Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Что такое экономика?"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Лыкова Надежда Николаевна

Работа на уроке открытия новых знаний проходит в группах. Раскрывая понятие "экономика", дети создают  коллективный проект, частичным материалом которого являются групповаые проекты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_ekonomika.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира во 2  классе

Учитель начальных классов МКОУ «Лицей села Верхний Мамон»-

Лыкова Надежда Николаевна

Тема и место урока в системе уроков по данной теме.

 Тема: «Что такое экономика?» 1 урок в разделе «Жизнь города и села», урок открытия новых знаний.

Цель урока

Задачи

Для учителя

Для учащихся

Образовательные: формировать представление детей об экономике, отраслях. Взаимосвязи отраслей. О том, что является двигателем  экономики.

Развивающие: способствовать развитию устной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления,  творческие способности учащихся, навыки работы в группе, умение ставить вопросы, находить нужную информацию.

Воспитательные: пробуждать интерес к предмету; к окружающему миру, к действительности,  воспитывать культуру поведения при работе в группах., активную жизненную позицию,  стремление улучшить жизнь в своём селе.

.

Образовательные: знакомятся с понятием «экономика» в  словаре Ожегова, под руководством учителя раскрывают понятие экономика.

Развивающие: составляют рассказ, используя связанную устную речь; проявляют познавательные интересы, творческие способности; учатся рассуждать и доказывать.

Воспитательные: проявляют интерес к предмету; соблюдают культуру поведения при  работе в группах, проявляют интерес к будущему своего села, района.

УУД

 Личностные: 

  • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
  • Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
  • Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других своих одноклассников.
  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
  • Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.
  • Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

Регулятивные:

  • Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска задачи.
  • Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
  • Развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения задания.

Коммуникативные:

  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Создать условия для совместного решения учебной задачи.
  • Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка  в группе.
  • Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других).

Познавательные:

  • Развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать.
  • Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
  • Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание
  • Способствовать высказыванию детьми своего мнения.
  • Способствовать оцениванию своей деятельности на уроке.
  • Развивать умение работать с разными видами информации.
  • Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные термины и  понятия

Экономика, отрасли, связи, деньги.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

  • Определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя.
  • Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Рассказывают о проведённой исследовательской работе при работе над проектом.
  • Приводят исследовательскую работу для создания нового коллективного проекта.

.

  • Ориентируются в своей системе знаний.
  • Находят способ представления информации.

Личностные: осознают понятие «экономика»,  взаимосвязи отраслей, роль денег в экономике.

Регулятивные: формулируют цель на уроке с помощью учителя; определяют проблему урока; проговаривают последовательность действий на уроке;   оценивают правильность выполнения действия; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения;  высказывают своё предположение.

Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; находить необходимую информацию из источника.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, словари, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ресурсы: основные

- Словарь Ожегова

- Ноутбук.

- Интерактивная доска.

- Документкамера

- Раздаточный материал для работы в группах.

- Проектные работы (об отраслях экономики).

- Схема экономики в виде дерева.

Межпредметные связи

Окружающий мир + Литературное чтение  + Русский язык +Математика + объединение неурочной занятости «Проектирование»

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

Этапы урока и планируемое время

 Цель этапа

 Деятельность и слова учителя

Планируемая деятельность и слова учащихся

Формируемые УУД

I Организационный момент

0,5 мин

Настроить класс на серьёзную деловую работу.

 -Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

 

-Каждый день – всегда, везде,

На занятиях,  в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим

РУУД: умеет контролировать свою готовность к уроку; осознаёт себя как ученика.

II Выявление места и причины затруднения ( Определение темы и цели урока)

2 мин

Целеполагание.

1 мин

Определить проблему, над которой будем работать на уроке.

Сформулировать учебную задачу. Представить, что узнают на уроке.

- Сегодня на уроке мы работаем в группах, на группы мы поделились заранее, в таком составе мы работали на занятиях кружковой работы. Эта работа имеет свое продолжение на сегодняшнем уроке. У каждой группы есть  свой капитан, который  должен  умело руководить.

Работать вы должны дружно, чтобы не получилось, как в басне И.А. Крылова.    О какой басне я говорю?

- Для того, чтобы приступить к работе нам нужно что сделать?

- Ребята нам пришло видео письмо, посмотрите пожалуйста.( Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут Марина Евгеньевна. Я  многое слышала про вас, знаю, что вы любознательные, многим интересуетесь, занимаетесь исследовательской и проектной работой. Недавно  вы  знакомились с отраслями нашего района, работали над проектами по данной теме. Я работаю учителем экономики в лицее, а знаете ли вы, что такое «экономика»?)

- Можете ли вы дать ответ на поставленный вопрос?

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Ключевые слова урока: экономика, отрасли, взаимосвязь, деньги

Давайте, определим   цель урока. 

Для этого используйте начало фразы

     - Я думаю, что узнаю…

- Мне хотелось бы узнать …

Дети, вспоминают басню, прочитанною на уроке литературного чтения

 «Лебедь, рак и щука»

-Чтобы приступить к работе, нам нужно определить тему и цель нашего урока.

- Слышать, слышали, но затрудняемся ответить, что это такое?

- Тема нашего урока: связана с экономикой.

- Я думаю, что узнаю про экономику…

-- Мне хотелось бы узнать  о том, какое отношение имеют деньги к экономике..

 -  А мне интересно узнать  о каких взаимосвязях пойдёт речь.

.

ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя.

КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других

ПУУД:

выделяет и формулирует познавательную цель.

III Работа по теме урока ( Работа над созданием проекта)

1 Мотивация учебной деятельности.

1 мин

2 Планирование проекта выхода из затруднения.

2 мин

3Работа над проектом.

а) Раскрытие лексического значения слова экономика.

3 мин

б) Схема экономики

( отрасли)

11 мин

.

в)Динамическая пауза.

    2 мин

.

г) Взаимосвязь отраслей.

.

9 мин

Осознать необходимость получения новых знаний

Спланировать последовательность работы над проектом

Выяснить лексическое значение слова  «экономика».

Изобразить схему экономики в виде дерева. Уточнить назначение каждой отрасли.

Сменить вид деятельности.

Показать неразрывную связь отраслей.

-  Ребята, где вы могли слышать  слово «экономика»?

- Как часто вы слышите это слово?

- Раз это слово мы очень часто слышим, наверное, оно имеет важное   значение?

Вы согласны со мной?

- Ребята, раскрывая новые понятия,  вы не против создать  коллективный проект на тему «Что такое экономика?»

-Ключевые слова  будут являться планом нашего проекта.

Мы провели большую подготовительную работу и у вас уже есть материал для этого проекта, вы увидите это позднее. Мы неспроста взяли на урок проекты, с которыми работали раньше.

- У нас с вами получиться книжечка – брошюрка  (учитель показывает папку, которая будет заполняться в ходе работы по теме урока и материалам кружковой работы),  которая нам будет нужна на уроках окружающего мира  в начальной школе и на уроках экономики в старших классах. Какое название будет у нашего  проекта?

 -Ключевые слова будут являться планом нашего проекта, разделами в книге (экономика, отрасли, взаимосвязь, деньги)

- И так приступаем к работе  по плану ( план на доске), первое, что мы должны выяснить?

-Где мы можем узнать лексическое значение  слова экономика?

- У вас на столах лежат толковые словари. Найдите значение этого слова.

- Всё ли вам понятно из того, что прочитали?

 Учитель даёт упрощённое  значение этого слова, рассказывает о его происхождении.

В основе слова «экономика» лежат два древнегреческих слова «экос»- дом «»номос»- закон. Буквальный перевод –«искусство ведения домашнего хозяйства»

-- Экономика- это хозяйственная деятельность людей.

Экономика- это искусное ведение домашнего хозяйства.

Экономика – это наука.

-Нужна ли вам знать, о том, что  такое экономика? Да, нужно.

- Наша экономическая жизнь начинается с того, что окружает нас каждый день- с домашних дел и забот.

 Ещё древние греки понимали. Что хозяйство нужно вести по определённым законам и правилам. У каждого из вас есть домашняя экономика, в которой у каждого своя роль, своя функция: кто-то моет посуду, кто-то готовит кушать, кто-то ходит в магазин…

-Подведём итог первого этапа нашей работы. Раскрыли ли вы значение слова экономика?

- Скажите пожалуйста, что такое экономика?

- Следующий этап работы,- это работа по  отраслям.

- Кто для кого ведёт хозяйство? Хозяйство ведёт человек и для человека, для того, чтобы было удобно жить.

- Как называется страна, в какой мы живём стране?

 У каждой страны есть фабрики, заводы…

 -А ещё, какое хозяйство?..

Послушайте, пожалуйста,  сказку

«Труженицы - пчёлы»

- Спасибо, дети. Содержание сказки говорит о том, что жизнь животных и людей тесно связана.

- Давайте, как сказал Филин, изобразим схему экономики в виде дерева.

-Какие отрасли вы знаете?

- А где вы встретились с этими понятиями

Дети заполняют схему на доске.

- Ребята, что вы заметили, все ли мы заполнили веточки дерева?

- Это о чём говорит?

- Да, а что – это мы узнаем в будущем. Вам интересно?

- Над этим вы подумаете дома.

-Каждая группа готовила проект об одной из отраслей. Защита проектов произошла на занятиях кружка. Кто - то из детей рассказывает,  как мы работали.

-А теперь от каждой группы  кто-то должен кратко  рассказать о своей  отрасли. ( Каждая группа получает вопросы, по которым готовиться рассказать о своей отрасли) Капитаны групп нам скажут кто.  Рассказ сопровождается показом слайдов, о сельском хозяйстве фильмом.  (Фильм о школьном хозяйстве)

 

-Какого транспорта у нас в районе больше всего?

- А кто им управляет?

- Пришло время отдохнуть.

Какая из разученных музыкальных физкультминуток нам подойдёт?

 Физкультминутка. (Танец)

«Песенка шофёра»

- Если б вы были министрами, что бы вы сделали, для улучшения жизни своего села

Итог.

Давайте подведём итог этого этапа работы над нашим  проектом..

-  Из каких отраслей состоит экономика?

- Какая из отраслей составляет экономическую основу нашего района?

-  Вы провели большую работу по их изучению, скажите, важно ли для экономики развитие каждой отрасли.

 

- Следующая страница нашего проекта взаимосвязи. О каких взаимосвязях пойдёт речь?

- Как вы думаете, связаны ли между собой части экономики?

 Сейчас вы в группах  выполните исследовательскую работу и докажите, что отрасли взаимосвязаны между собой.

 ( Каждая  группа получает конверт, содержащий рисунки  различных отраслей, название отраслей и  вопрос. Отвечая на  него,  дети составляют схемы, последовательные цепочки. Представитель от группы защищает работу)

Вывод:

 - Какой мы сделаем вывод. Связаны ли между собой  отрасли?

-  Все отрасли неразрывно связаны между собой, существование каждой отдельно невозможно.

                                                                                                                                     

- Я слышал от родителей, по телевизору …

- Я часто слышу это слово по телевизору..

- Конечно, согласны…

-Мы с удовольствием будем работать, так как предполагаем, что это важная работа.

Дети предполагают..  «Что такое экономика?»  ( Название кто-то из детей распечатывает с презентации и вставляет в папку)

-  Что такое экономика?

- В толковом словаре

- Найти  в Интернете.

- Спросить у взрослых.

- Дети работают со словарями.

- Объяснение

 не совсем понятно .

-Дети, распечатывают с презентации значение этого слова и

 вкладывают в папку расшифровку слова «экономика».

- Да. Мы раскрыли значение слова экономика.

.

- Наша страна называется Россия.

-Транспорт, магазины, школы, больницы,..

- Дети инсценируют сказку.

«Труженицы - пчёлы»

 

-   На занятиях кружка мы выполняли проектные работы, побывали с экскурсией на предприятиях нашего села

На доске дети вместе с учителем изображают экономику в виде дерева. Ствол – это экономика, а ветви её отрасли.

( Каждая группа прикрепляет на ветви название одной из отраслей)

 На доске схема экономики, дети делают фото, которое будет вложено в папку проекта на страницу отрасли)

-  Некоторые веточки остались свободными.

- Что экономика включает в себя ещё что-то.

- Каждая группа коротко рассказывает об особенностях своей отрасли.

(Во время краткого рассказа об отраслях, показываются слайды с видами предприятий  нашего района)

 Дети в проектную папку добавляют групповые проекты по отраслям.

Сельское хозяйство

Промышленность

Торговля

Строительство

Транспорт

- На улицах нашего села много различных машин.

- Машиной управляет шофёр.

-  Нам подойдёт по содержанию урока «Песенка шофёра»

Дети танцуют.

- Дети  могут предполагать .

 ( Сделали так, чтобы в каждом селе была скорая помощь, своя пожарная часть, позаботились о качественных товарах на прилавках магазинов…)

- Дети называют отрасли.

Я думаю сельское хозяйство…

- Чем больше, будет развиваться отрасль. Тем крепче будет экономика.

- Мы  предполагаем о взаимосвязи отраслей.

- Я, думаю, что да..

У каждой группы свой предмет и таблички с названием отрасли.

Дети прикрепляют слова, с названием отрасли на лист с изображением предмета.  

Работа в группах. ( По окончанию работы, с помощью документ камеры на экран выводится поочерёдно работа каждой группы. Группа защищает свою работу.

-  Все отрасли неразрывно связаны между собой, существование каждой отдельно невозможно.

( Рисунки и схемы вкладываются в папку проекта)

.

ПУУД: строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа, учатся добывать нужную информацию.

КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют  в обсуждении.

РУУД: учится ставить проблему.

ЛУУД: проявляет познавательную инициативу; формирует

самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, знакомится с понятием экономика, её составными частями, взаимосвязью отраслей, ролью денег.

. ПУУД: строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа, учатся добывать нужную информацию.

. ПУУ Д: развивает умение анализировать, сопоставлять и обобщать.

КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют  в обсуждении 

ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя.

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении.

ЛУУД: формирует ЗОЖ

ПУУД: учится высказывать свою точку зрения.

ПУУД: учится обобщат

КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвует  в обсуждении 

РУУД: учится контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания

ПУУД : высказывает свое мнение

ПУУД: учится обобщать, делать выводы. На основе, полученных знаний.

в) Деньги

5 мин

.

Показать, что является двигателем экономики.

 Следующая страничка нашего проекта деньги.

- Как вы думаете, что является двигателем экономики?

- Мы говорили об истории денег на классном часе, Виталик готовил сообщение на эту тему.

- Что вы слышите про деньги сегодня?

- Что не купишь за деньги?

( Зачитать мини-сочинения детей прошлого выпуска, опубликованные в газете «Донская новь»)

- В народе говорят «Копейка рубль бережёт»

Это как понимать?

-Предполагают.

Сообщение Виталика (вкладывается в папку)

- Постоянно меняется курс рубля….

- За деньги не купишь счастье, любовь, друзей, удачу…

- Это значит быть экономным.

ПУУД: знакомится с историей денег, учится рассуждать, используя жизненный опыт.

-Подберите однокоренные слова к слову экономика.

-Экономный- это какой?

- Чтобы экономика была крепкой, важно ли быть экономными жителям страны, членам семьи?

Решите задачу экономического содержания. ( Дети решают в группах  задачи, высказывают свою точку зрения)

- А в каком случае, было бы выгоднее съездить в магазин « Старого центра»

-Какой мы сделаем вывод по данному этапу работы над проектом?

-Вывод.

Экономика не может обходиться  без денег.

 

 Экономика, экономный, экономист.

- Я думаю бережливый.

-Да….

Дети в группах решают задачу.

Тетрадь творческих заданий по экономике в книжном магазине около школы стоит 50 рублей, а в магазине, который находится в «старом центре», до которого нужно ехать на автобусе 30 рублей. В каком магазине тебе выгоднее совершить покупку, если билет на автобус стоит 12 рублей?

 

(Дети обосновывают свой ответ)

- Предполагают

-Экономика не может обходиться  без денег

- Чтобы экономика была крепкой нужно быть бережливым и экономным.

ПУУД: применяет знания, полученные на уроке русского языка, учится доказывать, рассуждать.

КУУД: аргументирует своё мнение

 г)Подведение итога работы над проектом, презентация.

4 мин

Соотнести цель и его результат

- И так все ли страницы нашего журнала нами исследованы?

_ Справились ли мы с работой?

- что вам стало понятно в ходе работы над проектом?

- Кто из вас может рассказать о нашем проекте?

- Какие у вас возникли вопросы?

- Отвечая на этот вопрос в будущем, мы сможем продолжить работу над этим проектом, а на сегодня наша задача выполнена

- Материал, который вы собрали, вам пригодится на  уроках и окружающего мира, и на уроке «Экономика» в старших классах.

- Мы ответили  на  вопрос Марины Евгеньевны?

- Да…

- Да.

- Мы раскрыли понятие экономика,

- Установили взаимосвязь отраслей

- Выяснили, что является двигателем экономики..

.

 Кто-то из детей рассказывает о проекте.

-   У нас остались незаполненные веточки. Интересно узнать, что ещё относится к экономике..

- Я думаю, что да

ПУУД: отвечает на вопросы, рассуждает, опирается на собственные наблюдения и приобретённые знания.

РУУД: оценивает  правильность выполнения действия

         

ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

 IV Рефлексия.

2 мин

Самооценить работу на уроке.

- Дети давайте наше экономическое дерево украсим. Кому на уроке было комфортно интересно, у кого появилось желание ещё больше узнать о том, о чём шла речь на уроке - возьмите и прикрепите красное  или жёлтое яблоко, а  кому было сложно, что – то

 его не устраивало – зелёное

 

-Дети, для вас гостинцы. Наше дерево волшебное, оно дарит вам яблоки. Это подарок, какой отрасли?

- Кто из вас знает, а как называется корзина с набором необходимых продуктов? (Продовольственная)

-  Сегодня эта корзина очень дорого стоит. Я надеюсь, что в скором времени продовольственная корзина станет гораздо дешевле.

- Спасибо, дети за работу, мне было с вами приятно работать..

 Дети берут яблоки и прикрепляют на картину…

- Сельское хозяйство..

Дети предполагают…

ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

V Домашнее задание

1 мин

Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию.

 

- Ребята, подумайте, пожалуйста, что можно ещё отнести к экономике кроме тех отраслей, о которых мы говорили на уроке. А на следующем уроке мы это обсудим. Этот вопрос возник, когда мы составляли схему.

-  А также вы должны уметь рассказывать об экономике по плану нашего урока, для этого прочитаете статью в учебнике.

- Спасибо, дети, за работу.  Мне приятно было работать и общаться с вами на уроке.

Слушают. Записывают в дневник.

Литература:

  • А.А Плешаков “Мир вокруг нас”, М., 2011.
  • Е.М.Тихомирова Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» Издательство «Экзамен» Москва 2012
  • Меньшикова О.И., Попова Т.Л., Кнышова Л.В. Экономика детям. М. “Просвещение”, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Что такое хвоинки ?" . " Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Школа России"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира, по теме: «Что такое окружающий мир»

Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса....

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Что такое деньги?"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с историей денежных единиц и их ролью в жизни человека.Задачи урокаДидактические:Познакомить с опре...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Такие разные праздники", 4 кл., УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о праздниках в России, их различиях и особенностях.Задачи урокаДидактические:Познакомить с праздниками, которые отмечают ...

Технологическая карта урока окружающего мира «Что такое погода», УМК «Школа России» учебник «Окружающий мир» 2 кл, 1 часть;

Цель урока: формирование представления о понятии «погода»Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с представлениями о погоде и из чего она складывае...