Лес и человек (окружающий мир, 4 класс, УМК Плешакова А.А.)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

 

 

Лес и человек

 

(окружающий мир, 4 класс,

УМК Плешакова А.А.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Ширингушская средняя общеобразовательная школа»

Лес и человек

(окружающий мир, 4 класс,

УМК Плешакова А.А.)

                                                         

                                                          Провела: Каткова Е.П.

2009 - 2010 учебный год.

Цели урока:

-сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.

-познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

-развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Оборудование:

-рисунки животных, картина «Лесозаготовки», фотографии «На вырубках», аудиозаписи песен.

 

                                       

Ход урока

  1. Организационный момент

Звучит песня « Лесной марш»  (сл. П. Синявского, муз. Ю. Чичкова)

-Почему мы начали урок этой песней?

Сообщаются тема и цели урока.

-Тема нашего занятия – « Лес и человек»

  1. Проверка знаний и умений

- Перед тем , как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне. Дайте подробное описание зоны лесов на карте и расскажите о природных условиях, которые там сложились.

Проводится конкурс рисунков: Как я представляю себе тайгу, смешанный и широколиственный лес.

-Чей рисунок понравился больше и почему?

- О каких животных и растениях вы хотели бы рассказать?

Заслушивание сообщений, подготовленных дома

 3. Работа в группах

1) Блиц-турнир «Я знаю лес»

-Какой лес мы называем тайгой? Хвойный

-Какое особое отличие есть у лиственницы? Сбрасывает иголки

-Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? Кедровка

-Какое дерево является символом России? Береза

-Это животное умеет не только прыгать, но и летать . белка

-Плодами какого дерева  являются желуди? Дуба

-Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет чудесный аромат? Липа

-У какого животного пять черных полос на спине? Бурундук

За правильный ответ-1 балл

2) Подпиши, каким деревьям принадлежат эти семена

(Картинки дуба, клена, липы, ель, вяз).

3) Напиши 2-3 цепи питания, сложившиеся в лесной зоне.

4) Соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают:

Пихта

Береза

Кедровая сосна

Липа

Ольха

Сосна

Лиственница

Дуб

клен

   

      Тайга

   

      Смешанный лес

 Широколиственный лес

Ответ: тайга - пихта, кедровая сосна, сосна, лиственница

Смешанный лес - пихта, береза, ольха, сосна, лиственница

Широколиственный лес - липа, дуб, клен

Подведение итогов.

4.Работа над новой темой

Послушайте стихотворение С ,Никулиной «Русский лес»

Нет  ничего милее бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет, накормит русский лес.

А будет жажда мучить-то мне  лесовичок

Средь зарослей колючих покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться и видно все до дна.

Течет вода-водица, вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,

Душистая малина на кустиках густых.

Ищу грибов поляну я, не жалея ног,

А если и устану – присяду на пенек.

Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой.

Жизнь кажется иною, и сердце не болит,

Когда над головою, как вечность, лес шумит.

  • О каких отношениях говорится в этом стихотворении?
  • Чем является  лес для человека? Лес - это место отдыха человека, новые силы, энергия ( открывается карточка-место отдыха)
  • А почему лес аптека? В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит. В лесу человек находит себе пищу-это грибы, ягоды. Орехи, чистая вода.

( открывается карточка – аптека)

-    А как лес может обогреть человека? ( Лес – источник топлива)

-    Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?

  • А что у вас на столах изготовлено из дерева?
  • Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? Они там растут.
  • Чем для них является лес? Это их дом.
  • Для кого еще лес является домом?( открывается карточка дом для растений, животных, грибов)

На доске появляется таблица

Значение леса

Место отдыха

Аптека

Источник чистой воды и пищи

Источник древесины

Дом для растений. Животных, грибов

Защитник воздуха, водоемов, почв

Посмотрите, сколько значений у леса, но это еще не все!

Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» и вы узнаете, какую еще роль  играет лес.

(последняя карточка открывается после обсуждения прочитанного)

- Какую роль выполняет лес? ( Лес - «легкие нашей планеты»)

- А сколько времени человек может обойтись без воздуха?(1 мин., 2 мин.,  ловцы за жемчугом – 5 мин.)

5. Практическая работа

  • Мы сейчас проверим. Все по моему сигналу выдохнем и вдохнем и задержим дыхание.
  • Первый кто начнет дышать - поднимет руку.

Итог практической работы – 25 секунд.

  • Что происходит в наших легких?

6. Показ видеофильма с последующим обсуждением.

Легкие состоят из множества маленьких пузырьков. В стенках этих пузырьков постоянно движется кровь. Когда свежий воздух заполняет пузырьки, кровь берет из воздуха частицы кислорода, а отдает частицы углекислого газа. Затем кровь несет кислород к каждому органу. А оставшийся в легких воздух, в котором мало кислорода и много углекислого газа, мы выдыхаем.

 

7. Физкультминутка

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.

 8. Продолжение изучения новой темы

  • Мы очень хорошо потрудились, посмотрите, какая у нас получилась схема.
  • Какие роли выполняет лес?
  • А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?
  • Послушайте еще одно стихотворение (читает ученик)

 

                         Плакала Саша, как лес вырубали,

                         Ей и теперь его жалко до слез.

                         Сколько тут было кудрявых берез!

                         Там из-за старой нахмуренной ели

                         Красные гроздья калины глядели.

                         Там поднимался дубок молодой.

                         Птицы царили в вершине лесной,

                         По низу всякие звери таились.

                         Вдруг мужики с топорами явились.

                         Лес зазвенел, застонал, затрещал.

                         Заяц послушал  - и вон убежал.    ( Н. Некрасов)

  • О какой экологической проблеме идет речь? (о вырубке леса)
  • Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины

Картина « Лесозаготовки»  ( свободные высказывания детей)

На доске появляется схема:

     

        Проблемы леса

          Вырубка

          Незаконная  охота

Звучит песня « Просьба» ( сл. Рождественского, муз. А. Пахмутовой)

  • Какую экологическую проблему раскрывает эта песня? (проблему убийства животных)
  • Но человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. Многие виды редких животных взяты под охрану и занесены в Красную книгу.

Например, жуки – жук – коростел, жук – олень

                   растения – женьшень, венерин башмачок

                   птицы – филин, утка – мандаринка

                   звери – зубр, амурский тигр

( перечисление сопровождается рисунками)

9..Закрепление

  • Почему некоторые люди не выполняют правил поведения в лесу?
  • О чем мы должны помнить, приходя в лес?

10.Подведение итогов

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовая работа по окружающему миру, 4 класс. Программа Плешакова АА

Тестовая работа по окружающему миру (4 класс) по учебнику Плешакова А.А....

Тест "Лес и человек" (окружающий мир, 4 класс)

Данный ресурс можно использовать как для повторения, так и для проверки знаний учащихся.Данный материал позволяет проверить всех учащихся по данной теме и организовать самопроверку....

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 3 класс программа Плешакова

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 3 класс программа Плешакова составлено по ФГОС II поколения с учетом всех рекомендаций...

Технологическая карта урока. УМК «Школа России», «Окружающий мир» 2 класс. Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс . Тема: Природа. Урок: «Какие бывают растения».

Технологическая карта урока.УМК «Школа России», «Окружающий мир»  2 класс.Учебник  Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс .Тема:  Природа.  Уро...

Задания по теме "Основной закон России и права человека". Окружающий мир.4 класс.

Материал содержит 10 заданий по теме "Основной закон России и права человека"...

Карта урока "Надёжная защита человека". Окружающий мир, 3 класс, УМК "Школа России"

Карта урока "Надёжная защита человека". Окружающий мир, 3 класс, УМК "Школа России"...

Урок мира природы и человека "Окружающая среда и здоровье человека. Охрана природы"

Урок-конференция разработан для 3-4 класса-комплекта детей с ОВЗ (УО). Соединяет близкие по содержанию темы 3 и 4 года обучения....