Технологическая карта урока "Клетка-основа строения и роста живых организмов"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Гилёва Галина Владимировна

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 класс

Тема «Клетка – основа строения и роста живых организмов»

Тип урока: Открытие новых знаний (технология деятельностного метода)

УМК: «Система развивающего обучения Л.В.Занкова»   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гилёва Галина Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ г. Абакана «Лицей»

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 класс

Тема «Клетка – основа строения и роста живых организмов»

Тип урока: Открытие новых знаний (технология деятельностного метода)

УМК: «Система развивающего обучения Л.В.Занкова»           

Технологическая карта

Тема

 « Клетка – основа строения и роста живых организмов »

Цел, задачи

Развитие  познавательной активности, творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Образовательные: Сформировать у обучающихся понятие «клетка», познакомить со строением клетки, уточнить и систематизировать знания учащихся о значении клетки как основе строения и росте живых организмов.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в  группах.

Формировать УУД:

-Личностные: осознание значимости роли «исследователь», оценка своей работы в этой роли; формирование устойчивого познавательного интерес к урокам окружающего мира при расширении знаний обучающихся о возможностях воды, практической работы.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. 

- Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими участниками группы, договариваться о последовательности и результате, учиться представлять другим процесс работы и результат своих действий, слушать мнения других.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы,  опираясь на  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. 

Планируемый результат

Предметные:

Усвоение понятия «Клетка». Умение называть и показывать составляющие строения клетки; рассказывать о значении клетки, как жизнь клетки связана с образом жизни человека, определять причины и следствие; понимать и  называть виды тканей

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД). 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими участниками группы, договариваться о последовательности и результате, учиться представлять другим процесс работы и результат своих действий, слушать мнения других.  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; вести наблюдения по заданному признаку; оформлять свою мысль в устной речи и письменной, оформлять свои выводы в таблице

(Познавательные УУД)

Основные понятия

Клетка, ядро, цитоплазма. Костная клетка, нервная клетка, мышечная клетка, клетка эпителия

Межпредметные связи

Окружающий мир (Анатомия, биология, химия)

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.  Окружающий мир. Учебник для 4-го класса. Часть 1. Стр. 19-23

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.  Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс. Стр.22-23 №57,58

-листок исследователя

-презентация «Клетка»

Для учителя: ноутбук,  медиапроектор,  набор для опытов, микроскоп, демонстрационный материал «клетка лука»

Для обучающихся:   листок исследователя, учебник, тетрадь, набор для исследования клетки, толковые словарики

Организация пространства

Фронтальная форма

Индивидуальная работа

Работа в группе

Этап урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Время

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Называют, чем занимаются учёные, какие качества им нужны, повторяют  правила поведения на уроке.

Психологический настрой. Минуты гармонии. Создание благоприятной обстановки в классе.

-Добрый  день,  мои  любители  природы.      

Добро пожаловать в научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть учёными. Чем занимаются учёные?
• Задают вопросы. Выдвигают гипотезы, предположения.
• Ищут ответы на эти вопросы.
• Наблюдают, проводят опыты. 
• Проверяют свои догадки. Делают выводы.

В нашей лаборатории работают четыре научные группы. В каждой группе есть:
• Старший научный сотрудник -  руководит работой группы.
• Помощник – читает задание.
• Все остальные – эксперты.
 

1 мин.

2. Этап актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии.

Цель:

повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»  

Вспоминают пройденный учебный материал.

Отвечают на вопросы.

Определяют тему урока

Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).

«Мозговой штурм» - работа по группам

- Человек живет в окружающем его мире. Он часть этого мира,  часть природы.   Докажите.

 - Он дышит, питается, растёт, двигается, у него рождаются дети, он умирает.

- А сейчас я прошу вас подумать: сильно ли вы изменились с момента рождения?

 - Да.

 - Как?

 - Мы выросли.

 - Как вы думаете, почему?   Это будет первым проблемным вопросом урока.

Гипотезы.

О чём на уроке мы будем говорить?

Тема урока: Клетка - основа строения и роста живых организмов.

-Чтобы вы хотели узнать по этой теме?

-Что такое клетка?  Как устроена клетка?  Какие клетки бывают? Какую работу выполняют?  …..

Сколько видов  клеток существует?

Чем они могут отличаться и почему?

3 мин.

3.Этап выявления места и причины затруднения. 

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения.

Обсуждение проблемной ситуации.

-Почему не смогли ответить на вопросы?

-Недостаточно знаний.

 

1мин.

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, способ, средство).

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Формулируют цель урока.

Называют шаги учебной деятельности.

Знакомятся с листком исследователя.

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

Цель урока: Узнать строение, значение клетки

-Как же вы работаете на уроке, когда открываете новое знание? (Мы должны сделать два шага: понять, что мы еще не знаем, и самим это узнать.)

-С помощью чего достигнем цели? (Учебник, тетрадь, дополнительные источники информации, опыты, свои знания,  учитель)

-А ещё нашим сегодняшним помощником будет листок исследователя, где выбудете фиксировать полученные знания, оценивать свою работу.

1мин.

5.Этап реализации построенного проекта.

Цель:  построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Слушают рассказ учителя

Работа с планом.

Работа в группах.

Дети рассматривают содержимое тарелочек.

Находят нужную информацию в учебнике, дополнительных источниках.

Индивидуальная работа с листком исследователя

Формулируют выводы.

Выступают, делятся полученными знаниями.

Предположения детей

Все живые организмы состоят из клеток.

Человек и растения, кошка и лягушка, микроб и водоросли.

Англичанин Роберт Гук в 1665 году, рассматривая в сконструированный им микроскоп, тонкий срез коры пробкового дерева, насчитал125 млн. ячеек в 1квадратном дюйме (2,5 см). Он назвал их клетками.

Антони Ван Левенгук – голландский натуралист в 17 веке изобрёл микроскоп с увеличением в 200 раз, открыл мир микроорганизмов.

Петр 1 привёз в Россию первый микроскоп

План

  1. Найти и рассмотреть клетку, определить строение, зарисовать клетку в листе исследователя.
  2. Определить значение клетки
  3. Виды клеток

Чтобы наша лаборатория работала  успешно, нам нужно вспомнить  правила, по которым работают учёные.    

 ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

 -Пробовать на вкус любые вещества, брать их в руки.

 -С осторожностью рассматривать вещества.

Работа по плану.

1)   Работа в группах.  Группы получают дополнительное задание:

1 группа -  Что такое ядро?  Значение ядра.

2 группа – Что такое цитоплазма? Значение.

3 группа -  Что такое оболочка? Значение.

4 группа: дополнительный материал о клетках.

(На столе лежат тарелочки с набором разных продуктов. Обязательно прикрыты,  чтобы дети не видели их.)

 - Возьмите на парты по тарелочке.

- Рассмотрите содержимое на тарелочках: долька апельсина, долька арбуза, помидора, икра рыбы, куриное яйцо.

- Как вы думаете,  какое отношение они имеют к теме урока?

Проверка. Выступление представителей от групп.

- Что является главной частью клетки?

- Что такое цитоплазма?

- Какую роль играет оболочка?

Вывод: главные части клетки - оболочка, цитоплазма и ядро

Как появилась такая большая морковка? (или какой-либо другой представитель)

( Показывается морковка и семечко, которое сажается)

- В природе существуют живые организмы, состоящие, как только из одной клетки, так и  многоклеточные.

- Большинство организмов многоклеточные.

- Из скольких клеток состоит наше тело?

- А развивается человек из одной клетки.

А мы можем сделать вывод, что клетка – живая? Давайте подумаем.

Вывод: клетки растут, дышат, питаются, размножаются, умирают.

2)   Мы с вами рассматривали растительные клетки. На стр. 22 учебника рассмотрите виды клеток человека

- Назовите их.   (Костная, нервная, мышечная, клетка эпителия)

- Что общего в их строении?

- Какие есть отличия? Как бы вы их объяснили?

В нашем организме несколько видов клеток и, конечно, у всех есть определенная работа. (рассматривание рисунков клеток различных тканей) На что похожи нервные клетки?       / на …. у них есть лучики/ -  как раз по этим «лучикам» проходят сигналы от органов  к мозгу и наоборот. Если бы не было этих клеток, мы не могли бы чувствовать, говорить, двигаться и т.д.

Что является опорой нашего тела?  (скелет, кости) эти клетки выглядят так…

Благодаря работе мышечных клеток мы можем двигаться. Эти клетки вытянутой формы, очень прочные, могут растягиваться и сжиматься, благодаря чему мы совершаем движения.

Очень интересно размножаются клетки. Этот процесс называется деление пополам. Перед делением ядро увеличивается, растягивается, по середине образуется перетяжка, которая «разрывает» его. Новые ядра расходятся в разные стороны, и между ними начинает образовываться перетяжка из оболочки. Цитоплазма растекается по отсекам, и клетки постепенно отрываются друг от друга. Молодые клетки растут и снова делятся – в результате растет весь организм.  

Дополнительный материал. Продолжительность жизни клеток.

-А сколько живут клетки?  (Столько сколько живёт человек или животное)

-Мышечные и нервные клетки долгожители. Они работают непрерывно в течение всей жизни человека. А вот клетки кожи обновляются через 1-2 недели. Коротка жизнь у эпителиальных клеток, покрывающие внутренние стенки кишечника, – всего 1-2 дня. Отмершие клетки постоянно заменяются новыми. Но для этого человек должен питаться, дышать, двигаться.

20 мин.

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Проговаривание полученных знаний.

Отвечают на вопросы с опорой на таблицу.

-Вспомните,  какова тема нашего урока.

-На какие вопросы мы хотели найти ответы?

- Что мы узнали о клетке?

Закончите предложения:

Всё живое имеет…..       клеточное строение.

 Главными частями клетки являются: ………..оболочка, цитоплазма и ядро.

 Живые клетки ……… дышат, питаются, растут и размножаются.

 Клетки отличаются…….. по размерам, форме и      выполняемым функциям.

 Микроскоп – прибор для изучения ……….. объектов маленького размера.

Так почему мы растём?

4мин.

7.Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Опираясь на полученные знания, дети отвечают на вопросы теста

 Тест.

1. Кто является первооткрывателем клеток?

-Михаил Васильевич  Ломоносов

-Роберт  Гук

- Антони Ван Левенгук

2. Как называется прибор для наблюдения за клетками?

-бинокль

-микроскоп

-телескоп

3. Какие организмы состоят из клеток?

-только растения

-только животные

все живые организмы

4. Установите соответствие

ядро                                небольшое тело, расположенное во внутренней части клетки

цитоплазма                    внешняя оболочка клетки

оболочка                        полужидкая масса

5. Что является причиной роста любого организма?

-питание клетки

-дыхание клетки

деление клетки

3 мин.

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

 

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

Самооценивание.

Слушают информацию о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

-Оцените урок, закончив предложения.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я выполнял задания…

Я приобрел…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Хочу узнать …

- Создать модель клетки (аппликация или из пластилина). (Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению). Пересказ стр. 20-23

-Спасибо за урок. Мне понравилось, что вы были активными, любознательными. Вы – маленькие исследователи!

3мин.

Ядро - самая важная часть клетки.  В клетке ядро обычно находится  в центре. В ядре хранится наследственная информация о клетке и организме в целом. Например, какого размера должен быть организм, какого цвета у него будут волосы и глаза, на кого будет похож будущий организм – на папу или маму, а бывает такое, что будущий организм может походить на бабушку или дедушку.

Цитоплазма является  для клетки внутренней средой. Состоит из вязкого полужидкого вещества, похожего на кисель. К тому же пронизана многочисленными нитями. В цитоплазме живут органоиды (рибосомы, хлоропласты и др.). Цитоплазма есть и в растительной, и в животной клетке. Находится она в постоянном движении, поэтому по цитоплазме перемещаются многие необходимые для клетки вещества, и направляются они именно в ту часть клетки, в которую нужно. К тому же цитоплазма связывает между собой органоиды, и в ней идут многие химические реакции. Если движение цитоплазмы прекращается, клетка погибает, так как, только находясь в постоянном движении, она может выполнять свои функции. Таким образом, функции цитоплазмы: перемещение веществ по клетке и связывание между собой всех частей клетки.

Оболочка.  И в растительной, и в животной клетках является своего рода забором, который окружает клетку снаружи. Основная работа – защита. Ведь у клетки, как и у любого другого живого организма, есть свои враги. Поэтому оболочка защищает клетку от воздействия внешней среды. Например, чтобы в клетку не проникли вредные микроорганизмы, продукты обмена и т.д. На поверхности оболочки  можно увидеть различные выросты и складки. Благодаря им клетки прочно соединяются между собой. Это помогает им сообщаться друг с другом. К тому же поверхность пронизана мельчайшими отверстиями, которые называются порами. Через эти поры содержимое одной клетки соединяется с содержимым других клеток-соседок, перемещаются некоторые вещества.

             

 Ф.И.

План

  1. Найти и рассмотреть клетку, определить строение, зарисовать клетку в листе исследователя.
  2. Определить значение клетки.
  3. Определить виды клеток

             

        Строение клетки

                                                                         

                                                       

Тест

1. Кто является первооткрывателем клеток?

а) Михаил Васильевич  Ломоносов;

б) Роберт  Гук;

в) Антони Ван Левенгук.

2. Как называется прибор для наблюдения за клетками?

а) бинокль;

б) микроскоп;

в) телескоп.

3. Какие организмы состоят из клеток?

а) только растения;

б) только животные;

в) все живые организмы.

4. Установите соответствие

ядро                                небольшое тело, расположенное во внутренней части клетки

цитоплазма                    внешняя оболочка клетки

оболочка                        полужидкая масса

5. Что является причиной роста любого организма?

а) питание клетки;

б) дыхание клетки;

в) деление клетки.

Этапы

урока

Задание

Критерии оценки

Оценка

Тест

1.

Оцени себя

Нет ошибок -  «5»,  1-2- ошибки – «4»,  3 ошибки - «3».

2.

3.

4.

5.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клетка – основа строения и роста живых организмов

Урок "Клетка – основа строения и роста живых организмов"  в теме «Общее знакомство с организмом человека» направлен на создание среды для подведения учащихся к пониманию сложности и совершен...

Урок-исследование:"Клетка- основа строения и роста живых организмов"

Цель: организовать деятельность учащихся для ознакомления с основой строения  и роста живых организмов- клеткой....

Окружающий мир. 4 класс. Клетка-основа строения и роста живых организмов. Система Л.В. Занкова

Урок разработан по теме: "Текст.Работа с информацией. Использование игр-заданий, в которых оттачиваются навыки работы с различными информационными материалами, присходит обучение приёмам самостоятельн...

Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"

Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"...

Технологическая карта урока - проекта по разделу "Люби живое"

Обобщающий урок - проект по разделу "Люби живое" в 3 классе.Данный урок проведен в рамках районного конкурса молодых педагогов "Педагогическая перспектива"23.03.2018 года....

Урок "Строение растений. Растения – живые организмы."

Цели:Образовательная продолжить формировать понятия  органы растений ,строение растений ,растения-живые организмы; продолжить учить устанавливать  взаимосвязи между живой и неживой природой...