Дополнительная образовательная программа "Школа юного краеведа"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Дополнительная образовательная программа "Школа юного краеведа" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie_dlya_pervokl.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №40

Дзержинского района

г. Волгоград

Программа  курса

«В гостях у дедушки Берендея»

                          (краеведение для первоклассников)

                                                                           Разработали:

                                                                          Ледяева Елена Владимировна

                                                                          учитель начальных классов

                                                                          МОУ СОШ №40

                                                                          г.Волгограда

                                                                                       

                                                                                       

       

                                         

                                                           2013 год

Пояснительная записка

     Одна из ярких черт первоклассников – любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. Один из вариантов знакомства детей с окружающим миром – научиться отвечать на любые вопросы детей. В настоящее время существуют программы, направленные на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде дошкольников: «Познаем мир», автор Н.Ф.Виноградова; «Здравствуй, мир!», автор А.А.Вахрушев и другие.

         Но на сегодняшний день, на наш взгляд, необходимы программы для первоклассников, направленные на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности детей.

          Представленная программа факультативного курса «В гостях у дедушки Берендея» направлена на удовлетворение этих требований и способствует знакомству детей с окружающим нас миром  при систематическом проведении данных занятий. Предлагаемая программа является попыткой организовать целенаправленную работу по изучению картины мира через знакомство с природой родного края  детей 6-7 летнего возраста.

Цель факультативного курса:

- знакомство с природой родного края, ее ресурсов, а также воспитание экологически грамотного поведения в природе

Задачи:

- расширение знаний учащихся  об окружающем мире;

- формирование простейших экологических понятий и навыков у учащихся

Методика проведения занятий.

     В основе занятий лежит игра, так как для детей 6-7 летнего возраста игра – ведущая форма деятельности, наряду с которой важную роль играет слушание рассказов, стихов, сказок, рисование, лепка. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном им мире.  Необходимо в процессе занятий ориентироваться на уровень развития ребёнка.

     Всего на изучение курса отводится 33 часа:  предполагается одно занятие в неделю.

     Ход занятия состоит из постоянного многократного в течение занятия чередования следующих этапов:

-актуализация имеющихся у детей знаний

-совместное открытие знаний

-закрепление новых знаний в игре

-рефлексия в форме творческих заданий

Содержание программы (33ч)

1. Краски природы (3ч)

2. Разноцветные плоды растений (2ч)

3. Кто в лесу живет? (3ч)

4. Что в лесу растет? (3ч)

5. Царство грибов (3ч)

6 .Где и как зимуют насекомые (4ч)

7. На птичьем базаре (4ч)

8. Ловись рыбка большая и маленькая (4ч)

9. Мой домашний питомец (5ч)

10.Правила поведения в природе (2ч)

                               Тематическое планирование (33ч)

                     

Тема

Всего часов

Кол-во часов               теории

 Кол-во часов        практики

Основные понятия

1

Краски природы

3

1

2

Смена времен года, состояние животного и растительного мира в разное время года

2

Разноцветные плоды растений

2

1

1

Овощи, ягоды, фрукты, созревающие на территории Волгоградской области

3

Кто в лесу живет?

3

2

1

Звери, обитающие на территории Волгоградской области, охрана животных

4

Что в лесу растет?

3

2

1

Растения, произрастающие на территории Волгоградской области, охрана растений

5

Царство грибов

3

2

1

Грибы, растущие на территории Волгоградской области, съедобные и ядовитые грибы, строение грибов

6

Где и как зимуют насекомые

4

2

2

Ядовитые насекомые, охрана полезных насекомых, борьба с  вредителями

7

На птичьем базаре

4

2

2

Птицы, обитающие на территории Волгограда и Волгоградской области; птицы кочующие, оседлые, перелетные; птицы леса, водоемов, открытых воздушных пространств, хищники; охрана и привлечение птиц

8

Ловись рыбка большая и маленькая

4

2

2

Рыбы, обитающие в реках Волгоградской области; речные,

морские, аквариумные рыбы; экологическое состояние рек; охрана  рыбных богатств

9

Мой домашний питомец

5

2

3

Уход за домашними животными, охрана животных

10

Правила поведения в природе

2

1

1

10 заповедей эколога

17

10

7

 

По окончанию изучения курса учащиеся должны

 знать:

- смену времен года, как смену условий существования организмов;

- представителей животного и растительного мира родного края;

- значение живых организмов в природе и жизни человека;

- формы охраны природы

уметь:

- вести простейшие наблюдения в природе;

- устно описывать объекты природы;

- называть наиболее распространенные объекты растительного и животного мира  родного края;

- соблюдать правила поведения в природе

Список дидактических и методических материалов к курсу

«В гостях у дедушки Берендея»

- загадки;

- викторины;

- карточки с заданиями;

- иллюстрации с изображением животных, растений, природы в разное время года;

- настольные игры;

- рабочие альбомы;

- гербарии;

- энтомологические коллекции

Рекомендуемая литература для учителя:

1. Акимушкин И.И. Мир животных. - М.; Мысль, 1998

2. Кубанцев Б.С. Животный мир Волгоградской области. – Волгоград, 1982

3. Кубанцев Б.С. Птицы Нижнего Поволжья. – Волгоград, 1982

4. Красная книга. Редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области. - Волгоград, 1992

Рекомендуемая литература для учащихся:

1.  Все обо всем. Энциклопедия для детей. – Т.5. – М.: Слово АСТ, 1998

2. Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. – М.: Просвещение, 1969

3. Сладков Н.И. Азбука леса. – Л.: Детская литература, 1986

4. Виноградова Н.Ф. Рассказы – загадки о природе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Юным умникам и умницам"

Программа кружка для 2 класса с пояснительной запиской и тематическим планированием...

Дополнительная образовательная программа "Юный эколог" по ФГОС с 1 по 4 класс.

Программа «Юный эколог» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процес...

РАБОЧАЯ дополнительная образовательная программа ЮНЫЙ ЭКОЛОГ (КРУЖОК)

Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.        Программа  ставит перед собой следующие задачи:1. Формирова...

Дополнительная образовательная программа "Юный художник".

Дополнительная образовательная программа "Юный художник"....

Дополнительная образовательная программа "Юный натуралист"

Программа модифицированная. Обработана  для проведения кружка в моем классе.Пояснительная записка.      Дополнительная образовательная программа «Юный натуралист» биолого...

Дополнительная образовательная программа «Юный Инспектор Движения»

Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов....

Дополнительная образовательная программа «Юный актёр»

В основе программы лежит идея  использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики...