Методическая разработка урока окружающий мир 3 класс Тема: Развитие растений из семени.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Белоус Елена Владимировна

Методическая разработка урока окружающий мир 3 класс "Развитие растения из семени".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_razvitie_rasteniya_iz_semeni.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

окружающий мир 3 класс

Тема: Развитие растений из семени.

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 класс

Тип урока: Изучение нового

                    Тема: Развитие растений из семени.

Цель урока: Исследовать и смоделировать условия прорастания семян.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: развитие мотивов учебной   деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие самостоятельности, формирование внутренней позиции школьника, гражданина – бережно относящегося к природному достоянию человечества

Метапредметные:  

Регулятивные: определение общей цели    и путей её достижения, формирование умения работать по плану, контролировать и оценивать учебные действия, корректирование выполнения задания в соответствии с результатом действий.

Познавательные: извлечение информации представленной в разных источниках и в разных формах, осуществление анализа, синтеза, обобщения, классификации материала.

Коммуникативные:  использование речевых средств, для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение слушать и слышать других, пытаться принимать     иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Тип урокаурок моделирования

Оборудование:

Материал для исследования: - семена фасоли (гороха): сухие, замоченные 1,4,8 суток

                                                    ( с проростками);

                                                  - лупы;

                                                  - аптекарские весы.

                                                Ход урока

I. Организационный момент.

Тест «Моё настроение».

- Прежде, чем начать работу, мне бы хотелось, чтобы вы определили своё настроение (дети показывают круг-сигнал настроения: жёлтый – радостно, синий – спокойно, серый – тревожно, чёрный – очень плохо).

- Настроение замечательное, настрой рабочий.

II. Этап постановки задачи и моделирование

Цели:

- понаблюдать за проросшими семенами фасоли;

- выявить и рассмотреть все части проросшего семени;

- мотивировать детей на выдвижение гипотез о причинах прорастания семян.

- Ребята, для работы на уроке мы сегодня разделимся на группы.

  ( учитель раздаёт детям в группы семена фасоли: сухие и замоченные 1,4,8 суток с проростками и лупы).

- Рассмотрите внимательно. Что это? ( Семена фасоли сухие, сморщенные, гладкие, намоченные, с ростками и без ростков, ростки маленькие и большие)

- Составьте ряд, разложите семена по порядку. Чем они отличаются? (они отличаются ростками (проростками), а семена без проростков отличаются размером.

- Я вам предлагаю взвесить сухие и крупные семена. Что наблюдаете? ( отличаются по весу)

- Исследуйте семена. Что у них внутри? Рассмотрите внимательно все части и попробуйте придумать им названия. ( Ребята рассматривают семена, выделяют части и дают им свои названия).

- Ребята, у частей семени есть научные названия: семядоли, зародыш, корешок, стебель. Рассмотрите таблицу "Строение семени", покажите все названные части семени.

- Предположите, что происходит с семенами? Почему у них появились проростки? Обсудите в группах, а я запишу все ваши варианты на доску.

III. Этап анализа и моделирования

Цели:

- проанализировать возможные условия для прорастания семян;

- сформулировать гипотезы о причинах прорастания семян;

- уметь планировать простейший эксперимент (опыт);

- умение делать предсказания результатов опыта;

- уметь записывать планируемый опыт в схематической форме с помощью условных знаков и небольшим количеством подписей.

Учащиеся выдвигают гипотезы:

- Их положили в воду или завернули в мокрую тряпочку.

- Нужно, чтобы солнце на них светило: будет тепло и свет. Потому что растения растут весной и летом, когда светло и тепло.

 - Нужно в землю закопать.

- Для того, чтобы семя проросло необходимы вода и тепло.

- Кто из вас попробует составить схему , основываясь на  всех ваших ответах?

Семя → проросшее семя → ?   вода

                                                     тепло

                                                     свет

                                                     земля

                                                     тепло и вода

- Как будем проверять, что же в действительности понадобилось семенам, чтобы прорасти? ( (провести опыт и проверить)

- В группах выберите одну гипотезу и обсудите, как её проверить.

( гипотезы распределяются между 5 группами)

-  В работе вам помогут карты проведения опыта.

План опыта

"Как проверить?"

"С чем сравнить?"

Предсказание

Результат

Вывод:

Дети после групповой работы представляют свои результаты.

1 группа. Гипотеза: вода

План опыта

"Как проверить?"

"С чем сравнить?"

Взять семена фасоли, завернуть в мокрую тряпочку, положить на блюдце, поставить на полочку.

Ещё фасолинки положить на блюдце сухими, поставить на ту же полочку.

Предсказание

Семена прорастут.

Семена не прорастут.

Результат

Вывод:

2 группа. Гипотеза: свет

План опыта

"Как проверить?"

"С чем сравнить?"

Сухие фасолины положить на подоконнике на свет.

Сухие фасолины положить в тёмную коробочку, а её в ещё одну тёмную коробочку, чтобы не попадал свет. Коробочки поставить на подоконник.

Предсказание

Семена прорастут.

Семена не прорастут.

Результат

Вывод:

3 группа. Гипотеза: тепло

План опыта

"Как проверить?"

"С чем сравнить?"

Сухие фасолины в блюдце поставить на батарею ( можно около окна).

Сухие фасолины в блюдце поставить между стёкол. Света должно быть столько же, сколько падает на батарею.

Предсказание

Семена прорастут.

Семена не прорастут.

Результат

Вывод:

4 группа. Гипотеза: земля

План опыта

"Как проверить?"

"С чем сравнить?"

Сухие фасолины закопать в сухую землю, поставить на подоконник

Сухие фасолины положить в тёмную коробочку (потому что в земле темно), поставить на тот же подоконник.

Предсказание

Семена прорастут.

Семена не прорастут.

Результат

Вывод:

5 группа. Гипотеза: тепло и вода

План опыта

"Как проверить?"

"С чем сравнить?"

Фасолины, завёрнутые в мокрую тряпочку, в блюдце поставить на батарею (можно около окна)

Фасолины, завёрнутые в мокрую тряпочку, в блюдце поставить между стёкол. Света должно быть столько же, сколько падает на батарею.

Предсказание

Семена прорастут.

Семена не прорастут.

Результат

Вывод:

IV. Этап контроля

Цель:

-соблюдать необходимые условия для проведения спланированного опыта;

- сделать прогностическую оценку об этапе подведения итогов.

После обсуждения и принятия планов опытов дети создают спланированные ими условия.

- Ребята, предположите, когда мы с вами сможем подвести итоги наших опытов и сделать вывод об условии прорастании семян? ( через 7 дней)

V.  Этап оценки ( отсрочен во времени)

Цели:

- умение откидывать не подтвердившиеся гипотезы;

- умение делать выводы, формулировать тему урока.

Результаты проверяются через неделю, заносятся в карты. По результатам делаются выводы: семена проросли  в опыте группы № 1 ( в мокрой тряпочке), значит семенам для прорастания нужна только вода. Также семена проросли в опыте группы № 5, но в холоде чуть-чуть, а в тепле проросток большой. Значит, семена лучше прорастают в тепле.

- Какова же тема нашего урока? Сформулируйте. (Развитие растений из семени)

- Какую цель урока поставили? (выяснить условия прорастания семян)

- Добились цели? ( да)

- Оцените свои достижения на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

- Продолжи хотя бы одно  высказывание:

*сегодня я узнал...

*было интересно...

*было трудно...

*я выполнял задания...

*я понял, что...

*я научился...

*у меня получилось...

*урок дал мне для жизни...

*мне захотелось...

- Благодарю всех за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР по теме "Как долго живут растения"

Конспект урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 класс (УМК «Начальная школа XXI века»).Тема: «Как долго живут растения. РСМ Болота и луга как сообщества нашего края».Цели: 1. Обобщить и систематизировать зн...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Степные просторы" в 4 классе.

На этапе изучения нового материала  используется  педагогическая технология - обучение в сотрудничестве или технология работы в малых группах. Продуктивность опыта заключается в том, чт...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Разнообразие профессий людей» 2 класс УМК Гармония

В ходе работы над подготовкой к уроку ученики начали оформлять стенд о профессиях. На уроках развития речи дети писали сочинения «Кем я буду, когда вырасту?», «Профессия моих родителей». На уроке изоб...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Как лечились наши предки» 3 класс УМК Гармония

В ходе урока ученики познакомятся с тем, как лечились наши предки, как сохраняли здоровье. Знание того, как устроен организм, как работает, в чём он нуждается, как уберечь его от микробов и вредных ве...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме «В жаркой пустыне» для обучающихся 4 класса

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представлений о природной зоне пустынь.Данный урок по типологии является уроком открытия новых знаний. На этапе проверки домашнего задания, ц...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Мы в семье" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Мы в семье" (УМК "Перспектива", 1 класс) Тип урока: изучение нового материалаЦель: создание условий для формирования пр...