Урок окружающего мира в 4 классе. Тема "Средневековье: времена рыцарей и замков"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Скрипникова Ольга Валерьевна

Урок окружающего мира разработан в рамках реализации программы "Окружающий мир" авт. А.А.Плешаков (УМК "Школа России"). Соответствует новым ФГОС. В приложении к уроку  имеется презентация, дополнительный материал к творческой работе, проверочный тест по раннееизученной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Тема: « Средние века: время рыцарей  и замков»

 Класс: 4

Цели урока:

  • Сформировать у учащихся представление о Средневековье; познакомить с эпохой Средних веков, достижениями, особенностями, мировыми религиями.
  •  Развитие творческих способностей учащихся, через создание творческого проекта «Символики рыцарей Средних веков».
  • Воспитание у учащихся положительных качеств: храбрости, мужества, благородства, любви к Родине.

Формируемые УУД:

Познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

Коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные - формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала.

Личностные – устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование: презентация «Средние века: времена рыцарей и замков», тест  по теме «Мир древности: далекий и близкий», лист  самопроверки, рабочие тетради, иллюстрации с изображением рыцарей, дополнительный материал по геральдике.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания:  тест  по теме «Мир древности: далекий и близкий».

Блицопрос:

  1. Назовите государства Древнего мира.
  2. Приведите примеры знаменитых сооружений Древнего мира?
  3. Что такое иероглиф?

3.Самоопределение к деятельности.

Прочитайте эпиграф к нашему уроку ( «История – свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины» Цицерон), автор этих слов знаменитый древнеримский политик и оратор Цицерон. Как вы понимаете его слова?

Сегодня мы продолжим изучение страниц всемирной истории. А о чем пойдет речь вы поимеете, прослушав стихотворение:

 На щите моем эмблеме

И девиз «Любовь и честь!»

Докажу я непременно,

Что они на свете есть.

Я невинных защищаю,

Преступления отмщаю –

Лишь за правду должен биться

Каждый благородный…( рыцарь)

- Когда жили рыцари? Могли ли они жить в государствах Древнего мира?

Прочитайте тему урока (СЛАЙД 1). Какие цели вы поставите перед собой в связи с темой урока?  Что будем делать для достижения целей?

Предлагаю работать по следующему плану (запись на доске):

  1. Какая эпоха  в истории называется Средневековьем?
  2. Религии Средневековья.
  3. Кто такие рыцари?
  4. Важнейшее изобретение Средневековья.

4. Открытие нового знания.

Средние века охватывают 10 столетий между эпохой древнего мира и новым временем. Когда речь идет о таком большом отрезке времени, трудно точно назвать даты его начала и конца. Одна эпоха постепенно переходила в другую. Началом Средневековья принято считать 467 год (СЛАЙД 2), когда был свергнут последний римский император и произошло крушение великого государства древности – Западной Римской империи.

 - Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом? (Они используют данные науки археологии, изучают письменные источники.). 

-  Многое изменилось в жизни людей в средние века: они стали обрабатывать больше земли, получать и собирать богатые урожаи. Стали выращивать растения, которых раньше не знали: рис и хлопчатник, чай и кофе, картофель и кукурузу, апельсины, помидоры, какао.

У людей появилась фарфоровая посуда, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы. Были изобретены порох и огнестрельное оружие. (СЛАЙД 3)

Работа по учебнику.с 15.

Прочитайте текст на стр 15, рассмотрите иллюстрации. Подготовьте ответ на вопрос: Какие государства возникли в Средневековье? ( просмотр СЛАЙД 4-8)

  - Города в средние века выглядели как крепости, застроенные каменными двух - трёхэтажными домами. Они выстраивались плотными рядами по обеим сторонам очень узких улиц. Их ширина равнялась длине копья.

- В старинных городах и сейчас можно видеть целые кварталы средневековых домов. Каждый из вас видел по телевизору Московский Кремль — резиденцию русских царей. А ведь это ни что иное, как памятник средневековья! Кремль из красного кирпича был построен к концу 15 века.

 

С развитием общества изменились и верования людей. В Древнем мире люди поклонялись нескольким богам. Приведите примеры ( Древний Египет: бог Ра, бог воды Себек, бог мудрости, счета и письма – бог Тот).

        -Какую религию мы изучаем в курсе ОРКСЭ? Что вы можете рассказать о христианстве? (СЛАЙД 9-12).

В средние века стали распространяться три основные религии : христианство, буддизм, ислам. Христианство появилось в I веке в восточной провинции Римской империи – Палестине, где была распространена религия древних иудеев. Христиане верят в Иисуса Христа как Бого человека и Спасителя мира. Главная книга христиан – Священное писание (Библия).

  Раньше всех из религий возник буддизм. Это было в Индии. Имя Будда получил основатель религии Сиддхартха Гаутама. Будде поклоняются народы Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти Средней Азии и Сибири.

Ислам – по –арабски означает «покорность». Ислам возник в Аравии. Основал его пророк Муххамед. Мусульмане поклоняются единому Богу, Аллаху. Священная книга мусульман – Коран.  (просмотр СЛАЙД 11-15).

Работа в парах.

Выполните задание №3 в рабочей тетради стр 8. Обменяйтесь тетрадями и оцените работу товарища.

Физминутка.

-Какого человека вы сегодня назвали бы рыцарем? Уточним понятие в Толковом словаре.

- Что вы знаете о рыцарях?

Сообщение заранее подготовленных учащихся.

- Средневековые сеньоры не только возвели себе каменные жилища, но и сами оделись в железо. Они стали рыцарями (СЛАЙД 17-20)

 - Полное рыцарское вооружение составляли твердые стальные латы, закрывавшие туловище, или гибкая кольчуга, шлем, украшенный перьями или конской гривой, с железным забралом; руки и ноги также покрывались железной броней; кроме того, употреблялся и щит. Их кони тоже были одеты в броню.

- Таким образом, рыцарь с ног до головы был закован в железо и мало доступен для ударов; поэтому средневековые сражения не отличались большим кровопролитием. Зато сбитый с коня рыцарь уже не мог проворно двигаться. Потому что доспехи весили 40 килограммов. И от рыцаря требовалась недюжинная сила, чтобы он смог бы его носить. Владеть оружием и управлять конём рыцари учились с детства. Но читать и писать доблестные рыцари не умели.

- Разная слава идёт о рыцарях. Одни считают их просто разбойниками. Другие видят в них образец благородства. В наш язык вошли такие выражения, как «рыцарский поступок», «рыцарское отношение к женщине». Видимо, было и то и другое. Рыцари с уважением относились друг к другу, к жёнам и дочерям других рыцарей, но презирали простых людей. В редких перерывах между войнами они проводили время в пирах, на охоте и на рыцарских турнирах, где сражались между собой. Это было самым любимым зрелищем в те годы.

В Средние века сразу можно было отличить знатного человека - рыцаря от «чёрного люда» — горожан и крестьян. И не только по платью. Оденьте графа в крестьянскую одежду, и всё равно всякий скажет, что это не простой человек. Крестьянина же в рыцарском одеянии выдавали походка, плечи, опущенная голова.

В чём дело? В осанке, в умении держать своё тело так, чтобы человек выглядел достойно, красиво и когда он стоит, и когда сидит, идёт или бежит. Этому специально обучали детей в знатных семействах. Кроме владения конём и оружием, их обязательно учили танцевать. Танцы были сложными, фигуры каждого из них осваивали, чуть ли не год.

- Как называются современные доспехи наших военнослужащих?

- Назовите виды оружия, необходимые рыцарю?

 - А где жили рыцари?

 - Что обозначает поговорка: «Мой дом — моя крепость»? (Дом должен защищать от врагов, т. е. быть крепостью.)

 - Каким был замок рыцаря? Крепость с…

 - Полная опасностей жизнь заставляла людей искать защиты. Её могли дать только сеньоры. Они для защиты от набегов стали возводить замки, вокруг которых селились крестьяне.

 - Замки сооружались из камня на труднодоступных местах — на островах, на обрывистых вершинах скал. На равнине замок окружал ров с водой да ещё двойной ряд каменных крепостных стен. Через ров перекидывался подъёмный мост. Мост вёл к башне, где были ворота с подъёмными решётками. Если кто и прорывался через ворота, то опускались решётки и враги оказывались в западне. Штурмовать такой замок было непросто.

 - Рыцарь должен был постоянно заботиться о поддержании своей славы, преодолевая новые и новые препятствия. Рыцарь не мог позволить себе нежиться в ванне, а вынужден был странствовать по свету и искать возможности сразиться с врагом. Если же войны не было, то он принимал участие в рыцарских турнирах. Известность рыцаря зависела от количества побежденных соперников.

 - Кроме вооружения у каждого рыцаря был свой девиз. Например,

«Лучше умереть, чем посрамиться!»,
«Бог, честь, Отчизна!»

«Исполнить или умереть!»,

«Иду своей дорогой!»

  А также свой флаг и герб.

Работа с дополнительным материалом по теме урока.

Рассмотрите то, что лежит у вас на партах: рисунки, на которых представлены некоторые гербы. Назовите основные цвета, используемые для оформления герба.

В геральдике, дисциплине изучающей гербы, каждый цвет имеет свое значение.

Прочитайте о значениях цветов.

Кроме цветового обозначения на гербах использовались изображения животных и растений. Какие животные могли быть представлены на гербах?

 Творческое задание ( создание проекта)

- А сейчас представьте, что вы готовитесь стать рыцарем. Для этого вам необходимо придумать свой девиз и герб.  Подумайте о том, что и каким цветом вы изобразите. Работаем в группах.

Защита проектов.

- Многие ребята удачно справились с данной работой. Молодцы!

 

Самостоятельная работа.

Выполните последний пункт нашего плана. Прочитайте сведения в учебнике на стр 20. Сделайте вывод.

В чем важность изобретения книгопечатанья?

5. Подведение итогов урока.

 Посмотрите на план нашего урока. На все ли вопросы мы нашли ответы. Достигли поставленных целей. Какой вывод можно сделать?

-Средневековье – это не только рыцари и замки, а еще становление религии, развитие науки и техники, и многое другое. Эпоха средневековья оставила будущим поколениям опыт, достижения, внесла вклад в развитие всего человечества.

6. Рефлексия.

- Что на уроке было наиболее интересным?

 - Где можно применить свои знания?

 - Что у вас хорошо получилось?

 - Кто заслужил отметки за урок?

Благодарю вас за урок. Предлагаю вам иллюстрации рыцарей, которые вы сможете раскрасить дома и оставить на память о нашем уроке.

7. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе "Средневековье. Время рыцарей и замков"

Урок формирует представление о Средневековье, знакомит с основными религиями, развивает кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление, способность наблюдать, строить предположения, умение ...

Урок окружающего мира, 3 класс по теме:Маленькие рыцари Программа "Школа 2100"

Урок проводился с применением слайд-шоу, групповая форма работы....

Урок окружающего мира 4 класс по теме "Средние века: время рыцарей и замков"

Урок по программе А. Плешакова УМК "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Средние века. Время рыцарей и замков"

Представляю вам конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему "Средние века. Время рыцарей и замков". УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Средние века: время рыцарей и замков". (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о Средневековье; религиях, возникших в Средние  века;  формирование знаний о книгопечатании; знакомство с эпохой Средних веков,...