План – конспект урока "Окружающий мир" на тему: "Глобус и карта, как изображение земной поверхности"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Радченко Наталья Юрьевна

План – конспект урока "Окружающий мир" ( система Л.В. Занкова, учебник «Окружающий мир» А.Н. Казаков, Н.Я. Дмитриева 2 класс )

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx75.63 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока окружающего мира ( система Л.В. Занкова, учебник «Окружающий мир» А.Н. Казаков, Н.Я. Дмитриева 2 класс )

Тема урока: Глобус и карта, как изображение земной поверхности.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: традиционная

Цель: создать условия на уроке для формирования у учащихся целостного взгляда на поверхность Земли и ее изображение на глобусе и карте.
Задачи

Предметные:

-формировать понимание того, что глобус – это модель Земли;

– сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

-ознакомить с расположением географических объектов на глобусе и географической карте;

- описывать на основе предложенного плана изучение объектов живой и неживой природы;

Метапредметные:

      - принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале  (регулятивные);

       - строить сообщения в устной форме, находить в тексте ответ на заданный вопрос (познавательные);

       - использовать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию (коммуникативные);

Личностные УУД – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

- интереса к познанию окружающего мира.

Оборудование: мультимедийное сопровождение, воздушные шары, маркеры, таблички с новыми словами, карты полушарий, глобус.

Эскиз доски

Литература:

-учебник «Окружающий мир»,

-интернет -ресурсы ( http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/globus-i-geograficheskaya-karta, http://www.menobr.ru/materials/1227/42917/)

-  рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В. Занкова( 2 класс).

Ход урока

№ по порядку

Название

этапа

Время

Содержание этапов

Деятель-ность учащих-ся

Методы и приёмы

Оборудова-ние

1.

Организа-ционный этап

1 мин.

-Здравствуйте, ребята! Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать, А чтоб урок пошёл каждому впрок, Активней включайся в работу, дружок.

Учащиеся настраиваются на работу

Психологический настрой на работу

2.

Актуализация опорных знаний

5 мин.

-Чтобы начать изучение новой темы, предлагаем разгадать кроссворд. В нем зашифрованы понятия, которые вы изучали на прошлом уроке. Разгадав кроссворд, вы сможете сформулировать тему сегодняшнего урока.

Кроссворд

1.        Часть суши (материк)

2.        Естественный водоем с пресной водой (озеро)

3.        Прибор для определения частей света (компас)

4.        Спутник Земли (Луна)

5.        Наука, изучающая космос (астрономия)

6.        Макет Земли (глобус)

7.        Развернутое изображение земной поверхности(карта)

Учащиеся разгадывают кроссворд

Загадывание слов

Рисунок кроссворда на доске

3.

        Изучение нового материала

20 мин.

- Посмотрите на оборудование урока, вспомните два последних вопроса из кроссворда и догадайтесь, о чем сегодня пойдет речь на уроке?(дети высказываются о теме урока)

- Вы правы, тема нашего урока-« Изображение земной поверхности на глобусе и карте».

Слово з е м л я – имеет много значений. Какие значения этого слова вы знаете?(земля-суша, почва, территория с угодьями; Земля-планета Солнечной системы, страна, государство)

- А вот перед вами макет Земли - глобус.

 Первые упоминания о глобусе можно встретить в произведениях древних греков. По мнению писателей, глобус достался в подарок от некого Кратеса, а случилось это более 2000 лет назад. К сожалению, мы не можем проверить достоверность этих фактов – их просто не осталось! Самый древний глобус, который дошёл до наших дней, учёные называют «земным яблоком». Изготовил его ещё в 1492 году географ Мартин Бехайм, немец по происхождению. Любопытно другое – на самом древнем в мире глобусе нет Америки, ведь она была открыта Христофором Колумбом уже после создания «яблока».

Учитель: Какие глобусы бывают?

  Подготовленный ученик: Глобусы бывают разные. Могут быть глобусы-сувениры, которые украшены золотом, серебром, драгоценными металлами.

 Глобус звездного неба. На нем изображены созвездия, Млечный Путь.

 Глобус стран мира. Глобусы с неровной поверхностью: все горы, все возвышенности на них выпуклые.

  Учитель:  Как же устроен глобус?

  Ученики (читают текст на с. 77)

   Учитель: Что сразу бросается в глаза?

  Ученик: Глобус немного наклонен.

  Учитель: Почему глобус наклонили?

  Ученик: В таком положении Земля летит по орбите вокруг Солнца.

  Учитель: Что это за стержень торчит на Северном полюсе?

  Ученик: Стержень воспроизводит земную ось, вокруг которой вращается Земля.

  Учитель: Можно потрогать или увидеть земную ось?

  Ученик: На самой Земле никаких видимых полюсов-точек нет, и нельзя увидеть и пощупать земную ось. Их можно только вычислить математически.

  Учитель: Куда нацелена земная ось северным концом? Подтвердите ответом из учебника.

   Ученик: Северный конец земной оси направлен на Полярную звезду (зачитывает текст в учебнике).

Учитель: Посмотрите, посередине глобус пересекает горизонтальная синяя линия. Она называется экватором, экватор в переводе с латинского языка означает «уравнитель». Экватор делит Землю на Северное и Южное полушария.

Покажите их на глобусе (дети показывают).

Помните, что на Земле в природе такой линии нет. Ее вычислили математически.

         Обратите внимание на две пары жирных пунктирных линий. Это тропики – северные и южные. Для них характерен жаркий климат, но чаще сухой. Здесь нет непроходимых лесов, как на экваторе, а есть полупустыни и пустыни.

       Найдите на глобусе пустыни. Каким цветом они обозначены? (дети показывают)

 Ближе к полюсам находятся Северный и Южный полярные круги.

 Найдите на глобусе место, где мы живем. Подумайте, в каком поясе мы живем? Какой у нас климат? Холодный, жаркий?

 Рассмотрим глобус. Какими цветами здесь все обозначено?

 Ученик: Вода – синим цветом, суша – зеленым, желтым, коричневым.

Учитель: Обратите внимание, на вертикальные и горизонтальные линии, которые пересекают друг друга на глобусе- они выглядят как сетка. Горизонтальные линии- это параллели, а вертикальные – меридианы.

Учитель: Удобно ли работать с глобусом? Вся ли поверхность видна?

Ученик:  Работать с глобусом не всегда удобно. Видна только та часть поверхности земного шара, которая обращена к нам.

Учитель: Ученые условно разрезали глобус и перенесли на карту. Получилась карта полушарий с западным полушарием и восточным. На ней можно увидеть поверхность всего земного шара.

Учитель: Рассмотрите карту полушарий и скажите, что вы на ней видите?              

Ученик: Огромные участки суши и воды.

Учитель: Какого они цвета?

Ученик: Голубого.

Учитель: Как называются участки суши?

Ученик: Материки.

Учитель: Сколько материков?

Ученик: шесть.

Учитель: Покажите материки на Западном полушарии и на Восточном.

Физминутка для глаз

1.Проведите взгляд слева направо, как бы по экватору(3 раза)

2.Посмотрите глазками на север, потом на юг, на запад и теперь на восток. Повторите 2 раза.

Дети высказывают свои предположе-ния о теме урока

Дети внимательно слушают рассказ учителя

Дети читают подготовленные сообщения

Чтение текста в учебнике об устройстве глобуса

Беседа

Рассказ учителя

рассказ

Работа с учебником

Появляется тема урока на доске

Глобус, презентация

http://900igr.net/datai/geografija/Globus-karta/0001-001-Vspominaem-izuchennoe.jpg

http://www.mifinarodov.com/images/stories/users/globus.jpg

учебник

4.

Закрепление изученного материала

10 мин.

А для того, чтобы лучше запомнить расположение географических линий на карте и успешно выполнить домашнее творческое задание, вы возьмёте в руки шарики и маркер и по очереди нанесёте те географические линии, которые я вам скажу. Помощником вам будет служить карта полушарий на форзаце учебника. Будьте осторожны с шарами, не давите сильно на них маркером.

1.Начертите линией экватор

2.Отметьте точкой Северный полюс, а теперь Южный.

3.А кто сможет начертить пунктирной линией Северный полярный круг и Южный?-Молодцы.

Работа по группам: вклеить полоски с недостающими словами (у каждой группы набор из листа с текстом и полосками бумаги со словами глобус, шар, вода, суша, льды, пять, шесть, экватор, меридианы, параллели, Земля, беречь)

Модель Земли - ___ . Это слово в переводе с латинского означает__. На глобусе синим цветом обозначена _____, коричневым, жёлтым, зелёным обозначена _____, белым ___. На земном шаре находится ___ океанов и ____материков. "Главный пояс Земли" - _____. На глобус нанесены горизонтальные линии, которые называются ____ , и вертикальные линии, которые называются ___. Наш общий дом_____ и её нужно______!

Дети выполняют задания в группах

Работа с текстом

Карточки с пропущенными словами

5.

Подведение итогов урока

6 мин.

Давайте подведём итоги нашему сегодняшнему уроку, ответьте на мои вопросы.

-Чем же схожи и чем отличаются карта полушарий и глобус?

- Какие новые понятия вы сегодня запомнили?

-Где эти знания вам пригодятся в жизни? Как бы вы их использовали?

Ответы детей

Беседа

рассказ

Глобус и карта полушарий

6.

        Рефлексия

2 мин.

Выполните задания.

1.Раскрась шарик, у которого такое же настроение, как и у тебя.

2. К ниточке шарика « привяжи» отметку, которую ты поставил себе за работу на уроке. Покажи свой лист ребятам.

Дети выполняют рефлексию на листах

Самоанализ деятельности учащихся

Материал для рефлексии(по 2 круга на учащегося)

7.

Домашнее задание

1 мин.

- Дома вы лепите макет Земли из пластилина. Нанесите на свой макет любые географические линии.

2.Работа по карточкам (по вариантам)

Карточка №1

Можно ли считать верным высказывание?

1. На глобусе можно увидеть тончайшие линии, покрывающие поверхность глобуса
а) да; б) нет;

2. Эти линии воображаемые, на самом деле на земной поверхности их нет
а) да; б) нет;

3. Параллели - это линии, которые соединяют Северный полюс и Южный полюс
а) нет; б) да;

4. Меридианы - это линии, которые соединяют Северный полюс и Южный полюс
а) да; б) нет; в) это экватор;

5. Все меридианы пересекаются на Северном и Южном полюсах
а) да; б) нет;

Карточка №2

1. Самый длинный меридиан – это экватор
а) нет; б) да;

2. Экватор – это самая длинная параллель
а) да; б) нет;

3. Экватор делит земной шар на полушария – Северное и Южное
а) да; б) нет;

4. Экватор – это линия, которая делит все меридианы пополам
а) да; б) нет;
5. Самые маленькие параллели – это Северный и Южный полюса Земли
а) да; б) нет;

Объяснение

Творческая работа

Запись на доске

Карточки с тестами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зображення земної поверхні на плані, карті. Масштаб.

Конспект уроку природознавства у 4 класі...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Глобус и карта, как изображение земной поверхности

Цель: формирование целостного взгляда на поверхность Земли и ее изображение на глобусе и картеюЗадачи: расширить представление о картах; представить глобус как модель Земли; познакомить с понятиями «з...

Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир». 2 класс. "Формы земной поверхности."

познакомить детей с основными формами земной поверхности; познакомить со строением холмов и гор; познакомить учащихся с творчеством знаменитых поэтов по теме; научить основам работы с физической карто...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "Формы земной поверхности" УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по окружающему мируТема: «Формы земной поверхности» Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с формами земной поверхности (равнины, горы, холмы и овраги)....

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Формы земной поверхности" с презентацией

Конспекте раскрывает сходство и различие гор и холмов, знакомит с понятием "овраг"," равнина". Презентация помогает зрительно представить изучаемый материал....

Презентация к уроку по теме " Глобус и географическая карта" 2 класс

Презентация к уроку по теме "  Глобус  и географическая карта" 2 класс...

Конспект по окружающему миру. УМК "Школа России".Тема: «Формы земной поверхности», 2 класс

Цели деятельности учителя: формирование представления обучающихся о формах земной поверхности, частях холма и горы; формирование умения различать и узнавать на иллюстрации равнину, холм, овраг, г...