Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России" (автор учебника А.А.Плешаков)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._progr._po_okr._miru.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» городского округа

закрытое административно-территориальное образование

город Межгорье Республики Башкортостан

Рассмотрено                        Согласовано                                Утверждаю

на заседании ШМО                Зам.директора по УВР                Директор МБОУ

руководитель                        МБОУ СОШ №1                        СОШ №1 ЗАТО Межгорье

__________________        ЗАТО Межгорье                        Республики Башкортостан

Протокол №_______                Республики Башкортостан                ______________С.А.Лебедев

от «  »        ________2012г        _______________________                Приказ №________________

                                «  »________________2012г.           «   »_________________2012г

Рабочая программа

                                      учителя первой категории

                                    Гайсиной Риммы Рафаильевны

 по

окружающему миру

для 4 го класса

                                         2012-2013 учебный  год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • примерной программы по учебным предметам и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном образовательном стандарте общего образования (№ 373 от 06.10.2009г.);
  • программы по окружающему миру  для 1-4 классов, автор: Плешаков А.А., М.: Просвещение, 2011 г.;
  • федерального базисного учебного  и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ министерства образования и науки РФ № 1312 от 09.03.2004г), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 74 от 01.февраля 2012г «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы общего образования (приказ министерства образования Республики Башкортостан № 769    от 28 апреля 2012г.;
  • федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год (приказ № 2885    от  27 декабря 2011г.Зарегистрирован Минюстом Российской Федерации 21 февраля 2012 г.  регистрационный номер № 23290);
  • Постановления об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» №189от 29.12.2010г (Зарегистрировано в   Минюсте России   03.03.2011,регистрационный номер 19993).

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 1 классе 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2, 3 и 4 классах по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

I  четверть -16ч.

II  четверть -16ч.

III  четверть -20ч.

IV  четверть -16ч.

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Задачи:  воспитание любви к своему городу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе, формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

Учебно-методический комплект:

1) Учебник: «Мир вокруг нас» в 2 частях для 4 класса начальной школы, Москва «Просвещение»,2009 г., авторы А.А.Плешаков, Е. А. Крючкова.

2) Окружающий мир. Тесты. 4 класс. А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, Москва «Просвещение», 2011 г.

  1. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для обучающихся общеобразоват. учреждений / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011г.
  2. Окружающий мир рабочая тетрадь для 4 кл. в 2 ч., автор А.А.Плешаков, Москва «Просвещение», 2011 г.

Результаты изучения курса

        Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

        1)        формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

        2)        формирование целостного, социально ориентированного взгляда

на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

        3)        формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

        4)        овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

        5)        принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

        6)        развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

        7)        формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

        8)        развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9)        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками и разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

        10)        формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении  метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

            2)        освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

            3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

            4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспexa;

         5)        освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

             6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

        7)        активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

        8)        использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет. сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными  технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

             9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения  к известным понятиям;

          10)        готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждогo иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

          11)        определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

        12)        овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

        13)        овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

        14)        умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствия с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

        При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

        1)        понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

        2)        сформированность уважительного отношения к России,  родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

        3)        осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

        4)        освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

        5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Результаты изучения курса

Личностные результаты

  • Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
  • Целостное восприятие окружающего мира.
  • Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
  • Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
  • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждою иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  • Определение общей цели и путей ее достижения умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,  осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмет «математика».
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,  отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Овладение основами логического и алгоритмическою мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядною представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),  записи и выполнения алгоритмов.
  • Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач..
  • Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи,  выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать,  распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами,  схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.        

IV КЛАСС (68 ч)

Земля и человечество (10 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край — часть большой страны (14 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа- определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа- определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.

Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII вв.

Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX — начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (9 ч)

Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся:

Должны знать:

- Земля – планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

- способы изображения Земли, ее поверхности – глобус, географическая карта (план местности);

- названия океанов и материков;

- положение России, своего края на карте;

- природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;

- особенности родного края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; использование и охрана природы родного края;

- исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, новое время, Новейшее время; - важнейшие события и великих людей отечественной истории;

- государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция;  основные права ребенка.

- правила поведения в природе.

Должны уметь:

- распознать природные объекты с помощью атласа-определителя;

- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;

- различать важнейшие полезные ископаемые родного края, растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоема своего края, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;

- приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;

- проводить самостоятельные наблюдения в природе;

- оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;

- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости, определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

- формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;

- в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней: лично участвовать в практической работе по охране природы.

№ п/п

№ в четверти

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата проведения

Стр. учебника

Практические работы

Оборудование

1 четверть (16 ч)

Земля и человечество

10

1.

1.

Мир глазами астронома.

Вселенная. Солнце.

1

04.09.

Стр. 4 – 8

Схема (модель) Солнечной системы, рис., иллюстр. внешний вид и размеры Солнца, показ. работу астронома

2.

2.

 Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года.

1

06.09.

Стр. 9 – 15

Рисунки, фотографии «Планеты Солнечной системы», глобус

3.

3.

Звездное небо – великая книга природы.

1

11.09.

Стр. 16 –21

Знакомство с картой звездного неба

Карта звездного неба, рис., фотографии

4.

5.

Мир глазами географа. Глобус и географическая карта.

1

13.09.

Стр. 22-29

Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте

Глобус, физическая карта, карта полушарий, атласы

5.

5.

Пояса Земли. Башкортостан на карте России

1

18.09.

Стр. 30-34

Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте

Глобус, карта полушарий, табл. «Тепловые пояса Земли», атласы

6.

6.

Мир глазами историка.

Из истории Башкортостана

1

20.09.

Стр. 35-41

Знакомство с историческими картами

Фотографии о работе археологов

7.

7.

Когда и где. История – путешествия вглубь времен. Карта – помощница.

1

25.09.

Стр. 42-46

Знакомство с историческими картами

Лента времени, историческая карта «Взятие крепости Измаил», рис. с изобр. римлянина, грека, египтянина, отрывной календарь, карточки с нов. сл.

8.

8.

Мир глазами эколога. Прошлое и настоящее глазами эколога.

1

27.09.

Стр. 47-53

Фотографии, иллюстр. жизнь первобыт. людей и последствия деят-ти человека

9.

9.

 Сокровища Земли  под охраной человечества.

Природные богатства Башкирии

1

02.10.

Стр.54-62

Картины, Международная Красная книга, рис. с изобр. Семи чудес света

10.

10.

Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество»

Проверочный тест

1

04.10.

Физическая карта мира, предметы старины, карт. со словами, раздат. мат-л для игры

Природа России

10

11.

11.

1)Равнины и горы России

Равнины и горы Башкирии

1

9.10.

Стр.64-71

Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов

Физическая карта России

12.

12.

2)Моря, озера и реки России и Башкирии

1

16.10.

Стр.72-77

Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов

Физическая карта России

13.

13.

3) Зона Арктических пустынь.

1

18.10.

Стр.78-86

Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России

Карта «Природные зоны России», фотографии с изображением изучаемых объектов

14.

14.

4) Тундра.

1

23.10.

Стр.87-97

Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России

Карта «Природные зоны России»

15.

15.

5) Леса России и Башкортостана.(экскурсия)

1

25.10.

Стр.98-105

Рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни

Карта природных зон, гербарий

16.

16.

6) Лес и человек. (экскурсия)

Контрольная работа за 1 четверть

1

30. 10.

Стр.106-113

Рис. животных, занесенных в Красную книгу

2 четверть (16)

17.

1.

7) Зона степей.

1

6.11

Стр.114-122

Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России

Карта природных зон, карт. с изображ. растений и живот. степи, в т.ч. редких

18.

2.

8) Пустыни

1

8.11.

Стр.122-131

Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России

Карта природных зон, картины и рис. с изобр. изучаемых объектов, тесты

19.

3.

9)У Черного моря.

1

13.11.

Стр.132-140

Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России

карта природных зон, картины и рис. с изобр. изучаемых объектов, фотографии

20.

4.

10)Экологическое равновесие

проверочная работа

1

15.11

Стр.141-142

Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России

Карта природных зон, толковый словарь

Родной край – часть большой страны

14

21.

5.

1)Наш край(экскурсия)

1

20.11.

Стр.143-146

Знакомство с картой края

Административная карта России, Башкортостана

22.

6.

2)Поверхность нашего края.

1

22.11.

Стр.147-153

Знакомство с картой края

Карты: физическая и административная России, Башкортостана

23.

7.

3)Водоемы нашего края.

1

27.11.

Стр.154-158

Изучение глобуса и карты края

Глобус, карта РБ, схема реки, тесты, кроссворд

24-25

8-9.

4, 5) Подземные богатства нашей республики

2

29.11

  4.12.

Стр.159-170

Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств

Физическая карта России и РБ, коллекция полезных ископаемых

26.

10.

6) Земля – кормилица.

1

6.12.

Стр.171-175

Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств

Физическая карта России и РБ, коллекция полезных ископаемых, образцы почв

27.

11.

7) Жизнь леса. Лес - природное сообщество.(экскурсия)

1

11.12.

Стр.175-182

Плакат «Смеш. лес», записи голосов птиц, схемы и муляжи грибов, атласы

28.

12.

8) Жизнь луга. Луг – природное сообщество.

1

13.12

Стр.182-190

Рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя

Плакат «Луг», запись звуков летнего луга, гербарий

29-30.

13,14

9,10)Жизнь пресного водоема.

2

18.12.

20.12

Стр.191-200

Рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя

Плакат – схема «Пресный водоем», гербарий растений луга и водоема

31.

15.

11)Растениеводство в нашем крае.  

1

25.12.

Стр.201-207

Знакомство с культурными растениями края

Гербарий полевых культур, зерна, муляжи, иллюстрации, тесты, кроссворды

32.

16.

12)Незаметные защитники урожая.

Контрольная работа на 1 полугодие

1

27.12

стр. 208-213

                                                                                           

                                                                                                             3 четверть (20 )

33.

1.

 13) Животноводство в нашем крае.

1

15.01

Стр.214-222

Рис., фотографии, тесты, кроссворд

34.

2.

14) Обобщающий урок по разделу «Родной край – часть большой страны».

Проверочный тест

1

17.01.

Раздаточный материал на станциях

Страницы Всемирной истории

5

35.

3.

1) Начало истории человечества.

1

22.01.

Стр.4-7

36.

4.

2)Мир древности: далекий и близкий.

1

24.01.

Стр.8-14

кроссворд

37.

5.

3)Средние века: время рыцарей и замков.

1

29.01.

Стр.15-21

тесты

38.

6.

4)Новое время: встреча Европы и Америки

1

31.01.

Стр.22-27

кроссворд

39.

7.

5)Новейшее время: история продолжается сегодня.

Проверочный тест

1

5.02.

Стр.28-32

Кроссворд, карточки

Страницы истории Отечества

20

40.

8.

1) Жизнь древних славян м древних башкир

1

7.02.

Стр.34-39

Найти и показать изучаемые объекты на исторических картах

Физическая карта

41.

9.

 2)Во времена Древней Руси.

1

12.02.

Стр.40-45

Найти и показать изучаемые объекты на исторических картах

Физическая карта

42.

10.

 3)Страна городов.

1

14.02.

Стр.46-54

Найти и показать изучаемые объекты на исторических картах

Физическая карта, кроссворд, рис. с изобр. Киева и Новгорода

43.

11.

4)Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

19.02.

Стр.55-58

Знакомство с достопримечательностями родного края

Фотография памятника Кириллу и Мефодию в Москве

44.

12.

5)Трудные времена на Русской земле

1

21.02.

Стр.59-64

Рисунки с изображением воинов

45.

13.

6)Русь расправляет крылья.

1

26.02.

Стр.65-69

Знакомство с достопримечательностями

Рис. с изображением Москвы времен Ивана Калиты

46.

14.

7)Куликовская битва.

1

28.02.

Стр.70-74

Рисунки  с изображением битвы

47

15.

8) Иван ΙΙΙ

1

5.03.

Стр.75-81

Знакомство с достопримечательностями

Рис. Москвы, Кремля времен Ивана ΙΙΙ

48-49.

16-17.

9)Мастера печатных дел России и Башкортостана 10)Патриоты России.

2

07.03.

12.03

Стр.82-93

Рис. с изображ. рукописных книг, печатных, кроссворд

50

18.

11)Петр Великий

1

15.03.

Стр.94-100

Рис., фотографии, тесты

51.

19.

12)Михаил Васильевич Ломоносов.  

1

19.03.

Стр.101-104

Рис., фотографии, карточки

52.

20.

13)Екатерина Великая

Контрольная работа за 3 четверть

1

21.03.

Стр.105-111

Рис., фотографии, кроссворд

4 четверть(16)

53.

1.

14) Отечественная война 1812 года.    

Участие башкир в Отечественной войне

1

2.04.

Стр.112-121

Физическая карта, рис., фотографии

54.

2.

15)Страницы истории ХΙХ века

1

4.04.

Стр.122-126

Найти и показать изучаемые объекты на исторических картах

Карта, тесты, рисунки

55.

3.

 16)Россия вступает в ХХ век.

1

09.04.

Стр.127-135

рисунки

56.

4.

17)Страницы истории 20-30-х годов.

1

11.04.

Стр.136-139

Найти и показать изучаемые объекты на исторических картах

Карта, тесты

57.

5.

18)Великая война и Великая победа.

Башкирская кавалерийская

1

16.04.

Стр.140-146

Найти и показать изучаемые объекты на исторических картах

Карта, репродукции картин

58.

6.

19)Страна, открывшая путь в космос

1

18.04.

Стр.147-152

Портрет Гагарина, рисунки

59.

7.

20)Обобщение по теме «Страницы истории Отечества».

Проверочная работа

1

23.04.

тесты

Современная история

9

60.

8.

1) Основной закон России, Башкортостана и права человека

1

25.04.

Стр.156-159

конституция

61.

9

2)Дети имеют право на особую заботу и помощь.

1

30.04.

Стр.160-163

62.

10.

 3)Мы – граждане России

Многовековая дружба русских и башкир

1

2.05.

Стр.164-167

Тест, карточки

63.

11.

4)Славные символы России

1

7.05.

Стр.168-174

Плакаты «Гимн России», «Флаг России», «Герб России», аудиозапись гимна

64.

12.

5)Такие разные праздники

1

14.05.

Стр.175-179

Рисунки, фотографии

65.

13.

6)Путешествие по России.

1

16.05.

Найти и показать изучаемые объекты на исторических картах

Карта России, рисунки, фотографии

66.

14.

7)Путешествие по России.

(заочная экскурсия)

1

21.05.

Стр.180-189

67.

15.

8)Путешествие по Башкирии

Контрольная работа за год

1

23.05.

Стр.190-205

Найти и показать изучаемые объекты на исторических картах

Карта России, рисунки, фотографии

68.

16.

9)Обобщение по разделу «Страницы истории Отечества»

Презентация и защита проектов

1

28.05.

Карточки с заданиями

30 мая – резервный урок

Перечень учебно – методического обеспечения

Учебно – методический комплект

  1. Программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2009.  
  2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник 4 класс. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Плешаков А.А.От земли до неба.  Атлас-определитель для начальной школы. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Плешаков А.А.Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2011.

Печатные пособия

  1. Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения
  2. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Натуральные объекты

  1. Коллекции полезных ископаемых
  2. Коллекции плодов и семян растений
  3. Гербарии культурных и дикорастущих растений
  4. Живые объекты (комнатные растения)

Технические средства

  • Классная доска
  • Компьютер

Список литературы

Литература для обучающихся:

  • Основная:
  1. Плешаков А.А. Окружающий мир 4 класс, М.: Просвещение, 2010
  2. Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к  учебнику «Мир вокруг нас» в 2-х частях: 4 класс. – М.: Просвещение, 2010
  3. Плешаков А. А. Мир вокруг нас: Проверим себя в 2-х частях: 4 класс. – М.: Вита Пресс, 2010

  • Дополнительная:
  1. Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2009
  2. Модестов С. Ю. Космос: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2009
  3. Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2009
  4. Модестова Т. В. Птицы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2010
  5. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2011
  6. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2011
  7. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2008
  8. Шикина Л. Б. Люди и народы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2010
  9. Шикина Л. Б. Страны и континенты: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2010

Пособия для учителя:

  1. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2009
  2. Дмитриева О. И. и др. Поурочные разработки по окружающему миру: 3 класс. – М.: ВАКО, 2010
  3. Муковникова О. Г. Природоведение. 4 класс. Поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас». – Волгоград: Учитель – АСТ, 2009
  4. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2011
  5. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2011
  6. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005
  7. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004
  8. Диск «Уроки Кирилла и Мефодия» 4 класс Окружающий мир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...