конспект урока "Кто такие птицы?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Рогова Елена Ивановна

урок выполнен по ФГОС в виде технологической карты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka_okruzhayushchego_mira.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока

Фамилия, имя, отчество: Рогова Елена Ивановна (учитель начальных классов МБОУ г. Астрахани «СОШ № 29»)

Город: Астрахань

Конспект урока: окружающего мира

Тема: «Кто такие птицы».

Учебное пособие, авторы, класс:  - Плешаков А.А. « Окружающий мир», учебник 1 класс, М.:  

                                                              Просвещение, 2012. Ч. 1.

                                                            - Плешаков А.А. « Окружающий мир», рабочая тетрадь 1 класс,

                                                              М.: Просвещение, 2012.

                                                                             -  Плешаков А.А. «От земли до неба: Атлас-определитель», М.:                          

                                                               Просвещение, 2010. - 128 с.

Целевые установки на достижение результатов:

  • Личностных: развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками, формирование уважительного отношения к иному мнению.
  • Предметных: учить распознавать представителей животного мира; сформировать у детей первоначальное представление о птицах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных.
  • Метапредметных:
  • познавательные УУД: познакомить с птицами и их отличительными признаками, показать их многообразие и красоту, учить распознавать птиц среди других представителей животного мира с помощью атласа - определителя.
  • регулятивные УУД:  учить считывать  и понимать  информацию из разных источников (фотографии, схемы, таблицы, диаграммы); пользоваться дополнительными источниками информации; наблюдать, анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.
  • коммуникативные УУД: формировать умение работать в группе, умение общаться, управлять своим поведением и поведением партнера,  принимать решение и обосновывать его.
  • личностные УУД:  растить гражданина своей страны; воспитывать у детей бережное  отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; учить высказывать свое мнение и уважать мнение других.

Тип урока: комбинированный урок

Содержание

Вопросы и задания, направленные

 на формирование

 универсальных учебных действий

Формируемые

универсальные

учебные действия

I.Организационный этап

 - Вот уже звенит звонок.

Собери же ты дружок.

Аккуратно, по порядку,

Книги, ручки и тетрадки.

- Я очень рада вас видеть, я желаю вам добра, успехов на уроке. Давайте повернемся друг к другу и пожелаем удачи.

- Сегодня мы будем работать в группах. Надо настроиться на работу.

Поможет нам упражнение «Локотки».

По хлопку учителя, дети произвольно меняют положение рук (за голову, на плечи, на пояс, на колени; локти при этом всегда оттопырены в сторону).  5-6 раз. По условному сигналу – например, колокольчик -  ребята «здороваются локотками» со всеми участниками  своей группы – устанавливают контакт для сотрудничества.

- Вот уже звенит звонок.

Собери же ты дружок.

Аккуратно, по порядку,

Книги, ручки и тетрадки.

- Я очень рада вас видеть, я желаю вам добра, успехов на уроке. Давайте повернемся друг к другу и пожелаем удачи.

- Сегодня мы будем работать в группах. Надо настроиться на работу.

Поможет нам упражнение «Локотки».

По хлопку учителя, дети произвольно меняют положение рук (за голову, на плечи, на пояс, на колени; локти при этом всегда оттопырены в сторону).  5-6 раз. По условному сигналу – например, колокольчик -  ребята «здороваются локотками» со всеми участниками  своей группы – устанавливают контакт для сотрудничества.

Коммуникативные: установление эмоционального контакта, уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им

II.Этап повторения изученного

- Несколько уроков мы знакомились с царством животных. Сегодня продолжается наше новое увлекательное путешествие.  

 Встаньте около своих мест. Мы снова отправляемся  в царство  животных. Ваша задача разгадать фотографии-загадки: если на фото животное – делаете прыжок, если это не животное – хлопок.

Давайте поможем муравью Вопросику разобраться с этой нелёгкой задачей.

Похвалить тех, кто не ошибался. Если были хлопки, учитель сообщает ребятам, что все, кого они видели – животные.

- Ребята,  давайте вспомним, какие группы животных мы уже знаем? (насекомые, рыбы)

- Назовите их отличительные признаки?  

Блиц-опрос «Закончи предложения»:

На прошлом уроке мы изучали…                            …рыб

К ним относятся……                            …акула, окунь, сом…

 

Отличительными признаками рыб являются…     …чешуя, дышат с помощью жабр…

Молодцы.

Ребятам демонстрируются фотографии  «Животные».  

Если на фото животное – дети делают прыжок, если это не животное – хлопок.

- Ребята,  давайте вспомним, какие группы животных мы уже знаем? (насекомые, рыбы)

- Назовите их отличительные признаки?  

Блиц-опрос «Закончи предложения»:

На прошлом уроке мы изучали…                            …рыб

К ним относятся……                         …акула, окунь, сом…

 

Отличительными признаками рыб являются…     …чешуя, дышат с помощью жабр…

Познавательные: умение распознавать объекты, развитие внимания

Познавательные:  умение отвечать на поставленные вопросы

III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.

Игра «Найди лишнее».  

- Посмотрите на фото.

Определите, какое  животное «лишнее» и почему.

- Пингвин – птица. Остальные – рыбы.

Целеполагание

Правильно, именно эту группу животных мы будем сегодня изучать и продолжим заполнять таблицу  «Животные».

Игра «Найди лишнее».  

- Посмотрите на фото.

Определите, какое  животное «лишнее» и почему.

- Пингвин – птица. Остальные – рыбы.

Правильно, именно эту группу животных мы будем сегодня изучать и продолжим заполнять таблицу  «Животные».

Регулятивные: выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

IV. Этап актуализации знаний

- Птицы. Что вы о них знаете?

- Дети называют  признаки птиц.

(Учитель записывает виртуальным маркером все предложения детей на облаках)

- Птицы. Что вы о них знаете?

- Дети называют  признаки птиц.

(Учитель записывает виртуальным маркером все предложения детей на облаках)

Актуализация знаний

V. Этап изучения новых знаний.

Практическая работа учащихся.

- Вы предложили признаки птиц, к ним я добавила ещё несколько. Все они перед вами.  

- Предлагаю узнать основные признаки птиц с помощью игры «Верное утверждение».

 На ваших столах лежат пластины счётного материала. Возьмите красную и синюю пластины.

Если утверждение верное – вы поднимите синий цвет, а если неверное – красный. Мудрая Черепаха и муравей Вопросик будут внимательно следить за вашими ответами. Приготовились.

Дети взяли пластины 2 цветов.

Группа выбирает признак, учитель переходит по ссылке, читает вопрос, дети отвечают, показывая  цветную пластину:  синий – да, красный – нет.

- Посоветуйтесь в группе и скажите, какой основной отличительный признак птиц?

- Обсуждают в группе, формулируют вывод:  птицы отличаются от других животных наличием перьев.

- Откройте учебник на с. 24.

 Проверим правильность нашего вывода.

- Находят в учебнике вывод.

 Один учащийся зачитывает его вслух.

Молодцы, вы справились с заданием.

- Сейчас я предлагаю вам творческое задание.

 Вы будете «превращаться» в разных птиц. Постарайтесь с помощью движения передать их размеры и характер. Читайте название птицы и показывайте её.

- Дети читают вслух название птицы и с помощью жестов показывают её.

- Вы предложили признаки птиц, к ним я добавила ещё несколько. Все они перед вами.  

- Предлагаю узнать основные признаки птиц с помощью игры «Верное утверждение».

 На ваших столах лежат пластины счётного материала. Возьмите красную и синюю пластины. Если утверждение верное – вы поднимите синий цвет, а если неверное – красный. Мудрая Черепаха и муравей Вопросик будут внимательно следить за вашими ответами. Приготовились.

Дети взяли пластины 2 цветов.

Группа выбирает признак, учитель переходит по ссылке, читает вопрос, дети отвечают, показывая  цветную пластину:  синий – да, красный – нет.

- Посоветуйтесь в группе и скажите, какой основной отличительный признак птиц?

- Обсуждают в группе, формулируют вывод:  птицы отличаются от других животных наличием перьев.

- Откройте учебник на с. 24.

 Проверим правильность нашего вывода.

- Находят в учебнике вывод.

 Один учащийся зачитывает его вслух.

Молодцы, вы справились с заданием.

- Сейчас я предлагаю вам творческое задание.

 Вы будете «превращаться» в разных птиц. Постарайтесь с помощью движения передать их размеры и характер. Читайте название птицы и показывайте её.

- Дети читают вслух название птицы и с помощью жестов показывают её.

Познавательные: знакомство с птицами и их отличительными признаками.

 Регулятивные:

умение наблюдать, выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов.

Выявление существенных признаков.

Сопоставление фактов.

Коммуникативные: умение договориться, правильно сгруппироваться.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Умение доказать свою точку зрения.

Умение строить речевое высказывание в устной речи.

Умение передавать свои мысли с помощью движений.

Развитие творческого потенциала.

VI. Этап применения  изученного.

Практическая работа учащихся.

- Ребята, где можно встретить птиц?

- Варианты ответов детей: на улице, в лесу, у реки…

- Сейчас каждая группа получит конверт с заданием

 (фотографии  птиц и цветная закладка).

Его выполнить вам поможет «Атлас- определитель».

 Обратите внимание на то, что в атласе есть разноцветные закладки – 4 разных цвета.

Задание (все задания вводятся учителем постепенно):

  • Рассмотрите  фотографии птиц, вложенные в конверт.
  • Названия каких птиц вы можете назвать самостоятельно?
  • Как вы думаете,  что может объединять в данную группу этих птиц?
  • Откройте  атлас-определитель (по цветной закладке), прочитайте название темы – проверьте своё предположение.
  • Найдите на странице атласа птиц, изображённых на ваших фотографиях; прочитайте названия (для читающих).
  • Рассмотрите птиц. Поделитесь друг с другом своими впечатлениями.
  • На страничке атласа, там, где текст, есть выделенные слова – это названия птиц.  Попробуйте найти  их.
  • *Попробуйте  прочитать для ребят информацию, о любой из ваших птиц. (Если есть читающие ребята).

Представитель каждой  группы должен познакомить класс со своей группой птиц. (Название, что их объединяет, где можно встретить, интересные особенности…)

- Достают из конверта фото птиц, определяют названия.

Хищники, живут у воды, ласточки…

Сравнивают предположения с темой статьи  в атласе.

Сопоставляют фото и картинку в атласе.

Проговаривают то, что видят.

Просмотровое чтение.

Умеющие читать  ребята читают  текст о птице для своей группы.

Команда сама выбирает своего представителя, который рассказывает о своих птицах.

Регулятивные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Извлечение необходимой информации.

Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации.

Познавательные: поиск нужной информации в учебнике,

атласе – определителе.

VII. Этап контроля и самоконтроля.

- Проверим, как вы усвоили тему урока.

Откройте «Тесты» на с. 13.

 (Учитель читает задание, даёт время на выполнение задания.)

- Обменяйтесь тетрадями с соседом.

Карандашиком отметьте своё согласие или несогласие с ответом товарища (+ или -)

- Возьмите свою тетрадь. У кого есть вопросы по тесту?

Работают в тестовых тетрадях.

(Кто такие птицы?)

Взаимопроверка.

Могут высказать несогласие с проверкой работы.

Должны это обосновать.

Сравнение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения, высказывают своё мнение.

VIII. Этап коррекции

- Ребята, взгляните на фотографии. Что их объединяет?

- Чтение стихотворения  А. Яшина  «Покормите птиц зимой».

- О чём заставляет задуматься это стихотворение?

- Люди должны помогать птицам зимой,  подкармливать их.

- Какие важные вопросы затрагивает?

- Дети высказывают свои мысли.

- Как вы можете помочь птицам?

- Сделать кормушку, не забывать подкармливать птиц …

- Сделаем доброе дело:

 дома, вместе с родителями, сделайте кормушку и принесите в школу.  С приходом холодов мы развесим их на территории школы и будем вместе заботиться о братьях наших меньших.

- Ребята, взгляните на фотографии. Что их объединяет?

- Чтение стихотворения  А. Яшина  «Покормите птиц зимой».

- О чём заставляет задуматься это стихотворение?

- Люди должны помогать птицам зимой,  подкармливать их.

- Какие важные вопросы затрагивает?

- Дети высказывают свои мысли.

- Как вы можете помочь птицам?

- Сделать кормушку, не забывать подкармливать птиц …

- Сделаем доброе дело:

 дома, вместе с родителями, сделайте кормушку и принесите в школу.  С приходом холодов мы развесим их на территории школы и будем вместе заботиться о братьях наших меньших.

Умение  нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

IX. Этап подведения итогов занятия.

-Подведём итог нашей работе.

 Скажите, кто же такие птицы?

- Дети самостоятельно формулируют правило, используя слова подсказки.

- Мы вернулись к нашей таблице.

 - С какой группой животных мы познакомились сегодня?

- Какая отличительная особенность у этих животных?

- Назовите птиц, которых мы сегодня ещё не упоминали.

 (Дети называют, а учитель записывает виртуальным фломастером  названия в таблицу.)  

-Подведём итог нашей работе.

 Скажите, кто же такие птицы?

- Дети самостоятельно формулируют правило, используя слова подсказки.

- Мы вернулись к нашей таблице.

 - С какой группой животных мы познакомились сегодня?

- Какая отличительная особенность у этих животных.

Дети вспоминают или могут воспользоваться атласом-определителем.

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

X. Этап сопоставления знаний до и после урока.

- Посмотрим на облака.

-  Какие утверждения оказались верными, а какие не нашли своего подтверждения на уроке?

- Дети анализируют записи на облаках, которые читает учитель. Могут показать + или – в знак согласия или несогласия.

- Посмотрим на облака.

-  Какие утверждения оказались верными, а какие не нашли своего подтверждения на уроке?

- Дети анализируют записи на облаках, которые читает учитель. Могут показать + или – в знак согласия или несогласия.

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном.

XI. Этап рефлексии.

Оцените свою работу на уроке (Р), работу вашей группы (Г) и отметьте, понравился ли вам урок (П).

Работа детей со шкалами самооценки.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект что такое робототехника

конспект по внеурочной деятельности кружок робототехника...

План - конспект "Кто такие птицы?" 1класс

План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе....

Конспект урока "Такой разный огонь: добрый и злой" (ОБЖ)

Цель урока - закрепить знания о противопожарной безопасности....

Конспект занятия "Такие разные деревья"

Цель данного занятия: расширить кругозор обучающихся об удивительном мире древесных растений, дать представление о  разнообразии деревьев Ставропольского  края...

Конспект занятия «Такие разные эмоции» ( 1 класс)

Занятие разработано и адаптировано для детей с особыми образовательными потребностями с нарушением слуха.Цель: закрепление знаний детей об основных эмоциях человека (радость, страх, удивление, зл...

Конспект Кто такие звери

Конспект урока окружающего мира "Кто такие звери?" 1 класс Школа России...