Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Алешина Юлия Михайловна

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir_2_klass.doc284 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №31 с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического профиля

Рассмотрено на заседании  

предметного методического объединения

протокол №__ от «_____»  августа  2014 г

Руководитель МО:

_______________________________________Г.Г.Рудько

                                                                                                                                                                                                                           

Утверждаю

Директор школы:

_________________Е.В.Туренко

протокол педагогического совета

№__ от «____»  сентябрь  2014 г.

                                                     

                                                               

                                                                                                 

Рабочая программа  

по  предмету

«Окружающий мир»  

2  «В» класс

Составитель рабочей программы:

Алешина Юлия Михайловна,

учитель начальных классов.

 

г. Нижневартовск, 2014 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы школы и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Начальная школа XXI века во 2 В классе МБОУ «СОШ №31 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля».

Цели изучения предмета.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе :

- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта об-щения с людьми, обществом и природой.

- освоение основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

-развитие интереса к  экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

Задачи изучения  предмета:

-создание благоприятных условий для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок ;

-овладение  основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, умение осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и обще - культурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Для реализации программного содержания используется УМК « Начальная школа XXI века»:

Курс  «Окружающий мир»  соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.«Окружающий мир» входит в УМК «Начальная школа XXI века», созданный на основе концепции «Начальная школа XXI века». Руководитель проекта  - член – корреспондент РАО профессор Н. Ф. Виноградова.Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой Н. Ф. Виноградовой, Г. С. Калиновой «Окружающий мир» (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 5-е изд.,  дораб. и  доп. – М.: Вентана – Граф, 2012, - 176с.)

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям ФГОС второго поколения начального образования, способствует формированию УУД работать по инструкции, по образцу, находить и объяснять способ решения, составлять модель сюжетной математической ситуации.

 Количество часов в год – 68

Количество часов в неделю – 2

Количество часов в I четверти – 18

Количество часов во II четверти – 12

Количество часов в III четверти –20

Количество часов в IV четверти –18

Специфика класса.

В классе обучается 28 учащихся:

По исследованиям на начало учебного года во 2 классе, учащиеся показали следующий ре-зультат:

• высокий уровень школьной мотивации у 8 учащихся, что составляет 28 %, средний уровень мотивации- у 17 учащихся -61%, низкий уровень мотивации- 3 ученика-11%.

• Учащиеся 2в класса способны  адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием- 21человек, 75%.

• Учащиеся умеют осуществлять действие по образцу и заданному правилу-21человек, :61%- умеют контролировать свою деятельность по результату на  среднем уровне, у 11% - на  низком уровне,  у 28% учащихся- на высоком,

• Учащиеся умеют осуществлять причинно-следственные связи и отношения, взаимо-связанные с речевым компонентом интеллекта на  среднем  уровне – 17 человек, 61%, у  39%  учащихся – уровень ниже среднего.

• Учащиеся 2в класса имеют средний уровень работоспособности.

Художественно- эстетическая направленность предмета.

Эстетическое образование и воспитание связаны с формированием  способности адекватного восприятия прекрасного в окружающей действительности и умение его преобразовывать по законам красоты. Художественно-эстетическое направление предмета «окружающий мир» рассматривается через изучение особенностей времён года, познания себя как личности и знакомство с Югорским краем.

Сравнение картин разных природных зон с картинами нашего края, произведений русского и Югорского творчества в художественном классе позволяет научить понимать, беречь и охранять природу родного края.  

Способы и формы оценивания образовательных результатов

Во 2 классе проводится педагогическая диагностика (входная и   промежуточная, в виде тестов, комплексной итоговой работы)

Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников разработана в рамках УМК «Начальная школа ХХI века». Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова А.О.,Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э.

Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:

– определить уровень усвоения учащимися предметных знаний,        умений и навыков;

– выявить характер трудностей ученика и установить их причины;

– установить уровень овладения учебной деятельностью;

– оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.

Каждая диагностическая работа включает в себя разные по форме задания: задания с выбором ответа (выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику, он определенно указывает, в чем ошибочность рассуждений ученика), задания с кратким ответом, задания на классификацию, задания на установление соответствия.

 Сроки реализации программы 2014-2015 учебный год.    

Общая  характеристика  учебного  предмета

Основная цель курса «Окружающий мир» - формирование основ личности, способной к ак-тивному добыванию информации, ее критическому анализу и ответственному поведению в

соответствии с результатами этого анализа.

Курс построен в соответствии с общими теоретическими положениями отечественной мето-дики естествознания, а также на основе концептуальных положений развивающего обучения младших школьников, и направлен на решение следующих задач:

•        адаптация учащихся к учебной деятельности;

•        выявление и корректировка имеющихся у младших школьников знаний об окружаю-щей действительности;

•        формирование новых знаний и умений, обеспечивающих успешное взаимодействие учащихся в системе «человек – природа – общество»;

•        формирование позитивного отношения к окружающему миру: природе, самому себе.

Специфика курса состоит в коммуникативно – интерактивной организации его содержания, которая заключается в том, что учащимся не просто сообщается готовая информация, а орга-низуется их познавательная деятельность в соответствии со следующими этапами:

*актуализация имеющихся знаний по теме, констатация учащимися их недостаточно-сти;

*поиск источников новой информации и определение способов ее получения;

*получение и преобразование новой информации, включение ее в общую систему зна-ний каждого ученика.

Особое внимание в курсе уделяется формированию индивидуальной позиции учащегося в его отношении к миру. В ходе обучения формируется не готовые стереотипы деятельности, а убеждения, позволяющие целесообразно строить свое поведение в природе и обществе.

Поэтапная организация познавательной деятельности учащихся позволяет формировать у них соответствующие содержанию курса общеучебные навыки, а также совершенствовать умения, сформированные в рамках других курсов. Кроме того, названные выше этапы соот-ветствуют структуре учебной деятельности, поэтому систематическое их применение в учебном процессе обеспечивает формирование основных ее компонентов.

Такая организация обучения потребовала определенных коррективов методики преподава-ния курса «Окружающий мир».

Одной из основных форм обучения по предлагаемому курсу является комбинированный урок, цели и задачи, которого полностью соответствуют общим целям курса. Структура уро-ка соответствуют выше названным этапам познания и может быть представлена как трехсту-пенчатая.

1 этап – адаптационный.

Задачи:

1.выявление имеющихся у отдельных учащихся знаний по теме урока, их корректиров-ка, выравнивание общего уровня предварительных знаний в классе;

2.создание или выявление интеллектуального затруднения и определение путей его преодоления.

2 этап – основной.

Задачи:

1.поиск и получение новой информации;

2.ее преобразование для решения проблем, выявленной на уроке.

3 этап – творческий.

Задачи:

1.усвоение новой информации на основе учета индивидуальных особенностей учащих-ся;

2.применение полученных знаний в дальнейшей познавательной и практической дея-тельности.

Кроме уроков комбинированного типа, проводятся уроки – викторины, уроки – практикумы, уроки – экскурсии. В курсе «Окружающий мир» используются разнообразные методы обучения. В основе их отбора лежат общие принципы дидактики, развивающего обучения, гуманной педагогики. По дидактическим целям выделяются следующие группы методов: метод актуализации, методы получения новой информации, методы индивидуализации и применения знаний. УМК по курсу построен в соответствии с требованиями ФГОС, направлен на формирование у младших школьников элементарных знаний о природе и обществе в прошлом и настоящем.

        

Содержание  учебного курса :

  1. Человек и природа.

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и пред-меты, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, ли-стопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жид-кости, газы.

Звезды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего жи-вого на Земле. Земля — планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, располо-жение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориенти-рование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина сме-ны времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, услов-ное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водо-емы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, челове-ка. Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для жи-вых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к по-лезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Усло-вия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, тра-вы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бе-режное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая харак-теристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, теп-ло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоем — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, поч-ва, растения, животные).

Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедея-тельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Номе-ра телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Выпускник научится:

*Узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

*Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

*Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

*Проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные прибору; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

*Использовать естественно – научные тексты с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

*Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;

*Использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснение сферы социально – нравственных представлений;

*Использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

*Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой  природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

*Определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

*Понимать необходимость ЗОЖ, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционирования организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

• Использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

• Моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием вир-туальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

• Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту и природной среде;

• Пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

• Выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

• Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

  1. Человек и общество.

Общество — люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек — член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек — создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человече-ских свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в се-мье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Класс-ный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Пра-вила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Госу-дарственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации — глава государства.

Праздник в жизни общества. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного един-ства, День Конституции.

Россия на карте; Государственная граница России.

Москва — столица России. Достопримечательности Москвы:

Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических со-бытий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Моск-вы. Расположение на карте.

Города России. Санкт_Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору).

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характер-ные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам.

 Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных народов, проживаю-щих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.

История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское госу-дарство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.

Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Зна-комство с 3—4 (несколькими) странами (по выбору): название, расположение на полити-ческой карте, столица, главные достопримечательности.

Выпускник научится:

* Узнавать государственную символику РФ и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира РФ, на карте России – Москву, свой регион и его главный город;

*Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические собы-тия с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте време-ни»;

*Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящие к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

*Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах, в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

*Использовать различные справочные издания и детскую литературу о человеке и об-ществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, дя создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

• Осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

• Ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

• Наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его сози-дательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профес-сионального сообщества, этноса, нации, страны;

• Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренно-сти и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в офици-альной обстановке, участвовать в коллективной деятельности в информационной об-разовательной среде;

• Определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договари-ваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в сов-местной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

  1. Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физиче-ская культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долго каждого чело-века.

Описание места  учебного  предмета  в  учебном  плане

Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окру-жающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч., из них в 1 классе 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2, 3 и 4 классах по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом клас-се). Из них  4 часа – экскурсии по изучению природы и истории родного края, обсуждение и оформление полученных впечатлений в виде отчетов и творческих работ; 4 практические работы.

Описание  ценностных  ориентиров  содержания  учебного  предмета

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

*Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

*Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

*Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

*Человечество как многообразие народов, культур, религий.

*Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

*Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

*Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

*Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, граж-данского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного много-образия России и мира.

*Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

*Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

*Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.

*ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно -  и социально – нравственное.

*Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко – культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Личностные, метапредметные  и  предметные  результаты освоения  учебного предмета.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение.

Метапредметными результатами обучающихся являются: способность определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике); добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания  об отличиях твёрдых, жидких и газообразных веществ; объяснять влияние притяжения Земли; связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли; наблюдать за погодой и описывать её; уметь  определять стороны света по солнцу и по компасу; пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них  части света, материки и океаны; называть основные природные зоны и их особенности; уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

 

          Курс представляет  также формирование  целостного  взгляда на окружающую и соци-альную природную среду, место человека в ней , его биологическую и  социальную сущ-ность. Особенностью программы является  включение знаний, которые  способствуют по-знанию самого себя, расширяют представления о психической  природе человека.

Планируемые  результаты обучения 

К концу 2 класса ученик должен научиться:

Различать: живые и неживые тела природы;

- полезные и вредные привычки человека;

- деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;

правила речевого этикета в зависимости от ситуации общения и его участников, этические понятия (добро - зло, трудолюбие- леность,  справедливость – несправедливость, вежливость – невежливость);

 соотносить: прошлое – настоящее – будущее; год – век (столетие); предметы неживой и живой природы, изделия; представителей растительного и животного мира и места их обитания; этические понятия: заботливость, внимательность, деликатность, доброта и др.;

Приводить примеры:

- положительного и отрицательного отношения человека к окружающей природе ;

фактов риска для здоровья и жизни. правила здорового и безопасного образа жизни; правила поведения на природе, в общественных местах, учреждениях культуры; основные права граждан России и права ребёнка; основные древние города Руси и России ( не менее 3-4);

Кратко характеризовать:

- правила поведения в общественных местах и значения их выполнения ;

- основные условия роста и развития человека (правильное питание, чистый воздух, физическая культура, общение, познание)

- значение природы для человека;

- сезонные изменения в природе;

отличия человека от животного, правила гигиены и ЗОЖ.  

-решать задачи в учебных и бытовых ситуациях: соотносить события с датой его проис-хождения; характеризовать значение природы для человека и правила отношения к ней; опи-сывать объект окружающего мира, передавать свое отношение к нему; устанавливать связь между природным объектом и условиями его обитания; составлять портрет ( автопортрет, друга, члена семьи, исторического лица); составлять сюжетные  и  описательные рассказы об изученных исторических событиях; проводить элементарные опыты и наблюдения ( в соот-ветствии с программой), фиксировать их результат.

Применять знания в практической деятельности:

- проводить наблюдения в природе, простые опыты и практические работы,  используя для этого простейшие инструменты;

- устанавливать простые связи в природе (сезонные);

- писать свой полный адрес, полное имя, имена и отчества членов семьи;

- ориентироваться в окружающей среде обитания (ближайшие улицы);

- соблюдать ПДД, правила поведения в общественных местах, правила ОБЖ.

Знать:

- семья и школа, их место в жизни ребенка;

- роль профессии в жизни  отдельного человека и общества;

- что такое природа живая и неживая на уровне предметов ;

- свой край, город, микрорайон, транспорт,  правила культурного поведения  в учре-ждениях, дорогах;

- растения – часть живой природы, группы животных, особенности диких и домашних животных;

- измерительные приборы: термометр.

Уметь:

- наблюдать в окружающем мире смену времен года, состояние погоды;

- соблюдать режим дня;

- различать объект живой и неживой природы;

- узнавать  в окружающей природе изученные растения и животных;

Содержание  учебного  предмета

1.        Человек и его здоровье  15 часов

Понятие о здоровье  (стойкость к болезням, закаленность, сила, жизнерадостность). Режим дня дома и в школе.  Определение времени по часам с точностью до минуты . Едини-цы измерения времени (год, месяц, неделя, сутки, час, минута). Дни недели. Правильное со-отношение спокойных занятий и подвижных игр. Роль движения в жизни человека. Гигиена личная. Поддержание порядка чистоты одежды, обуви, книг и др. Уход за телом. Гигиена слуха, зрения. Утренняя гимнастика, закаливание. Сон и его продолжительность. Правила обращения с бытовыми электронагревательными приборами. Правила ППБ. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах.

Ориентировка в понятиях и терминах.

-единица измерения времени;

-личная гигиена;

-закаливание;

-электроприбор, опасность, безопасность.

2. Кто живет рядом с тобой.  8 часов.

        Твоя семья, состав семьи, «семейное дерево», имена и отчества членов семьи. Происхождение отдельных имен и фамилий. Характер отношений в семье: любовь,  привя-занность, взаимопомощь.

        Наша школа. Правила для учащихся. Бережное отношение к школьному иму-ществу, учебным книгам..

        Родной город. Памятники, музей, парки. Улицы, площадки. Главные предприятия, профессии людей. Строительство в городе. Основные профессии в строительстве.

        Правила поведения на улицах города , в транспорте, общественных местах и культурных учреждениях. Знаки дорожного движения: «Дети», «Велосипедное движение запрещено», «Одностороннее движение», «Опасный поворот», особенности движения транспорта при мокрой и скользкой дороге. Ориентировка в ситуации: опасная, безопасная.

        Экскурсии:  Ознакомление со школьными помещениями (классы, спортзал и др.), по городу, краеведческий музей, экскурсии на стройку, культурно-просветительские учреждения.

        Ориентировка в понятиях и терминах:

- родной край, город;              достопримечательность;

- учреждения культуры,          правила поведения.

 Твои друзья – взрослые и дети.

Я и другие. Мое и наше. Зачем человек трудится. Бережное отношение  к среде оби-тания. Каким должен быть человек: отношение к старшим, сверстникам, малышам, себе. Доброта, заботливость, внимательность, честность.  Объективная оценка своих и чужих по-ступков. Определение своего настроения и других людей, корректировка в соответствии с этим своего поведения. Уважение к чужому мнению.

Наши родители и близкие: родители, бабушки и дедушки, уважение и забота о них.

Ориентировка в понятиях и терминах.

- мое – наше, свое – чужое, доброта – отзывчивость, внимательность, справедливость, честность, уважение, настроение, чужое мнение.

3. Человек и природа (31 час).

        Красота окружающего мира. Характеристика времен года: изменения в растительном и животном мире, погоде, сезонном труде людей. Последовательность изменений в природе  в течении одного сезона. Смена времен года. Определение температуры воздуха с помощью термометра.

        Растение – живое существо. Основные признаки жизни растений. Основные части растений: корень, стебель, лист. Наиболее распространенные в данной местности растения и животные . Деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения.  Выращивание растения из семени и побега, связь человека с природой. Правила поведения в приро-де.

Экскурсии: на природу в разные времена года , наблюдения сезонного труда людей, организация парков им скверов.

        Ориентировка в понятиях и терминах:

- сезонные изменения, последовательности, причина смены года , температура, термо-метр;

- часть растения: травянистое, хвойное, лиственное растения, деревья, кустарники поле, луг;

- водоем, охрана природы;

- красная книга, заповедник, заказник.

4. Наша страна – Россия (14 часов).

        Природа нашей страны. Названия особенности труда, культуры, быта. Труд людей. Главные природные богатства нашей страны: уголь, нефть и др., труд людей на по-лях, в шахтах, на заводах, в учреждениях.

        Творчество великих соотечественников (Пушкин А.С., Чайковский П.И., Вас-нецов В.В. и др. поэты, писатели, композиторы).

        Экскурсии: знакомство с трудом людей, краеведческий и художественный му-зей, выставки.

        Ориентировка в понятиях и терминах:

- родина, страна, Отечество, народ;

- природные богатства;

- творчество, искусство, народное творчество.

Курс - «Окружающий мир» - это интегрированный предмет, так как соединяется с курсом «Мы - дети природы» (региональный компонент). В содержание программы курса «Окру-жающий мир» входят следующие темы: Мы - дети природы. Кухня народов Югры. Наша одежда, прическа. Мы - дети природы. Животный мир Югры. Югорским ребятам о наших зверятах. Друзья мои -птицы небесные. Рыбы царство Югры. Мир насекомых, земно-водных. Любовь к Отчизне окрыляет сердца. Население Югры. Югра - наш общий дом.

«Мы- дети природы» и  «Окружающий мир»

«Окружающий мир»

«Мы - дети природы»

Твоя страна.

-        Любовь к отчизне окрыляет сердце»

-        Население Югры.

-        Югра наш общий дом.

-        Охота и оленеводство. Трудовое воспитание в семье.

-        Наша одежда. Прическа. Обувь.

Природа вокруг нас.

-        Единство живого и неживого.

-        Животный мир Югры.

-        Мы и наши младшие братья.

-        Рыбье царство Югры. Рыболовство.

-        Мир насекомых и земноводных Югры.

-        Югорским ребятам о зверятах.

-        Друзья мои - птицы небесные.

Твое здоровье.

-        кухня народов Югры.    Ярмарка.

Граф – схема по предмету «Окружающий мир» 2 класс

Автор: Н.В.Виноградова, 68 часов.

модуля

п/п

Часов модуля

НАЗВАНИЕ МОДУЛЯ

      Этапы/количество часов

У-М

С-П

К-С

А-П

С-О

К-Р

1

14ч.

Человек и его здоровье.

1

2

1

5

4

1

   2

9ч.

Кто живёт рядом с тобой?

2

1

1

2

2

1

   3

14ч.

Россия- твоя Родина.

1

2

1

8

1

1

    4

31ч.

Мы - жители земли.

2

15

1

11

1

1

Итог

68ч.


Модуль № 1. Человек и его здоровье.                                                                  14 часов.

Цель:

  •  развивать личностные качества: санитарно-гигиеническую и этическую культуру, эмоции, творческие способности, познавательный интерес;
  • формировать понятие о ЗОЖ,  закаливание, режим дня, общеучебные умения и навыки, умения оценивать свои действия и поступки;
  • воспитывать умение правильно следить за своим здоровьем, культуру общения и поведения через уроки «Окружающего мира»

Регулятивные и коммуникативные учебные действия: формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников. 

Художественно-эстетическая направленность:  узучение эстетической категории художественное мышление на примере рассмотрения влияния природы на здоровье человека.  Использование на уроках видеофильмов, презентаций, репродукций художников способствуют формированию таких эстетических ценностей, как   художественная правда, правдивость.

Знать: режим дня школьника, правила поведения на уроке и вне урока, дни недели, правила закаливания.

Уметь: составлять режим дня, пользоваться правилами поведения в школе, определять время по часам, различать вредные и полезные привычки, выполнять правила гигиены.

Дата,          Этап                 № ур

Тема урока

Способы достижения цели

Оценочная деятельность

Планируемая деятельность  ученика

01.09-06.09

У-м

№1

Что тебя окружает?

организация работы

по актуализации опорных знаний уч-ся по теме

самооценка доли

участия в беседе

Формирование знаний о здоровом образе жизни

С-п      №2

Все мы - люди.

Человек живой организм.

Упр направленные на запоминание условий, необход для правильного роста ребёнка.

С-о доли участия в беседе

Учится рассуждать и доказывать

08.09-13.09

С-п           №3

Наши помощники-органы чувств.

Обоняние, вкус и осязание.

Орган практ работы по теме.

сод. оценка уч-ля знания детей  

 Учится рассказывать и слушать

К-с         №4

 Что такое здоровье?

Составление ориентиров для лучшего запоминания

 правил гигиены

взаимооценка участия в коллективной

работе

Учится  задавать вопросы, оценивать свои действия

15.09-20.09

А-п           №5

Режим дня школьника.

Обсуждение правил организации труда и отдыха.

самооценка работы на уроке

 учится наблюдать и делать выводы

А-п             №6

Физическая культура.

Орган практической работы по теме.

Рефлексивная оценка

Знакомится с упражнениями на выносливость.

22.09-27.09

А-п             №7

Закаливание.

Составление правил закаливания.

в/оценка участия в  коллективной

работе

 Учится закаливанию

А-п

№8

29.09-04.10

№9

Почему нужно правильно питаться?  

Витамины. Правила питания.

Обсуждение правил правильного питания.

самооценка работы на уроке

Учится правильно питаться

Учится добывать дополнительную информацию о витаминах

С-0

№10

06.10-11.10

№11

Здоровье и осторожность.

Здоровье и осторожность

Орган обсуждения правил ПДД и правил поведения с незнакомыми людьми..

Рефлекс оценка

 Знакомится с правилами охраны и укрепления здоровья

С-о             №12  

13.10-18.10

 №13

Можно ли изменить себя?

Урок-экскурсия.

.сост правил поведения в обществе.

взаимооценка участия в коллективной

работе

Проводит самонаблюдения за состоянием своего здоровья и делает выводы.

К-р   №14

Тест по теме «здоровье»

Орган провер работы.

Сод/оценка выполнен работы.

 Обобщение имеющихся знаний по теме


Модуль № 2 Тест по теме «здоровье»                             9ч

Цель:

  • Познакомить учащихся с понятием семья, как самое близкое окружение человека.
  • Формировать бережное отношение к семейным традициям,  через родословную семьи.
  • Воспитывать уважительное отношение к членам семьи, детям, престарелым, умение ценить дружбу.

Личностные и коммуникативные учебные действия: развитие ценностно - смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи.

- наблюдает и приводит  примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных ;

- наблюдает и выбирает оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями;  

- учится различать формы поведения ; моделировать  и оценивать различные ситуации поведения с друзьями .

Художественно-эстетическая направленность:  узучение эстетической категории художественное мышление на примере рассмотрения художественного образа русского  уклада жизни, семейных традиций разных народов.  Использование на уроках видеофильмов, презентаций, репродукций художников способствуют формированию таких эстетических ценностей, как   художественная правда, правдивость, целостность восприятия.

Яркий, эмоциональный рассказ  и чтение учителя побуждают детей к созданию собственных творческих работ:  иллюстрирование, словесное описание жизни своей семьи,  составление родословной..

Знать:  понятия - семья, родители, поколение, традиции, родословная,  имена и фамилии членов семьи, правила дружбы.

Уметь: оказать посильную помощь взрослым, рассказывать о своей семье, профессиях членов семьи, писать свой адрес, оценивать свое и чужое поведение.

Этапы урока       Да-та,недели

Тема урока

Способы достижения цели

Оценочная деятельность

Планируемая деятельность ученика

20.10- 25.10

У – М

 №15

№16

Что такое семья? Семья -  самое близкое окружение человека.

Наши помощники органы чувств.

организация работы

по актуализации опорных знаний уч-ся по теме

самооценка доли

участия в беседе

Составление рассказа о своей семье.

27.10-01.11

С – П  №17

 

 К-с         №18

 Семья ребенка и ее состав.  

Распределение дом обязанностей

организация работы по формированию умения распределять домашние обязанности

Самооценка умения планировать действия.

Учится брать интер вью   у родителей.

Составляет родос-ловную с помощью родителей.

10.11-15.11

А-п            №19

 

№20

Семейные праздники и традиции.

Быт хантов и манси.

упражнения, направленные на запоминание  семейных праздников и традиций

сод. оценка уч-ля знания детей  

Готовит рассказ о традициях семьи с помощью родителей.

Обобщение видеоматериалов о жизни народов Югры.

17.11-22.11

С-о

№21

О правилах поведения. Мы пришли в театр.

Орган работы по ролевым играм.

взаимооценка участия в коллективной

работе

Составляет свод привил о поведении в общественных местах.

С-о

№22

О дружбе. Умеешь ли общаться?

Орган работы в парах.

в/оценка работы в паре  

 Активное участие в ролевых играх

24.11-29.11

К – Р №23

Творческая работа по теме.

Орган творческой работы. Составление книжек –малышек.

Сод оценка учителем уровня организационных качеств.

 Составление открытки –поздравления или приглашения для друга.

Модуль № 3.       Россия - твоя Родина.                                                                         14 ч.

Цель:

  •  развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать, воображение;
  • формировать понятия о России, о родном крае, городе, уточнить представление о достопримечательностях города, учреждениях культуры через посещение  музея, встречи с людьми разных профессий;
  • воспитывать патриотические качества личности, интерес к истории России, нашего округа, нашего города.

Личностные и коммуникативные  учебные действия:  

- формировать основ гражданской идентичности личности  ; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;                                                                                                                                                                                      -находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники)                                                                                                                                    - преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка ;                                                                                                                                                                              -выполнять в группе задания  по осмыслению значимого явления настоящего своей малой Родины, нашей страны, (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) .

-обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и настоящем своей семьи, родного края .

Художественно-эстетическое направление  темы « Россия- твоя Родина» рассматривается через русскую литературу и русское искусство, красоту русского языка и правильность использования речевых форм, видами  устного народного творчества; развитие  языковой эрудиции  школьника, его интереса  к   народному языку и творчеству.   Эстетическая направленность  темы выражается  через  освоение понятий: гармония, прекрасное, совершенство, духовность, милосердие, сострадание, целостность.                                                                                                                                 Рассмотрение  исторических сведений и репродукций о прошлом и настоящем Родины  и края,  позволяет заглянуть в мир прекрасного, научить любить русскую живопись, литературу  и историю; развивать патриотические чувства к Родине,  видеть и любить прекрасное в окружающем мире.

Знать: страну,  город, где мы живем; права ребенка; русских князей; культуру ханты и манси.

Уметь:  различать профессии людей, находить на карте города России и называть их.

        

Дата              Этапы №ур

Тема урока

Способы достижения цели

Оценочная деятельность

Планируемая деятельность ученика

У – М №24

Родина- что это значит?

организация работы

по актуализации опорных знаний уч-ся по теме

самооценка доли

участия в беседе

обменивается с одноклассниками сведениями о Родине

01.12-

06.12

 С – П №25

Родной край – частица Родины.

Орган работы по формир умения вступать в дискуссию, доказывать, отстаивать свое мнение.

в/оценка умения учебного сотрудничества, коллективного обсуждения вопросов.

Воспроизводит знания о родном крае, учится добывать новую информацию.

К- С №26  

Здравствуй край Мансийский милый.

Экскурсия в краеведческий музей.

Сод/оценка учителем организационных качеств.

находить и извлекать необходимую информацию о настоящем  

08.12-13.12

А-П

 №27  

 

№28

История рассказывает о прошлом.

                                    Русские князья. Занятия славян.

Организация обсуждения по теме.

с/оценка участия в обсуждении.

Учится выполнять в группе задания  по осмыслению значимого явления настоящего своей малой Родины, нашей страны.

15.12- 20.12  

А– П №29  

 

№30

Мы – граждане России.

Города России. Москва.

Организация работы по составлению плаката «Я – гражданин России».

Взаимооценка умения работать в группе.

Учится преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение)

22.12-27.12

А-П №31

№32

Как трудятся россияне. Все профессии важны.

Охота и оленеводство хантов и манси.

Организация экскурсии в музей. Составление книжки –малышки «Профессии родителей  нашего класса».

Сод оценка учителем организационно – деятельностных качеств.

обменивается с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и настоящем своей семьи, родного края .

12.01-17.01

А-П №33 №34

Знаменитые города России.

Народы России.

Орган индивидуальных выступлении по теме.

в/оценка выступлении.

Обсуждает и преобразовывает новую информацию.

19.01-24.01

С– О  №35

 

№36

Мастерство северян –домашняя утварь.

Народные промыслы народов ханты и манси.

Организация работы по умению систематезировать  имеющиеся знания..

Сод/оценка умения учителя умения обобщать изученное.

обменивается с одноклассниками сведениями   о профессиях в   своей семье, занятии жителей родного края .

26.01-31.01

К – Р №37

Проверочная работа.

Организация провер работы.

Сод/ оценка учителем полученных знании..

Воспроизводит и оценивает знания по теме.

Модуль № 4.             Мы – жители земли.                                                                 31 ч.

Цель:

  • учить, как правильно следить за сезонными изменениями природы;
  • формировать правильное представление о природе вокруг нас, первичные представления о природных сообществах;
  • воспитывать заботливое отношение к окружающей природе, прививать любовь к живому, к родному краю.

Регулятивные, познавательные учебные действия:

- развивать умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества.

- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

           - Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему        совместно с учителем.  

          - Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
  • - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Художественно- эстетическая направленность: при изучении данной темы хорошо раскрываются эстетические категории: соотнесенность, жизненное соответствие, эстетический идеал на основе учебных действий ученика: умений сравнивать и анализировать, обобщать, добывать дополнительную информацию о жизни животных и растений в разных природных сообществах, рассуждать   о роли растений в природе и жизни людей,  о влиянии человека на сохранение природы на основе жизненного опыта. Эстетические категории  гармония и  изящное  раскрываются через формирование у школьников способности видеть красивое и безобразное в природе, в отношении людей к самой природе, умении видеть красоту природы, открывать для себя многоцветие и многообразие окружающего мира, сопереживать и радоваться вместе со всеми.

Знать:  животных; зверей, птиц, рыб, насекомых родного края; признаки погоды; отличие Земли от других планет; сообщества растении и животных; свойства воды; правила поведения в лесу.

Уметь:  определять признаки погоды; называть отличия природных сообществ; проращивать семена; работать с дополнительной литературой, работать в парах, группах.

Дата, Этапы  № ур.

Тема урока

Способы достижения цели

Оценочная деятельность

Планируемая деятельность ученика.

У-М  №38  

02.02-07.02

№39

                                           Твое первое знакомство со звёздами.

Солнечная система.

организация работы

по актуализации опорных знаний уч-ся по теме

с/оценка доли

участия в беседе

 Учится сравнивать и характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли  

С-П             №40

09.02-14.02

№41

                                  Бактерии. Грибы.

Грибы в лесах Югры.

Орган работы на сравнение .

В/оценка умения сравнивать.

 Учится различать    и определять   съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).  

С-П  №42

16.02-21.02

 №43

 

№44

23.02-28.02

№45

                                    Животные живые существа.. Какие животные живут на земле.

     

                                                 

Как животные воспринимают мир.

                Животные Югры.

Знакомство с многообразием животного мира. Сравнение способов питания, размножения,   животных.

 самооценка умения выделять главное

 Сравнивать и устанавливать отличия внешнего вида и особенностей строения насекомых, рыб, птиц, зверей  

Добывать информацию о животных Югры.

№46

02.03-07.03

 №47

                                         

Какие бывают растения. Органы растения.

Югорское разнотравье.

знакомство уч-ся с разнообразием растении, частями растения.

Самооценка умения работать на уроке

  Выделяет  условия, необходимые для жизни растений .

Рассказывает о роли растений в природе и жизни людей  .

Определяет части цветкового растения.

С-П

№48

09.03-14.03

№49

 №50

16.03-21.03

№51

                                    Лес. Человек и лес.

Деревья, кустарники леса.

Травянистые растения. Лесная аптека.

Ягоды нашего края.  

организация экскурсии. Составление индивидуальных сообщении.

в/оценка сообщении

Активно участвует в учебном диалоге.

Приводит  примеры хвойных и цветковых растений, выделяет их отличия (на примере своей местности)  

С-П

№52

30.03-04.04

№53

                                        Звери леса. Птицы. Пресмыкающиеся.                    

Насекомые. Животные Югры.

Знакомство с обитателями леса, индивидуальные сообщения.

 Содер оценка учителем сообщении

 Учится извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о животных своего региона и обсуждать полученные сведения  

К  - С №54

06.04-11.04

Мы пришли в лес.

Организ работы в группах составление памятки «правила поведения в лесу»

характеристика  роли растений в жизни человека (на примере своей местности)

В/оценка умения работать в группе по созданию памятки.

 Сравнивает  и различает деревья, кустарники и  травы .

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения,

А – П №55        

 13.04-18.04

№ 56

Вода. Свойства воды.

Растения реки озер.

Практическая работа.

Содер. оценка учителем умения опред свойства воды.

 Сравнивает и различает   водоёмы на примере своей местности.

А-П

 №57

20.04-25.04

№58

Пресный водоём. Обитатели водоёмов.

Экскурсия. 

Знакомство с обитателями водоёмов.

С/ оценка умения выделять главное

Подбирает дополнительную информацию.

 

А  - П №59

Болото - естественный водоём.

Орган работы в парах.

В/оценка умения работать в паре.

 Выводит отличия болот от других водоемов.

А – П №60

27.04-02.05

 

№61

       

 Жизнь луга.                              

Луг и его обитатели.

Орган работы с текстом в паре.

Содер. оценка учителем умения выделять главное.

 Обменивается информацией.

А – П

№62

04.05-09.05

 

№63

                                    Какие бывают поля.

Поле и его обитатели.

Оган работы с текстом.

С/ оценка умения выделять главное.

Оценка   личной роли в охране природы .Оценка работы людей по сохранению природы.

 Участие в диспуте, посвященном  выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы.  

А  - П №64

11.05-16.05

№65

                                      Жизнь сада.

Сад и его обитатели.

Орган работы в парах.

В/оценка умения работать в паре.

 Описывание   особенностей растительного и животного мира луга, поля, сада.

С – О №66

 18.05-23.05              

№67

                                                           Природа и человек.

В гостях у красной книги.

Сообщения о Красной книге.

Содер. оценка учителем умения выделять главное.

 Знакомится с Красной книгой Югры.

№68

25.05-29.05

Итоговая проверочная работа.

Моделирование ситуации по сохранению природы и её защите  .

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни

Орган проверки ЗУН

Сод/оценка учителя.

Учится анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.  

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по предмету «Окружающий мир »

Описание материально – технического обеспечения образовательного процесс

1. Дополнительная литература.

1. Тесты: автор Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В., Кочурова Е.Э., Шукейло В.А., Романова, Ф.Ф.Лысенко; М.Ф.Александров, О.И.Волошина; М.Г.Ракитина.

2. Школьные олимпиады для начальных классов.

3. Занимательные материалы, автор И. Г. Сухин.

2. Интернет-ресурсы.

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.
  2. Образовательный портал.
  3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).

3. Информационно-коммуникативные средства.

  1. Окружающий мир. 2 класс. Универсальный мультимедийный тренажер
  2. Большая электронная энциклопедия
  3. Электронный образовательный ресурс «Окружающий мир» 2 класс (Вентана-Граф),

4.«Веселые уроки детского этикета» (1с: познавательная коллекция).

4. Наглядные пособия.

  1. Комплект наглядных пособий «Красная Книга Югры».
  2. Гербарий « Растения России»
  3. Комплект наглядных пособий « Природные зоны России»
  4.  Полезные ископаемые

5. Технические средства обучения.

  1. Телевизор.
  2. Компьютер.
  3. Мультимедийная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...