Урок на тему: "Строение тела человека" по предмету "Окружающий мир" + презентация
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Фокина Лилия Фархатовна

Урок «Строение тела человека» проводится в 3 классе в разделе «Дом как мир» в  3 четверти.

Цель урока:

1.Обучающие.  Ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека, познакомить с частями и внутренними органами человека, дать первоначальное представление о работе внутренних органов.

2.Развивающие. Развивать устойчивость внимания, долговременную память, словесно-логическое мышление на основе работы с компьютерной презентацией, со схемами на доске, при выполнении заданий в рабочей тетради, повышать познавательную активность

3.Воспитывающие.  Формировать бережное отношение к своему здоровью на основе полученных знаний на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся узнают, какие части тела человека относятся к внешнему, а какие к внутреннему; научатся определять на своём теле места расположения внутренних органов

Личностные: формировать учебно-познавательный  интерес  к предмету,  способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.

Метапредметные:

  • Регулятивные: преобразование  практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание  правильности выполнения своих действия.
  • Познавательные: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные  и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.
  • Коммуникативные: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать   собственное мнение,  уметь договариваться и приходить к общему мнению и решению в совместной деятельности.

Тип урока: Урок изучения  нового  материала и первичного закрепления.

         Для достижения поставленной цели  урока используется системно-деятельностный подход. Ученики сами открывают для себя новые знания, используя для этого разные источники информации. Полученную информацию они учатся анализировать, систематизировать, обобщать в выводы, использовать во взаимосвязи с другими учебными  предметами и применительно к конкретным  жизненным ситуациям. Учитель осуществляет общий контроль, координирует деятельность учеников.

Методы обучения: 

•По характеру  познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные).

•По источнику знаний: наглядные (презентация), схема

словесные (учитель и учащиеся рассказывают), практические (учащиеся находят внутренние органы на силуэтах).

Формы организации  деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование  к уроку  для учеников:

•учебник, рабочая тетрадь  -  УМК «Перспективная начальная школа»;

• силуэт человека;

• цветные карандаши;

Для проведения данного урока была создана презентация. Данная презентация помогает учащимся прочно усвоить новый материал, расширяет кругозор, дает возможность выявить первоначальные знания по предмету. Такая методика проведения урока способствует развитию индивидуальных личностных качеств, так как она позволяет ребенку проявить свои способности, выразить свою точку зрения, поделиться своими наблюдениями.  Такая технология  урока способствует достижению высоких результатов в обучении учащихся окружающему миру, для развития интереса к предмету.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_fokina.pptx540.49 КБ
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka.docx45.27 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Строение тела человека МБОУ «Школа №55» Московского района г. Казани Предмет: Окружающий мир

Слайд 2

Ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека, познакомить с частями и внутренними органами человека, дать перво -начальное представление о работе внутренних органов. Развивать устойчивость внимания, долговременную память, словесно-логическое мышление на основе работы с компьютерной презентацией, со схемами на доске, при выполнении заданий в рабочей тетради, повышать познавательную активность. Формировать бережное отношение к своему здоровью на основе полученных знаний на уроке. Цели урока:

Слайд 3

корень лист стебель цветок Плоды с семенами

Слайд 4

Внешнее строение тела человека Голова Шея Туловище (грудь, живот, спина) Руки Ноги

Слайд 5

Головной мозг Управляет нашими мыслями, чувствами, движениями, следит за работой главных внутренних органов – сердца и лёгких.

Слайд 6

Легкие Похожи на две розовые губки . С помощью них человек дышит.

Слайд 7

С е р д ц е Неутомимый мотор». Всё время сжимается и разжимается. Непрерывно гонит кровь в сосуды и заставляет её обегать всё тело.

Слайд 8

Желудок Главное отделение «внутренней кухни». В нём пища смачивается желудочным соком, измельчается, перетирается в кашицу, т.е. переваривается.

Слайд 9

Кишечник Похож на извилистый лабиринт, тянется почти на 8 метров. В нём пища окончательно переваривается и впитывается организмом.

Слайд 10

Печень Необыкновенная соседка желудка , находящаяся с правой стороны от него. Помогает кишечнику переварить жиры.

Слайд 11

Внутреннее строение тела человека Мозг Лёгкие Сердце Желудок Кишечник Печень

Слайд 12

Рефлексия 2. День и стучит оно, Словно бы заведено. Будет плохо, если вдруг Прекратится это. 1. Мы на них стоим и пляшем Ну а если им прикажем, Нас они бегом несут. Подскажи как их зовут? 3. Командный пункт - …. 4. Мотор, размером немногим больше кулака 5. Похожи на две розовые губки - … 6. Главное отделение внутренней кухни. 7.Похож на длинный извилистый лабиринт -… 8. Соседка желудка, которая находится с правой стороны.

Слайд 13

Будьте здоровы !



Предварительный просмотр:

МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №55 с углубленным изучением отдельных предметов” Московского района г.Казани

Разработка урока по окружающему миру (технологическая карта + презентация) для 3 класса “Строение тела человека”

Фокина Лилия Фархатовна ,

учитель начальных классов

Казань, 2014


МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №55 с углубленным изучением отдельных предметов ”Московского района г.Казани

Фокина Лилия Фархатовна  (учитель начальных классов)

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир

УМК:  Перспектива

Тема

       Строение тела человека

Цели урока

1.Обучающие.  Ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека, познакомить с частями и внутренними органами человека, дать первоначальное представление о работе внутренних органов.

2.Развивающие. Развивать устойчивость внимания, долговременную память, словесно-логическое мышление на основе работы с компьютерной презентацией, со схемами на доске, при выполнении заданий в рабочей тетради, повышать познавательную активность.

3.Воспитывающие.  Формировать бережное отношение к своему здоровью на основе полученных знаний на уроке.

Планируемые результаты

  1. Предметные: учащиеся узнают, какие части тела человека относятся к внешнему, а какие к внутреннему; научатся определять на своём теле места расположения внутренних органов.
  2. Личностные: формировать учебно-познавательный  интерес  к предмету,  способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.
  3. Метапредметные:
  • Регулятивные: преобразование  практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание  правильности выполнения своих действий.
  • Познавательные: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные  и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.
  • Коммуникативные: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать   собственное мнение,  уметь договариваться и приходить к общему мнению и решению в совместной деятельности.

Межпредметные связи

Биология, изобразительное искусство

Ресурсы:

- основные,

– дополнительные

А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая . Окружающий мир. 3класс. Часть 2. М.: «Просвещение» 2011г.

А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая . Рабочая тетрадь. 3класс. Часть 2. М.: «Просвещение» 2011г.

http://www.verim.org/zdorov/organs/;

http://ru.wikipedia.org/wiki
- презентация к уроку;

-цветные карандаши, карточки

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Основные понятия

Орган, внешние и внутренние органы, мозг, сердце, желудок, печень, легкие

Педагогические технологии: 1.  ИКТ (использование мультимедийного  оборудования)

                                                     2.  КСО (фронтальная  работа, индивидуальная работа)

                                                     

Тип урока:  Урок изучения  нового  материала и первичного закрепления 

Этапы урока прописываются в соответствии с  технологией и типом урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания (учебник, предметный материал)

УУД

Диагностирующие и стимулирующие вопросы, предложения

Организационный момент

Цель:  актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.

Приветствие.

- Подарили друг-другу улыбку тихо сели!

Приветствие.

(Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие)

Личностные УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Что вы видите на рисунке?

- Какие части растений вы  знаете?  

- Цветок, лист, плод с семенами, стебель, корень

Плакат

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Постановка цели урока.  

Цель:

- Организовать формулирование темы урока учащимися;

- Организовать постановку цели урока учащимися.

Рассмотрите рисунок на экране и  назовите части тела мальчика! Так и у человека есть строение. Что мы узнаем? Чему мы научимся? С внешними органами вы уже, наверняка, знакомы, но я проверю все ли умеют правильно называть свои части тела, а вот что внутри нас и зачем нужны эти органы – это мы откроем на сегодняшнем уроке.

Презентация

Слайд 4

Познавательные УУД

развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Регулятивные  УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Введение нового материала

Цели:

-Ввести понятие «внутреннее» строение тела человека, познакомить с  внутренними органами человека, дать первоначальное представление о работе внутренних органов.

-Развивать устойчивость внимания

Внешнее строение человека. Слайд  5

- Посмотрите друг на друга, как устроено ваше тело?

- Всё, что вы перечислили это части тела – внешнее строение.

У вас на столах и у меня на доске силуэт человечка.

- Итак, к внешнему строению человека относятся следующие части тела: ГОЛОВА

Учащиеся показывают

Карточки

Презентация Слайд 5

Познавательные УУД:

развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Физкультминутка

Цель: научиться определять на своем теле места расположения внутренних органов

- Покажите эту часть тела на своих силуэтах. Погладьте себя по голове.

- ШЕЯ. Покажите эту часть тела на силуэтах. Помассажируйте свою шейку.

- ТУЛОВИЩЕ. Встаньте и покажите на себе туловище. Его верхнюю часть – ГРУДЬ. Нижнюю часть – ЖИВОТ. Погладьте свои животики.

- СПИНА. Повернитесь к своему коллеге спиной, потритесь спинками.

- Поднимите РУКИ вверх и покрутите ими – это верхние конечности.

- Тихонечко потопайте НОГАМИ, попрыгайте – это нижние конечности

Учащиеся показывают

части тела

Личностные  УУД: уметь работать с информацией

Предметные УУД:

  1. учащиеся узнают, какие части тела человека относятся к внешнему;

Продолжение объяснения новой темы

Цели:

-Ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека, познакомить с частями и внутренними органами человека, дать первоначальное представление о работе внутренних органов.

-Формировать бережное отношение к своему здоровью на основе полученных знаний на уроке.

Мы рассмотрели и составили схему внешнего строения человека. Убедились, у всех вас части тела на своем месте. Перейдём к внутреннему строению.

- Внутри нашего тела находятся органы. Одни органы снабжают организм информацией об окружающем мире, другие – энергией, питательными веществами, кислородом, третьи – защищают от вредных веществ и бактерий, четвёртые – выводят из организма ненужные вещества

- В здоровом организме все органы действуют слаженно. Отвечает за эту работу ГОЛОВНОЙ МОЗГ.

Покажите место положения головного мозга нашего человечка и закрасьте фиолетовым цветом.

Чтобы человек не делал, всем управляет мозг. Именно он следит за тем, как мы дышим – управляет нашим дыханием. А как долго можете не дышать вы? Давайте это проверим. По моему сигналу вы задерживаете дыхание, когда вам захочется вдохнуть воздух, вы поднимите руку. Проводим эксперимент «ЗАДЕРЖИ ДЫХАНИЕ».

2.- Мы убедились, что человеку все время необходимо вдыхать и выдыхать воздух. Какой орган отвечает за наше дыхание? Отгадайте загадку:

Два воздушных лепестка,

Розовых слегка,

Важную работу выполняют,

Дышать нам помогают.

- Правильно, ЛЁГКИЕ.

Определите местоположения легких нашего человечка и закрасьте голубым цветом.

3.- Скажите, как узнают, жив  человек или умер?  

- Закрашиваем красным карандашом сердце в силуэте человека.

- Вы видите главное отделение внутренней кухни. Желудок находится в верхней части живота, под рёбрами, с левой стороны. Он похож на мешок, который растягивается по мере поступления пищи.

- Для чего мы едим?

- Дальше из желудка пища двигается в кишечник, который расположен под желудком.

- Сейчас нам об этом органе расскажет Максим.

- Закрашиваем кишечник зелёным карандашом на силуэте человека

- На этом можно было бы закончить разговор о «внутренней кухне» организма. Однако, мы ещё не упомянули о необыкновенной соседке желудка, самого «горячего» органа нашего организма и название у неё от слова «печь». Догадались, о чём идёт речь?

- Схема основных внутренних органов готова, наши человечки могут жить. Теперь у них есть всё необходимое.

(Дети дают ответ)

Закрашивают фиолетовым цветом головной мозг

Эксперимент «ЗАДЕРЖИ ДЫХАНИЕ».

Учащиеся отгадывают загадку

Закрашивают голубым цветом легкие

- Человек не дышит, не двигается, у него не бьется сердце.

(Один ученик рассказывает о сердце)

  - Сердце - это неутомимый мотор, оно непрерывно гонит в сосуды кровь и заставляет её обегать всё тело. Если сердце остановится, то человек погибнет. Вот какой важный орган сердце! А размером оно всего в кулак.

Закрашивают красным цветом сердце

Работа учащихся со схемой, Закрашивают желудок жёлтым цветом

- Пища помогает организму поддерживать силы, даёт нам энергию, из пищи организм получает витамины. Без пищи человек может обойтись несколько недель. За это время организм истощается и умирает. В желудке пережёванная пища останавливается на 4-5 часов и тщательно переваривается.

(Один ученик рассказывает о кишечнике) 

В желудке пища перерабатывается лишь наполовину. Она ещё густовата, да и состав её ещё не совсем тот, какой нужен организму. И тогда она отправляется в длинное путешествие по извилистому лабиринту кишечника. Он тянется почти на 8 метров, но свёрнут так плотно, что целиком помещается в животе.

Закрашивают кишечник зеленым цветом

(Один ученик рассказывает о печени)

Рядом с желудком находится печень. Она находится справа от желудка в верхней части живота и вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает перерабатывать пищу. Это самый горячий орган, как печка. Печень обезвреживает отходы и яды.

Ребята коричневым карандашом закрашивают печень на силуэте человека.

Презентация Слайд 4

Презентация слайд 5

Карточка 

Презентация слайд 6

Карточка

Презентация слайд 7

Карточка

Презентация слайд 8

Карточка

Презентация слайд 8

Карточка

Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Предметные УУД: учащиеся узнают, какие части тела человека относятся к внутреннему; научатся определять на своём теле места расположения внутренних органов

  • Коммуникативные: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать   собственное мнение,  уметь договариваться и приходить к общему мнению и решению в совместной деятельности.

Вы смотрите вокруг и видите предметы, людей. Вы читаете, пишите, вы бегаете, играете. Вы без труда вспомните, где вы были вчера, куда ездили летом. Вы решаете примеры и задачи. Всё это происходит как бы само собой. Но это не так. Вашими мыслями, движениями, чувствами управляет мозг – важнейший орган тела. Головной мозг – главный командный пункт организма. Чтобы человек не делал, всем управляет мозг.

Лёгкие находятся в груди. Они похожи на две розовые губки. При выдохе они выпускают воздух и уменьшаются в размерах. Когда мы делаем вдох, лёгкие наполняются воздухом и расширяются. Лёгкие непрерывно проделывают огромную работу

Первичное закрепление. Практическая  работа

Цель:

- Проверить умение работать с информацией;

- организовать выполнение самопроверки, самооценки

А теперь проверим, ребята, насколько вы были внимательны во время нашего исследования.

Самостоятельная работа в тетрадях: задание 3 стр. 26. взаимопроверка (обмениваются тетрадями).

А теперь открыли учебники, на странице 49 есть  рисунок. Правильно ли вы показали внутренние органы? Анализ выполненного задания

Самостоятельная работа в тетрадях: задание 3 стр. 26. взаимопроверка (обмениваются тетрадями).

Анализ выполненного задания.

  • Регулятивные УУД: Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные  и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.

Рефлексия

Цель –  

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Формировать бережное отношение к своему здоровью на основе полученных знаний на уроке.

Загадки:

Мы на них стоим и пляшем. 
Ну, а если им прикажем,
Нас они бегом несут.
Подскажи, как их зовут?

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено. 
Будет плохо, если вдруг
Прекратится это -

Тест:

  1. Командный пункт (мозг).
  2. Мотор, размером немногим больше кулака (сердце).
  3. Похожи на две розовые губки (легкие).
  4. Главное отделение внутренней кухни (желудок).
  5. Похож на длинный извилистый лабиринт (кишечник).
  6. Соседка желудка, находится с правой стороны (печень)

(Ноги)

(Сердце)

Презентация слайд 9

Коммуникативные УУД: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать   собственное мнение,  уметь договариваться и приходить к общему мнению и решению в совместной деятельности.

  • Регулятивные УУД: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения своих действия.

Оценка результатов

Цель:  Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку своей работы.

Итог урока

Цель:  

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

- Что вы узнали сегодня, о своём теле?

- Для чего же нам необходимо знать строение нашего тела?

- Что для вас сегодня было самым интересным?

- Молодцы! Но ваши человечки безликие, им необходимо на вас посмотреть. Что мы должны сделать? 

А теперь нарисуйте им ротики: если вам понравился наш урок и вы довольны своей работой, то пусть он улыбается. А если нет, то человечек будет грустить.

Все эти органы взаимосвязаны, составляют слаженный организм. При соблюдении правил гигиены и здорового образа жизни, человек может прожить более 100 лет

(Учащиеся рисуют глаза)

Регулятивные УУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Домашнее задание,  пожелания

Покажите своих человечков. Наш урок сегодня был плодотворным, я очень рада. Надеюсь, при следующей встрече, вы сможете достойно справиться с проверочным тестом. А ваши человечки дома будут для вас наглядным пособием. Д/З стр. 48-49 читать (учебник); рабочая тетрадь стр.26 задания 1, 2.

Личностные УУД: готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни


Список использованной литературы

А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая . Окружающий мир. 3класс. Часть 2. М.: «Просвещение» 2011г.

А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая . Рабочая тетрадь. 3класс. Часть 2. М.: «Просвещение» 2011г.

http://www.verim.org/zdorov/organs/;

http://ru.wikipedia.org/wiki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Строение кости"

Конспект урока по теме: "Строение кости"...

Презентация к уроку по теме: "Строение кости"

Презентация к уроку по теме: "Строение кости"...

Презентация по окружающему миру к уроку по теме "Строение тела человека".

Презентация к уроку по теме Строение тела человека 2 класс....

Урок по теме "Строение тела человека"

Предметная область Окружающий мир 2 класс Урок по теме: « Строение тела человека» Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний УМК: «Школа России»...

Технологическая карта урока по теме "Строение Земли"

Технологическая карта урока для 2 класса по теме "Строение Земли" по развивающей системе Л.В. Занкова...

Презентация к уроку по теме "Строение растения" 1 класс

Презентация сопровождает учебный материал по теме "Строение растения"...

Конспект урока на тему " Строение человека" 2 класс

Конспект урока на тему "Строение человека"...