Программа внеурочной деятельности в 1-4 классах "Почемучки"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Данная программа внеурочной деятельности даёт возможность охватить на занятиях не только общеинтеллектуальное направление, но и духовно-нравственное, оздоровительное, общеинтеллектуальное и социальное направления деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_v_1_klasse.docx33.16 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «Почемучки», для детей 7-10 лет

Пояснительная записка

Кружок «Почемучки» разработан для детей 7– 10 лет

В кружке занимается 22 ребёнка.  Кружок рассчитан на 1 год.

 В процессе занятия сочетается групповая и индивидуальная работа.

Актуальность:

Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать ученым,

исследователем. Это время, когда школьные занятия еще не отбили интереса к серьезной науке, и она кажется романтичным и увлекательным занятием, а

внутренняя потребность к «игре во взрослых» еще сильна. И если в этот момент предложить детям заняться настоящей научной деятельностью, мы почти  наверняка спасем их от равнодушия к сухим школьным дисциплинам.

Мы редко отдаем себе отчет в том, что исследовательская деятельность

школьников – не альтернатива школьной программе, это как раз наоборот тот «витамин» интереса к науке, которого часто не хватает школе.

Научно-исследовательская работа учащихся является одной из форм

учебного процесса. Научные лаборатории и кружки, научные общества

учащихся и конференции, – всё это позволяет ученику начать полноценную

научную работу, найти единомышленников, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований. Так или иначе, исследовательской работой занимаются все учащиеся школ. Написание рефератов и некоторых видов работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых, исследований. Но более глубокая научная работа, заниматься которой учащихся не обязывает учебный план, охватывает лишь некоторых. Ученик, занимающийся научной работой, отвечает только за себя; только от него самого зависят тема исследований, сроки выполнения работы, а так же, что немаловажно, и будет ли выполнена работа вообще. Затрачивая своё личное время, ученик развивает такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения. Со стороны учителя необходимы доброе внимание и поддержка, без которых ученик, особенно в младших классах, не захочет (да и просто не сможет) заниматься “скучной наукой”, какой кажется почти любая область на начальных стадиях её освоения.

Цель: обогатить знания детей об окружающем мире путем практической деятельности через наблюдения, опыты и исследования.

Задачи:

- анализировать результаты наблюдений, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;

- подвести детей к пониманию, что жизнь человека на Земле зависит от окружающей среды;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Кружок позволяет развивать познавательные способности детей, накапливать опыт в процессе восприятия окружающего мира, развивать полученные знания и приобретенные навыки в исследовательской деятельности.

В результате освоения опытно-исследовательской деятельности дети к концу года могут:

- объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;

- ухаживать за растениями в уголке природы;

- устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и

жизнью живых организмов;

- устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их

использованием;

- делать выводы о том, как человек может беречь природу;

- определять происхождение рукотворных предметов;

- проводить опыты, исследования, эксперименты, давать отчет об увиденном, делать элементарные выводы и умозаключения.

Содержание дополнительной образовательной программы

Дата

Тема

Всего занятий

Теория

Практика

1

2

3

4

5

09.09.13

16.09.13

30.09.13

07.10.13

14.10.13

Земля

Что такое Солнечная система?

Как устроена Земля.

Что такое землетрясение.

Почему извергаются вулканы?

Как появились моря и океаны.

5

3

2

6

7

8

9

10

11

21.10.13

28.10.13

11.11.13

18.11.13

25.11.13

02.12.13

Воздух

Воздух и его роль в жизни человека.

Как услышать воздух.

Атмосферное давление.

Носы нужны не только для красы.

Ветер, ветер, ты могуч.

Воздух, ветер, человек.

6

3

3

12

13

14

15

16

17

09.12.13

16.12.13

23.12.13

28.12.13

13.01.14

20.01.14

Вода

Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе.

Эта волшебница – вода.

Освобождение бусинок из ледяного плена.

Вода нужна всем.

Почему воду нужно беречь?

Я и река.

6

3

3

18

19

20

21

22

27.01.14

05.02.14

10.02.14

17.02.14

24.02.14

Материалы.

 Свойства материалов.

Дерево. Металл.

Ткани.

Пуговицы.

Стекло.

Бумага.

5

2

3

23

24

25

26

03.03.14

17.03.14

07.04.14

14.04.14

Растения

Растения в нашем уголке природы.

Где растения любят жить?

Растения – лёгкие Земли.

Как растут растения?

4

2

2

27

28

29

30

21.04.14

28.04.14

05.05.14

07.05.14

Почва. Песок. Глина. Камни.

Почва – живая земля. Для чего нужна почва?

Знакомимся с песком. Такой разный песок.

Знакомимся с глиной.

Какими бывают камни.

4

2

2

31

12.05.14

Магниты.

1

0,5

0,5

32

16.05.14

Вес. Притяжение.

1

0,5

0,5

33

19.05.14

Электричество.

1

0,5

0,5

34

23.05.14

Что мы узнали за год?

1

0,5

0,5

Итого:

34

Методическое обеспечение:

- Беседы;

-Экскурсии;

-Викторины;

-Конкурсы;

-Наблюдения;

-Опыты;

-Эксперименты.

ЗЕМЛЯ

  1. «Что такое Солнечная система»

Цель: познакомить детей с понятием «Солнечная система», довести до их сведения, что Земля – одна из планет системы. Развивать познавательный интерес. Воспитывать сосредоточенность.

  1. «Как устроена Земля»
  2.  «Что такое землетрясение»
  3. «Почему извергаются вулканы»
  4. «Как появились моря и океаны»

ВОЗДУХ

1. «Воздух и его роль в жизни человека»

«Как увидеть воздух»

Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть. Дать понятие о загрязнении воздуха. Развивать познавательные способности. Воспитывать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух.

2. «Как услышать воздух»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. Познакомить детей с органами слуха человека и некоторых животных. Развивать восприятие, внимание, память. Воспитывать сосредоточенность, трудолюбие.

- «Воздух поет и свистит»

- «Уши разные нужны, уши разные важны»

3. «Атмосферное давление»

Цель: продолжать учить детей выявлять свойства воздуха, обнаруживать атмосферное давление. Развивать познавательный интерес. Воспитывать интерес, сосредоточенность.

- «Что быстрее»

- «Почему не выливается? »

4. «Носы нужны не только для красы»

Цель: расширять представления детей о свойствах воздуха, о его значении в жизни живых организмов. Познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных. Развивать наблюдательность, любознательность. Воспитывать интерес.

- «Как мы дышим»

- «Как мы чувствуем запах»

5. «Ветер, ветер, ты могуч… »

Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.

Развивать любознательность. Воспитывать интерес.

6. «Воздух, ветер, человек»

Цель: познакомить детей с тем, как человек использует воздух (ветер). Продолжать знакомить детей с воздухом, его роли в жизни живой природы. Развивать наблюдательность. Воспитывать самостоятельность, интерес.

- «Ветряная мельница»

- «Парусные корабли»

- «Воздушный змей»

- «Как человек научился летать»

- «Что еще умеет делать воздух»

ВОДА

1. «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Цель: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Развивать любознательность, познавательные способности.

Воспитывать интерес.

2. «Эта волшебница – вода»

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание детей на то, что такой привычный объект как вода таит в себе много неизвестного. Учить детей самостоятельно делать опыты, наблюдать и анализировать увиденное. Делать простейшие выводы, логические умозаключения на основе сравнения, сопоставления.

Развивать наблюдательность и любознательность. Воспитывать культуру поведения и общения. Развивать интерес к большим и маленьким открытиям.

3. «Освобождение бусинок из ледяного плена»

«Разноцветные льдинки»

Цель: создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле и превращается в воду, на холоде – превращается в лед. Развивать дивергентное мышление при выборе способа действия; стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми. Развивать эмпатию, желание помочь другим.

Воспитывать аккуратность в работе.

4.«Вода нужна всем»

Цель: дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши, подчеркнув, что разные живые организмы нуждаются в разном количестве воды.

Развивать любознательность. Воспитывать интерес.

5. «Почему воду нужно беречь? »

Цель: привить навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности, научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде, как природному ресурсу. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к воде.

6. «Я и река»

Цель: привить навыки экологически грамотного поведения во время пребывания на водоемах, научить любоваться реками, озерами, понимать необходимость бережного к ним отношения и последствий экологически неграмотного поведения.

МАТЕРИАЛЫ. СВОЙСТВА МАТЕРИАЛОВ

1. «Дерево». «Металл»

Цель: используя прием сравнения, познакомить детей с деревом и металлом, с качествами этих материалов: метал тверже, тяжелее и звонче дерева; объяснить, что предметы могут быть сделаны как из дерева, так и из металла; предложить детям, выбрав один из предметов на столе, определить, из чего он сделан.

Развивать логическое мышление, память, внимание.

Воспитывать интерес к занятию, сосредоточенность.

2. «Ткани»

Цель: познакомить детей с рукотворным материалом – тканями;

- продемонстрировать разнообразие тканей по качеству и расцветке;

- рассказать о использовании тканей в жизни человека.

Развивать познавательный интерес, любознательность.

Воспитывать целеустремленность.

3. «Пуговицы»

Цель: познакомить детей с рукотворными предметами – пуговицами;

продемонстрировать разнообразие пуговиц по качеству, размерам и цвету;

рассказать о применении пуговиц в жизни человека. Развивать любознательность, восприятие. Воспитывать трудолюбие.

4. «Стекло»

Цель: познакомить детей с рукотворным материалом – стеклом; рассказать о некоторых свойствах и качествах стекла; сформулировать правила обращения со стеклянными предметами на основе полученных представлений. Развивать память, внимание. Воспитывать интерес к занятию.

Примечание: в случае замены занятия, или дополнительного занятия может быть предложена

тема: «Бумага»

Цель: познакомить детей с рукотворным материалом - бумага; продемонстрировать разнообразие бумаги по качеству и расцветке; рассказать о использовании бумаги в жизни человека. Развивать творческие способности.

Воспитывать трудолюбие, интерес.

РАСТЕНИЯ

1. «Растения в нашем уголке природы»

Цель: уточнить представления детей о некоторых видах растений, их внешнем виде, о необходимых для них условиях жизни; познакомить с новым растением. Развивать познавательный интерес к миру растений, умение наблюдать. Воспитывать любовь, внимательное и заботливое отношение.

2. «Где растения любят жить? »

Цель: Углубить представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах – в пустынях, лесах, океанах, горах, тундрах, способствовать установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды; развивать у детей интерес к растительному миру. Воспитывать бережное отношение к растениям.

3. «Растения – легкие Земли»

Цель: дать представления о значении растений; показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова; развивать любознательность, наблюдательность.

Воспитывать интерес к растениям, учить понимать происходящие в природе процессы.

4. «Знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений»

«Как растут растения? »

Цель: обобщить представления детей о росте и развитии растений подвести детей к выводу о необходимости влаги, света, тепла, удобрений для роста растений. Закрепить знания о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях, умение распознавать эти экземпляры. Развивать познавательный интерес. Воспитывать бережное отношение к растительному миру.

ПОЧВА

1. «Почва – живая земля»

«Для чего нужна почва? »

«Как растения дружат с почвой»

Цель: показать значение почвы в природе, ее связь с другими компонентами. На примере наблюдений познакомить детей с круговоротом вещества в природе, в частности, превращением опавшей листвы в почву и с ролью в этом процессе различных живых организмов. Продолжать знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды мусором; сформировать навыки экологически грамотного поведения: почему и как нужно убирать мусор в городе, в лесу, на реке. Развивать экологическую культу. Воспитывать бережное отношение к природе.

ПЕСОК

2. «Знакомимся с песком» (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду)

«Такой разный песок»

«Откуда берется песок»

«Кто живет в песчаном доме»

Цель: познакомить с таким компонентом неживой природы, как песок, его свойствами. Показать детям разнообразие объекта неживой природы, дать элементарные представления о происхождении песка. Познакомить детей с некоторыми живыми организмами, живущими в песчаных местообитаниях и их приспособленностью к таким условиям. Развивать любознательность. Воспитывать интерес.

ГЛИНА

3. «Знакомимся с глиной»

Цель: познакомить с таким компонентом неживой природы, как глина, ее свойствами

(вязкость, пластичность, неспособность пропускать воду, использование глины

человеком (производство посуды, игрушек, строительство). Развивать эстетический вкус

детей; воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы, природным

материалам и сделанным из них предметам.

КАМНИ

4. «Какими бывают камешки»

Цель: познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями, учить классифицировать по разным признакам. Развивать познавательные способности. Воспитывать интерес, бережное отношение к объектам неживой природы, природным материалам

- знакомство с коллекцией камней, их отличительными признаками;

- камни – орудие труда человека;

- как человек использует камни (строительство, памятники, укрепления,

альпинарии)

- драгоценные камни и украшения;

- подземные кладовые (уголь, руды).

МАГНИТЫ

1. «Знакомимся с магнитами»

Цель: познакомить детей со свойствами магнита и их использованием человеком.

Расширять представления детей о предметах и явлениях природы и рукотворного мира,

выявлять их взаимосвязи и взаимозависимости; учить различать широко распространенные в быту материалы на основе существенных признаков и рассказывать об этом.

Развивать познавательный интерес. Воспитывать трудолюбие, целеустремленность.

2. «Электричество»

Цель: познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов; установить причину его возникновения; выявить взаимодействие двух

наэлектризованных предметов. Развивать внимание, мышление, память. Воспитывать

интерес.

3. «Вес. Притяжение»

Цель: дать детям понять, что Земля обладает силой притяжения. Выяснить, как действует сила притяжения. Развивать любознательность, наблюдательность.

Воспитывать интерес.

ЧТО МЫ УЗНАЛИ ЗА ГОД

1 Викторина «Что, как, когда?»

2 «В мастерской любознаек»

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

1. «Наша Земля»

Цель: формировать первоначальные представления о творении мира, нашей Земли. Развивать стремление детей выразить свою радость; познакомить с историей появления и использованием глобуса – модели Земли. Воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе.

2. «Что такое природа? Живая и неживая природа».

Цель: Продолжать учить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы.

Развивать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – как часть природы) .

Воспитывать любовь к природе.

3. «Кладовая Земли»

Цель: формировать у детей первоначальное представление о внутреннем содержании Земли.

Развивать у детей любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам.

Воспитывать у детей бережное отношение к Земле, ее богатствам.

ЧЕЛОВЕК ОХРАНЯЕТ ПРИРОДУ

1. «Как все живое растет? »

Цель: продолжать знакомство детей с характерными этапами развития живых организмов; подвести к выводу, что мы – люди – являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же: вода, свет, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих. Развивать познавательные способности, любознательность. Воспитывать любовь

к природе.

2. «Учитесь жалеть и беречь».

Цель: пробудить чувство сострадания и жалости к обитателям природы, попавшим в беду; учить детей отличать истинную жалость от ложной.

Развивать наблюдательность, логическое мышление, воображение.

Воспитывать бережное отношение к природе.

3. «Что такое заповедник? »

Цель: продолжать знакомить детей с заповедниками нашей страны; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе. Развивать умение анализировать, делать выводы.

Воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

4. «Красная книга. Для чего она нужна? »

Цель: Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных. Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе, к будущим потомкам, которым необходимо оставит Землю для жизни; сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.

Сайты детских садов 
Как создать сайт ДОУ...

Конкурсы для воспитателей 
Новые! Конкурсы для детей 
Победители конкурса. Июль.

Приглашаем проголосовать:Конспекты / Сценарии / Разработки /Игры / "Жили-Были" / Рисунки / Поделки

Заказать свидетельство 
Сертификаты и свидетельства для педагогов и воспитателей

вверх ↑

Для воспитателей детских садов - Мааам.ру © 2013



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...