Внеклассное мероприятие "История предметов"
материал по окружающему миру (1 класс) на тему

Манина Татьяна Алексеевна

Расширить представления детей о столовых приборах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istorij.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Манина Т. А. учитель начальных классов

                                                              МАОУ «СОШ №16» Губкина Белгородской области

Внеклассное мероприятие по теме: «История предметов»

Цели:

1.Расширить представления детей о столовых приборах.

2.Развивать память, речь, воображение.

3. Воспитывать дисциплинированность, любовь к истории, бережное отношение к вещам.

Оборудование: плакат с кроссвордом, деревянные ложки, набор вилок, плакат с тарелками.

                                                Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вводная беседа.

Учитель. Ребята. Сегодня мы поговорим о посуде. Посуда ценилась во все времена. Раньше были кувшины, горшки, миски.

 - Ребята, а как вы думаете, из какого материала раньше делали посуду?

( Из глины).

           До 18века пищу варили и ставили на стол в одних и тех же горшках. Ели  из глиняных или деревянных мисок. Но по мере того, как усложнялась повседневная жизнь, совершенствовалось жилище, появляются специальные помещения для кухни и столовой, изменяется и посуда – в одной только готовили, в другой подавали на стол. Появились кувшинчики с длинными носиками, разного вида черпаки.

(показ открыток и рисунков)

       - Ребята, а какую посуду мы используем сейчас? (Выслушать ответы уч-ся).

К посуде надо относиться бережно. Ребята, а сейчас мы  разгадаем кроссворд. Сначала отгадываем слова по горизонтали.

    По горизонтали:

  1. Новая посудина вся в дырах. (Сито).
  2. На головке пуговка, в носу решётки,

Одна рука, да и та на спине. (Чайник).

  1. Без рук, без ног лапшу крошит. (Нож).
  2. Три телёнка один хвост. (Вилка).
  3. Не бык не бодает, не ест, а еду хватает, что схватит, отдаёт, сам в угол идёт. (Ухват).

По вертикали:

  1. В небо дыра, в землю дыра,

А в середине огонь да вода.  (Самовар).

     2. Всех кормлю с охотою,

           А сама безротая.  (Ложка).

Учитель. Молодцы, ребята. Отгадали весь кроссворд. Вы видите, в кроссворде выделены 2 слова. Какие это слова?

(Ложка, вилка).

III. Сообщение нового материала.

Учитель. Сегодня мы поговорим об этих столовых приборах. Послушайте стихотворение, которое называется  «Ложка».

    Места себе не находит Серёжка –                        Без ложки за чаем

Пропала Серёжкина                                                    Серёжка скучает.

Чайная ложка,                                                               - Скушай, голубчик,

Да не какая – нибудь –                                                Малины немножко.

Золоченая.                                                                    – Но что это?

Ручка у ложки двойная, крученая,                             Звякнула ложка…

Всем домом                                                                   О ложку!

Икали пропавшую ложку.                                             Из банки торчит

Может, упала                                                                  Ободок золотой,

Она за окошко?                                                                Стекает варенье

Бабушка,                                                                          По ручке витой.

С кухни вернувшись,                                                      Кто же забыл

Сказала:                                                                            Эту ложку в варенье?

- Ложку, наверное,                                                           На этом кончается

Кошка слизала.                                                                Стихотворенье.

Куда же мурлыка                                                            

Её задевала?

…Ложку Серёжка

Искать помогал,

Диван вместе с бабушкой

Отодвигал.

                  Каждый день, садясь завтракать или  обедать, вы берете в руки ложку, которая лежит на привычном месте возле тарелки, и, наверное, ни разу не задумывались вы, когда люди впервые начали есть жидкую пищу  ложкой. А ведь какому-то гениальному древнему человеку пришла в голову мысль, что зачерпывать еду из горшка гораздо удобнее, чем пить через край  и доставать руками то, что осталось на дне.

   - Ребята, как вы думаете, из чего была сделана первая ложка? (Из камня).

Она была неровная и тяжёлая. Ещё древние люди делали ложки из костей. Они были более гладкими и лёгкими. Они не обжигали губы во время еды, как это случалось с каменными ложками.

            На Руси знатные люди – князья и бояре – садились за стол с серебряными ложками. Серебряная ложка считалась дорогим подарком.

       Однажды русский князь Владимир, желая отблагодарить свою дружину за честную службу, приказал выковать каждому воину по серебряной ложке.  Он сказал: «Верную дружину за деньги не купишь, а с верной дружиной добудешь и золото, и серебро».

            Простые русские люди с незапамятных времён ели щи и кашу деревянными ложками. Их вырезали из липы.  Ложка получалась лёгкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи. В старину русские люди ложки носили при себе в особых футлярах или за поясом. Без своей ложки в гости не ходили. Если же в дом пришел гость, то хозяин ему ложки не подавал, а ждал, когда тот достанет свою из – за пояса. Даже царь Петр I, если случалось ему обедать в гостях, приказывал слуге     брать царскую ложку с собой. Петр I не кичился своей знатностью и, как простые люди, ел деревянной ложкой, украшенной слоновой костью.

                На Руси ложку делали с большой выдумкой. Расписные,  вырезные, в разных краях были свои ложки, не похожие на другие. У вятской ложки черпачок делали в виде яйца, удлинённый и плоский, загнутая вниз ручка украшалась резьбой.  На круглых хохломских ложках рисовали чёрными, красными, золотистыми красками  диковинные цветы, веточки и ягоды. Глаз не отвести от ярких хохломских ложек.

               - Ребята, а кто знает, для чего нам ещё нужны ложки? Ведь они нужны не только к обеду.

              В России ложка ещё и музыкальный инструмент. Музыканты – ложечники играют, постукивая ими,  друг о друга, и звучит задорная плясовая мелодия.

             Вилка.  Немаловажную роль в нашей жизни играет и вилка. Послушайте стихотворение, которое называется «Вилка».

                               Дали мартышке

                               Вилку и нож.

                               Что с ними делать?

                                Не разберёшь:

                                Проще без вилки

                                И без ножа

                                Есть ананас,

                                Ногами держа.

     

          Имя изобретателя вилки никому не известно. Наверное, ещё древний человек, сидя в пещере у костра, пытался подцепить горячий кусок мяса палочкой или рогаткой.

             Когда люди стали обедать, сидя за столом, пищу на стол подавали разрезанную на куски. Её брали из общего  блюда руками. На столе стояли чаши с водой для полоскания рук. Затем во время трапезы стали надевать перчатки, чтобы не испачкать руки.

               Первая вилка для еды была сделана для изнеженной  византийской принцессы 900 лет назад в XI веке. Следом за ней  и богатые дамы стали есть маленькими изящными вилочками с двумя зубцами и маленькой ручкой. Считалось, что только очень знатные люди  и почётные гости могут пользоваться вилкой.

              В стародавние времена люди редко ездили из одной страны  в другую, поэтому новости изобретения от одного народа к другому передавались медленно – иногда через века.

                Случилось так, что один английский путешественник вернулся из Италии. Он рассказал, что  итальянцы за столом берут еду не руками, а маленькими вилками. Слушатели изумлялись и смеялись над чудаками, тех, кто пытался за столом есть вилкой, как итальянцы, высмеивали и писали на них сатирические стихотворения. Считалось, что есть вилкой неудобно и  большой грех. Но постепенно вилку начали использовать сначала на кухне, а потом и класть её рядом с тарелкой. В Россию эту диковинку привёз царь Пётр I. Как и во всех странах, в России вилки были сначала лишь у царской семьи и у самых знатных придворных. Простой народ ещё долго считал вилку  лишней роскошью и ел по – прежнему ложкой и руками.Эти  кругленькие, гладкие кружочки с приподнятыми краями живут в каждом доме. И теперь застолье без них просто невозможно. Кружочки побольше зовут «блюдами», малыши -  

«блюдечками», а средние -  «тарелками». Сейчас тарелочное царство велико и разнообразно, а раньше...

     Самой первой тарелкой человека были большие листья растений, крупные ракушки и кора. Хлопот с такой посудой не было никаких. Можно даже сказать, что это и была первая одноразовая посуда. Она сохранилась в виде большого аппетитного ломтя хлеба вплоть до раннего Средневековья. На хлебную тарелку клали жареное на вертеле мясо. Хлеб пропитывали соком , и его кидали собакам.

   В Европе тарелку начали использовать в 12-13 веках. Люди с достатком трапезничали на посуде из олова и серебра, а бедняки ели на глиняных и деревянных тарелках. Кушать из них было не очень приятно, так как дерево  и глина пропитывались жиром  и плохо пахли. Кроме того , все ели из одной посудины. Возможно, так продолжалось бы и дальше, если бы не вмешался  кардинал  Мазарини. (Кардинал в переводе с латинского - «главный».)

    В 16 веке тарелка (тарель) появилась  и в России. Ели на ней далеко не все , а лишь знатные, богатые люди. Даже у царей этот круглый предмет был редкостью, поэтому угощение гостей на тарелках считалось знаком особого уважения. Но было бы неправильно считать, что в России не было вообще индивидуальной посуды. Имелись ставцы, миски и плошки. ( Ставец ёмкость, состоящая из половинок. Одна половинка – миска, а другая, такая же по форме, играет роль крышки.)

    Теперь тарелок великое множество, и в магазине можно выбрать тарелку на свой вкус, даже именную.

    Гжель -старинный гончарный район, возникший в 50 верстах от Москвы. Население почти трех десятков деревень и сел издавна  занималось изготовлением глиняной посуды. Гжельские изделия всегда имели ярко выраженный народный характер, несли в себе национальные черты.

     Гжельцы изготовляли чуть ли не весь ассортимент необходимой в домашнем обиходе посуды: мелкие и глубокие тарелки, столовые сервизы, кружки, кувшины.

      Каждая «картинка» на гжельской посуде – результат творчества гончара. На светлую эмаль тёмной краской наносили контур, он расцвечивался внутри зелёной, жёлтой, коричневой и синей красками

     История ножа, обыкновенного столового ножа, который теперь является верным спутником и помощником вилки за столом, весьма любопытна. Из всех современных приборов нож – самый древний. Его история восходит к временам античности, когда основными материалами были медь, бронза и железо. Нож ввёл в жизнь новую профессию – ножовщик.

     И хотя нож во все времена висел на поясе у охотников, да и простых людей, за столом его в ход не пускали. Предпочитали разрывать мясо, отгрызая от кости, вместо того чтобы отрезать кусок. В общем, понятие о поведении было очень расплывчитым.

     И всё же в 15 веке нож попадает на стол и становится столовым прибором. Первоначально ножик был остроконечным, очень напоминающим кинжал. Таковым он оставался до 17 века, пока с ним не произошло кардинальное изменение. Дело в том, что после обильного застолья доблестные рыцари, не имея ничего лучшего, ковыряли в зубах ножом. На это зрелище было не только неприятно, но и страшно смотреть. Если верить молве, конец такому безобразию положил кардинал  Ришелье, распорядившийся закруглить концы ножей.

     Настоящее имя кардинала Ришелье – Арман Жан дю Плесси. Ришелье был видным государственным деятелем Франции, очень заметной исторической фигурой, покровителем искусств и литературы, основателем Французской академии.

    С тех пор прошло несколько столетий. Нож теперь незаменимая вещь на любой кухне. Да и разновидностей его немало: сырный, для мяса и рыбы, для фруктов, для пиццы.

   

            - Ребята, посмотрите, какие есть вилки. На них изображены разные рисунки.  Мне понравилось, как вы отвечали на вопросы, разгадывали кроссворд. Молодцы!

А сейчас попробуйте ответить на вопросы о том, что вы слышали.

1-й вопрос:

-Какой русский князь приказал выковать каждому воину по ложке?

( Князь Владимир).

2-й вопрос:

- Для чего используют ложки?

3-й вопрос:

- В каком веке была сделана первая вилка?

(В XI веке).

4-й вопрос:

- Кто в Россию привёз ложки и вилки?

( Царь Пётр I).

 Правильно, ребята. Вы внимательно слушали. Молодцы!

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по предмету

Олимпиада для начальных классов...

Внеклассное мероприятие.Игра - путешествие "Мир любимых предметов"

Класс разделён на 3 команды  по 7 человек: Умники     ...

Внеклассная работа по предметам

Презентация с заметками "Совместная внеклассная работа по предметам коллектива детей - учителя - родителей...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Большие гонки" для учащихся 2-4 классов по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие по физической культуре "Большие гонки" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся приобретают навыки и умения в беге, прыжках, метании, играх, развивают...

Методическая разработка внеклассного семейного мероприятия "Папа, мама, я-спортивная семья" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Методическая разработка данного мероприятия направлена на популяризацию здорового образа жизни, приобщение к активному отдыху, сплочение коллектива учащихся и родителей, сотрудничество семьи и школы, ...

Внеклассное занятие. Предмет «Окружающий мир».Тема:«Живые витамины».

Материал содержит сценарий внеклассного занятия для школьников начальной школы (1 класс) на тему: «Живые витамины?»Цели: 1.Расширить и систематизировать знания учащихся об овощах и фр...