Урок по окружающему миру в 1-м классе на тему: "В гостях у зимы. (Зимние изменения в природе)"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Плюснина Надежда Борисовна

На данном уроке перед учащимися были поставлены цели: расширить и обобщить знания и свои наблюдения об окружающем мире об изменениях в природе зимой, и как одним из времен года;  формировать бережное отношение к природе, любви к ней; охрана и любовь к зимующим птицам; учиться выполнять заданий с использованием материальных объектов и на основе рисунков; проявлять активность во взаимодействии с одноклассником для решения коллективных и познавательных задач; учиться задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества; вести диалог, слушать собеседника. 

Учащимися эти цели были достигнуты.  На уроке применялась различная технология. При планировании урока и отборе содержания учебного материала были учтены возрастные особенности учащихся.

В начале урока детям был дан психологический настрой для создания благоприятной атмосферы на уроке, снятия напряжения. В качестве активизации познавательной деятельности ребятам был предложен фрагмент из мультфильма "12 месяцев". Ребята с удовольствием посмотрели его и вспомнила одноименную литературную сказку С Маршака. Сразу возникла проблемная ситуация; может ли быть на самом деле, чтобы встретились все месяцы?
Учащиеся самостоятельно определи тему урока. Эта проблемная ситуация, предложенная детям, в виде видеофрагмента, активизировала их внимание, вызвала интерес к уроку. Помогла осуществлять метапредметные связи (с уроками литературного чтения, русского языка). 
С целью достижения планируемых результатов были мной  применены следующие формы работы:
коллективно – индивидуальная,
работа в группе (использован метод исследования),
работа в паре,
индивидуальная.

Очень интересно прошла работа в парах, по группам, где учащимися выяснялись какие птицы нуждаются в нашей помощи зимой. Для подкрепления своих выводов использовалась презентация с голосами птиц.

При рефлексии ученики строго подходили к оцениванию своей работы, группы.

Данный урок был проведен результативно, цели были достигнуты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Урок по окружающему миру в 1-м классе

на тему: "В гостях у зимы. (Зимние изменения в  природе)"

Цели:

  • Предметные:

- расширять знания об окружающем мире, зиме как одном из времен года;

- обобщать жизненные наблюдения об изменениях в природе с приходом зимы;

- оказывать помощь животным зимой.

  • Метапредметные:

личностные:

- проявлять познавательную инициативу в играх;

- формировать бережное отношение к природе, любви к ней.

регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе знаний учащихся о сезонных изменениях в природе;

- формирование способности к волевому усилию при поиске ответа на данное задание.

познавательные:

  • Общеучебные:

- постановка и формирование проблемы с помощью учителя;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме во время ответов;

- выполнение заданий с использованием материальных объектов и на основе рисунков;

- обучать видеть, наблюдать и объяснять изменения в природе зимой;

-  воспитывать любовь к прекрасному в природе.

  • Логические:

- построение рассуждений, обобщений о жизни растений и животных.

коммуникативные:

- проявление активности во взаимодействии с партнером, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками для решения коллективных и познавательных задач;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;

- вести диалог, слушать собеседника;

  • Деятельностные. 

- тренировать способность к коммуникативному взаимодействию;

- тренировать способность к определению новых понятий;

- формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в совместную учебную деятельность;

- формирование адекватной самооценки.

 

Оборудование: 

  • отрывок из м\ф. “12месяцев”
  • презентация «В гостях у зимы»

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка учебной задачи и темы урока.

1) Вводное слово учителя.

- На уроках окружающего мира мы открываем перед собой все многообразие окружающей нас жизни. Я прочитаю вам стихотворение М.Волошина. Послушайте, пусть эти слова вдохновят вас на активную работу.

Все видеть, все понять,
Все знать, все пережить,
Все формы, все цвета
Вобрать в себя глазами
Пройти по всей земле
Горящими ступнями,

Все воспринять и снова воплотить!

2) Просмотр отрывка из м\ф. “12месяцев”.

- Сейчас мы посмотрим отрывок из одной очень доброй и знакомой сказки, и постараемся определить тему и задачу урока.

Содержание отрывка: Январь забирает посох у апреля и возвращает все на свои места. Выключить, когда покажется дворец.

3) Беседа по отсмотренному отрывку.

- Как называется сказка? (12 месяцев)

- Почему она так называется? (Основные персонажи – 12месяцев)

- А как мы в жизни по-другому называем 12 месяцев? (Год)

- На какие 4 части делится год? (Времена года: лето, осень, зима, весна)

- Вспомните, что увидели в отрывке, посмотрите за окно, и скажите тему урока. (Зима)

- Когда приходит новое время года, что происходит в природе? (Многое меняется)

- Что мы должны сегодня увидеть, понаблюдать, узнать? (Как изменилась в природе с приходом зимы.)

Слайд 1.   В гостях у зимы

- Это тема нашего урока, а наша задача – определить изменения  природы зимой, или по-другому, признаки зимы.

3. Работа над новым материалом.

Слайд 2. Может я ещё во сне ?

Очень странно это мне.

Раньше срока убежала

Осень листья побросала,

Значит скоро быть зиме!

Слайд 3- 4. Первый снег

Слайд 5. Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима!

Слайд 6-7 Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Слайд 8.  Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

Слайд 9.  Что одевают зимой?

Отгадайте загадки.

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром  - в школу,

Днём – домой. (валенки)

В обоих домиках темно,

Зато жарища прямо.

А коль засветится окно,

Его починит мама. (варежки)

Слайд 10.  Чёрная, серая, а не земля,

Пушистая, а не снег,

Греет, а не печка.

- Какие месяцы мы считаем зимними? (Декабрь, январь, февраль)

- А у меня немного другое мнение.

 Слайд 11.  Зима: ноябрь, декабрь, январь, февраль, март

- Права ли я? И почему я так решила? (Предположения, доводы детей)

- Уберите лишние месяца.

Слайд 12.  Назовите – ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На полях и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы  встречаем Новый год. (декабрь)

Слайд 13.  Декабрь год кончает, зиму начинает.

В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.

Слайд 14.  Древнерусское название месяца - лютень, а в народе студенец, за лютую морозную пору, за длительную  стужу. Вот так говорили о декабре в народе:

Леденьё пришло,

Зиму в дом привело,

В сани коней запрягло,

В путь-дороженьку вывело,

Снег заледенило,

Лёд на речке вымело,

Ребят в сани усадило,

С горки покатило.

Слайд 15.  Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.

                   Солнце летом греет, зимой – морозит.

Слайд 16-17.  Отгадайте загадку. 

Красавица какая

Стоит, светло сверкая,

Как пышно убрана…

Скажите, кто она? (елка)

Физкультминутка  Давайте споем новогоднюю песню

Слайд 18.  Зимой к нам прилетают зимние гости. Это птицы. Свиристели.

Слайд 19.  Выбегай поскорей

Посмотреть на снегирей…

Прилетели, прилетели!

Стайку встретили метели, -

А Мороз Красный Нос

Им рябинку принёс,

Хорошо угостил,

Хорошо подсластил

Зимним вечером поздним

Ярко – алые грозди. (снегири)

Слайд 20.  Синицы

Слайд 21-22.  Чуть  живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зёрнышком, бедный,

И летит к чердаку своему.

А гляди не становится вредным

От того, что так трудно ему …

                                      Н.Рубцов

Слайд 23.  Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Слайд 24-27.  Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

                          А. Яшин

Слайд 28-29.  Отгадайте загадку. 

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится.

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это? (январь)

Слайд 30-31.  Январь – году начало, зиме середина.

Январю – большие морозы, февралю – большие метели.

Слайд 32.  Январь – месяц ярких звёзд. белых троп, синих льдов.

Слайд 33.  Белее зима – зеленее лето.

Слайд 34-36.  В народе называли январь просинцем, за то, что мелкие речки, ручьи иногда промерзают до дна, и вода, выступая на поверхность, «лёд впросинь красит». Солнце дольше задерживается на небе. «В декабре день было совсем помер, да в январе опять воскрес», - так говаривали в народе.

Слайд 37.  Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Слайд 38.  Гололедица

Не идётся и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато

Отлично падается!

Почему ж никто

Не радуется?

Слайд 39.  Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега,

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц этот? (февраль)

Слайд 40-42.  Февраль – ветродуй, вьюговей, бокогрей и сечень. В феврале два друга – мороз и вьюга. Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обуты.

Слайд 43. Зимние забавы.

С приходом зимы появляются новые забавы, игры для детей. А вот какие сейчас вы их назовете.

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги –

И по большим снегам беги. (лыжи)

Слайд 44    Всё лето стояли,

Зимы ожидали,

Дождались поры,

Помчались с горы. (санки)

Есть, ребята,  у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня? (коньки)

Слайд 45 -46     Катание с гор, снежные бои

Слайд 47    Строительство снежной крепости, игра в снежки

Слайд 48    Катание на лыжах, катание на санках

4) Обобщение.

- Мы должны подвести итог проделанной работе.  

- Что произошло с солнцем? (Солнце поднимается невысоко.)  

- Как это повлияло на температуру воздуха? (Мороз.)

- Как изменились осадки? (Снегопад.)

- Как называется снегопад при сильном ветре? (Метель.)

- Что покрывает землю? (Сугробы.)

- А на окнах? (Узоры на стекле.)

- Что произошло на реках, озерах, прудах? (Лед.)

- Как называется потепление и таяние снега зимой? (Оттепель.)

- А если потом ударит мороз, что можно наблюдать? (Гололедица.)

5) Итог.

Слайд 49    

- Что нового мы сегодня узнали? Над чем работали? (Как изменилась природа зимой, рассматривали признаки зимы). О ком мы должны заботиться зимой? ( о птицах). Что нам для этого нужно сделать?

4. Самооценивание детьми работы на уроке.

- Зимой очень много интересных и завораживающих явлений. Наверное, со мной многие согласятся, что самое прекрасное, волшебное явление – снегопад. Поднимите руки, кто любит рассматривать снежинки. Мы своими руками и фантазией создали снежинки. Посмотрите, у каждого к рабочему месту прикреплена снежинка. Возьмите в руки свою снежинку. Эти снежинки помогут нам оценить работу на уроке. Если вы считаете, что хорошо поработали, то у вас настроение хорошее и ваша снежинка легкая и летит высоко над землей. Если вы не очень довольны собой, то ваша снежинка тяжелая, летит она близко к земле.

- Можно встать с места и прикрепить свою снежинку на полотно.

- Большинство ребят считает, что хорошо поработали, я тоже так считаю и хочу всех поблагодарить за урок. Поаплодируем себе!

Литература

  • Animashky.ru c 2006-2008
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007
  • www.google.ru.www.google.ru
  • Учебно-воспитательная работа в начальной школе – Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000
  • Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Вып.1/авт.-сост. Н.А.Касаткина.-Волгоград: Учитель, 2005
  • Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Вып.2/авт.-сост. Н.А.Касаткина.-Волгоград: Учитель, 2005
  • Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 4-м классе по теме «Горючие полезные ископаемые» (Развивающая система обучения Л. В. Занкова)

Урок – исследование по теме «Горючие полезные ископаемые» разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Он познакомит учащихся с группой горючих полезных ископаем...

Конспект урока по окружающему миру в 4 «А» классе по теме: "Пустыни"

Тема урока: "Пустыни"Форма урока: Урок-исследование.Тип урока: Комбинированный.Технологии: деятельностного метода. Цели:1.  сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение наход...

Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе по теме: "В гости к зиме. Неживая природа зимой"

Тип: изучение нового материалаЦель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой природе    Задачи:познакомить с изменениями в неживой природе зимой, учить расс...

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»

Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация  животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...