Пояснительная записка по предмету живой мир в 4 классе коррекционной школы 8 вида
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Берсенева Тамара Степановна

Формирование умений: наблюдать, взаимодействовать с объектом с целью накопления представлений о нем; описывать признаки изучаемого объекта; использовать полученные результаты в практической деятельности; формирование умений адекватно взаимодействовать с предметами  и явлениями природного и социального мира; формирование умения составлять связные повествовательные устные высказывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pzzhivmir.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа  предусмотрена для учащихся ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат».

Дисциплина «Живой мир» в СКОУ 8 вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний,

пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о живой и неживой природе.

Содержание дисциплины «Живой мир» опирается на знакомые детям объекты и явления окружающего мира, углубляет сведения, раскрывающие причины, следственные временные связи между объектами, явлениями и состоянием природы.

Программа построена с учётом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы  деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.

На уроках этой  дисциплины учащиеся условно разделены на две группы:

Учащиеся 1 группы  правильно называют изученные объекты, явления, их признаки. Различают объекты живой и неживой природы, выделяют части растений. Называют наиболее распространенных диких и домашних животных своего края. Знают названия времен года.

Ученики 2 группы не всегда правильно называют изученные объекты и явления, их признаки. Допускают ошибки при сравнении изученных объектов и явлений. Испытывают затруднения при соотнесении сезонных изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека.

Согласно учебному плану 2013 – 2014 учебного года на изучение программы по предмету отводится следующее количество часов:

Период  /класс

4класс

неделя

2 ч.

год

66ч.

Продолжительность занятия 40 минут.  Курс имеет оценочную (5 бальную) систему прохождения материала.

Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы

VIII вида подготовительный, 1- 4 классы  под редакцией В. В. Воронковой.

Содержательный минимум образования

Сезонные изменения в природе - неживая природа

  • Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе, на смену времен года.
  • Чередование  времен года, закрепление знаний о названиях  месяцев.

_ Сад, огород, поле, лес в разные времена года.

  • Формирование представлений о явлениях   в неживой  природе  ( замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, проталина, разлив, ливень, град, туман).
  • Влияние солнца на изменения в погоде.
  • Вода в природе.

_   Почва. Состав почвы (песок, глина, камни). Простейшие свойства почвы.

_   Формы поверхности Земли (равнины, овраги, холмы, горы).

  • Обогащение речи специальными  терминами, выражениями. Участие в беседе.

Живая природа

 Животные

_  Представление о животных.

_  Домашние животные (лошадь, овца, корова, свинья). Разведение домашних животных, уход за ними.

_   Представление отношения человека к животным.  Охрана животных.

_ Домашние птицы (куры, гусь, утка). Внешний вид, забота о потомстве.

  • Дикие птицы (утка, гусь, лебедь). Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.
  • Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. Полезные насекомые. Пасека.
  • Насекомые вредители.

Человек

  • Голова и мозг человека.
  • Профилактика травматизма головного мозга.
  • Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.
  • Состояние природы и ее влияние на здоровье человека.
  • Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле.
  • Охрана редких растений и исчезающих животных.
  • Зоопарк. Заповедник. Лесничество.
  • Растения.
  • Растения огорода, сада, леса. Растения культурные и дикорастущие.
  • Лекарственные растения. Редкие растения и их охрана.
  • Парк, создание человеком парков.
  • Растения поля. Уход человека за растениями поля. Строение растений поля.
  • Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.

Обучение в коррекционной школе носит элементарно – практический характер и направлено на выполнение основных целей:  создание условий для формирования и коррекции знаний учащихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности.

 

Цель обучения реализуется через составляющие качества образования  (предметно – информационную, коммуникативно – деятельностную,  ценностно - ориентационную).

Составляющие качества образования.

1.Предметно - информационная:

  • Выявление уровня знаний учащихся о неживой и живой природе.
  • Формирование знаний об основных  элементах неживой и живой природы.
  • Формирование представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособления живого мира к условиям внешней среды.
  • Формирование знаний учащихся о природе своего края.
  • Формирование  первоначальных сведений о природоохранительной деятельности человека.

2.Деятельностно - коммуникативная:

  • Корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
  • Способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
  • Содействовать  приобретению навыков устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе;
  • Активизировать творческие способности;
  • Развивать у  обучающихся навыки контроля и самоконтроля;
  • Вырабатывать  умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ.

3.Ценностно - ориентационная:

  • Воспитание  у  учащихся бережного отношения к природе.
  • Воспитание у обучающихся целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости,  самостоятельности.

Специальной задачей обучения является преодоление недостатков учащихся,  коррекция  познавательной деятельности и личностных качеств.

Компетенции:

  1. Предметные:
  1. Природоведческая компетенция:
  • Правила поведения и деятельности в природной среде  в лесу,  на водоемах, в местных природных зонах в разное время года, в различных природных и климатических условиях.  Ориентация, безопасность, сбор грибов, ягод, рыбная ловля;   наблюдение птиц и местных животных; ориентация по ночному небу, определение сторон света с помощью компаса и природных признаков, способы определения времени суток и др.
  • Естественнонаучные знания, умения и опыт деятельности на селе и в городе, домашние животные, экологические проблемы, выращивание сельскохозяйственных растений.
  • Уход за животными. Образ жизни, особенности строения и поведения, питание, сон, игры, взаимосвязь животного с человеком.
  • Уход за растениями. Посадка, полив, состав земли, свет, тепло, условия выращивания.
  1. Здоровьесберегающая  компетенция (включает общепредметную):
  • Опыт ориентации в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.)
  • Применение  правил  поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
  • Применение правил личной гигиены, умение заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владение способами оказания первой медицинской помощи; умение следить за своим рационом питания.
  1. Экологическая  компетенция (включает общепредметную):
  • Опыт экологической деятельности в местной природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.), умение следовать нормам экологического поведения.

2. Общепредметные:

  • воспитание учащихся средствам данной учебной дисциплины;
  • обучение учащихся умению самостоятельно пополнять знания;
  • повышение уровня культуры коммуникации при взаимодействии с окружающими;
  • формирование умения получать информацию;
  • развитие зрительного, слухового  восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • обогащение и развитие активного и пассивного словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

3. Ключевые

Деятельностно – коммуникативные –

 способность субъекта выполнять устную коммуникацию с целью быть понятным, умение сотрудничать, работать в группе, идти на компромисс.

  1. Социальные

 – способность, готовность субъекта брать на себя ответственность, быть активным в принятии решения и урегулировании конфликтов.

А. Социально – трудовая:

-   продуктивно сотрудничать;

-   действовать в социуме;

-    осознание себя и своего места в обществе

Б. Культура личностного самосовершенствования:

 -  способность ценностно – смысловой ориентации в мире (понимание ценности бытия, жизни, здоровья; ценности культуры, науки, истории цивилизации собственной страны, религии);

- способность к рефлексии (осознанию, осмыслению, прогнозированию процесса и результатов своей деятельности и поведения);

В. Ценностно – смысловая:

- понимать и воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение;

- способность принимать человека как высшую ценность;

- способность к освоению механизмов самоопределения в разных ситуациях учебной и иных видов деятельности;

-  способность к активному участию в выстраивании программы своей жизнедеятельности.

Информационно-  методологическая:

  1.   Учебно-управленческая:умение внимательно слушать и воспринимать информацию.
  2. Учебно-логическая:критически относиться  к развитию общества, занимать сторону в дискуссиях, умение высказывать свою точку зрения.

Содержательные линии:

  1. Культурно-историческая (человек и история, человек и культура)
  2. Социально-правовая (человек и общество, человек-человек):

-демократический стиль общения учителя с учащимся;

-развитие чувства ответственности за сохранение духовного, культурного потенциала России и региона;

-развитие чувства ответственности за сохранение школьного имущества;

-воспитание чувства гордости за  культуру речи;

-воспитание чувства патриотизма за родину и др.;

  1. Информационно-методологическая (человек и информация): знания на уроке, словарная работа, математический диктант  и др.
  2. Экологическая (человек и природа).
  3. Культура здоровья (человек и здоровье):
  1. валеологический подход (физический и психический уровень):

-благоприятный климат в кабинете (освещённость, время, проветриваемость).

-физическое состояние учащихся (здоровье).

-доброжелательная психологическая обстановка, которая во многом зависит от демократического стиля общения педагога с учащимися и реализации принципов гуманизации.

  1. пропаганда ЗОЖ.

Требования к уровню подготовки  обучающихся.

Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:

  • земля, ее состав, свойства, значение для жизни растений;
  •  растения сада и поля (цветковые растения), использование человеком;
  •  домашние животные и птицы, их повадки, образ жизни, роль человека в жизни домашних животных;
  •  насекомые и их роль в жизни природы;
  • взаимодействие человека и природы, значение состояния природы для здоровья и жизнедеятельности человека;
  •  взаимосвязь сезонных изменений в живой и неживой природе.

1 уровень.

Должны уметь практически применять следующие знания:                                                      

  • правильно называть изученные объекты и явления;
  • различать растения сада, огорода, леса, поля и их названия;
  • различать культурные и дикорастущие цветковые растения, знать правила ухода за растениями сада;
  • различать плоды и семена растений, как использует их человек;
  • различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, определять их значение для человека;
  • знать особенности жизни растений, животных, человека в разные времена года.

2 уровень.

  • Правильно называть изученные объекты  и явления;
  • сравнивать и различать растения сада, огорода, леса, поля, знать об их использовании человеком;
  • различать диких и домашних животных, птиц,  уметь описать их повадки, значение  для человека;
  • знать о необходимости бережного отношения человека к себе и к природе;
  • различать времена года, названия месяцев и их основные признаки, особенности жизни растений, животных и человека в разные времена года.

Педагогические условия и средства реализации стандарта.

Технологии обучения

  • Современное традиционное обучение (классно – урочное).
  • Дифференцированное обучение.
  • Педагогика сотрудничества.
  • Проблемное обучение.
  • Личностно – ориентированное обучение.
  • Игровое обучение.
  • Экскурсии.

Общепедагогические принципы обучения

Принципы гуманизации:

  • принцип индивидуализации – построение содержания и выбор методов обучения и воспитания, которые являются адекватными возрастным и индивидуальным (личностным) особенностям и возможностям всех учащихся;
  • принцип персонификации – отказ от ролевых «масок».  Адекватное включение элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций и соответствующих им действий), высказывание своей точки зрения и принятие чужой;
  • принцип проблематизации – актуализация и стимулирование тенденции ученика к личностному росту. Создание условий для совершенствования ребёнком нравственных поступков для самостоятельной постановки и разрешение учащимися познавательных проблем и задач;
  • принцип диалогизации – личностно-равноправные позиции педагога и учащегося (позиция сотрудничающих людей).

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении дисциплине используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

При последовательном изучении курса может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.       

Виды и формы контроля

  • Формы -   устный опрос, кроссворд, КВН.
  • Виды – вводный,   тематический,   рубежный, итоговый.

Программное и учебно - методическое обеспечение

Программа: Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида подготовительный, 1-4 классы, под редакцией В. В. Воронковой.

Учебник:  Е.Д.Худенко, И.А. Терехова «Знакомство с окружающим миром» - учебник для специальных (коррекционных) школ 8 вида, 4 класс. – М: АРКТИ, 2004.

Методическое обеспечение: Кудрина С.В. «Программно – методическое обеспечение к урокам «Окружающий мир» в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида». М: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2010.

Дополнительная литература:

-Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. М.: Просвещение, 1999.

- Казакова О.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» М.: «Вако» 2004.

- Касаткина Н.А. «Учебно – воспитательные занятия в группе продленного дня». Волгоград: Учитель, 2007.

- Морозова И.А., Пушкарева М.А. «Ознакомление с окружающим миром». М: Мозаика – Синтез, 2006.

Программа составлена на основе документов:

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012  № 273 - ФЗ  «Об образовании в РФ»  
  2. Закон «Об образовании в Свердловской области» от 15.07.2013 года № 78-03 "Об образовании в Свердловской области".
  3. Областной закон от 23.10.1995 N 28-ОЗ (ред. от 07.12.2012) "О защите прав ребенка" (принят Свердловской областной Думой 05.10.1995) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)
  4. Расписание уроков.
  5. Годовой учебный календарный график.

Оборудование

Предметные картинки, муляжи овощей, фруктов, гербарии растений, технические средства (телевизор, ноутбук, интерактивная доска, проектор)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка по предмету Русский язык 2 класс в коррекционной школе 8 вида

Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферыдеятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей....

Пояснительная записка по предмету "Русский язык" 1 класс Школа России

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Русский язык" 1 класс Школа России...

Пояснительная записка по предмету русский язык 1 класс

В данном документе содержится пояснительная записка по русскому языку для учащихся 1 класса. УМК "Школа России"...

Пояснительная записка по предмету изобразительное искусство. 1 класс

В данном документе содержится пояснительная записка по предмету изобразительное искусство для учащихся 1 класса. УМК "Школа России"...

Пояснительная записка по предмету "Изобразительное искусство" 2 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Изобразительное искусство" 2 класс. УМК "Школа России"...

Пояснительная записка по предмету литературное чтение 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа курса литературного чтения  для 2 класса составлена в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта начальногообщего образования (Пр...

Пояснительная записка по предмету русский язык 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа курса русского языка для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ ...