"Кто такие птицы?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Головачёва Надежда Петровна

Проект урока окружающего мира по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_ptitsy.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ УРОКА

Предмет: окружающий мир.
Класс: 1 «Б», МБОУ «СОШ № 15».
Программа: «Школа России».

Учитель: Головачёва Н.П.
Тема: Кто такие птицы?
Дата проведения: 15.10.2014 г.

Технология: деятельностная.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Содержательная цель: формирование системы  математических понятий через реализацию собственных наблюдений за внешним видом и строением тела птиц.                                                                                                                                                                                                                     Деятельностная цель: формирование умения самостоятельно применять полученные знания через выполнение системы учебных заданий.
Задачи урока:                                                                                                                        - Формирование представления о птицах как группе животных; создание условий для устойчивой мотивации к процессу обучения.                                                            - Развитие речи, мышления, интуиции; развитие умения определять группу животных по существенным признакам.                                                                                          Воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, повышение уровня познавательного интереса к учебному предмету.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Универсальные учебные действия:

Личностные: освоение личностного смысла учения;  

Регулятивные: определять  цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу выполнения задания, самостоятельно его оценивать;

Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы:  планирование своей работы; анализ, сравнение различных объектов, фактов по теме «Птицы»;

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; сотрудничать в совместном решении проблемы;  аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; предвидеть  последствия коллективных решений.

Оборудование:  учебник  «Окружающий мир (часть 1)» для 1 класса  (А.А. Плешаков) , карточки с планом урока, рисунки с изображением животных (щука, акула, воробей, снегирь, пингвин, окунь, ёрш), цветные карандаши, тетради.

Структура урока:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (1 мин.)

2.  Актуализация знаний и пробное учебное действие. (5 мин.)

3. Выявление места и причины затруднения. (1 мин.)

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. (2 мин.)

5. Реализация построенного проекта. (15 мин.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5 мин.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (7 мин.)

8. Домашнее задание. (1 мин.)

9.  Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). (3 мин.)

Продолжительность урока: 40 минут.

Ход урока:

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (1 мин.)

-Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Сегодня на уроке нам понадобится не только уверенность в своих силах, но и поддержка одноклассников.

- Займите свои рабочие места, приступаем к работе.

2.  Актуализация знаний и пробное учебное действие. (5 мин.)

- С какой группой животных познакомились на прошлом уроке? Перечислите отличительные особенности рыб?

- Игра «Найди лишнее».  Посмотрите на рисунки. Определите, какое  животное «лишнее» и почему. (Щука, акула, воробей, снегирь, пингвин, окунь, ёрш)

- Как назвать остальных животных? К какой группе отнести пингвина?

3.Выявление места и причины затруднения. (1 мин.)

 

- Почему не смогли выполнить всё задание? Каких знаний нам не хватило?

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. (2 мин.)

- Какие задачи поставим перед собой на сегодняшний урок? Что попытаемся узнать? Чему будем учиться? Где нам пригодятся новые знания? (Постановка учебной задачи индивидуально.)

- Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

- Как нам выйти из затруднения? Откуда можно получить новые знания? (Подумать самому, посоветоваться с одноклассниками, спросить у учителя,  выполнить задания в учебнике и в тетради.) (Карточки с планом на доске.)

5. Реализация построенного проекта. (15 мин.)

1) Создание проблемной ситуации (3 мин)

-Давайте вспомним, кто из животных помогает нам познакомиться с учебником «Окружающий мир?» (Муравьишка и Черепаха) Послушайте рассказ Муравья.

- Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. На окраине деревни, за лесом, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Бесшумно, взмахивая крыльями, пролетела надо мной большая ночная бабочка. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку. 

- Какие разные животные, но все они умеют летать… Наверное, все они  птицы -  подумал Муравей.

Действительно ли все они — птицы? -  А вы как думаете, ребята?    (Дети говорят, что курица,петух — птица, бабочка — насекомое).

- Знает ли кто-нибудь из вас животное похожее на белку, о котором сказал Муравей?  Если дети не знают,  учитель сообщает: Это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь — птица?

2) Работа по учебнику (4 мин)

- Откройте учебник на с.36. Рассмотрите рисунки. Кого бы вы отнесли к птицам и почему?

- Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно знать общий существенный  признак птиц, который отличает их от других животных. Важный признак для птиц – умение летать? И все ли птицы умеют летать?

- Умение летать не подходит — мы знаем, что не только птицы летают, но и насекомые. А некоторые птицы вообще летать не умеют или умеют, но очень плохо, например курица. Что ещё общего у всех птиц?

- Как вы считаете, какой общий признак птиц самый существенный? (перья).                                                        – Так кто такие птицы? (Животные, тело которых покрыто перьями).

3) Разрешение проблемной ситуации (1 мин)

- Вернёмся к началу урока. К какой группе животных отнести пингвина? Почему к птицам?

4) Физкультминутка(2 мин)

На горе стоит лесок…

5) Работа в парах (5 мин)

- Рассмотрите изображение голубя на с.36. Прочтите название частей его тела и попробуйте объяснить, какую роль играет каждая из них. (Защита вариантов)

- Какие части тела можно выделить? А форма тела птицы вам ничего не напоминает? Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать.

Птичий нос не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зерно – толстые и тупые. Птицы не жуют пищу, так как у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком.  С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Без носа птица – как мы без рук.

У птицы 2 ноги. Обычно на птичьей ноге 4 пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц, таких как утка между пальцами – кожные перепонки. Они помогают птичкам грести лапками, будто вёслами.

Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.

Всё тело у птиц покрыто  перьями. Ни у каких других животных перьев нет. Они спасают птицу от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья – это одежда птиц.  

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5 мин.)

-Выберите любую птицу на с.36 и с.37 учебника. Кто готов дать описание птицы согласно плану со с.37?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (7 мин.)

- Откройте тетрадь на с.26. Какая птица изображена? Воробей. Что вы можете о нём рассказать? Зарисуйте воробья в тетрадь, используя серию рисунков как образец.

8.Домашнее задание. (1 мин.)

- Дома понаблюдайте за природой и выясните, какие птицы обитают в нашей местности? Какие из них улетают в тёплые края, а какие живут у нас круглый год?

9.  Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). (3 мин.)

- Подведём итог урока. Какой теме посвятили урок? Какие задачи перед собой ставили? Что нового узнали на уроке?

- Какие задания наиболее удались? При выполнении каких заданий возникли трудности? Чему нам ещё предстоит учиться?

- Оцените свои знания по теме урока. Поднимите руки те, кто хорошо усвоил новые понятия, сам сможет найти птиц среди других животных. Кому нужна помощь? В чём?

- Как вам кажется, удачно ли прошёл наш урок? Мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен. Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....