Урок окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Урок окружающего мира по теме "Праздники в жизни общества. День Победы" проведен во 2 классе по системе учебников "Перспективная начальная школа".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13

с углубленным изучением отдельных предметов»

города Губкина Белгородской области

Урок окружающего мира

во 2 классе

(Система учебников

«Перспективная начальная школа»)

Тема. Праздники в жизни общества. День Победы.

Учитель Кондратьева

Татьяна Ивановна

Губкин

2015

Тема. Праздники в жизни общества. День Победы.

Цель  деятельности педагога: создание условий  для углубления знаний о государственном празднике День Победы.

Цель урока: - углубление знаний о государственном празднике День Победы.

Задачи: - познакомиться с историей праздника День Победы;

- познакомиться с городами-героями и городами воинской славы; 

- выполнить творческий проект «Города-герои и города воинской славы»;

- узнать, как люди чтят защитников Отечества, как мы можем поучаствовать в праздновании Дня Победы.

Планируемые результаты:

Предметные: ориентироваться и принимать участие в важнейшем для страны и личности событии – праздновании Дня Победы.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).

познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и хрестоматии;

регулятивные: работая по предложенному плану, использовать необходимые средства;

коммуникативные: слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке;

личностные: проявляют ценностное отношение к истории своей Родины, к защитникам Отечества.

Методы и приёмы организации деятельности учащихся: система вопросов по заданиям учебника, рабочей тетради; самостоятельная деятельность; поиск информации на странице учебника, хрестоматии.

Учебно-методическое обеспечение: презентация, закладки-стикеры, условные знаки, материалы для оформления проекта, листы самооценки, цветные карандаши, карточки с задачами урока, карточки с датами, плакат «Города-герои», выставка проектов «Родословная моей семьи», выставка книг о Великой Отечественной войне.

Техническое обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер, экран

Ход урока

I.Организация начала урока. Проверка готовности к уроку.

    Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

К уроку все готовы.

II.Мотивация учебной деятельности.

 - Давайте настроимся на учебную деятельность.

Дети: Мы – умные!

          Мы – дружные!

          Мы – внимательные!

          Мы – старательные!

          Во 2 классе учимся!

          Всё у нас получится!

- Я тоже думаю, что у нас всё получится. Итак, за работу.

II. Проверка домашнего задания.

- Дома вы выполняли проект «Родословная моей семьи». (Работы размещены на доске). Чьи фотографии вы разместили на своей схеме? (Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки….). Кем они являются по отношению к вам? (Родственники). Молодцы, ребята! Из ваших работ видно, что вы уважаете и цените своих предков.

- Есть ли среди ваших родных люди, которые пережили Великую Отечественную войну, участвовали в сражениях? (Да)

III. Определение темы урока. Постановка цели, задач.
- Какой великий праздник приближается?
(День Победы)

- Сколько лет со Дня Победы отмечается в этом году? (70 лет)

- Попробуйте сформулировать тему урока. (День Победы)

- Определите цель урока. (Углубление знаний о государственном празднике День Победы)

- Предлагаю вам поставить задачи, выбрав из предложенных подходящие к теме урока. Работаем в группах.

1) а) познакомиться с историей праздника День Победы;

     б) познакомиться с историей праздника День Матери;

2) а) познакомиться с городами-героями и городами воинской славы;

    б) познакомиться с родным городом;

3)а) выполнить творческий проект «Города-герои и города воинской славы»;

    б) выполнить творческий проект «Мой родной город»;

4) а) узнать, как люди чтят защитников Отечества, как мы можем поучаствовать в праздновании Дня Победы.

    б) узнать, как люди чтят труд хлебороба.

- По оглавлению учебника определите, по какой странице мы будем работать. (Страница 110)

 - Сегодня на уроке вы будете работать с листами самооценки. (У детей листы самооценки в форме звёздочки, разделенной на пять частей. По ходу урока закрашиваются части). Если вы считаете, что у вас всё удалось на определённом этапе работы, закрашиваете часть звезды красным карандашом, если были затруднения – зелёным, если остались вопросы, над которыми нужно поработать, – жёлтым.

- Оцените свою работу на этапе постановки цели и задач.

IV.Первичное восприятие и усвоение учебного материала.

1.Беседа.

- От кого вы впервые услышали о Великой Отечественной войне?

- Предлагаю обратиться к странице 110 учебника. Что обозначает условный знак? (Повтори пройденное)

- Прочитайте про себя текст и   ответьте на предложенные вопросы.

- Со словарями поработают ….

 (Дети читают текст, готовят ответы на вопросы; 2 ученика работают со словарями: «Толковым словарём русского языка» С.Ожегова, словарём в части 1 учебника «Окружающий мир»)

- Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года. (На доску вывешивается карточка: 22 июня 1941 года)  

- Почему войну назвали Отечественной? (На защиту Родины поднялся весь народ. Народ защищал Отечество).

- Что такое Отечество? (Родина, родная земля)

- В «Толковом словаре русского языка» С.Ожегова дано объяснение значения этого слова: Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. (Ученик читает определение).

- Что сказано об этом событии в словаре учебника? (Великая Отечественная война (1941-1945) 22 июня 1941 года Германия напала на нашу страну. Захватчики дошли до Москвы. Но враг был разбит и изгнан с нашей земли. Каждый год 9 мая страна отмечает День Победы. Россияне помнят и чтят тех, кто храбро воевал, не жалея себя, чтобы мы жили.)

- Из каких источников мы можем узнать информацию о Великой Отечественной войне? (Книги, встречи с  ветеранами, Интернет,  фильмы). Обратите внимание на выставку, эти книги вы можете взять в библиотеке и прочитать.

- Оцените свою работу на данном этапе. 

2. Выполнение задания учебника. Работа в парах.

- Какое историческое  событие связано с датой 9 мая 1945 года?  (Победа в Великой Отечественной войне)

- Великая Отечественная война длилась почти 4 года, 1418 дней и ночей (На доску вывешивается карточка: 1418 дней и ночей). Завершилась она нашей победой.

- Победу в Великой Отечественной войне каждый год отмечает вся страна.  Народ благодарит поколение наших дедов и прадедов. Они отстояли свободу и независимость нашей Родины.

- Предлагаю выполнить задание на странице 111 учебника. Что обозначает второй условный знак? (Работа в парах)

Задание учебника: Объясни соседу по парте, в честь кого зажжен Вечный огонь у Кремлёвской стены. А он пусть расскажет тебе, почему около Вечного огня лежат цветы.

- Выполнить задание вам поможет текст «Никто не забыт, но помнят все» из хрестоматии.   По  содержанию определите нужную страницу. (Страница 132)  

(Читают в парах текст, выполняют задание, озвучивают свои ответы).

- В честь кого зажжён Вечный огонь у Кремлёвской стены? (Вечный огонь у Кремлёвской стены зажжён в честь воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.)

- Почему около Вечного огня всегда лежат цветы? (Люди помнят о тех, кто защищал нашу Родину и не вернулся с войны.)

- О чём думают люди, стоя у могилы Неизвестного солдата? (Они задумываются, как надо жить, учиться и работать, чтобы сделать жизнь лучше; как сделать нашу страну сильнее и крепче, чтобы на Земле всегда был мир.)

Оцените свою работу на данном этапе.

3.Творческий проект  «Города-герои и города воинской славы».

В годы войны было много великих сражений. За  героизм и мужество защитников 13 городам присвоено звание «Город-герой», 45 городам – звание «Город воинской славы».

- Предлагаю вам поработать в группах, оформить страницы творческого проекта «Города-герои и города воинской славы».

- У вас на столах лежат заготовки, используя их, оформите страницу и подготовьтесь к защите. (1 группа – город-герой Москва, 2 группа – город-герой Ленинград, 3 группа – город воинской славы Белгород, 4 группа – город воинской славы Старый Оскол) 

Защита проекта (На доску вывешиваются работы, 1 человек от группы выступает с информацией о городе).

1 группа:  Столица нашей Родины – Москва была главной целью фашистов. В сентябре 1941 года началась битва за Москву. В ноябре   прямо с парада на Красной площади солдаты уходили на фронт. 5-6 декабря 1941 года  враг был остановлен. За свой подвиг город награжден   медалью «Золотая звезда». Ему присвоено звание «Город-герой».

2 группа: В годы Великой Отечественной войны жители города Ленинграда пережили блокаду, которая длилась 900 дней. За это время 640 тысяч жителей умерло от голода.   Но войска и горожане стойко  сражались за город. На заводах выпускали военную продукцию. В январе 1943 года город был освобожден. Городу  присвоено звание «Город-герой».

3 группа: Город Белгород – областной центр. 12 июля 1943 года под Белгородом состоялось самое большое танковое сражение – Курская  битва. 5 августа город был освобождён. В этот день в Москве в честь освободителей был дан первый салют. Поэтому Белгород назвали городом первого салюта. Победа в Курской битве изменила ход войны. Враг стал отступать, и был разгромлен. Белгороду присвоено высокое звание «Город воинской славы».

4 группа: Старый Оскол – город в Белгородской области, город-воин и город-труженик. В феврале 1943 года после тяжёлых  боёв он был освобождён от фашистов. В боях  погибли более семи тысяч  солдат.  За мужество и героизм защитников  городу присвоено  высокое звание «Город воинской славы».

- На плакате «Города-герои» вы сможете прочитать   информацию о других  городах-героях.

Оцените свою работу на данном этапе.

5.Беседа.

- Ребята, вы последнее поколение, которое может встретиться с ветеранами войны, потому что с каждым годом их остаётся всё меньше.

Великая Отечественная война закончилась 9 мая 1945 года. (На доске вывешивается карточка: 9 мая 1945 года)  В семье Мишиного прапрадедушки из пяти братьев Ивановых только Иван вернулся с войны. В селе Мирное в День Победы посадили березку. Позже около неё установили гранитную плиту. На ней высечены имена погибших односельчан. Много таких памятников по всей России.

 - Как в нашем городе хранят память о защитниках Отечества? (Вечный огонь, Аллея Героев, памятники погибшим воинам, труженикам тыла)

- Память о военных годах живёт в истории каждой семьи: в письмах, фотографиях, наградах… А как в ваших семьях хранят память о защитниках Отечества?

Данил: В моей семье хранятся фотографии, красноармейская книжка, удостоверения к медалям и даже фронтовая ложка моего прапрадедушки Малыхина Федора Васильевича.

Артём К.: У нас дома есть фотографии моего прадедушки Чуева Василия Стефановича, фотографии и медали прадедушки Цесарь Ивана Николаевича. Я никогда их не видел, но очень ими горжусь.

Андрей: У нас есть фотографии моего прадедушки Помельникова Ивана Ивановича.

- Ребята, а как вы можете поучаствовать в праздновании Дня Победы? (Возложить цветы к памятникам, поздравить ветеранов, сделать для них подарки, поучаствовать в проекте «Бессмертный полк», встретиться с ветеранами, подготовить праздничный концерт)

Оцените свою работу на этом этапе урока.

V. Домашнее задание.

На страницах 112-113 учебника изображены ордена и медали Великой Отечественной войны. Предлагаю вам рассмотреть их дома и ответить  на вопрос на странице 112.

Творческое задание: мы с вами будем выполнять творческий проект «Письмо ветерану», предлагаю вам продумать текст письма.

VI. Итог урока.

- Что означают даты на доске? (22 июня 1941 года, 1418 дней и ночей, 9 мая 1945 года)

- Все задачи урока решены?

- Цель урока достигнута?

- Почему День Победы – государственный праздник? (Празднуется всей страной)

VII. Рефлексия.

- На уроке вы работали с листами самооценки, приклейте ваши звёздочки на плакат. (Если есть ещё нерешенные вопросы, значит, нам есть над чем ещё работать) У нас получился настоящий праздничный салют в честь ветеранов, защитников Отечества. Спасибо за урок!

Список литературы

1.Федотова О.Н. Окружающий мир [Текст]: 2 кл. : Учебник: В 2 ч./ О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – 3-е изд. -  М.:Академкнига/Учебник, 2013. – 80 с. –  ISBN 978-5-49400-167-2  (общ.), ISBN 978-5-49400-169-6 (ч. 2).

2.Федотова О.Н. и др. Окружающий мир [Текст]: 2 класс: Методическое пособие/ О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. – 200 с. –  ISBN 978-5-49400-107-8.

3.Города-герои Великой Отечественной войны. Города воинской славы  [Электронный ресурс] – Режим доступа: ordenrf.rugeroi-rossii/goroda-voinskoy-slavy/, свободный. Загл. с экрана.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...