Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Мы в семье" (УМК "Перспектива", 1 класс)
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Перетятько Любовь Сергеевна

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Мы в семье" (УМК "Перспектива", 1 класс) 

Тип урока: изучение нового материала

Цель: создание условий для формирования представления о родственных связях и семье в обществе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx92.33 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока окружающего мира

на тему «Мы в семье»

учителя начальных классов ГБОУ СОШ №84 им. П.А. Покрышева Петроградского района Санкт-Петербурга

Перетятько Любови Сергеевны

Тема: Мы в семье (УМК «Перспектива»)

Класс: 1

Тип урока: изучение нового материала

Цель: создание условий для формирования представления о родственных связях и семье в обществе 

Планируемые результаты:

Предметные (Таксономия Блума):

Знать: Давать определение понятиям «семья», «родственники»;

Понимать: Объяснять необходимость знания своей родословной;

Применять: Выполнять задание по заполнению родословного древа на основе полученных знаний;

Анализ: Определять родственные связи;

Синтез: Составлять (восстанавливать) пословицы о семье и объяснять их значение

Оценка: Оценивать значимость семьи в мире

Метапредметные:

Регулятивные: целеполагание, коррекция, оценка

Познавательные: самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели, структурирование знаний

Коммуникативные: умение устно выражать свои мысли

Личностные:

  1. Смыслообразование (Определение необходимости знания для человека родственных связей)
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
  3. Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям;
  4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося

Основные понятия: семья, родственники, родословное древо

Методы:

Методы организации познавательной деятельности: словесные методы (объяснение, беседа); наглядные методы (демонстрация)

Методы контроля: фронтальный метод, самоконтроль, метод контроля в парах

Технологии:

  • ИКТ
  • Кейс-технология (Кейс-задания по теме урока (См. Приложения 2-4))
  • Здоровьесберегающая технология
  • Технология сотрудничества

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  1. Организационное начало урока (1 минута)

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке окружающего мира. Встали, подравнялись, приготовились активно работать и внимательно слушать друг друга!

Давайте проверим готовность к уроку: у вас на столах пенал и материалы к уроку. Присаживайтесь!

- Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

Приветствуют стоя

Проверка готовности к уроку

  1. Постановка темы, цели и задач урока (6 минут)

- Урок окружающего мира я бы хотела начать с ребуса (вы можете видеть его на слайде). Как вы думаете, какое слово я для вас зашифровала?  

- Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке окружающего мира?

 

- Верно! Сегодня мы начинаем новый раздел в открытии окружающего мира – «Наш дом и семья». Это очень важный раздел. Как вы думаете, почему? А почему такая тема в уроке окружающего мира?

- И первая тема, которую мы обсудим в рамках этого раздела - «Мы в семье». А как вы думаете, что сегодня на уроке мы узнаем?

- Попробуйте сформулировать цель урока

- У вас на столах лежат оценочные листы урока. В каждой строчке записаны задачи, которые мы должны выполнить в течение урока, чтобы достичь цели. Это план на наш урок. Давайте прочитаем, что мы сегодня будем делать:

Оценочный лист (план урока)

1.

Поработаем с родословным древом и разберемся в родственных связях

2.

Заглянем в семейный альбом и сравним фотографии семей

3.

Поработаем с пословицами о семье

Достижение цели урока:

Моё настроение:

Обратите внимание, что рядом с каждой задачей нарисованы три смайлика: веселый, равнодушный и грустный. По мере выполнения каждой задачи мы будем возвращаться к нашему листу и оценивать как мы с ними справились с помощью этих смайликов.

- Семья

- О семье

- На уроке мы поговорим о семье

Предположения детей

- Цель: разобраться с понятием «семья» и разобраться в родственных связях

Читают задачи

  1. Изучение нового материала
  • Работа с деревом (10 минут)

- Итак, в первой задаче, которую мы должны выполнить, встречается словосочетание «родословное древо». Вы можете видеть на слайде пример родословного древа. Как вы думаете, что это такое?

- Что у него схожего с обычным деревом?

- Возможна ли жизнь дерева без этих частей? Что будет, если у дерева обрубить корни, ствол, лишить его листвы?

- Есть выражение «корни человека». Как вы его понимаете?

- Как вы думаете, а нужно ли человеку знать свои корни и почему?

- А как мы можем узнать о своих предках?

- У вас на столе лежит родословное древо. Мы сегодня с вами его заполним.

- Как вы думаете, если это древо рассказывает историю семьи, то чьи имена могут быть вписаны в эти овалы-окошки? Как называются люди, объединенные одной семьей?

- Верно! Родственники бывают ближние и дальние. Кого можно назвать самыми близкими вашими родными?

- А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют?

- Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. Кем они приходятся вам?

- А если у ваших мамы и папы есть братья или сестры, кем они приходятся вам?

- Родословное дерево рассказывает историю семьи. Раз это история, то в ней должно быть настоящее (то, что происходит сейчас), прошлое и будущее. Как вы думаете, вы и ваши родители, и все ныне живущие родственники — это прошлое? будущее? настоящее?

- Конечно, настоящее.

Теперь подумайте, почему окошко для вашего имени отведено на самом верху дерева. Потому что дерево продолжает расти вверх, дети вырастают, и у них появляются свои дети — свежие веточки на родословном дереве. Но пока вы еще дети, и самые новые побеги на семейном дереве — это вы, ваши братья и сестры».

- Возьмите ручку и впишите в дерево своё имя и имена ваших братьев и сестер, если они у вас есть.

- Ребята, если вы самые свежие ветви, то где должны находиться ваши родители?

А родители ваших родителей? А для кого оставлено место еще ниже? Что это за

родственники?

Физминутка на внимательность (Учитель называет действия (Например, поднять руки вверх и др.), ученики выполняют)

  • Игра «Найди пару» (работа в парах) (5 минут)

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди пару по родственным связям». У вас на столе лежат маленькие листочки. Один на парту, значит, как вы будете работать?

- Напомните мне, пожалуйста, правила работы в паре

- Молодцы! Итак, чтобы понять как именно мы будем соединять в пары, предлагаю вам посмотреть на пример пары, соединенной по родственному признаку: мать и сын. Скажите, пожалуйста, можно ли было к матери подобрать, например, в пару внука?

 Итак, ваше задание – вместе со своим соседом прочитать слова из первого и второго столбика, посовещаться и найти каждому слову из первого столбика пару по такому же родственному признаку из второго, соединив их линиями (карандашом). Затем мы проверим

Бабушка

Дочь

Отец

Племянница

Брат

Сестра

Тётя

Внучка

Проверка:

- Итак, давайте проверять! Сейчас мы будем по очереди выходить к доске и соединять пары, которые мы нашли.

Возьмите в руки красный карандаш. Ваша задача – проверить свою работу. Если что-то соединено неправильно, вы зачеркиваете.

- Вернитесь, пожалуйста, к нашему оценочному листу. Мы сейчас с вами выполнили первую задачу. Оцените работу: если вы выполнили без ошибок – обведите в кружок улыбающийся смайлик. Если две ошибки – равнодушный. Если вы допустили более двух ошибок – грустный.

- Поднимите руки те пары, которые выполнили задание без ошибок и обвели веселый смайлик? Кто обвел равнодушный? Кто обвел грустный? …

Посмотрите еще раз в наш оценочный лист. Какую следующую задачу мы будем выполнять?

  • Сравнение фотографий (8 минут)

- Я попросила вас для сегодняшнего урока принести свои семейные фотографии. Посмотрите на них внимательно. Скажите, пожалуйста, кем приходят друг другу люди на этих фотографиях?

- Верно! У каждого из вас фотографии своих семей, своих родственников. У всех они разные. Подумайте, а какие чувства будут объединять все эти фотографии? Все эти семьи?

- Верно! Все эти фотографии объединяют светлые чувства: любовь, забота, взаимопонимание и т.д. Нам хорошо, когда вся семья в сборе! Посмотрите на свои фотографии ещё раз. Думаю, на каждой присутствует хорошее настроение. Давайте же и мы сейчас поднимем своё настроение, заодно и разомнёмся! (Физкультминутка «Хорошее настроение», видео) Встаньте, пожалуйста. Повторяйте движения за героями видео

- Так кто может ответить на вопрос: Что же такое семья?

- Верно! Мы уже говорили о том, что семьи очень важны для нашего мира. Истории семей даже занимается целая наука, которая называется генеалогия. Определение этой науки, которое мы можем найти в интернет-источниках, вы можете видеть на слайде. Поэтому родословное древо иначе можно назвать «генеалогическим». Специалисты по генеалогии используют устные сведения, исторические документы...

Посмотрите, пожалуйста, к следующему уроку расспросите родителей про своих родственников. И принесите их фотографии на следующий урок: мы будем составлять своё генеалогическое древо

- Итак, вспомним вторую задачу. Можем ли мы сказать, что мы выполнили ещё одну задачу, поставленную на урок? Да, нет – почему?

- Верно! Давайте вернёмся к нашему оценочному листу и оценим выполнение второй задачи.

Предположения детей

- Есть корни, веточки, листья, плоды

- Жизнь дерева невозможна без этих частей! Оно погибнет.

- Нет, корни есть ещё и у людей

- Это значит его предки, родственники

Предположения детей

- Родственники, родные

- Родителей: маму и папу         

- Дети, ребенок, дочь, сын

- Бабушками и дедушками

- Дядей и тётей

- Настоящее

Вписывают свои имена, имена братьев и сестёр

- Родители бабушки и дедушки — прабабушка и прадедушка. Их имена у самого основания дерева, в самой крепкой его части, питающей и удерживающей весь ствол.

- В паре

- Работать вместе, советоваться друг с другом, не перебивать друг друга, не мешать другим

Выполняют задание

Проверка: Ученики по очереди выходят к доске и соединяют, остальные проверяют свои работы.

Самооценка

Поднимают руку

- Мы заглянем в семейный альбом и сравним фотографии

- Эти люди – родственники

- Чувства любви, уважения, заботы и т.д.

Предположения детей

  1. Проверка понимания
  • Работа с пословицами (5 минут)

- Что еще нам необходимо выполнить?

- Верно! А кто может напомнить мне, что такое пословица?

- Пословица – это народная мудрость. На слайде вы можете видеть более полное определение.

- У вас на столах лежат файлики с началом и окончанием пословиц. Положите их перед собой. Они перепутались. Давайте сначала рассортируем начало и конец пословицы. Как вы думаете, как начало отличить от конца?

- Молодцы! Отложите пока в левую сторону начало, а в правую – конец.

А теперь слушаем внимательно задание: ваша задача – обсудить со своим соседом, соединить начало пословицы с подходящим по смыслу окончанием. Затем мы проверим и обсудим.

- Итак, давайте проверять! По очереди называйте по одной пословице, которая у вас получилась. (После каждой получившейся пословицы обсуждаем её значение)

  • Яблоко от яблони ...не далеко падает
  • Вся семья вместе, так и душа ...на месте.
  • Кто родителей почитает, тот вовеки ....не пропадает

- Отличная работа! Молодцы! Скажите, пожалуйста, какую задачу урока мы выполнили?

- Оценим свою работу с помощью оценочного листа  

- Поработать с пословицами о семье

Предположения детей

- Начало – это где первое слово написано с заглавной буквы и в конце стоит многоточие; а конец начинается с многоточия.

Выполняют задание

- Мы поработали с пословицами о семье

Оценивают

  1. Подведение итогов урока, рефлексия (5 минут)

- Так, давайте вспомним, как называлась тема нашего сегодняшнего урока?

- А что значит мы в семье? Что важно для семьи?

- Вернёмся к оценочному листу. Поднимите, пожалуйста, руку те, у кого стоят все улыбающиеся смайлики

- Поднимите руки те, у кого в каких-то задачах стоят грустные смайлики

- Какие трудности у вас возникли?

- Давайте вспомним, какая была цель урока?

А теперь давайте вместе оценим работу на уроке и, несмотря на все трудности, ответим на вопрос: достигли ли мы цели урока?

- Найдите в оценочном листе графу «Достижение цели урока». Оцените достижение цели: если вы считаете, что достигли цели урока – поставьте улыбающийся смайлик. Если вы достигли цели урока, но было немного сложно – равнодушный. Если считаете, что не достигли и было очень трудно – грустный.

- И последняя графа в нашем оценочном листе – ваше настроение после урока. Оцените, пожалуйста, соответствующим смайликом.

- «Мы в семье»

- Это я и мои родственники. Самое важное для каждого из нас — любовь и уважение друг к другу, взаимное понимание и помощь».

Обсуждение

- Цель: разобраться с понятием «семья» и разобраться в родственных связях

  1. Организационное окончание урока

Спасибо большое вам за активную работу на уроке! Вы отлично поработали! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"

Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе

Интеллектуальная игра "Догони пятерочку"...

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Методическая разработка урока окружающего мира в 4-ом классе "Природные зоны.Арктика"

Презентация составлена к уроку окружающего мира в четвёртом классе по теме «Суровая Арктика».Данный урок открывает изучение большой темы «Природные зоны России».Цели:Ввести понятие «природная зо...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Методическая разработка урока окружающего мира Тип урока: изучение нового материала. Тема: Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.1 класс УМК "Гармония

Методическая разработка урока окружающего мира  в 1 классе по теме "Что нас окружает? Природные и рукотворные объекты"  2016г.,ФГОС...