Внеклассное мероприятие конкурс "Мир рыб"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Гайнутдинова Алсу Фагимовна

Внеклассное мероприятие конкурс "Мир рыб"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_mir_ryb.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Среднебалтаевская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Абзалова Рема Абзаловича» Апастовского муниципального района РТ

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Конкурс «Мир рыб»

                                                                                     Автор: учитель начальных классов

                                                                                Гайнутдинова Алсу Фагимовна

2013 год

Введение

Тема мероприятия: «Мир рыб»

Дата и место проведения: мероприятие проводится после уроков в зале школы.

Состав учащихся: учащиеся 2 классов по 5 человек в команде.

Вид мероприятия: внеклассное

Цели мероприятия: 1. Выявление  знаний полученных от учителя и самостоятельно.

                                    2. Выявить интерес учащихся к рыбам.

                                    3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к рыбам.

                                  4. Прививать желание поддерживать здоровый образ жизни, соблюдая режим правильного питания.

Содержание работы: Учащиеся начальной школы любознательны, интересуются всеми живыми существами. В нашей школе есть аквариум, в котором учащиеся школы разводят аквариумных рыб. Учащиеся младших классов с особым удовольствием ухаживают за ними. Я заметила, что интерес к рыбам у детей все больше нарастал. Мы пошли с детьми в школьную библиотеку, собрали много литературы о рыбах и познакомились с ней.  Мы прочитали много сказок, стихотворений, пословиц, поговорок о рыбах. Также, детям было дано задание, самим собрать материал о рыбах. Эта работа проходила в форме проекта. А завершающим этапом был конкурс о рыбах. Дети были очень рады. Они с удовольствием готовились к конкурсу. Актуальностью этого мероприятия является:

1.  Дети должны знать о рыбах все: названия, среду обитания. Знание сказок, загадок, пословиц, поговорок сближает их с народом. Дети должны знать устное народное творчество, применять его.

2.  Учащиеся должны заботиться о рыбах: очищать реки, водоемы, озера. Это нам доступно, так как  мы живем в сельской местности. Возле нашей деревни есть и река и озеро.

2. Для организма человека очень полезна рыба. Эту пользу мы должны объяснить и детям.

Основная часть

Чешуя блестит как искры

Плавники взлетают быстро.

Влево, вправо, вниз и вверх –

На пруду беззвучный смех.

Летом весело играть

И друг друга догонять.

По воде спешат круги

Рыбка, рыбку догони!

Добрый день! Сегодня мы собрались для проведения конкурса «Мир рыб» среди учащихся 4 классов. Перед нами две команды, которые будут сражаться за первое место. Перед началом конкурса я хочу дать вам небольшую информацию о рыбах.

Информация.

Рыба – это водное позвоночное животное, которое имеет парные конечности в виде плавников (иногда они могут и отсутствовать).

В настоящее время известно более 20 тысяч видов рыбообразных и рыб, больше, чем в остальных классах позвоночных животных. Невероятное видовое разнообразие рыбного населения – следствие широкого распространения этих животных почти во всех участках изменчивой водной среды. Рыб можно обнаружить и в горных потоках со скоростью течения до 2м/с и больше, и в стоячих, заросших прудах. Они обитают на огромных глубинах и в мелких, оставшихся после половодья или дождей лужицах. Встречаются в совершенно прозрачных ключах, в мутных потоках и болотах и даже в артезианских водах. Рыб находят в гонных озерах на высоте 600 м над уровнем моря и в подземных пещерах.

Рыбы слышат и могут сами издавать звуки, они видят и различают разные цвета, могут регулировать свою окраску и плавучесть, имеют органы осязания, равновесия и обоняния. Они реагируют на изменение наружного давления, воспринимают магнитное поле Земли и могут ориентироваться по магнитному меридиану, улавливают малейшие колебания воды, осаждают мутные взвеси. Рыбы не только плавают в воде. Они могут ползать по дну, а иногда и по суше, закрываться в песок или ил и даже летать, взмахивая плавниками, как крыльями, или планируя над водой. Они не только отвечают на воздействие электрическим током, но могут и сами производить электрические заряды (порой до 600 ВТ мощностью) и даже создавать электромагнитное поле вокруг своего тела.

Среди рыб встречаются виды-долгожители, способные дожить до 100 лет, как например, обитающая у нас белуга, а есть и рыбки-эфемеры, погибающие в конце первого года жизни. Самая маленькая рыбка имеет длину 7,5 – 11,5 мм, а рыбы-гиганты могут достигать в длину более 18 м.

Итак, начинам конкурс!

  1. Конкурс вопросов и ответов

Вопросы для 1-й команды

  1. Чем покрыто тело рыбы? (чешуя)
  2. Сколько камер имеет сердце? (2)
  3. Органы дыхания? (жабры)

Вопросы для 2-й команды

  1. Органы передвижения рыбы? (плавники)
  1. Из чего состоит сердце рыбы? ( предсердие и желудочек)
  2. Для чего нужен рыбе плавательный пузырь? (оставаться рыбе на определенной глубине

  1. Конкурс загадок.

Загадки  для 1-й команды

Есть язык,

Да не говорит,

Есть крылья,

Да не летает (Рыба)

Я скажу, не хвастая, –
Рыба я зубастая.
Тот, кто по реке плывет,
Мне на зубы попадет. (Щука)

Кто ж ей так намял бока,

Что стала плоскою она?

И плывет совсем по дну,

Направив глазки в вышину.  (Камбала)

В буйном море-океане 
Рыба страшная живёт. 
У неё большой живот, 
Пасть с ужасными зубами. (Акула)

Домик маленький,

Окошек много,

А кто войдет –

Обратно не выйдет.  (Рыболовная сеть)

Толстый, жирный, не ленивый
И по-своему красивый
Живет он в Волге и речке Бузан,
А зовут его... (Сазан)

Загадки  для 2-й команды

Рот есть –

Не говорю,

Глаза есть –

Не мигаю. (Рыба)

Он колючий, словно еж, 
Житель речек – юркий ... (Ёрш)

Посмотрите, дом стоит, 
До краев водой налит. 
Без окошек, но не мрачный, 
С четырех сторон прозрачный. 
В этом домике жильцы – 
Все умелые пловцы. (Аквариум)

Он в самом омуте живет, 
Хозяин глубины. 
Имеет он огромный рот, 
А глазки чуть видны. (Сом)

Ей нужна всегда вода, 
Зубы - сразу в три ряда, 
День плыла и не уснула, 
Торопилась к нам … (Акула)

В речке плавает, сверкает, 
Даже щуки не боясь. 
Кто из вас его не знает, 
Это маленький … ( Карась )

  1. Конкурс пословиц о рыбах.

Я называю первую половину пословицы или поговорки, а команды называют вторую половину.

Вопросы для 1-й команды

  1. Чтобы рыбку съесть, … (надо в воду лезть)
  2. Рыба в реке - … (не в руке)
  3. Ерш бы в ухе … (да лещ в пироге)
  4. Не учи … (рыбу плавать)
  5. Была бы рыба, … (а рыбак найдется)

Вопросы для 2-й команды

  1. Удица крива, … (да рыбица пряма)
  2. Дешева рыба - … (дешева и уха)
  3. Без труда не вытянешь … (и рыбку из пруда)
  4. Не грози … (щуке морем)
  5. Для хорошей ухи … (всегда котелок мал)

  1. Конкурс рыб – героев сказок

Вопросы для 1-й команды

  1. Назовите рыбу и название  народной сказки, в которой рыба творила чудеса.  (Щука из  русской народной сказке «По щучьему велению»)
  2. Какая рыба была приглашена в няньки к глупому мышонку в сказке С. Маршака (Щука)
  3. Назовите имя рыбы в литературной сказке П.П.Ершова «Конек-Горбунок» (Чудо-юдо рыба-кит)

Вопросы для 2-й команды

  1. Назовите рыбу и название  литературной сказки, в которой рыба творила чудеса.  ( Золотая рыбка из литературной сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке»)
  2.  Именем, каких рыб названа харчевня в сказке А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? (Харчевня «Три пескаря»)
  3. Назовите, какая рыба достала яйцо из моря в русской народной сказке «Царевна-лягушка»

  1. Конкурс «Выпусти рыбу в свою воду»

Перед нами даны карточки с названиями рыб и даны две карточки : аквариум, река.  Участники должны правильно распределить рыбы так, чтобы каждая рыба должна уплыть туда, где она обитает.

Рыбы для 1-й команды: судак, телескоп, гурами, сазан, сом, горбуша, барбус, лещ, меченосец, данио, щука

Рыбы для 2-й команды: вуалехвост, налим, карп, карась, неон, петушок, вобла, ёрш, гуппи, сомик, окунь.

  1. Конкурс «Мир рыб»

Участникам предлагаются карточки, на которых показаны первые буквы названий рыб. Участникам надо заполнить пустые клетки.

к

к

к

к

к

к

кета

карась

калкан

калуга

камбала

красноперка

К   с

К   с

  К с

 К  с

 К  с

Кк с

сом

судак

сазан

сельдь

стерлядь

скумбрия

п

п

п

п

п

п

пикша

плотва

пескарь

путассу

петушок

пиранья

  1. Конкурс «Ах какая вкусная и полезная рыба»

Командам дают листы бумаги. Участники должны написать,  какие кушанья можно приготовить из рыбы и чем полезна рыба для организма человека.

  1. Конкурс капитанов «Мир рыбы»

Выходят капитаны команды и каждый по очереди называет название рыбы. Победу одерживает тот капитан, который назовет больше названий рыб.

Подведение итогов команд

Заключение

Вот мы и провели наш конкурс «Мир рыб».  Конкурс ребятам очень понравился. Все были очень довольны тому, что они сумели доказать, что знают много о рыбах. Я считаю, что я добилась своей намеченной цели и результатов, которые планировала.

Список использованной литературы

1. Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель.  Рыбы.- М.: Дрофа, 2004.

2. Русские народные загадки, посовицы, поговорки./ Сост., авт.вступ. ст., коммент. И слов Ю.Г. Круглов.-М.: Просвещение, 1990.

3. Старинные русские пословицы и поговорки /Вступит. Статья, сост., примеч, В.П.Аникипа; - М.: Детская литература, 1984.

4. Ф.Ф. Харисов Мой словарь: Иллюстрировнный татарско-русский тематический словарь.-Казань: Магариф, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.

Цели занятия:1.    Познакомить детей с правилами дорожного движения.2.    Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Внеклассное мероприятие "Прощание с Начальной школой" 4класс. Конспект мероприятия.

Внеурочная деятельность . Конспект "Прощание с Начальной школой"...

"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....