Карта урока "Надёжная защита человека". Окружающий мир, 3 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Донкова Марина Владимировна

Карта урока "Надёжная защита человека". Окружающий мир, 3 класс, УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx32.31 КБ

Предварительный просмотр:

Программа: «Школа России»

Предмет:Окружающий мир

Класс: 3 класс

Тип урока:урок изучения нового материала

Тема урока: «Надёжная защита человека».

Цель урока:создать условия для формированияу учащихся представлений о коже человека.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знание о том, какие органы чувств есть у человека, какие функции они выполняют, и как нужно беречь их.

Представления о коже, её значении для человека.

– Знание свойств кожи человека.

– Знание строения кожи человека.

– Знание о том, какую функцию в организме человека выполняет кожа.

– Знаниефункций выделяемых кожей жира и пота.

– Умение ухаживать за своей кожей.

– Умение оказывать первую помощь при повреждениях кожи.

Личностные:

–Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Умение оценивать результаты своей деятельности.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

Умение строить рассуждения и выводы.

–Умение находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

– Умениеоформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:

Умение организовывать рабочее место.

– Осознавать своё знание и незнание, умение и неумение.

–Уметь определять тему урока.         

–Уметь определять цели учебной деятельности на уроке.

Образовательные (цифровые) ресурсы: учебник «Окружающий мир, 3 класс, Часть 1, Плешаков А. А.», рабочая тетрадь «Окружающий мир, 3 класс, Часть 1, Плешаков А. А.», лупа, зеркало, схема строения кожи человека.

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные (универсальные учебные действия)

I. Организационный момент

– Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (личностные УУД).

Умение слушать и понимать речь других(коммуникативные УУД).

Умение организовывать рабочее место (регулятивные УУД).

II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

– Какова тема прошлого урока? (Тема прошлого урока – «Органы чувств».)

– Итак, на прошлом уроке вы познакомились с органами чувств. Давайте проверим, как вы усвоили тему.

– Скажите мне, сколько органов чувств у человека? (Пять.)

– Перечислите их. (Органы зрения – глаза, слуха – уши, обоняния – нос, вкуса – язык, осязания – кожа.)

– С помощью какого органа человек получает больше всего сведений об окружающем мире, может видеть различные предметы? (Глаза.)

– Расскажите о том, как нужно беречь зрение. (Читать и писать нужно только при хорошем освещении, при этом яркий свет не должен попадать в глаза. Не нужно читать лёжа или в транспорте, потому что при этом трудно держать книгу на нужном расстоянии, книга прыгает перед глазами, и они быстро устают. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, то через каждые 20 минут давай глазам отдохнуть. Нельзя подолгу смотреть телевизор и работать на компьютере. От экрана телевизора садиться стоит не ближе чем на 2–3 метра.)

– С помощью какого органа человек слышит все те звуки, которыми наполнен мир? (Уши.)

– Что нужно делать, чтобы сохранить хороший слух? (Портят слух сильный шум, резкие звуки, громкая музыка. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой. Нельзя ковырять в ушах острыми предметами, так как можно повредить особую тонкую перепонку.)

– Какой орган помогает чувствовать запахи? (Нос.)

– Когда ухудшается обоняние? (Обоняние ухудшается у курящих людей. При насморке человек тоже плохо чувствует запахи.)

– С помощью какого органа вы отличаете сладкую пищу от горькой, соленую от кислой? (С помощью языка.)

– А что расположено на языке, благодаря чему человек различает вкус пищи? (Вкусовые сосочки.)

– Какой орган позволяет человеку чувствовать прикосновения? (Кожа.)

– От чего нужно беречь кожу? (От повреждений, ожогов и обмораживания.)

– Молодцы, ребята! Вы показали отличные знания.

– Сегодня мы будем более подробно изучать один из органов чувств. Какой именно это орган вы узнаете, отгадав загадку:

Мы в нее зимой и летом 

С головы до ног одеты, 

Даже на ночь снять не можем, 

Потому что это…

(…кожа.)

– Сформулируйте тему урока. («Кожа человека».)

–Если говорить точнее, то тема нашего урока звучит так – «Надёжная защита человека».

– Подумайте, какие задачи нам предстоит решить на уроке? На какие вопросы найти ответы? (Узнаем подробнее о работе коже, её строении, гигиене, научимся оказывать первую помощь при повреждениях кожи.)

Знание о том, какие органы чувств есть у человека, какие функции они выполняют, и как нужно беречь их.

Умениеоформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).

Умение строить рассуждения и выводы(познавательные УУД).

Умение определять тему урока (регулятивные УУД).

Умение определять цели учебной деятельности на уроке (регулятивные УУД).

III. Работа над новым материалом.

– Кожа равномерно покрывает всё тело. Главная забота кожи – защита внутренних органов от различных повреждений, от холода и жары, от болезнетворных бактерий.

–В коже находятся нервные окончания, которые помогают определить температуру окружающей среды и предметов, к которым мы притрагиваемся. Ты вышел на балкон и сразу почувствовал, холодно или тепло на улице. Тебе об этом сообщили нервные окончания, находящиеся в коже. И ты решаешь, какую одежду надеть.

–Известно, что разные участки тела в разной степени чувствительны к холоду. Вы замечали, что у вас в сильный мороз замерзает быстрее всего?

–Ну конечно, пальцы рук и ног, нос, уши. В них больше нервных окончаний, чувствительных к холоду.

–Когда трогаешь предмет, держишь его в руках, ощупываешь, то определяешь его поверхность, форму, температуру. Много осязательных нервных окончаний на кончиках пальцев.

Представления о коже, её значении для человека.

Умениеоформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).

IV. Выполнение практической работы.

– А сейчас откройте рабочую тетрадь на странице 75, задание 2. Выполним с вами практическую работу под названием «Исследуем нашу кожу».

– Скажите, какова цель этой работы? (Цель работы –  узнать о свойствах кожи человека.)

– Посмотрите на кожу на своей руке. Потрогайте её, потяните. Что вы можете о ней сказать? Какая она? (Упругая, тонкая – мы видим сосуды, мягкая, прочная.)

– Какого она цвета? (Бледно-розовая.)

– Согласны ли вы с первым утверждением в задании, что на ощупь кожа мягкая и упругая? (Да.)Следовательно, обведём «Да» напротив первого утверждения.

Один учащийся выходит к доске:

Проведи по лбу пальцем и прижми палец к стеклу. Что осталось на стекле? (Пятно.)

– Как вы это объясните? (Это пятно жира, который выделяет кожа.)

Согласны ли вы со вторым утверждением? (Да.) Следовательно, обведём «Да» напротив второго утверждения.

– Рассмотрите кожу через лупу. Что вы на ней видите? (Маленькие отверстия – поры.)

– Как вы думаете, для чего нужны эти отверстия? (Кожа через них дышит.)

– Согласны ли вы с третьим утверждением? (Да.) Следовательно, обведём «Да» напротив третьего утверждения.

– Смогли ли мы достичь цели работы? (Да.)

–Что мы напишем в оценке выполненной работы? (Мы узнали о свойствах кожи человека.)

Знаниесвойств кожи человека.

Умениеоформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).

V. Физкультминутка.

– Встали прямо, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Не беда, что места мало.

Разомнёмся для начала:

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

По коленкам бьём ладошкой,

Прыгаем на правой ножке.

И на левой непременно

Вместе прыгаем сейчас.

И сначала ещё раз.

Умениеслушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).

VI. Продолжение работы над новым материалом.

– Кожа состоит из трёх слоёв.

Первый слой – сверху наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит.

Второй слой – сама кожа. В ней находятся сальные железы, которые смазывают кожу и волосы.

Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

– Кожа – надёжная защита. Она водонепроницаема, поэтому человек не «высыхает» в жару и не «тает» во время дождя. Кожа защищает человека от солнечной радиации. Она достаточна прочна, чтобы защитить его от повреждений, и в то же время достаточно мягка и упруга, что позволяет человеку совершать движения.

– Как вы считаете, хорошо ли, что кожа выделяет жир и пот? Они ведь загрязняют кожу?

– Оказывается, жир и пот очень важны. Жир, покрывая кожу тонким слоем, делает её более мягкой и упругой. Пот испаряется с поверхности кожи, и тело человека от этого охлаждается. Так человеку легче переносить жару или выполнять тяжёлую работу. Кроме того, с потом выделяются из организма вредные вещества.

–Однако, плохо, когда на коже скапливается много жира и пота. К ним прилипает пыль. Кожа становится грязной. Вот где раздолье для бактерий, среди которых немало болезнетворных. Поэтому твоя кожа всегда должна быть чистой.

– Как вы думаете, что главное при уходе за кожей? (Мытьё.)

– Главный способ ухода за кожей – мытьё. Тогда с кожи удаляются пыль, микробы, жир, пот. Мыть тело надо 1-2 раза в неделю.

– А вы знаете, сколько раз в день надо мыть руки, чтобы они были чистыми? (Три раза, не меньше.)

– Водой какой температуры надо умываться? (Тёплой.)

– Правильно, так как холодная вода сужает сосуды, и кожа становится сухой и бледной, дряблой, появляются морщины, а очень горячая вода вызывает расширение сосудов, и кожа становится слабой, вялой, на лице появляются покраснения, морщины.

– После умывания нужно тщательно вытирать кожу полотенцем. Как вы думаете, почему? (Иначе кожа будет обветриваться и трескаться, шелушиться.)

– Если всё-таки кожа стала шелушиться, то смажьте её кремом, лучше всего детским.

Знаниестроения кожи человека.

Знание о том, какую функцию в организме человека выполняет кожа.

Знание функций выделяемых кожей жира и пота.

Умение ухаживать за своей кожей.

Умениеоформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).

VII. Самостоятельная работа учащихся.

– Прочитайте в учебнике на странице 132, как оказывать первую помощь себе или товарищу при повреждениях кожи: небольших ранках, ушибах, ожогах, обмораживании, а затем выполните задание 4 на странице 76 в рабочей тетради. Там вам необходимо кратко записать, какую первую помощь нужно оказывать при различных повреждениях кожи.

– Итак, какую первую помощь необходимо оказать при возникновении ранки? (Промыть ранку чистой водой и смазать кожу вокруг ранки йодом или зелёнкой. Затем перевязать ранку чистым бинтом или приклеить кусочек бинта пластырем.) …ушиба? (Приложить к ушибленному месту что-нибудь холодное.) …ожога? (Полить обожжённое место большим количеством холодной воды.) …при обмораживании? (Обмороженные места растереть сухой варежкой, платком или просто рукой до тех пор, пока кожа не порозовеет. Растирать надо круговыми движениями.)

Умение оказывать первую помощь при повреждениях кожи.

Умениеоформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).

Умение находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД).

VIII. Итог урока. Рефлексия.

– О чём мы говорили сегодня на уроке? (О коже.)

– Какое значение имеет кожа для человека?

– Какую роль играет жир и пот, который выделяет кожа?

– Как нужно ухаживать за кожей?

– Какие бывают повреждения кожи? (Ранка, ушиб, ожог, обмораживание.)

– Итак, кожа защищает внешние части тела человека от повреждений, от жары и холода, болезнетворных бактерий. За кожей необходимо ухаживать: содержать её в чистоте, а если кожа пересыхает, смазывать её кремом. При небольших повреждениях кожи нужно сразу оказать пострадавшему первую помощь. Если же повреждение велико, надо немедленно обратиться к врачу.

– Понравился ли вам урок? Чем понравился (не понравился)?

– Понятен ли вам изученный на уроке материал?

– О чём вы бы хотели узнать поподробнее?

Умениеоформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).

Осознавать своё знание и незнание, умение и неумение (регулятивные УУД).

Умение оценивать результаты своей деятельности (личностные УУД).

IX. Домашнее задание.

– Дома прочитайте материал в учебнике на страницах 130-133 и ответьте на вопросы «Проверь себя» на странице 133, а также выполните задание 3 на странице 75 в рабочих тетрадях (там вам необходимо написать, какими средствами ухода за кожей вы пользуетесь.)

Умениеслушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку по окружающему миру "Наша страна- Россия ".

Урок воспитывает патриотические чувства, гордость за свою страну....

Технологическая карта урока №41 по окружающему миру (УМК «Школа России», 4 класс)

На уроке формируются первоначальные представления об истории Древней Руси: её территории, городах, столице и т. д....

Технологическая карта урока №40 по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)

На уроке формируются первоначальные представления о жизни древних славян....

Технологическая карта открытого урока по окружающему миру "Великие люди России"

Данную разработку можно использовать на уроке окружающего мира,  в 4 классе, по программе "Школа России"....

Тест по окружающему миру теме "Человек. Природа" (3 класс) Школа России

Тест по теме "Человек. Природа" (3 класс) Школа России...

Технологическая карта и презентация урока окружающего мира УМК «Школа России» 3 класс Тема урока Чтобы путь был счастливым

Цель: формирование у обучающихся знаний о опасных ситуациях на дороге и как нужно правильно вести себя пешеходам, велосипедистам и пассажирам. Задачи:Дидактические:1.Познакомить обучающихся ...