Клетка – основа строения и роста живых организмов
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Бондаренко Валентина Николаевна

Урок "Клетка – основа строения и роста живых организмов"  в теме «Общее знакомство с организмом человека» направлен на создание среды для подведения учащихся к пониманию сложности и совершенства устройства живого организма, взаимосогласованности органов;содействует формированию представлению о том, что человек – неотъемлемая часть природы. Содержание урока познакомитдетей с основой строения и роста живых организмов – клеткой. Урок призван вызвать интерес детей в познании самого себя.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kletka._stroenie_organizma.doc393.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Общее знакомство с организмом человека. Клетка – основа строения и роста живых организмов».

Цели:

  1. Создать среду для подведения учащихся к пониманию сложности и совершенства устройства живого организма, взаимосогласованности органов.
  2. Содействовать формированию представления о том, что человек – неотъемлемая часть природы.
  3. Познакомить с основой строения и роста живых организмов – клеткой.
  4. Вызвать интерес детей в познании самого себя.  

Оборудование:

 - раздаточный материал (индивидуальный и классный; микроскоп, луковая шелуха, дольки апельсина, куриные яйца, горох, целлофановые пакеты, картонные коробочки и плакат с детскими фотографиями.), плакат «Формы  растительных клеток».

  1. Вводная беседа с проверкой домашнего задания.

 - Человек живет в окружающем его мире. Он часть этого мира. А можно ли считать человека частью природы?

 - Да.

 - Докажите.

 - Он дышит, питается, растет, развивается, у него рождаются дети.

 - Являясь частью природы, человек создает для себя условия, в которых бы он чувствовал себя комфортно. Верно?

 - Да.

 - Поясните.

 - Строит дома, дороги. Провел свет. Сделал  много изобретений: телефон, телевизор, самолет, компьютеры.

 - С какой целью человек продолжает что–то изобретать?

 - Для того, что бы облегчить свой труд.

 - Как, например?

 - Конвейеры, компьютерные роботы, бытовую технику, сельскохозяйственные машины и т.п.

 - Итак, человек стремится совершенствовать мир вокруг себя. И, конечно же, человек стремится совершенствовать себя  в этом мире.

 - Представим, что смотрим мы на себя в зеркало. Что увидели снаружи?

 - Наше тело: голова, туловище, конечности.

Проверим себя: послушаем стихотворение «Тело человека».

Быть у каждого должна

Очень умной … голова

Я верчу ей как умею

Голова сидит на … шее

Животик, спинка, грудь

Их вместе … туловищем зовут.

Руки – чтоб ласкать, трудиться,

Воды из чашечки напиться.

Бегут по дорожке быстрые ножки.

Я споткнулся через Генку

И ушиб себе коленку.

Но наше тело покрыто кожей. Она не прозрачна и не дает разглядеть то, что под ней спряталось. Но в настоящее время мы очень много знаем о том, что внутри нас.

 - Что вы знаете?

 - А откуда?

 - А как эти знания у нас появились?

 - Надо сказать огромное спасибо ученым, которые условиях добывали знания и нам передавали.

В истории науки есть такой пример: 365 лет назад английский студент медик Вильям Гарвей приехал в Италию закончить образование. Его заинтересовали внутренние органы человека, и он начал вскрывать трупы. Надо сказать, что в то время трогать умерших считалось преступлением. И человека, который на это решился, сжигали на костре как колдуна. И Гарвей, тайно прячась от свидетелей в подвале заброшенного дома, продолжал свои опыты. Вот так рискнул жизнью этот человек. Он сделал уникальные открытия, без которых бы наука и медицина не продвинулась вперед.

- Итак, посмотрим, на сколько хорошо вы знаете наши некоторые внутренние органы.

(Демонстрация иллюстраций, словесное пояснение)

- Полый мешок, в котором на половину переваривается пища (желудок).

- Мотор размером с кулак. Непрерывно гоняет кровь. (Сердце)

- То, с помощью чего человек дышит (легкие)

- Орган, который  играет роль фотоаппарата (глаз)

- Самый крупный и горячий как печка орган, который уничтожает микробы и яды  в крови (печень).

- Эти органы очищают кровь. Отбросы выбрасывают в виде воды (почки).

- Эти органы пережевывают пищу (зубы).

- Внутренний орган, который следит за правильной работой главных внутренних органов, заведует мыслями и чувствами человека (мозг)

- И это, ребята, еще не все органы, которые  образуют единое целое (читаем слово из выделенных букв) – организм.

Помогите дать определение:

Организм человека – сложная система органов,  которые взаимодействуют между собой и  образуют единое целое.

2. Зарядка.

3. Определение темы урока:

 - А сейчас я прошу вас подумать: сильно ли вы изменились с момента рождения?

 - Да.

 - Как?

 - Мы выросли.

 - Как вы думаете, почему?

Поработаем с учебником. С.19. Тема – вопросы и текст самостоятельно прочитываются. Итак, дополните предложение на доске:

_____________ - основа строения и роста живых организмов. Это является темой нашего урока.

Все живые организмы состоят из клеток.

Человек и растения, кошка и лягушка, микроб и водоросли. Только микроб – это одна клетка, а лист яблони – 500 миллионов клеток. Есть клетки – гиганты (хотя сейчас вы о них не догадываетесь), а есть клетки, которые сложно рассмотреть  даже в микроскоп. Английский естествоиспытатель Роберт Гук более 200 лет усовершенствовал микроскоп и, рассматривая покров бузины, неожиданно обнаружил живые клетки.

4. Практическая работа. (Работа в группе)

Я предлагаю вам побыть в роли исследователей и проделать практическую работу: под микроскопом у нас препарат (кожица лука). Вспомним правила работы с микроскопом.

  1. Свет направить зеркалом в отверстие предметного столика.
  2. Препарат закреплен на предметном стекле.
  3. Тубус медленно поднимать до тех пор, пока не появится четкое изображение.

На доске порядок действий.

  1. Рассмотреть клетку.
  2. Заполнить.
  3. Схематично изобразить клетку.

Работа в группах: зарисовали клетку на альбомном листе.

 - Заслушаем  представителей групп:

 - Форма разная, но увидели стенку клетку и внутри точку.

А сейчас работа с учебником с 20. Ваша  задача сравнить ваш рисунок с рисунком в учебнике, объяснить, для чего на вашем столе долька апельсина и яйцо.

- Самостоятельное чтение двух абзацев.

Беседа после знакомства с текстом:

-Для чего вам предложена долька апельсина? (пример видимых глазу клеток, не видно только строение самой клетки)

А вот ещё примеры форм растительных клеток:

- Разбейте яйцо и аккуратно выпустите содержимое на блюдце.

- Верно ли, что яйцо может послужить для  демонстрации строения клетки?

- Каково строение клетки? (ядро, цитоплазма, оболочка)

- Составьте пары: ядро – желток; цитоплазма – белок; оболочка -  скорлупа.

- Клетка сложная система, которую можно рассмотреть под электронным микроскопом. О том, что может рассказать электронный микроскоп, узнаем, познакомившись с материалом статьи на с.20-21.

Обсуждение прочитанного и формулирование вывода:

Клетка – живой организм: дышит, питается, растёт, размножается делением на новые клетки, выполняет разную работу и приобретает разные свойства, умирает.

5. Итог урока:

-Что узнали?

- Что произвело наибольшее впечатление?

- Что хотели бы узнать?

Предлагаю составить простейшую модель клетки. Возьмите то, что вам понадобится ( На столе разнообразные предметы, среди которых дети выберут целлофановый пакет и горошину. Такой выбор обусловлен удачной наглядностью.)

6. Оценивание и домашнее задание:

Качественная оценка работы в группе.

 Общая оценка работы класса: работали активно, дружно и каждый получает в подарок рисунок клетки, которую рассмотрели под более сложным прибором, чем наш микроскоп. Поместите рисунок в свою тетрадь и дополните его пояснениями. Вам поможет статья учебника на страницах 19 – 23;

По желанию, для тех,  кому интересно, пользуясь информационным листом, можете подготовить сообщения об учёных и их исследованиях раскрывающих причины роста любого организма, объясняющих связь жизни клетки с образом жизни человека.

7. Рефлексия.

- Отметьте, на сколько вы продвинулись

 в стремлении овладеть знаниями?

Урок окружающего мира в 4 классе

Общее знакомство с организмом человека.

Клетка – основа строения и роста живых организмов

Подготовила Бондаренко Валентина Николаевна

Учитель начальных классов МОУ СОШ №41

г.Белгород

сентябрь

2009г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Строение живого организма"

Материал содержит презентацию, картинки, видео- и аудиофайлы по теме "Строение живого организма"...

Технологическая карта урока "Клетка-основа строения и роста живых организмов"

Предмет: Окружающий мирКласс: 4 классТема «Клетка – основа строения и роста живых организмов»Тип урока: Открытие новых знаний (технология деятельностного метода)УМК: «Система развивающего обучения Л.В...

Урок-исследование:"Клетка- основа строения и роста живых организмов"

Цель: организовать деятельность учащихся для ознакомления с основой строения  и роста живых организмов- клеткой....

Окружающий мир. 4 класс. Клетка-основа строения и роста живых организмов. Система Л.В. Занкова

Урок разработан по теме: "Текст.Работа с информацией. Использование игр-заданий, в которых оттачиваются навыки работы с различными информационными материалами, присходит обучение приёмам самостоятельн...

Технологическая карта Тема: "Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека."

Урок  послужит развитию познавательной деятельности обучающихся  по данной теме. На  уроке применяется дифференцированный подход к обучающимся для того, чтобы каждый ученик мог реа...

Статья по предмету окружающий мир для 3 класса на тему "Основы строения и функций организма человека"

Данный материал содержит наглядную информацию об основных системах человеческого организма, об их функциях и особенностях строения....

Урок "Строение растений. Растения – живые организмы."

Цели:Образовательная продолжить формировать понятия  органы растений ,строение растений ,растения-живые организмы; продолжить учить устанавливать  взаимосвязи между живой и неживой природой...