Урок по окружающему миру во 2 классе "Старинная женская работа"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Матвеева Светлана Германовна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx36.74 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Муниципальное казенное образовательное учреждение

                                                         Савинская основная общеобразовательная школа

                                   Ивановская область, Савинский муниципальный район, ул. Малиновского, д.20

                     Конспект урока по окружающему миру

        во 2 классе на тему: «Старинная женская работа»

Педагог: Матвеева Светлана Германовна

Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых  операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани; закрепить представления детей о социально – нравственном значении совместной работы людей;  воспитывать трудолюбие как  социально значимое человеческое качество.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассматривать предметы, кадры презентации и извлекать из них информацию о трудовых операциях при обработке льна;

- уметь назвать последовательность трудовых операций в работе со льном;

- научиться выполнять задание в паре, в группе.

Метапредметные результаты:

  • Распределять операции между собой в группе для выполнения задания учителя;
  • Реконструировать по рисункам последовательность трудовых операций в старинной работе со льном;
  • Сравнить и отмечать общее и различное в сезонной женской работе со льном у разных народов;
  • Обобщать итоги совместной работы

УУД:

Регулятивные:

  • Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
  • Планирование – составление последовательности действий;
  • Прогнозирование.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работать в группе, в паре

Личностные результаты: адекватная мотивация учебной деятельности

Технологии: проблемно – поисковые, здоровьесберегающие, деятельностное обучение, ИКТ

Оборудование и технические средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ЭП к учебнику, презентация

Ключевые слова: лён – растение, из которого делают прочную красивую ткань.

Оборудование: прялка, веретено, пяльцы, гребень, салфетки, полотенце, скатерти, рубаха из льна, сухие веточки льна, пакля, семена льна, льняное масло, конверты с деформированным текстом, пословица, презентация «Лен»

Рабочие материалы для обучающихся: учебник, рабочая  тетрадь

Автор учебника: А.А. Плешаков

п/ п

Этапы урока

Содержание этапа, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

универсальные учебные действия

I

Мотивация учебной деятельности

На доске пословица «Если есть труд – значит будет и успех»

- Объясните смысл пословицы

- Готовы трудиться? Вперед к успеху! Я думаю, что сегодняшний принесет нам радость общения друг с другом. Успеха вам и удачи!

Дети читают пословицу. Объясняют ее смысл.

Настраиваются на активную работу на уроке

Регулятивные: формирование способности к организации своей деятельности

II

Актуализация знаний

На доске слова:

        

На парте лежат эти предметы.

- Для чего эти предметы?

- Кто их использовал?

- Для  какой  работы применялись?

- Сегодня мы все вместе постараемся ответить на эти вопросы.

Дети читают слова, разглядывают предметы и соотносят слова с предметами

Личностные: адекватная мотивация учебной деятельности

III

Определение темы урока

-Для чего все эти вещи?

-Кто ими пользовался?

-А сейчас, в настоящее время мы пользуемся ими?

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

На доске открыть тему урока

«Старинная женская работа»

Эти вещи для работы

Ими пользовались женщины

Нет, этими предметами  пользовались давно, в старину

Мы будем говорить о работе, которую делали раньше женщины.

Дети читают тему

Познавательные: самостоятельные формирование темы урока

IV

Построение проекта вывода  из затруднения

-Рассмотрите внимательно предмет на парте.

-Что это?

-А чтобы узнать какого растения  это семена, вам надо отгадать загадку

«В поле рос, скатерть принес»

-А кто знает, что такое лён?

Слайд №1

Даша Лобастеева подготовила нам выступление

-А где в жизни вы встречали слова лён, льняная? Сейчас одежда изо льна стоит дорого и ее мало производят, а раньше на Руси носили в основном льняные вещи. Сейчас  лен – почти забытая культура, выращивать ее невыгодно, трудоемко. Утрачиваются навыки ручной обработки льна. Но мы должны  помнить, что в России всегда были две главные культуры – рожь и лён. Мы не должны забывать трудовые традиции своего народа.

Женщины в старину благодаря этому зернышку  могли делать удивительные вещи.

Посмотрите повнимательнее на нашу выставку (полотенца, сарафаны, скатерти, салфетки)

Это музейные экспонаты. На перемене можете их рассмотреть повнимательнее.

Хотите узнать, как женщинам удавалось создавать такую красоту?

Это семена растения

Это лён

Это трава, культурное растение

Рассказывает что такое лён, как выглядит, где используется. Где в Ивановской области, в Савинском районе выращивали  лён. Подготовила красочный буклет.

Изо льна делают одежду, скатерти, полотенца.

Есть льняное масло.

Льняное семя, которые используют в медицине

Дети рассматривают экспонаты

Регулятивные: планирование целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно

V

VI

VII

VIII

Реализация построенного проекта

Первичное закрепление

Физкультминутка

Самостоятельная работа с проверкой

Просмотр презентацию «Лен»

Смотрите внимательно, запоминайте – это нам пригодиться на уроке

Рассказ учителя

Слайд 4

Ранней весной нужно было вспахать поле и посеять лён. Эту работу делали мужчины

Примета дня: кукушка закуковала – пора сеять лён

Слайд 5

Отцветет лён, созреют  на нем семена, к работе приступали женщины.

Они срезали его серпами – это  название древнего орудия труда с железным лезвием, прикрепленным к деревянной ручке ( на выставке найти его)

Серпом удобно срезать (жать) высокие стебли льна, ржи, пшеницы.

Женщины сжинали весь урожай с поля, а потом складывали в небольшие скирды.

Слайд 6

Из коробочек льна получали семена, а из семян целебное льняное масло. (Посмотрите на семя льна, на льняное масло)

Слайд 7

Снопы с длинными стеблями сначала вымачивали прямо в речке, придавив стебли  к камням.

Зеленая часть растений вымывалась водой, а прочные волокна оставались

Слайд 8

Затем их сушили на специальных полках

Слайд 9

Потом лён трепали, отделяя от древесной части стебля

Слайд 10

Затем мяли, чтобы сделать мягче. Так получалась кудель – короткое путаное волокно (показать)

Слайд 11

Следующий этап  очёсывание  чесали лён специальными щетками.

Всю эту сложную работу женщины выполняли вместе с песнями и беседами

Слайд 12, 13

Затем женщины садились за прялки и руками скручивали из кудели нити, пряли пряжу. Ткали полотно. Посмотрите, какая получилась ткань.

Здесь мы видим отбеленную ткань  и натуральный холст ( холсты используют для  написания картин). Из тонкой ткани шили одежду, предметы домашнего обихода, а из плотного полотна для парусов

-Что же вы узнали интересного?

-Как из семени появились такие вещи?

Работа в группах.

Задание:

Распределите последовательно все виды работ, которые совершали женщины при обработке льна.

Проверка работы.

- Поднимите руки, кто выложил карточки в той же последовательности?

- Хотите сами изо льна сделать нить?

На партах у каждого веточка льна.

-Посмотрите, у меня было больше льна, вот такая кудель получилась.

-Найдите в словаре, что такое кудель

Демонстрация кудели (в углу стоит прялка) учитель садиться на лавочку. Расчесывает кудель.

Поет русскую народную песню (куплет)

«Ой ты, прялица, кокорица моя

Пойду вынесу на улицу тебя.

Буду пряди да попрядывать,

Да на ребятушек поглядывать»

-А давайте попробуем поработать как женщины в старину.

Клочьями рвали,

По полю вязали,

Били лён, били

Топили, топили

Колотили, колотили.

Мяли, мяли

Трепали, трепали,

Белы скатерти ткали

На стол накрывали

Трудна ли была работа?

Как могли женщины сделать работу быстрее?

Откройте учебник на с.74.

Прочитайте еще раз тему урока.

Задание по рядам:

1 ряд – с.74 – 75 «Параскева Пятница»

2 ряд – с.76 «Копотиха»

3 ряд – с.77 «Дмитриев день»

Проверка работы.

-Начнем проверку вашей самостоятельной работы, внимательно послушайте выступления своих товарищей и подумайте какой можно сделать вывод

1 ряд.

Перед тем как дать ответ на вопрос послушайте сообщение про «Параскеву Пятницу». Его подготовил Щенников Сергей

- А теперь расскажите, чем занимались женщины в этот день?

Мы с вами ходим в Дом ремесел на занятия к Чадовой И.В  клуб «Красота»

Посмотрите, какой сюрприз она вам подготовила – смастерила настоящую куклу – Льняницу, из сантехнического льна.

На перемене рассмотрите её повнимательнее

2 ряд.

Готовили рассказ о работе карельских женщин по обработке льна, о празднике «Копотиха»

- Ребята, как вы думаете, труд русских женщин по обработке льна отличается от труда женщин народов Коми?

3 ряд.

Озвучьте своё задание

Но сначала уточним, кто такой был Дмитрий Солунский?

- Когда же заканчивали обработку льна Карельские женщины?

Вывод:

-Выполняя своё задание, слушая своих товарищей, к какому выводу вы пришли?

- К какому празднику они заканчивали свою тяжелую работу?

- Как должны были трудиться женщины, чтобы всю работу сделать быстро?

- Что можно сделать в классе сообща, небольшими группами?

Выкладывают на партах последовательности этапы обработки льна

Дети находят серп на выставке

У детей на парте семена льна, льняное масло

Дети раскладывают карточки.

  1. Посеяли в землю семена
  2. Лен вырос и зацвел
  3. Его убрали с поля
  4. Вымочили и высушили
  5. Лен мяли, трепали, расчесывали
  6. Пряли нити, ткали ткани

Ученик читает, на доске открывается запись

Дети мнут травинку, выделяя волокно

Кудель – короткое путаное волокно

Учитель говорит и показывает движения, а ребята повторяют

- Работа была очень трудной, тяжелой.

-Но они работали дружно с песнями, шутками. Помогая друг другу.

Слушают рассказ Судаковой Даши про «Параскеву Пятница»

Щенников Сергей рассказывает о празднике

Пересказ учащихся

Судакова Даша подготовила сообщение «Копотиха»

- Нет, не отличается.

Он такой же  тяжёлый и трудоёмкий

Рассказ Даши Беловой о Дмитрии Солунском

- К 8 ноября, дню Дмитрия Солунского

- Мы пришли к выводу, что обработкой льна занимались  женщины разных народностей.

- Заканчивали обрабатывать лён после праздника Покрова Пресвятой Богородицы, ко дню Дмитрия Солунского и Параскевы Пятницы, женщины садились за прялку.

- Они должны работать дружно, сообща

- Мы можем вместе дежурить, рисовать стенгазету, готовиться к празднику.

Вывод стр. 77(ученик читает)

Регулятивные: планирование – составление последовательности действий

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: работать в группе, в паре

Регулятивные: планирование – составление последовательности действий

Коммуникативные:

Умение договариваться в группе, общаться, приходить к единому мнению, распределять работу в группе

Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья

Регулятивные: Учиться сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы

Познавательные: извлечение информации

Коммуникативные: умение договариваться, приходить к единому мнению, распределять работу в группах

Работа по тетради

А теперь откройте свои рабочие тетради на стр. 46 и по памяти выполните задание №1

Какой по счету рисунок вы выбрали?

Мы выбрали рисунок №2

IX

Домашнее задание

  1. Учебник с. 74 – 76, Р. т. с.47 №3
  2. «Как рубашка в поле выросла» К.Д.Ушинский. Семейное чтение
  3. *Кукла льняница

X

Подведение итогов

- О каком растении,  дающим нам прочную красивую ткань, мы сегодня узнали?

- Как выглядит это растение?

- Давайте еще раз вспомним этапы обработки льна.

Задание «Проверь себя» ЭП

Мы сегодня узнали о растении лён

Тонкий стебелек с голубыми цветочками

Дети перечисляют этапы

XI

Рефлексия

Раньше был обычай у русских женщин. Старые, опытные женщины ходили к молодым и проверяли у них работу. Радивых хозяек хвалили, ну а нерадивых бранили, но по – доброму, без злобы.

-Попробуйте и вы оценить  свою работу и работу своих товарищей на уроке.

Если вам урок понравился, то покажите мне образец ткани льна зеленого цвета. Если не понравилось, то лоскуток красного цвета.

На память об уроке каждый получает буклет, который подготовили Даша Лобастеева со своей мамой Светланой Владимировной.

- Спасибо за урок! Молодцы!

Дети высказывают своё мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по окружающему миру и математике "Все работы хороши". Повторение по теме "Профессии людей", "Решение задач" 2 класс. ФГОС.УМК "Планета знаний"

интегрированый урок по математике и окружающему миру во 2 классе.УМК "Планета знаний". Повторение темы по окружающему миру "Профессии", по математике "Решение задач"....

Конспект урока по окружающему миру «Как путешествует письмо?» Работа участвует в муниципальном этапе регионального конкурса

Работа участвует в  муниципальном  этапе  регионального  конкурса  «ЛУЧШАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА»Презентация «Что такое письмо?»Презентация  «Как путешествует письмо?»Ц...

Урок по окружающему миру "Старинная женская работа"

План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Старинная женская работа"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса по теме "Старинная женская работа" (УМК "Перспектива") + презентация и раздаточный материал

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Старинная женская работа».Цели деятельности учителя: ·        формирование представлений о содержании и п...

Конспект урока по окружающему миру Тема: Строение и работа нервной системы человека.2 класс

Цель: Познакомить учащихся со строением и работой нервной системы человека.            ...