Урок по окружающему миру "Полезные ископаемые" 3 класс, программа "Планета знаний"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Еловикова Ирина Викторовна

Представлен  конспект урока  по окружающему миру (3 класс). Тема «Полезные ископаемые» (песок , глина)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc74 КБ
Microsoft Office document icon kartochka_uchenika.doc881.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру

Тема урока: Полезные ископаемые (песок, глина)

3 класс

Урок разработан учителем начальных классов

МБОУ СОШ №7г. Городца Нижегородской обл.

Еловиковой И.В.

Тема урока: Полезные ископаемые (песок, глина)

(Учебник «Окружающий мир» Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. 3 класс, стр. 60-63 ) Программа «Планета Знаний»

Задачи урока:

1. Дать понятие о полезных ископаемых, о месторождении;

2.Познакомить со свойствами песка, глины.

3. Формировать общеучебныеумения: ставить и решать учебную задачу, сравнивать, обобщать результаты наблюдения, давать оценку своей работы; умение работать с учебником, с таблицей;

4.Формировать умение работать коллективно и в парах, развивать коммуникативные навыки.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки ученика, учебник «Окружающий мир» 3 класс  Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов , 2011, оборудование для практической работы (тарелки, глина, песок, лупа)

Ход урока.

I. Организационный момент урока.

Учитель. Сядем кружком, потолкуем ладком о том, о другом и урок со сказки начнем 

В некотором волшебном царстве, в подземном государстве  жила Хозяйка Медной горы — хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы. Эта загадочная ,а порой опасная, Хозяйка Медной горы хранит много своих тайн. Хотите побывать в этом царстве, узнать про сокровища Хозяйки медной горы?  Слайд 1.

Спускаемся в пещеру.

 2. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Вся поверхность Земли состоит из горных пород.

Слайды 5-9

Что называют горными породами?

Ученик: Вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли в больших массах называют горными породами.

Учитель:Где встречаются горные породы? Только в горах?

Учитель: Из чего состоят горные породы?

Ученик: Из минералов.

Учитель: Приведите примеры?

Ученик: Кварцевый песок состоит из кварца. Гранит из трех минералов: полевого шпата, кварца, слюды.

Учитель: Дома вы думали над сложным вопросом.

-Почему стекло, дерево, сахар нельзя назвать горными породами?

-Кто сможет ответить?

Ученик: Стекло и сахар это изделия, изготовленные человеком. А дерево – это живой организм или изделие (материал для приготовления предметов).

 Молодцы! Справились с заданием и получаете шкатулку с сокровищем  (Достаю шкатулку. В ней глина и песок)

3. Изучение нового материала.

Учитель достает из шкатулки  кусочек глины и песок.

- Что же это за сокровище? Он блестит? (Нет). Переливается? (Нет). Можно сказать, что они красивые? (Ответы детей). Это урок нам покажет можно ли считать песок и глину сокровищем . Слайд 10

Тема сегодняшнего урока - исследование свойств песка и глины

Песок, глина, гранит, уголь, нефть, газ... – очень нужны человеку. Они ему полезны. Их берут из глубин земли или с ее поверхности, их называют полезными ископаемыми. Потому, что многие из них находятся под землей, закрыты от нас. Их надо извлечь («ископать», говорили в старину).Добыча полезных ископаемых производится только в тех местах, где человек находит их большие скопления. Такие места называют месторождениями.

Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять - исследовать и заносить в таблицу

Практическая работа

Работать будете в паре. Заполняете бланки исследований.

Слайд 11

1) Рассмотрите песок и глину через лупу

Определите состояние (твердое, жидкое, газообразное)

Определите цвет.

Прозрачные или непрозрачные.

2) Понюхайте песок и глину. Слайд 12

Итак, мы установили, что песок и глина состоят из отдельных частиц, но форма, размеры, расстояние между частицами у них различны

3) Высыпьте песок  и глину из стакана на лист бумаги. (сыпучий или вязкий).  Слайд 13

Песок пересыпается легко, струйкой, а глина струйку не образует. Значит: песок сыпучий.

Слайд 14
Помоем сапожки: от чего легче отмыть обувь – от песка или глины?

Практическая работа Слайд 15

Создание «песчаных картин». На фанерку насыпается тонким слоем песок, тонким слоем распределив его по всей поверхности. Пальцем прорисовывается изображение. Можно ли изготовить для выставки такую картину? Почему?

Потрогайте, воткните в стакан палочку (рыхлый или плотный)

Слайд 16

4) Возьмите 2стакана и поместите в них воронки.  В воронки поместите фильтр из кусочков ваты. На фильтр одной воронки положите влажный песок, а на фильтр второй размельчённую смоченную глину. Отмерьте одинаковое количество воды и  налейте одновременно в обе воронки. Понаблюдайте, что произойдёт. 

Раньше появляются капли воды из той воронки, в которой лежит песок. Значит: песок хорошо пропускает воду. У глины слабая водопроницаемость.

 - Объясните, почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи, а на глинистых скапливается много воды?

Как пригодилось свойство песка пропускать воду? В строительстве дорог.

Слайд 17

5) Придайте сырому песку и мокрой глине форму шарика. Подождите, пусть немного подсохнет. Что лучше сохраняет форму: песок или глина?

Учитель: В блюдце с водой положите небольшой кусок глины: вода вскоре исчезла с блюдца. Понемногу подливаем воду, глину разминаем до тех пор, пока она не станет мягкой и вязкой (тестообразной). Из такой глины легко можно лепить.

6) Давайте проверим, вылепим чашку. Слайд 18
Глина легко скатывается в шарик. Он прочный, эластичный. Из песка шарик сделать не удалось. песок не обладает вязкостью, крупные округлые частицы его плохо прилипают друг к другу Он легко рассыпается. Значит: глина обладает хорошей вязкостью., мелкие плоские частицы ее легко и прочно прилипают друг к другу.

Ниф-Ниф построил дом из песка, а Наф-Наф построил дом из глины. Какой дом более прочный?

Проверим записи таблицы  по учебнику страница 61, дополним

http://planetaznaniy.astrel.ru/pk/viewbook.php?bookid=95348&type=

Теперь исследовав свойства песка и глины, мы можем подумать как люди используют песок и глину.

- Как вы думаете, это свойство глины не пропускать воду, пластичность  где  пригодилось человеку?

Способность глины не пропускать воду -  важное свойство, благодаря ему, глину стали использовать для приготовления посуды.

- Как называли  такую посуду? Слайд 19

«Посуды нет такой давно, все металлическая  и стеклянная,

  А в старину у всех была посуда …» .(Глиняная)

А глиняная посуда, это хорошо или плохо?  (Ответы детей). Глиняная посуда  самая экологически чистая, полезная для здоровья  человека.  Кто изготавливал посуду и как называлась профессия человека? Гончар

А знаете ли вы, что непрозрачный песок становится прозрачным стеклом?

http://www.youtube.com/watch?v=_tU65V0V-2M

Как добывают песок и глину? (в карьерах) Как это делается? Слайд 20, 21

Какие полезные ископаемые рассмотрены на уроке? Перечислите свойства песка, глины. Слайд 22, 23

Итог урока Глина и песок  – настоящие сокровища, один из древнейших  освоенных людьми материалов. Сокровище оказывается не только  то, что блестит, но и такая некрасивая на вид глина и песок  тоже является сокровищем. Слайд 23

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет!

Выставление оценок.

Домашнее задание. Учебник, стр. 60-61,63.. Свойства полезных ископаемых по таблице

Рефлексия Слайд 25



Предварительный просмотр:

C:\Users\Администратор\Desktop\1250927640_22.jpg

Твёрдое,  жидкое или  газообразное

Цвет

Запах

Состоит из

Прозрачный или непрозрачный

ПЕСОК

ГЛИНА

Сыпучий или вязкий

Рыхлый или плотный

Пропускает ли воду

Сохраняет ли форму

Применение

ПЕСОК

ГЛИНА

C:\Users\Администратор\Desktop\1250927640_22.jpg

Твёрдое,  жидкое или  газообразное

Цвет

Запах

Состоит из

Прозрачный или непрозрачный

ПЕСОК

ГЛИНА

Сыпучий или вязкий

Рыхлый или плотный

Пропускает ли воду

Сохраняет ли форму

Применение

ПЕСОК

ГЛИНА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку окружающего мира "Полезные ископаемые" (3 класс)

Технологическая карта к уроку окружающего мира "Полезные ископаемые" (3 класс)...

Открытый урок по окружающему миру"Полезные ископаемые твоего края" 4 класс

Открытый урок по окружающему миру"Полезные ископаемые твоего края" 4 класс...

Технологическая карта окружающего мира "Полезные ископаемые" 3 класс (УМК: Окружающий мир. Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н. (1-4) (система Эльконина-Давыдова))

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования знаний о полезных ископаемых.Задачи урока:Дидактические:1)познакомить  с понятием «полезные иско...