных богатств: воды, воздуха, растительного и животного мира.

 

Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

Наша страна на карте и глобусе (5час)

Солнце- ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.  Земля- планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли.

Воемы, их разнообразие (море, река), использование человеком.

 

Работать с готовой моделью (глобусом, физической картой).

Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Режим дня школьника, личная гигиена. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Профессии людей. Общественный транспорт. Транспорт города. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телефон, телеграф. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Наша Родина- Россия, Российская Федерации. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения  при прослушивании гимна. Президент Российской Федерации – глава государства. Москва – столица России.

Родной край – частица России. Родной город: название, основные достопримечательности.

Я- школьник (3 час)

Школьник и его жизнь в школе. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня.

 

Познакомиться с учителем и одноклассниками. Познакомиться с правилами поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии по школе (учимся находить класс, своё место в классе и т.п.).

Правила безопасной жизнедеятельности  

(7час+1час - резерв)

Личная гигиена школьника.  

Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения на дорогах в разное время года.  

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

 

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.

Проводить наблюдения в группах во время экскурсии по своему району.

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.  

 Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранение личного и общественного имущества.

Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в школе.

Анализировать ситуации  во время экскурсии по своему району (безопасное поведение на дороге).

Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Моя Родина  (2 часа)

 

Родной город. Домашний адрес. Главные достопримечательности города. Занятия людей. Знакомые школьнику профессии на примере своего населенного пункта. Правила уличного движения- гарантия  безопасности на улицах города. Название родной страны. Государственный флаг России. Москва – столица России.

 

Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города.

Познакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага).

Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения.

Значение труда для человека и общества

(5час+4час- резерв)

Профессии людей. Транспорт города. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телефон. Телефоны экстренной помощи. Средства массовой информации: телевидение, Интернет.

   

Работать с иллюстративным материалом.

Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одном из предприятий родного края.

Раскрывать возможности массовой информации.

Записывать телефоны экстренной помощи.

Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом.

66 часов


Календарно-тематическое тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Вид контроля

УУД

Введение (9 ч)

1

Вводный урок. «Задавайте вопросы!»

1

Урок-экскурсия

Природа как составная часть окружающего мира

 Основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).

Текущий

Называть окружающие предметы и их признаки. Различать предметы и выделять их признаки.

2-3

Мир вокруг нас, его многообразие

2

Комбинированный

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах. Отличие объектов природы от изделий

Определять признаки разных объектов природы; решать практические задачи.

Фронтальный опрос

Называть окружающие предметы и их признаки. Различать предметы и выделять их признаки.

4-5

Учимся задавать вопросы об окружающем мире

2

Комбинированный

Основные правила поведения в школе. Режим дня школьника

Использовать приобретенные знания и умения для выполнения изученных правил безопасного поведения.

Беседа по вопросам

Обсуждать правила поведения в школе, взаимоотношения со взрослыми, сверстниками. Участвовать ( в игровой форме ) по освоению правил поведения в школе и других общественных местах.

6-7

Наша школа

2

Комбинированный; экскурсия

Правила организации учебной работы, подготовка рабочего места, его освещенность, проветривание. Классный, школьный коллектив

Основные правила поведения в школе, требования к организации учебной работы школьника, санитарно-гигиенические нормы к помещению, внешнему виду ученика.

Фронтальный опрос

Участвовать в практической работе по составлению режима дня и анализировать совместно с учителем. Обсуждать правила поведения в школе.

8-9

Дорога от дома до школы. Правила безопасности в пути

2

Комбинированный; экскурсия

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах

Определять признаки разных объектов природы; изготовить схему-макет своего пути в школу и домой с указанием опасных мест, где нужно быть осторожным и внимательным.

Фронтальный опрос

Определять признаки разных объектов природы. Раскрывать потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека. Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в школе.

10-12

Что у нас над головой? Что у нас под ногами?

3

Комбинированный

Неживая и живая природа

Различать объекты неживой и живой природы, части растения; использовать приобретенные знания для ухода за растениями.

Различать объекты живой и неживой природы, характеризовать их отличительные свойства.

13-14

Что растёт на подоконнике? Что растет на клумбе?

2

Комбинированный

Растения, их разнообразие. Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена)

Различать объекты неживой и живой природы, части растения; использовать приобретённые знания для ухода за растениями.

Беседа по вопросам

Различать объекты неживой и живой природы, части растения.

15

Что это за листья?

1

Комбинированный

Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков (с использованием сравнения)

Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов.

Текущий

Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. Наблюдать объекты природы, характеризовать их особенности.

16

Что такое хвоинки?

1

Экскурсия

Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков (с использованием сравнения)

Наблюдать объекты окружающего мира, устно их описывать.

Текущий

Наблюдать объекты окружающего мира. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Приводить примеры хвойных растений, выделять их отличия.

17

Что общего у разных растений?

1

Комбинированный

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

Наблюдать объекты окружающего мира, устно их описывать.

Фронтальный опрос

Наблюдать объекты окружающего мира. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения.

18

Кто такие насекомые?

1

Комбинированный

Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери: различение групп животных по

Приводить примеры представителей разных групп

Тест (7 мин)

Приводить примеры, описывать внешний вид насекомых.

19

Кто такие рыбы?

1

Комбинированный

существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении

животных (2-3 представителя из изученных).

Текущий

Приводить примеры, описывать внешний вид рыб. С помощью учителя характеризовать способы питания, размножения.

20

Кто такие птицы?

1

Комбинированный

(например: перья у птиц, шерсть у

зверей)

Разнообразие животного мира.

Текущий

Приводить примеры, описывать внешний вид птиц, характеризовать с помощью учителя способы питания, размножения птиц.

21

Кто такие звери?

1

Комбинированный

Тест (5 мин)

Приводить примеры, описывать внешний вид зверей. Характеризовать способы питания, размножения. Сравнивать повадки домашних и диких животных.

22

Что такое зоопарк?

1

Экскурсия

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

Беседа

Рассказывать учащимся о роли животных в природе и в жизни людей. Наблюдать за поведением животных в зоопарке, обсуждать совместно с учителем.

23

Что окружает нас дома?

1

Комбинированный

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой

Выполнять изученные правила безопасного поведения.

Текущий

Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Моделировать ситуации, при которых необходимо вызывать пожарных, электрика и т.д.

24

Что умеет компьютер?

I

Практический

Правила безопасной работы на компьютере; основные требования при работе с компьютером, свойства и функции (общие представления и элементарные навыки)

Основные свойства и функции компьютера, их назначение. Выполнять по просьбе учителя элементарные операции на компьютере.

Фронтальный опрос

 Изучать, соблюдать правила безопасной работы на компьютере. Выполнять элементарные  операции на компьютере под руководством учителя.

25

Что вокруг нас может быть опасным?

1

Комбинированный

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой

Выполнять изученные правила безопасного поведения

Текущий

Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Моделировать ситуации, при которых необходимо вызывать пожарных, электрика, службу газа.

26

Что мы знаем о нашей стране и своем городе?

1

Экскурсия

Россия - наша Родина. Родной город

Название родной страны, родного города

Текущий

Участвовать в экскурсии по своему городу,  к историческим памятникам, в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края. Находить дополнительную информацию из разных источников, обсуждать с классом.

27

На что похожа наша планета?

1

Комбинированный

Земля - планета, общее представление о форме Земли, глобус как модель Земли

Название нашей планеты

Тест (7 мин)

Знакомиться  с планетой, на которой мы живём – Земля, понимать отличия звёзд и планет, находить необходимую информацию ( по заданию учителя ) в учебниках, дополнительных источниках о планетах Солнечной системы. Характеризовать глобус как модель Земли.

Как, откуда и куда? 12 (ч)

28

Куда текут реки?

1

Комбинированный

Река, использование человеком. Правила обращения с водой

Выполнять изученные правила безопасного поведения.

Названия больших рек, их значение в жизни человека

Текущий

Наблюдать объекты природы: реки, водоемы. Различать природные объекты и изделия, характеризовать свойства воды. Выполнять правила безопасного поведения на воде.

29

Откуда в наши дома приходит вода и куда она уходит?

1

Комбинированный

Свойства воды. Выполнять изученные правила поведения

Беседа по вопросам

Наблюдать объекты природы, характеризовать их особенности. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды: текуча, не имеет цвета и запаха, принимает форму любого сосуда. Понимать огромное значение воды в жизни человека. Выполнять изученные правила поведения на воде.

30

Откуда в наш дом приходит электричество?

1

Комбинированный

Основные правила обращения с электричеством

Свойства воды. Выполнять изученные правила поведения

Беседа

Наблюдать объекты природы, характеризовать их особенности. Объяснять основные правила обращения с электричеством. Познакомить детей с тем, что энергия – источник движения, её роль в природе и жизни человека огромна.

31

Откуда берутся снег и лед?

1

Практический

Разнообразие веществ в окружающем мире; твердые, жидкие. Вода; легко определяемые свойства воды (текучая, не имеет цвета и запаха)

Основные свойства снега и льда.

Практическая работа

Характеризовать признаки времён года. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии « Времена года «, анализировать. Обсуждать, почему появляется снег, откуда берётся лёд?.

32

Как живут растения?

1

Комбинированный

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода)

Общие условия, необходимые для жизни живых организмов

Подтверждать свои ответы примерами.    

Тест (7 мин)

Группировать объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

33

Как живут животные?

1

Комбинированный

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

Общие условия, необходимые для жизни живых организмов

Подтверждать свои ответы примерами.    

Текущий

Описывать внешний вид животных, сравнивать и различать диких и домашних животных. Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей. Подтверждать ответы примерами.

34

Как ухаживать за кошкой и собакой?

1

Комбинированный

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

Общие условия, необходимые для жизни живых организмов

Подтверждать свои ответы примерами.    

Беседа

Характеризовать условия, необходимые для жизни живых организмов. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей, заботе и бережному отношению к животным. Подтверждать ответы примерами.

35

Как зимой помочь птицам?

1

Комбинированный

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

Общие условия, необходимые для жизни живых организмов

Подтверждать свои ответы примерами.    

Текущий

Характеризовать условия, необходимые для жизни живых организмов в зимнее время. Рассказывать о роли животных в жизни людей, проявлять заботу, бережное отношение  к животным.

36

Как путешествует письмо?

1

Комбинированный

Способы познания окружающего мира

Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов.

Текущий

Участвовать в экскурсии на почту с целью ознакомления с трудом почтальона. Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. Моделировать ситуации, при которых необходимы средства связи.

37

Откуда берутся шоколад, изюм и мёд?

1

Комбинированный

Изготовление шоколада, изюма, меда

Индивидуальный опрос

Различать природные объекты и изделия ( искусственные предметы)

Характеризовать их отличительные свойства.  Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных процессов.

38

Откуда берётся и куда девается мусор?

1

Комбинированный

Зависимость жизни человека от природы и её состояния. Положительное влияние человека на природу. Правила поведения в природе.

Происхождение  мусора, понятие  «отходы», правильное обращение  с мусором, пищевыми отходами в домашних условиях. Выполнять правила поведения в природе

Текущий

Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Участвовать в коллективном обсуждении в группах и объяснять правила поведения в природе. Оценивать конкретные примеры поведения в природе, выполнять правила поведения в природе.

39

Откуда в снежках грязь?

1

Комбинированный

Способы познания окружающего мира

Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов

Фронтальный опрос

Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения на улице.

Где и когда? (9 ч)

40

Когда придёт суббота?

1

Комбинированный

Времена года, их особенности (на основе наблюдений)

Использовать приобретенные знания для установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.

Текущий

 Проводить групповые наблюдения во время экскурсии

 « Времена года в нашем крае ». Наблюдать объекты и явления природы ( на краеведческом материале), характеризовать их особенности. Использовать   приобретенные знания для установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.

41

Когда наступит лето?

1

Группировать объекты живой или неживой  природы по отличительным признакам. Наблюдать объекты и явления природы.

42

Где живут белые медведи?

1

Комбинированный

Связи между неживой и живой природой. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода

Условия, необходимые для жизни животных

Беседа

Группировать объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей  зверей.

43

Где живут слоны?

1

Текущий

Группировать объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей  зверей.

44

Где зимуют птицы?

1

Комбиниро-

Связи между неживой и живой природой. Условия жиз

ни на земле: свет, тепло, воздух, вода

Условия, необходимые для жизни животных

Фронтальный опрос

Описывать внешний вид, характерные особенности птиц. Группировать объекты живой природы по отличительным признакам.

45

Когда жили динозавры?

1

ванный

Текущий

Описывать внешний вид, характерные особенности птиц. Группировать объекты живой природы по отличительным признакам.

46

Когда появилась одежда?

1

Комбинированный

Отдельные события, традиции людей в разные исторические времена

Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов

Индивидуальный опрос

Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов.

47

Когда изобрели велосипед?

1

Комбинированный

Отдых в семье

Текущий

Различать природные объекты и изделия ( искусственные предметы ) Характеризовать их отличительные свойства. Определять материалы и образы природы в изделиях  человека.

48

Когда ты станешь взрослым?

1

Комбинированный

Труд в семье, на производстве

Профессии своих родителей

Тест (7 мин)

. Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсий на разные предприятия. Обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи о профессиях  родителей. Работать с иллюстративным материалом.

Почему и зачем? (17 ч)

49

Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью?

1

Комбинированный

Земля - планета, общее представление о форме

Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о нашей планете, о родном крае

Текущий

Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о нашей планете, о родном крае.

50

Почему на Луне не живут люди?

1

Комбинированный

Земли. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода

Беседа

Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы. Находить ( по заданию учителя ) необходимую информацию о планетах Солнечной системы, обсуждать полученные сведения.

51

Почему идёт дождь и дует ветер?

1

Комбинированный

Способы познания окружающего мира

Понятие «осадки».

Отмечать погоду в дневнике наблюдений

Фронтальный опрос

52

Почему звенит звонок?

1

Комбинированный

Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты

Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о родном крае

 Текущий

Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о родном крае. Проводить наблюдения, обсуждения. 

53

Почему радуга разноцветная?

1

Комбинированный

Группировать объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Приводить примеры явлений природы. Описывать изменения в природе. Самостоятельно наблюдать погоду и описывать  её состояние.

54

Почему их так назвали?

1

Комбинированный

Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты

Названия 2-3 растений и животных

Беседа.                        

         

Группировать объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Приводить примеры явлений природы. Описывать изменения в природе.

55

Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?

1

Комбинированный

Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения (на конкретных примерах)

Выполнять правила поведения в природе.

Тест (7 мин)

Выполнять правила поведения в природе.  Сравнивать и различать  разные группы живых организмов по признакам. Анализировать жизненные ситуации, выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе.

56

Почему в лесу нужно соблюдать тишину?

1

Самостоятельная работа

Сравнивать и различать  разные группы живых организмов по признакам. Анализировать жизненные ситуации, выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе.

57

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

Комбинированный

Личная гигиена. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня

Правила сохранения и укрепления здоровья

Беседа          

Познакомиться с правилами поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками.

 

58

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1

Практический

Личная гигиена. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня

Правила сохранения и укрепления здоровья

Текущий      

. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.

59

Зачем мы спим ночью?

1

Комбинированный

Способ познания окружающего мира: наблюдение

Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.

Тест (7 мин)

Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.

60

Зачем строят корабли?

1

Комбинированный

Способ познания окружающего мира: наблюдение

Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.

Текущий      

Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.

61

Зачем нужны автомобили?

1

Комбинированный

Способ познания окружающего мира: наблюдение

Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.

Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.

Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.

Беседа

Группировать объекты неживой природы по отличительным признакам. Приводить примеры Описывать изменения в природе.

62

Почему поезда такие длинные?

1

Комбинированный

Способ познания окружающего мира: наблюдение

Текущий

Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.

63

Зачем нужны самолеты?

1

Комбинированный

Способ познания окружающего мира: наблюдение

Беседа

Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.

64

Зачем летают в космос?

1

Комбинированный

Способ познания окружающего мира: наблюдение

Текущий

Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.

65

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

Комбинированный

Зависимость жизни человека от природы и ее состояния

Выполнять правила поведения в природе, охранять ее

Тест (7 мин)

Выполнять правила поведения в природе, охранять её.

Заключение (1 ч)

66

Как мы находили ответы на свои вопросы?

1

Экскурсия

Источники информации об окружающем мире

Использовать приобретенные знания для обогащения жизненного опыта, удовлетворения познавательных интересов

Беседа

Использовать приобретенные знания для обогащения жизненного опыта, удовлетворения познавательных интересов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа В мире красоты ФГОС Внеурочная деятельность

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире красоты" для 1-4 классов по ФГОС...

Рабочая программа "В мире детской литературы" 3 класс

Рабочая программа "В мире детской литературы" 3 класс...

Рабочая программа "В мире книг" 1-4 класс

Программа разработана на основе авторской программы факультатива...

Рабочая программа поокружающему миру 1 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Перспектива" с пояснительной запиской....

Рабочая программа "В мире книг"

Рекомендую для занятий по внеурочной деятельности в 1 классе....