Мы – граждане России. Права детей
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс) по теме

Вострикова Инесса Онисифоровна

На уроке в игровой форме рассматривается документ "Конвенция о правах ребёнка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prava_rebyonka.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мы – граждане России. Права детей

Цели педагогической деятельности

Создать условия для систематизации знаний учащихся о правах ребёнка

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся понимать, что каждый человек – гражданин какого-нибудь государства, он имеет права и обязанности, что каждый ребёнок как гражданин тоже имеет права; получат возможность познакомиться: с основными правами и обязанностями граждан РФ

Метапредметные: регулятивные: действуют в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; познавательные: контролируют и оценивают процесс и результат деятельности; имеют представление о том, кто может стать гражданином государства; коммуникативные: предлагают помощь в сотрудничестве; договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Личностные: самоопределение – следуют нормам здоровьесберегающего поведения; нравственно-этическая ориентация – проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях, находят выход из спорных ситуаций

Методы и формы обучения

Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная

Образовательные ресурсы

Презентация «Права ребёнка» [Электронный ресурс].- Режим доступа:http//nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/prava-rebenka

Физическая карта России, Гимн России; Конституция РФ; «Конвенция о правах ребёнка», выставка книг

Организационная структура урока

Этапы

урока

Обучающие

и развивающие

компоненты,

задания

и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Мотивация

к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка

учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать

Лuчностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятuвные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II Актуализация  знаний

звучит «Гимн»)

Беседа на тему «Мы – граждане России»

Организует беседу по вопросам:

Что мы прослушали?

Назовите символы гос-ва.

- Как называется гос-во, в котором мы с вами живём?

- Как называются люди, живущие в одном гос-ве?

- Кто является главой нашего гос-ва?

-Кто назовёт главный закон нашей страны?

Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения, аргументируют свои ответы  и выводы

Познавательные: перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли В устной речи с учётом своего жизненного опыта

111. Поиск решения

проблемы (от-

крытие нового

знания)

  1. Введение в тему

2.Ира «Правовой сундучок»

Презентация «Права ребёнка»

2. Физминутка

  

Есть в мире специальная организация ООН (Организация Объединенных наций), которая создает законы и права. Сегодня мы поговорим с вами о Конвенции оправах ребёнка.

– Как вы думаете, что это такое?

Знакомит учащихся с правами детей, используя игру, слайды презентации

А сейчас давайте обратимся к нашему правовому сундучку, который поможет вспомнить наши права. (Из сундучка вынимаем «Свидетельство о рождении»)

- ребята, что за документ, который получает каждый при рождении? Какие данные в нём записаны?

У каждого есть имя? А бывает, что вы из-за злости искажаете имя человека, обзываетесь. Разве вы не нарушаете этим право на имя?

- какие ещё сведения есть в нашем документе? Место рождения.

- О каком праве это говорит?

Может вы заметили, что некоторые родились в одном месте, а живут в другом. Это право на свободу передвижения. Есть ребята, которые родились даже в другой стране, а теперь живут здесь. «Каждый человек имеет право искать в других странах и находить там убежище.

Давайте ещё заглянем в наш правовой сундучок – и вынимаем …. Учебник.

- О каком праве он нам говорит

Право у нас есть не только школьное, но и дошкольное. Те родители, которые не водят детей в садик, можно сказать, нарушают их право на дошкольное образование. Есть семьи. Где родители пьют, и не считают нужным, чтоб их ребёнок ходил в школу. Таких родителей комиссия по правам ребёнка строго наказывает и даже лишает права воспитывать детей.

Следующий предмет из сундучка: игрушка.

- как вы думаете, о чём говорит этот предмет?

Вы имеете, учась в школе, выходной день. Можете посещать различные кружки, секции. Дети могут собираться вместе, и никто не должен им в этом мешать, если их собрания не мешают окружающим. Дети имеют право создавать свои объединения, клубы.

Как вы проводите своё свободное время?

Следующий предмет – блокнотик на замочке. Ну а чтобы рассекретить эту вещичку, посмотрите сценку:

-Кто прав и кто виноват в этой ситуации?

Ни один взрослый не имеет права читать личные дневники, письма детей, если он не желает этого сам.

  1. Слайд

 Посмотрите на картинку и вспомните слова поэта:

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян –

Так велел-де царь Салтан.

  1. Слайд А.С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане»

     А на самом-то деле кто так жестоко обошелся с новорожденным и его мамой?

  Что ты сказал бы этим злодеям, если бы их встретил?

4.Слайд      вспомни, чей это приказ:

Свесть Царевну в глушь лесную

И, связав ее, живую,

Под сосной оставить там

На съедение волкам! 

В чем провинилась царевна?

Как ты думаешь, кто и за какие проступки так жестоко наказал ее?

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»

4 слайд Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить ребенка.

     Каждое государство, подписав Конвенцию, обещает защитить своего маленького гражданина и наказать того, кто жестоко обращается с детьми.

5 слайд - Матушка, сестры, можно и мне хоть одним глазком

взглянуть на бал?

  • Ха-ха-ха! Что тебе, замарашке, делать в королевском дворце?

Из какой это сказки?

Кто помог бедной падчерице и чем дело кончилось?

6 слайд Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться

     Право на отдых, на игры, на праздники записано в Конвенции о правах ребенка.

7 слайд      Из бедного, скромного домика бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой огромный дворец. Она обещала подарить ему весь мир и пару коньков в придачу. 

     Как ты думаешь, имела ли она в этом случае право увозить Кая из родного дома?

 8 слайд Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать.

     Бывает, что детей приходится спасать от землетрясения, наводнения, от войны. Из опасного места их увозят далеко, иногда даже в другие страны. Но потом эти страны должны помочь родителям и детям отыскать друг друга. Если дети едут к родителям, государства должны пропустить их через свои границы.

9 слайд - Сейчас же отопри дверь,-  прорычал Волк, - а не то я ее выломаю!

  •  Дом поросенка – это крепость,-  сказал

Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться.

Кто в этой сказке нарушает Конвенцию?

10 слайд  Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяином, как папа и мама.

     Никто не имеет права заставить тебя открыть дверь! Ни самый главный начальник, ни генерал. В своем доме ты главнее любого из них! Никому не позволено врываться силой в чужой дом. Каждый человек должен чувствовать себя дома в безопасности.

11 слайд Эту сказку Андерсен писал, вспоминая свое детство. Вот и этого утенка все считали неуклюжим, некрасивым и вообще – чужим, щипали и били, гнали отовсюду… А он просто был не такой, как все.

     Зато когда он вырос, он стал кем?

12 слайд Ребенок не обязан быть «как все».

 Ребенок имеет право на свое мнение.

     В Конвенции так и записано: ребенок может свободно выражать свое мнение.

     Правда, там добавлено: если при этом он никого не оскорбляет и не ругается плохими словами.

13 слайдВспомните сказку С.Маршака  «Двенадцать месяцев»

       Послала мачеха сироту в декабрьскую стужу в лес.

  • Иди, - говорит, - и без подснежников не возвращайся!

Какие права девочки были нарушены?

Чем закончилась эта история?

14 слайд  Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей.

     Здесь говорится о сиротах. Но бывают такие родители, что им страшно доверить ребенка. В этом случае государство растит, воспитывает и заботится, чтобы ребенок был одет, накормлен, чтобы ему было где жить

     Государство обязательно проверяет, хорошо ли живется ребенку – сироте, не обижают ли его, не заставляют ли делать тяжелую работу.

- Но не только есть права  у детей, есть ещё и обязанности, которые они должны соблюдать

13 слайд Права и обязанности учеников нашего класса.

Ученик имеет право:

  • выражать свое мнение, не обижая никого из одноклассников и учителей;
  • открыто получать оценку своих знаний по каждому предмету;
  • отдых на перемене;
  • помощь учителя в овладении знаниями;
  • участие во внеклассных мероприятиях;
  • поощрение за успехи в учебе и жизни класса.

Ученик обязан:

  • уважать окружающих его людей;
  • достойно вести себя в классе, в школе и за ее пределами;
  • всегда выполнять домашнее задание;
  • участвовать в полезном труде;
  • беречь имущество класса;
  • заботится о здоровье и безопасности собственной жизни.

Знакомятся с новой информацией, обсуждают её, высказывают собственную точку зрения, делают выводы

Учащиеся вынимают из сундучка «Свидетельство о рождении»

Документ показывает нам право на имя.

Право на жизнь

Право на образование.

Каждый имеет право на отдых.

 Выходит мама и дочка.

Дочь: Мам, где такая синяя тетрадочка? (находит) Как она оказалась на кухне?

Мама: Да я его вымела из-под дивана и полюбопытствовала! (возмущенно) И я тут такое прочитала….

Дочь: Ну какое тебе дело? Ты вообще не имеешь право брать мои вещи. Тем более читать мой дневник. (Уходят)

Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить ребенка.

Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться

Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать.

 Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяином, как папа и мама

Ребенок не обязан быть «как все».

 Ребенок имеет право на свое мнение.

Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей

Личностные:в предложенных ситуациях опираются  на общие для всех  правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); делают выбор Регулятuвные: работают по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя

Позавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации Коммуникатиные: высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы; слушают других,

пытаются принимать другую точку зрения, готовы изменить свою

точку зрения

IV. Пер-

вичное

осмысление и закрепление

Опираясь на иллюстрации, назвать права детей

На доске кластер «Права детей»

Каждый берёт иллюстрацию и называет права ребёнка, обсуждают и делают выводы

Право жить со своими родителями

Право на образование

Право на сохранение своей индивидуальности

Право на охрану физического здоровья

Право на отдых, игры

Право на своё мнение

Познавательные:самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, , по воспроизведению в памяти).

Регулятивиые: ориентируются

в учебнике

Итоги урока. Рефлексия

Обобщить полученные на уроке сведения

Проводит беседу

- С какими правами детей вы познакомились?

-Что такое «Конвенция»?

Отвечают на вопросы

2. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Домашнее задание

Учебник с 157-159

По выбору

  1. прочитать сказку и определить какие права нарушены
  2. нарисовать рисунок «Мои права»

Конкретизирует задания

записывают д\з



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Права и обязанности граждан России"

Урок окружающего мира в 4 классе. Школа 21 века...

Права детей – граждан России.

Гражданское воспитание становится неотъемлемой частью образовательного процесса в школах России и Татарстана, и воспитание гражданина, живущего в демократическом государстве, не только социальная проб...

Открытое занятие кружка « Мы – граждане России». Тема: Берёза – символ России.

Цель: воспитание любви к природе, родному краю, Родине.Задачи:  ·         развивать бережное отношение к природе;·...

Открытое занятие кружка « Мы – граждане России». Тема: Берёза – символ России.

Цель: воспитание любви к природе, родному краю, Родине.Задачи:  ·         развивать бережное отношение к природе;·...

Задания по теме "Мы-граждане России. Славные символы России."

Материал содержит задания по теме "Мы-граждане России. Славные символы России."...

Конспект урока по окружающему миру: «Мы – граждане России», 4 класс, УМК "Школа России"

         Цель деятельности учителя:формирование знаний о правах, обязанностях гражданина Российской Федерации и о Федеральном собрании и правительстве РФ.    ...

Конспект окружающего мира «Мы- граждане России» ( 4 класс УМК "Школа России")

Тема урока «Мы- граждане России» Тип урока: Открытие нового знанияЦель урока:  сформировать у учащихся представление о России, научиться приводить примеры синонимов к слову &laqu...