Открытый урок в 1 классе"Птицы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Конспект открытого урока в 1 классе "Птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока по ФГОС46 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок-исследование по окружающему миру в 1 классе.

Тема: «Кто такие птицы?»

Цели: усвоить, что птицы – животные, тело которых покрыто перьями; научить приводить примеры птиц.

Задачи: познакомить учащихся с птицами, учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжать обучение практическому исследованию предметов природы;

развивать мышление (учить анализировать, сравнивать, делать выводы); развивать воображение и творческие способности, формировать приёмы учебной деятельности;

развивать личностные качества (доброту, ответственность), формировать образ окружающего мира как дома для всего живого).

          Планируемые достижения учащихся: усвоить, что птицы — животные, тело которых покрыто перьями; научиться приводить примеры птиц.

Оборудование: мультимедийная презентация, фонограмма песни «Кто такие птички», «Голоса птиц». Оформление доски в виде поляны.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Совсем скоро начнётся наш урок. Но прежде давайте поприветствуем наших гостей, которые пришли к нам. Повернитесь, по Актуализация знаний.

- Давайте вспомним тему предыдущего урока. С какими группами животных мы познакомились? Я проведу небольшой опрос.  Итак, я диктую предложения, если вы согласны с высказыванием, то хлопаете, если нет – то топаете.

а) Муравей, пчела, стрекоза – насекомые. (Да)

б) У насекомых три пары ног. (Да)

в) Акула – речная рыба. (Нет)

г) Рыбы живут в воде. (Да)

д) Паук – это насекомое. (Нет)

е) Тело у всех рыб покрыто чешуёй. (Нет)

– А у каких рыб тело не покрыто чешуёй? (сом, налим, акула…)

  1.  Подготовка к объявлению темы урока.

А теперь, закройте глазки и послушайте запись. Что вы услышали? Где можно услышать такие звуки? А кто издаёт их?

3. Объявление темы урока.

- Вы видели птиц? Где? Кто задавал себе вопрос: кто такие птицы? Какая же тема нашего урока? ( «Кто такие птицы?»)

  1. Появление главного действующего героя.

В руках учителя «яйцо», оно раскрывается, из него появляется цыплёнок.

- Ой, ой, кто ты? Не знаешь? Что? Маму потерял? Хочешь узнать, кто такие птицы? Ребята, надо ему помочь! Выяснить главную особенность птиц, ответить на вопрос «Кто такие птицы?» и помочь цыплёнку найти маму.

Звучит песня «кто такие птички»

  1. Выявление особенностей птиц. Работа над содержанием смысла песни.

1-й куплет песни (птицы те, которые летают)

Что умеют делать птицы? (Птицы умеют летать.)

А кто еще умеет летать? (Бабочки, стрекозы, летучие мыши и др.)

В нашем воображении птицы всегда связаны с полётом, а страусы и пингвины не могут летать. Можем ли мы утверждать, что умение летать – главная особенность птиц? (Умение летать – не главная особенность птиц.)

        Значит, мы не нашли ответ.

        2-й куплет песни.

- Что ещё умеют делать птицы? (птицы поют)

Мы слышим птичьи голоса, их называют «песни». Но «поют» и дельфины, косатки, значит, это не главная особенность птиц.)

        4-й куплет песни (птицы вьют гнёзда).

- Что ещё умеют птицы? (вьют гнёзда)

Но есть и такие птицы, которые кладут яйца на камни, на ветку дерева, а еще «вьют» гнёзда некоторые рыбы, делает гнездо оса. Это не главная особенность птиц.

        3-й куплет песни (птицы несут яйца).

        - Что ещё умеют птицы?  (птицы несут яйца)

 Но откладывают яйца ещё и крокодилы, черепахи, змеи.

        Делаем вывод: что умеют делать птицы? (Летать, петь, нести яйца, вить гнёзда.) на доске картинки знаки.

        А другие животные умеют это делать? (Да.)

        Можно утверждать, что это не главные умения птиц? (Да.)

Физминутка.

        Есть еще что-то? Значит, мы не совсем помогли цыплёнку, не узнали то, о чём он просил. Самый лучший способ узнать – найти ответ в книге. С помощью книги мы познаём мир.

Работа с учебником на с.36. и смотрят презентацию.

  1. Знакомство с главным отличительным признаком птиц. Рассказ от Муравья – вопросика.

-  «Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. На окраине деревни, за лесом, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Бесшумно, взмахивая крыльями, пролетела надо мной большая ночная бабочка. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку. 

- Какие разные животные, но все они умеют летать… Наверное, все они  птицы -  подумал Муравей.

Действительно ли все они — птицы? -  А вы как думаете, ребята?    (Дети говорят, что курица — птица, бабочка — насекомое).

Почему вы отнесли курицу к птицам? (Тело её покрыто перьями.)

2) Рассматривание на примере голубя строения тела птицы.(презентация)

- Рассмотрите внешнее строение тела птицы. Как называется эта птица? (Голубь.)

Как вы поняли, что это голубь? (Видели голубя на улице.)

Я буду называть части тела голубя, вы показывайте её указкой на экране.

Найдите те же части тела у курицы, у других птиц.

А самый наблюдательный заметил, сколько ног у птиц? (Две.)

Их передние ноги очень давно превратились в крылья.

4.Практическая работа по изучению птичьих перьев.

        Мы рассмотрели внешнее строение тела птицы, выяснили, что главное отличие птиц от других животных – наличие перьев на теле. Хотелось бы вам узнать, как устроено перо? Самый первый шаг к познанию мира – внимательный взгляд. Учёные, чтобы сделать открытие, проводят опыты, наблюдения. Сейчас мы на время превратимся в учёных, возьмём увеличительное стекло (лупу) и будем исследовать перья. Осторожно снимите футляр, чтобы не поцарапать стекло, возьмите конверты с перьями и начнём работать.

Исследование перьев.

- Мы сказали, что тело птиц покрыто перьями. А что такое перо?

- Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас превратимся в ученых. А чем они занимаются? (Исследуют, наблюдают, размышляют, делают выводы). Этим мы сейчас и займемся. У вас на столах лежат разные перья.

- Сравните перья. Чем различаются? Чем они похожи? (Размер, форма, окраска – одинаковое строение).

- Каждое перо имеет стержень. Найдите его. Почему эту часть пера так называют? (Похожа на стержень ручки, которой мы сейчас пользуемся.)

- А еще у пера есть бородки. Найдите их. Обратите внимание, как бородки соединены друг с другом у больших и малых перьев. Аккуратно разъедините бородки. Как соединены бородки между собой у больших перьев?  (Есть маленькие крючочки, у маленьких – крючочков нет). Для чего птицам нужны большие перья? И называют их полётными. 

Маленькие пёрышки - они мягкие, пуховые перья. Для чего птицам нужны пуховые перья? (они помогают птицам сохранять тепло).

- Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? Почему полетели перья? (Они очень легкие).

- Почему перья легкие? Что у них внутри? (пустота). Посмотрим и убедимся. (Возьмите ножницы и отрежьте кончик стержня) Да, перо полое, внутри пусто.

- Обмакните перо в стакан с водой. Что с ним случилось? Намокло ли оно? (Перо осталось сухим, вода скатилась капелькой). Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают. Значит, перья защищают птицу от воды и сырости.  

Вывод по практической работе:

- Итак, мы выяснили, что тело птицы – хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нем играют перья. Перо имеет стержень и бородки. Большие перья на крыльях помогают птицам летать, маленькие перья на теле защищают тело и придают ему форму, под ними пух, который согревает птицу.              

5.Игра «Кто так кричит?»

«Ку – ку, ку – ку», «Кукареку», «Га – га – га», «Кря – кря – кря», «Чик – чирик», «Пи – пи – пи»

6.Отгадайте загадки. (презентация)

Буян-мальчишка,
В сером армячишке,
По дворам шныряет,
Крохи собирает.

           (Воробей)

Кто в берете ярко-красном,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.

            (Дятел)

У нее глаза большие,                                          

Хищный клюв всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на ветке светлым днем.

              (Сова)

        7. Релаксация.

        Просмотр презентации о птицах (каллибри –самая маленькая птичка с размером бабочки, лебедь –самая преданная птица, голубь –символ мира и любви, снегирь –зимующая птица, пеликан –птица рыболов, павлин –самый красивый хвост)

А как вы бы помогли птичкам зимой? (презентация с кормушками)

8. Подведение итогов (звучит 5-й куплет песни с перечислением главных особенностей птиц).

        - Вы теперь уже специалисты и можете сказать:

        Чего не знал цыплёнок? (Тело птицы покрыто перьями.)

        Кто такие птицы? (Животные, тело которых покрыто перьями.)

        Кто же родители цыплёнка?

        Показ картинки с изображением курицы и петуха.

        До свидания, цыплёнок (машем ему рукой).

        Кто вырастет из цыплёнка? (Петух или курица.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Программа обучения – Школа России.  Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах;          2. Углубление знаний о ж...

Открытый урок "Зимняя жизнь птиц и зверей" 2 класс

Открытый урок "Зимняя жизнь птиц и зверей" 2 класс...

Открытый урок "Кто такие птицы"

Открытый урок по предмету "Окружающий мир" в 1-м классе...

открытый урок 3 класс "Урок здоровья"

Тема урока: «Урок  здоровья»Тип урока: урок совершенствования, закрепления и развития знаний умений и навыков:Тема раздела:  «Happy green lessons»;Цели урока:  ф...

открытый урок «Кто такие птицы?»

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе "Кто такие птицы"...