Методическая разработка по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 4 классе школа VIII вида.
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему

Гольцова Ирина Анатольевна

    Рабочая программа курса «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для 4 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В.Воронковой, издание 8-е. Москва «Просвещение» 2013год.    Данный учебный предмет является специфическим для обучения детей с ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.rar74.06 КБ

Предварительный просмотр:

ГКСОУ «Барско–Городищенская специальная коррекционная общеобразовательная школа VIII вида»

                                                       

Рабочая программа

 по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями  окружающей действительности в 4 классе на 2013-2014 учебный год.

Учитель начальных классов:  Гольцова И.А

                        2013год

                   Содержание.

  1. Пояснительная записка   ………………………………………………...……стр. 3
  2. Содержание программы………………………………………………….……стр. 7
  3. Календарно - тематическое  планирование………………………………….стр.13
  4. Кимы …………………………………………………………………………....стр. 25
  5. Приложение……………………………………………………………………..стр26
  6. Литература………………………………………………………………………стр2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для 4 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В.Воронковой, издание 8-е. Москва «Просвещение» 2013год.                                          Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников, в общем, и речевом развитии от своих сверстников с нормальным  интеллектом. Занятия по этому предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля  их чувственного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления. Наблюдая,  дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдая за погодой и сезонными изменениями в природе, дети расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы  и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

                                                   Цели программы:

        Направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

Повышение  уровня  познавательной и речевой активности на основе наблюдения за предметами и явлениями окружающей     действительности.

                                           Задачи программы:

  • учить учащихся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений;
  • использовать процесс обучения  для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта;
  • корригировать  недостатки психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных  возможностей и интересов;
  • учить понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять;
  • развивать речь учащихся, обогащать её природоведческой терминологией;
  • воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля,  умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

                                      Основные направления коррекционной работы:

  1. Расширять  представление об окружающем мире и обогащать словарь.
  2. Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
  3. Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
  4. Корригировать развитие  мышц мелкой моторики.
  5. Развивать самостоятельность, аккуратность.

                                            Основные требования к знаниям и умениям учащихся содержат два уровня.

1-й уровень (Базовый)

2-й уровень (Минимальный)

Учащиеся должны уметь:

- называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

- связно пояснить проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

- выполнять рекомендуемые практические работы;

- соблюдать правила личной гигиены, безопасности труда;

- соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Учащиеся должны знать:

- обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

- расположение Российской Федерации на географической карте, её столицы; каковы ее особенности; чем занимается население страны ; каковы ее природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

- основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

- основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

Учащиеся должны уметь:

- называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия;

- выполнять рекомендуемые практические работы;

- соблюдать правила личной гигиены, безопасности труда;

- соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Учащиеся должны знать:

- обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

- расположение Российской Федерации на географической карте, ее столицы;

- основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

- основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов.

2. Содержание программы.

1

«Ознакомление с окружающим миром»

Количество часов

Содержание программы

Виды деятельности

Сезонные изменения в природе.

17

Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие  дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны:  удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.

Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.

Беседы, составление рассказов, экскурсии, рисование.

Наша страна

2

Название нашей страны, название столицы, расположение на карте нашей Родины. Символика.

Теоретическая, практическая.

Город, село, деревня

3

Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес. Сельская местность.

Теоретическая, практическая.

Транспорт

1

Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора в местах, где есть указатель «переход».

Теоретическая, практическая.

Посуда

2

Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение).

Теоретическая, практическая.

Жильё человека

4

Квартира, комната, дом. Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).

Теоретическая, практическая.

Одежда

2

Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).

Теоретическая, практическая.

Обувь

1

 Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).

Теоретическая, практическая.

Овощи

1

Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пишу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов

Теоретическая, практическая.

Полевые растения

2

Различение злаковых культур. Рожь, овёс. Жатва, посевная, сельхозтехника.

Теоретическая, практическая.

Ягоды

1

Рябина, калина, клюква, брусника и черника. Сравнение по окраске, форме, вкусу.

Теоретическая.

Деревья

2

Дуб, тополь . Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.

Теоретическая.

Растения на клумбах

1

Астры, бархатцы, ноготки . Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки

Теоретическая, практическая

Комнатные растения

1

Бальзамин, герань, рэо . Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).

Теоретическая, практическая

Раннецветущие растения

1

Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан, нарцисс. Наблюдения за появлением первых цветов.

Экскурсия на луг.

Экскурсия.

Домашние животные

2

Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.

Теоретическая.

Дикие животные

2

Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.

Теоретическая.

Птицы

2

Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.

Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.

Теоретическая, практическая

Домашние птицы.

2

Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.

Теоретическая, практическая

Насекомые.

2

Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.

Теоретическая, практическая

Охрана здоровья

10

Лицо, части лица:  лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.

Теоретическая, практическая

Рыбы

2

Окунь, лещ, щука, сельдь, акула, осетр, икринки, мальки, море, океан. Части тела, чем покрыты, как двигаются.

Теоретическая, практическая,

Экскурсия.

Повторение пройденного

5

Ребусы, кроссворды, итоговое тестирование.

Практическая часть (6 часов)

        Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (по 2 экскурсии в сезон).  Ведение календаря природы  по месяцам.

        Экскурсии по школе, во двор школы, по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в школьные мастерские, магазины, огород, сад,  в лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением животных, птиц и насекомых. Наблюдения за поведением домашних животных.

        Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по посадке лука в ящики, по посеву гороха, бобов. Участие в уборке урожая на пришкольном участке.

          Структура курса

Рабочая программа по развитию устной речи рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю. Тематика произведений для чтения подобрана с учётом развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

 

Четверти

Итого:

1

2

3

4

16ч.

14ч.

20ч.

18ч.

68ч.

Меж предметные связи.

Письмо и развитие речи. Составление и запись связных высказываний в ответах на вопросы.

Математика. Название чисел в пределах 200. Поиск нужной страницы в учебнике.

Чтение и развитие речи. Чтение заданий, текстов, статей.

Изобразительное искусство. Изображение схематических рисунков, чертежей, схем, таблиц.  

Трудовое обучение. Работа на пришкольном участке.

3. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

   Тема урока

Дата    

  ТСО  

Наглядность

Словарь

Контроль

Коррекционная работа

Наш край

                                                                                          I ЧЕТВЕРТЬ- 18 часов.         

1

Времена года: лето

Сюжетные картинки, предметные картинки.

Музыка Чайковского «Времена года».

Солнце, водоем, ягоды, сенокос, разнотравье, варенье.

Текущий устный опрос.

Коррекция мышления на основе упражнений и классификации. Развитие диалогической речи при ответах на вопросы по картинкам.

Лето в Барском Городище.

2

Начало осени. Сбор урожая.

Сюжетные картинки,  предметные    картинки. Стихи Маршака «Круглый год».

Сентябрь, октябрь, ноябрь, урожай.

Беседа, устный опрос.

Коррекция мышления на основе упражнений и классификации. Развитие монологической речи на основе составления рассказа- описания.

Признаки осени на селе.

3

Сбор урожая. Овощи, фрукты.

Сюжетные картинки, овощи и фрукты (натуральные объекты), карточки с названиями овощей и фруктов

Заготовки, консервы.

Беседа, опрос, составление рассказа по плану.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Развитие диалогической речи при ответах на вопросы.

. Овощи и фрукты, выращиваемые в огородах и садах нашей области.

4

Город

Иллюстрации, фотографии из книги «Суздаль».

Город, улица, проспект, площадь, музей, театр.

Рассказ из личного опыта.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Развитие связной речи на основе описания улиц родного города

. Родной город Суздаль. Улицы города.

5

Учреждения города

Иллюстрации, фотографии.

Почта, телеграф, магазин, рынок, больница, аптека

Дидактическая Игра «Найди и назови».

Коррекция пространственной ориентировки. Развитие связной речи при составлении текста-описания.

  Улицы и объекты родного  города.

6

Сезонные изменения в погоде: сентябрь

Набор открыток «Владимир».

Заочная экскурсия по городу.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении. Развитие связной монологической речи при описании погоды.

Сентябрь на улицах города.

7

Сентябрь-начало осени.

Сюжетные картинки. Стихи Маршака «Круглый год».

Осень, похолодание, дождь, листопад, ненастье.

Наблюдения, рассказ «Что я увидел на экскурсии»

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Развитие монологической речи при составлении рассказа по сюжетным картинкам.

Сентябрь на селе.

8

Село, деревня.

Труд людей.

Сюжетные картинки, таблицы. Рассказ М. Пришвина «Лисичкин хлеб».

Сельсовет, медпункт, ферма, элеватор, клуб, окраина, поле.

Беседа, опрос.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании, воспроизведении. Развитие связной речи при составлении рассказа по картине.

Окрестности села.

9

Правила дорожного движения

Сюжетные картинки по теме "Транспорт", таблицы с правилами дорожного движения.

Пешеход, светофор, проезжая часть, мостовая, тротуар, правила

Д. игра «Красный, жёлтый, зелёный».

Формирование навыков составления текста-повествования. Коррекция мышления на основе упражнений по правилам дорожного движения, установление закономерностей.

Игра «Красный, жёлтый, зелёный»

10

Овощи, фрукты, ягоды.

 Опорные картинки, овощи, фрукты, ягоды (натуральные объекты, муляжи)

Овощи, фрукты, витамины.

Составление загадок.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. Развитие монологической  речи при описании овощей и фруктов.

11

Орехи

Картинки с изображением орехов (натуральные образцы и муляжи). Журнал «Ореховый рай».

Орех, плод, скорлупа, ядро

Беседа, опрос.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Развитие мышления при сравнивании натуральных образцов  плодов и орехов.

Ореховые фантазии.

12

Времена года: середина осени

Календарь природы. Картины, таблицы.

Просмотр мультфильма «Уроки тётушки совы».

Осень, погода, листопад, заморозки, иней, изморозь.

Составление таблицы «Приметы золотой осени».

Коррекция внимания, восприятия при работе с Календарем природы. Развитие речи при описании погоды и сезонных изменений.

Осень в Барском Городище.

13

Золотой осень.

Картины природы в октябре, сюжетные картинки.

Октябрь, увядание, заморозки, перелет, иней.

Работа с календарём природы.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении. Коррекция внимания при заполнении Дневника природы.

Октябрь в деревне.

14

Грибы

Иллюстрации и муляжи грибов,

Гриб, корзина, подосиновик, масленок, поганка, мухомор.

Устный опрос, беседа. Зарисовка грибов в тетради.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Развитие монологической речи при составлении рассказа.

Грибы нашего леса.

15

Семена цветковых растений

Коллекции семян, таблица, картинки. Стихи Х. Мянд «Полевая школа».

Семена, сбор, хранение

Проверка на всхожесть, выращивание настурции из семян

Коррекция памяти и внимания при планировании этапов практической работы. Развитие связной речи при озвучивании выполняемых действий.

 Семена растений пришкольного участка

16

 Культурные  полевые растения рожь, кукуруза, овес

Гербарные образцы полевых растений. Сюжетные картинки с изображением поля в разное время года.

Злак, колос, рожь, овес, кукуруза, солома, жатва, комбайн.  

Беседа, опрос.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании. Развитие монологической речи при описании поля в разные времена года.

Полевые растения Владимирской области.

17

Полевые растения и их использование

Гербарные образцы полевых растений. Сюжетные картинки с изображением поля в разное время года. Произведение Э. Шима «Хлеб растёт»

Озимые, жатва, урожай, комбайн.

Рассказ по сюжетной картинке.

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей. Развитие связной монологической речи на основе составления рассказа по плану.

18

Итоги I четверти.

Таблицы, картинки, открытки. Гербарные образцы. Муляжи и натуральные образцы плодов.

Тестирование.

Коррекция мыслительных процессов на основе изученного материала. Развитие связной речи при описании растений, составлении рассказа- повествования, ответах на вопросы

II ЧЕТВЕРТЬ-14 часов

19

Поздняя осень. Ноябрь.

Картины природы в ноябре, сюжетные картинки.

Ноябрь, заморозки, похолодание

Беседа, опрос.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении. Коррекция внимания при заполнении Дневника природы.

Ноябрь в Барском Городище.

20

Квартира.

Разрезные картинки, карточки со словами, картина" Наша квартира".  Произведение С. Михалкова «А что у вас».

Квартира, комната, кухня, туалет, ванная, кладовая, коридор.

Составление рассказа по сюжетной картинке.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании. Отработка словообразовательных навыков и умений при работе с карточками.

21

Комната

Таблицы, картинки с изображением комнат разного назначения.

Произведения.

Комната, гостиная, спальня, зал, кабинет, ванная,

туалет.

Рассказ из личного опыта.

Отработка словообразовательных навыков и умений составления сравнительного описания. Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении.

22

Мебель

Картинки предметов мебели, сюжетные картинки: кухня, столовая, гостиная.

Мебель, стол, стул, шкаф, кровать, диван, кресло, сервант, табурет, тумбочка, трюмо.

Назначение мебели. Составление сказки..

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений с сюжетными картинками и воспроизведении изученного. Развитие монологической речи при описании мебели.

23

 Уход  за мебелью.

Картинки с изображениями видов мебели, комнат, оборудование для уборки комнат.

Пыль.

Рассказ из личного опыта.

Коррекция зрительной  памяти на основе упражнений и воспроизведении изученного.

24

Посуда.

Картинки с изображением разных видов посуды, посуда.

Посуда, чайник, чашка, тарелка, кастрюля, сковорода.

Беседа по картинкам.

Коррекция мышления на основе упражнений в описании и сравнении.

25

Уход за посудой.

Различные виды посуды, средства ухода  за посудой.

Раковина, вода.

Классификация посуды.

Коррекция мышления на основе упражнений в классификации.

26

Сезонные изменения в природе,    погоде: декабрь

Экскурсия

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении

 Декабрь в городе Суздале.

27

Погода и природа зимой

Картины зимней природы, Дневник природы. Презентация «Зима в лесу».

Температура, погода, холод, вьюга, метель, оттепель, снег.

Беседа, опрос..

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.

Особенности зимы в средней полосе.

28

Охрана здоровья: отдых зимой.

Картины зимней природы. Музыка Чайковского «Круглый год».

Отдых, здоровье, закаливание, одежда, лыжи, коньки, санки, снежки, прогулка.

Рассказ из личного опыта.

Коррекция мышления на основе установления причинно-следственных связей.

29

Одежда и ее виды.

Таблицы с разными видами одежды, сюжетные картинки, игры.

Одежда, пальто, куртка, брюки, платье, юбка, рубашка.

Классификация одежды.

Коррекция  внимания на основе упражнений  на описание и сравнение разной одежды. Коррекция  зрительной памяти при выполнении упражнений в узнавании и различении.

30

Уход за одеждой.

Таблицы, сюжетные картинки, средства ухода за одеждой.

Щетка, утюг, стирка, чистка, проветривание, хранение, шкаф, комод.

Практическая работа: чистка и сушка одежды, подготовка к хранению.

Коррекция мыслительной деятельности при подборе средств ухода за разными видами одежды, способов ухода и хранения.

31

Обувь и ее виды.

Таблицы и картинки с изображением различной обуви, сюжетные картинки.

Обувь, туфли, ботинки, кроссовки, сапоги, тапочки.

Беседа, опрос.

Коррекция внимания на основе упражнений на описание сравнение разных видов обуви. Развитие связной речи при описании обуви.

32

Итоги 2 четверти

Таблицы, сюжетные картинки, средства ухода за обувью.

тестирование

Коррекция внимания на основе практических упражнений в последовательности хода за обувью.

                                                                                                       

                                                                                                        III четверть -20 часов.

33

Январь -начало года. Как я провел каникулы.

Картины зимней природы, сюжетные картинки.

Зима, отдых, каникулы, забавы, веселье, святки, Рождество.

Рассказ о празднике.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.

 Январь во Владимирской области, приметы.

34

Растения зимой: хвойные растения.

Таблицы с изображением хвойных растений, гербарные образцы.

Ель, сосна, хвоя, шишки, кора, ветви.

Дидактическая игра «Узнай дерево».

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.

 Хвойные растения нашего леса леса.

35

Комнатные растения: бегония, герань, алоэ.

Комнатные растения: бегония, герань, алоэ (натуральные образцы)

Бегония, герань, алоэ, кашпо, лекарство.

Практическая работа.

Коррекция  мышления при сравнении и различении Развитие речи на основе составления описания растений.

36

Сезонные изменения середины зимы

Экскурсия

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении

 Зима в нашем селе.

37

Деревья

Таблицы, картинки, открытки. Гербарные образцы.

Произведения

Растения, деревья, стебли, ствол, листья.

Беседа, опрос.

Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. Развитие памяти при узнавании знакомых природных объектов.

Развитие связной монологической речи при описании природных объектов.

Растения средней полосы.

38

Февраль. Растения зимой: хвойные растения.

Таблицы с изображением хвойных растений, гербарные образцы.

Ель, сосна, хвоя, шишки, кора, ветви.

Д. игра «Узнай дерево».

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.

 Хвойные растения нашего леса.

39

Труд людей зимой

Сюжетные картинки, картины зимних пейзажей.

Снегоуборка, снегозадержание.

Рассказ по картине.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.

 Зимние заботы в деревне.

40

Домашние животные: свинья.

Картинки, таблицы, открытки.

 Свинья, боров, поросенок, ветеринар, свиноферма.

Экскурсия в свинарник.

Коррекция мышления  на основе упражнений и установлении  логических связей.

Посещение школьного свинарника.

41

Домашние животные: корова.

Таблица с изображением коровы, сюжетные картинки. Песенка «Далеко-далеко».

Ферма, корова, бык, теленок, доярка.

Беседа, опрос.

Коррекция мышления на основе упражнений и классификации. Развитие связной речи при описании изучаемого объекта.

42

Сезонные изменения в природе: весна.

Экскурсия.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении

Весна в Барском Городище.

43

Голубой март.

Таблица, сюжетные картинки.

Оттепель, капель, проталина, сосулька.

Рассказ по картине.

Коррекция внимания на основе упражнений с сюжетными картинками. Развитие при описании по картине.

 Март в городе.

44

Дикие животные: лось.

Таблица с изображением лося, сюжетные картинки.

Животное, лось, лосиха, лосенок, лес.

Беседа, опрос.

Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении.

 Великан нашего леса.

45

Дикие животные: олень.

Таблица с изображением оленя, сюжетные картинки.

Олень, олениха, олененок.

Беседа, опрос.

Коррекция мышления на основе упражнений в классификации.

46

Домашние птицы: индюк.

Таблицы с изображением индюка, сюжетные картинки.

Индюк, индюшка, индюшонок.

Составление описательного рассказа.

Коррекция  мышления на основе упражнений в умозаключении.

47

Дикие птицы: гусь, лебедь.

Таблицы с изображением диких гусей, лебедей, сюжетные картинки.

Произведение М. Пришвина «Ребята и утята».

Гусь, гусыня, гусенок, лебедь, лебедушка, птенцы, гнездо, перелет, юг.

Составление описательного рассказа.

Коррекция мышления на основе упражнений в классификации.

Развитие связной речи при составлении рассказа- описания.

 Места обитания диких гусей и лебедей во Владимирской области.

48

Домашние птицы:

гусь.

Сюжетные картинки, картинки с изображением гуся.

Гусь, гусыня, гусенок, гнездо, клюв, крылья, перья, озеро, водоем.

Экскурсия на сельский двор.

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей.

Разведение гусей в нашем селе.

49

Птицы в русских сказках

Иллюстрации к сказкам, картинки, открытки.

Гуси- лебеди. Серая шейка.

Жар- птица.

Беседа, опрос.

Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении. Развитие речи на основе пересказа фрагментов сказок.

50

Труд  людей весной.

Таблицы, сюжетные картинки, открытки.

Весна, тепло, уборка, вскапывание, посадка

Рассказ из личного опыта.

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно - следственных связей.

Весенние заботы садоводов нашего села.

51

Рыбы.

Таблицы, картинки с изображением рыб. Модель  «Скелет рыбы».

Окунь, лещ, щука, сельдь, акула, осетр, икринки, мальки, море, океан,

Беседа, опрос.

Коррекция пространственной  ориентировки.

Рыбы наших озер.

52

Итоги III четверти.

Таблицы, картинки, дидактические игры.

Тестирование.

Коррекция мыслительных процессов при воспроизведении полученных знаний.

53

Сезонные изменения в природе: апрель.

Веточки тополя с почками.

Экскурсия

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении

Апрель на селе.

54

Полезные насекомые

Таблицы, картинки, открытки с изображением насекомых. Коллекции  насекомых.

муравей, пчела

муравейник.

Беседа, опрос.

Коррекция мышления на основе упражнения в классификации.

Полезные насекомые нашей области.

55

Вредные насекомые

Таблицы, картинки, открытки с изображением насекомых. Коллекции  насекомых.

Насекомые, бабочка, комар, таракан, майский жук.

Беседа, опрос.

Коррекция мышления на основе упражнения в классификации.

 Вредные насекомые нашей области.

56

Наша страна

Карта России, картинки, атлас.

Символика, герб, флаг, карта, столица, аборигены.

Беседа, опрос.

Коррекция пространственной  ориентировки.

57

Человек- часть природы.

Таблица- схема.

Природа, растения, животные, человек, польза, вред, охрана, экология.

Составление таблицы.

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей.

 Охрана природы во Владимирской области.

58

Сезонные изменения в природе: май.

Экскурсия.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении

 Май на улицах нашего села.

59

60

Как я познаю окружающий мир.

Таблица с изображением органов чувств, таблица- схема «Природа».

Чувства, слух, зрение, вкус, запах, глаза , уши, язык, нос, кожа, память, ум.

Беседа, опрос.

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно- следственных связей.

61

Отдых и труд дома

Таблицы ,сюжетные картинки.

Здоровье, болезнь, инфекция, профилактика, организм, закаливание.

Рассказ из личного опыта.

Коррекция мышления на основе упражнений в классификации.

62

Режим питания

Таблицы, картинки, сюжетные картинки, дидактические игры.

Пища, еда, пищеварение, пищевод, желудок, кишечник, обед, полдник, ужин.

Беседа, опрос.

Коррекция мышления на основе упражнений в умозаключении.

63

Режим сна

Сюжетные картинки.

Сон, спокойствие, темнота, кровать, белье, бессонница.

Беседа, опрос.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений запоминании и воспроизведении.

64

65

Наше общение.

Сюжетные картинки

Общение, взаимопомощь, дружба, помощь.

Беседа, опрос.

Коррекция мышления на основе упражнений в умозаключении.

66

Занимательный урок

Кроссворды, ребусы, настольные игры

Игра - викторина.

Активизация мыслительных процессов на основе занимательных заданий.

67

Экскурсия к водоёму.

Водоросли, мальки, нерест.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении

68

Итоги IV четверти. Итоги года.

Таблицы, сюжетные картинки.

Тестирование.

Выявление уровня скоординированной работы различных анализаторов, оперативности выполнения заданий.

4.Результаты обучения.

Контроль над знаниями предмета предполагается проводить в качестве тестирования один раз в четверть, итого четыре раза в год и один урок занимательный.

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.

Методическое пособие для учителя:

1. Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. «Планирование уроков РАЗВИТИЯ РЕЧИ на основе знакомства с окружающим миром» в 4  классе специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Издательство АРКТИ  Москва 2004г.

2.Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».

М.: Вако, 2004.

3. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, Владос, 1995. С. 5-18).

4. Зверев И.Д. Взаимосвязь учебных предметов. М: Знание, 1977. 164 с.

5. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР») для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)

Рабочая программа курсаРАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)для 3 класса учащихсяспециального коррекционного обр...

Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 4 коррекционном классе VIII вида.

Тема: Сбор урожая: овощи, фрукты. Задачи:Обучающие: Учить правильно классифицировать овощи и фрукты; развивать навыки диалогической и монологической речиКоррекционно-развивающие: развивать, обога...

Конспект для урока по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности Тема: «Одежда. Виды одежды» 3 СКК VIII вида

Образовательные:- формировать у обучающихся интерес к работе с информацией;- познакомить обучающихся с одеждой, её видами;- формировать у обучающихся умение  распределять одежду по сезонам;-позна...

Конспект открытого урока по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности "Одежда. Виды одежды. Уход за одеждой"

Тема. Одежда. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).Цель: расширить представления обучающихся о видах одежды, ее назначении; учить у...