Окружающий мир, 2 класс по теме "Птицы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Горбазюк Лилия Николаевна

На уроке обучающиеся познакомятся с представлением о строении и особенностях птиц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_razrabotka_gorbazyuk_l.n.docx47.52 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема. «Формирование универсальных учебных действий на уроке  окружающего мира «Птицы»

УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс

Выполнила:  Горбазюк Л.Н.

МБОУ ООШ № 24

Новокузнецк, 2014

                                                               

Содержание

Страницы

1.

Введение

С. 3-4

2.

Основная часть

Проект урока по окружающему миру

«Птицы»

С.5-8

3.

Заключение

С. 9

4.

Список литературы

С. 10

5.

Приложение

С.11-19

                                                                2

I.Введение

Утверждение в РФ нового федерального государственного образовательного стандарта, основанного на системно - деятельностном подходе к организации обучения, направленного на образовательные результаты  как систему трех типов компетенций: предметных, метапредметных и личностных, создает принципиально новую ситуацию в отечественном образовании. При этом целенаправленное формирование универсальных учебных действий происходит не вне работы с предметным содержанием, а напротив, в условиях адресно организованной работы с ним.

      Универсальные учебные действия   младшего школьника - это важная составляющая системно - деятельностного подхода. Универсальные учебные действия становятся источником внутреннего развития младшего школьника, формируют творческие способности и его личностные качества, его личностное восприятие, эмоциональное, оценочное отношение к миру.

      Значение курса «Окружающий мир» состоит  в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании.

       Ведущей целевой установкой УМК «Перспективная начальная школа» является - Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию своей многонациональной страны и всего человечества.

     

                                                           3

 

  Задачи курса:

  • Воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, к ее природе, к своей семье.
  •   Формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде. Ценность природы, мира.
  •    Развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира.
  •    Подготовка к изучению естественно научных и обществоведческих дисциплин в основной школе. Ценность знания.
  •    Создание условий для развития познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

        В результате изучения всех без исключения предметов (в том числе и курса « Окружающий   мир ») на ступени  начального  общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные   учебные  действия как основа умения учиться.

      В программе обучения в курсе «Окружающий мир» преобладают поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять.  Этот предмет вносит особый вклад в развитие личности младшего школьника, что в стандартах второго поколения представлено как достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

        Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает

широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.

         

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проект урока «Окружающий мир», 2 класс

Тема: Птицы.

Цель: формирование представлений о строении и особенностях  птиц;

             Развитие познавательного интереса средствами предмета окружающий мир;

             Воспитание культуры общения.

Основные понятия: «рулевые», «маховые», «пернатые», «покровные», «пуховые».

Средства обучения: учебник О.Н.Федотова, Г,В.Трафимова, С.А.Трафимов «Окружающий мир» 2 класс, тетрадь , перья.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах и группе.

Планируемые результаты:

Личностные: умение ориентироваться в информационном поле.

Метапредметные

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:  формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока.

Коммуникативные УУД: формирование умений слушать и слышать друг друга, вступать в диалог.

 ХОД УРОКА

I . Организационный момент. Мотивация.

1.1 Мы сюда пришли учиться ,

Не лениться, а трудиться .

Работаем старательно.

Слушаем внимательно.

1.2  А теперь послушайте загадки:

-Чернокрылый, красногрудый,
и зимой найдет приют.
Не боится он простуды.
С первым снегом тут как тут. (Снегирь)

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку

Длинный клюв и два крыла

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это….(птица)

Хотите ли вы, ребята, узнать интересную информацию о птицах? Узнать то, чего мы о них еще не знаем! (Да)

 II. Актуализация знаний . Постановка проблемы.

2.1 Беседа.

 Расскажите все, что вы знаете о птицах.

-А каких животных мы называем птицами?

Найдите понятие «птицы» в словаре (учебник).

-Кто же такие птицы?

Вывод: Перья есть только у птиц. Ни у каких других животных их нет!

III . Постановка  учебной задачи.

-Посоветуйтесь друг с другом, подумайте, какой характерный признак докажет нам, что этих животных мы называем птицами?

Какие признаки имеют птицы?

IV. Открытие нового (на материале учебника С.21-23). Работа с учебником.

-Откройте учебник.

- На какой странице? Как вы догадались?(посмотрели в оглавление и нашли эту тему)

4.1Беседа по учебнику на С.21.

-Рассмотрите рисунки. Кто изображён? (птицы). Как можно отличить птиц от других животных? ( тело покрыто перьями и умеют летать)

-А какое строение имеет птица? (голова, шея, клюв, туловище, крылья, хвост, ноги)

-А можно ли назвать всех летающих животных птицами? ( нет, потому что  летучая мышь летает, но не птица),( бабочка летает, а не птица, а насекомое).

-Бывают нелетающие птицы? (Пингвин)

 -Плавают ли птицы? (да), ( не все).

Физминутка  (СанПиН 2.4.2.2821-10)

V этап. Закрепление изученного.

Наблюдение. Работа в парах.  

-Сейчас вы будете работать в паре. На столах лежат перья разных птиц. Определите, какой птицы  это перо?

-Сравните перья. Чем они похожи? Чем различаются?

-А зачем птице перья?

5.1 Работа с учебником.С.21

Задание Рассмотреть рисунки, прочитать текст

5.2 Беседа

-Какие виды перьев бывают? (маховые, рулевые, покровные, пуховые).

-Какую роль играют эти перья в жизни птиц?( перья нужны для тепла, для опоры при сидении на дереве..)

Групповая работа.

-Вспомните правила работы в группе.(работаем тихо, слушаем друг друга, не перекрикиваем друг друга, называем по именам)

Задания:

-Прочитайте рассказ в хрестоматии «Зачем птицам перья?»С.89

(каждой группе даётся  задание о птицах: сова, коршун, утка-широконоска,

дятел)

Вопросы -задания:

1)Какое значение имеют перья для каждой из этих птиц?

2)А какую пользу приносят птицы?

3)Нужно ли охранять и беречь пернатых? Почему?

4)Что помогает птицам летать?

Выводы: 

Так чем же отличается птица от другого животного?( у неё есть крылья и она умеет летать).

(птицы уничтожают гусениц, мелких грызунов,  вредных насекомых);

( птицы  полезные, приносят пользу полям);

(крылья нужны птицам, чтобы летать)

Игра «Не ошибись».

Я перечисляю названия

Животных (ворона, бабочка, крапивница, стрекоза, лебедь, сорока, шмель, кукушка, свиристель, ласточка, курица…) Дети хлопают в ладоши, если слышат названия птиц.

VI этап. Самостоятельная  работа .

6.1  Работа в тетради на печатной основе

С.16-17, задание21-23

-Пользуясь учебником на С.22 ,определите  о каких перьях идёт речь?

-Подпиши названия птиц. Нарисуй воробья.

-С какой трудностью вы столкнулись при выполнении этой работы?

VII .Итог урока. Рефлексия деятельности.

 Какой важный вопрос мы перед собой ставили?

 Какие признаки имеют птицы?

- Что нового вы узнали на уроке о птицах ……….

 -Чему мы научились на уроке?

-Всё ли получилось на уроке?

Самооценка работы детей. Оценивание детей учителем.

Теперь я знаю, что…

Теперь я смогу…

Домашнее задание Т. С19.(нарисуйте птиц по –своему желанию)

                                                        8

     III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Урок окружающего мира во 2 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. На уроке по теме «Птицы» обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную деятельность. Дети поставлены в условия, когда  им приходилось размышлять, анализировать, сравнивать, делать выводы.

 Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Учебные вопросы способствовали организации посильного поиска нужной информации.

Обучающиеся не только приобретают знания, но и учились общаться друг с другом, доказывать своё мнение, прислушиваться к мнению  других, находить общее решение и оценивать свою работу и работу соседа.

                             

                                                         

                                                      9

 IV. Список литературы для учителя

  1. Федотова О.Н. Окружающий мир: Учебник: 2 кл. / О. Н.Федотова, Г. В.Трафимова, С. А.Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2011-127с.:чёрно-белые. ил.
  2. Федотова О. Н. Окружающий мир: Хрестоматия: 2 кл. / О. Н.Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. –159с. Чёрно-белые ил.
  3. Федотова О. Н. Окружающий мир: Тетрадь для самостоятельной работы: 2кл. / О. Н.Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. -63с.:чёрно-белые ил.

        

                                            10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип  урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...