Страна, открывшая путь в космос
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_strana_otkryvshaya_put_v_kosmos.docx50.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Страна, открывшая путь в космос

Тип урока: Изучение нового материала

Задачи:

 - формировать знания о становлении космонавтики в СССР, первооткрывателях космического пространства;

 - развивать познавательную активность, прививать интерес к изучению космоса и истории космонавтики

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

 - иметь представление о первых этапах освоения космоса, достижениях СССР в области космонавтики;

 - знать дату первого полета в космос и имя первого космонавта;

 - знать имена основоположноков современной космонавтики: К.Э. Циолковский, С.П. Королёв

 - определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;

 - извлекать информацию из фотографий;

 - работать с текстом;

 - выступать с сообщениями;

 - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

 - проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность;

 - устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

 - проявлять самостоятельность в информационной деятельности

Ресурсы урока: Учебник, ч.2; рабочая тетрадь, ч.2; презентация SMART Notebook для интерактивной доски; статьи к теме урока.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Актуализация необходимых знаний

  • Предлагает учащимся ответить на вопросы:

- Какое название наша страна носила до 1991 года?

- Сколько республик входило в состав СССР?

- Как развивалась наша страна в послевоенное время?

  • Отвечают на вопросы:

- Союз Советских Социалистических республик.

- 15

- Люди трудились, надеялись на счастливую жизнь.    Поднимали из руин города, села. Было много трудностей, но, несмотря на это, наука и техника продвигались вперед.

Мотивация познавательной деятельности

  • Предлагает учащимся разгадать кроссворд.

  События, о которых пойдет речь на сегодняшнем уроке,               относятся к тому времени, когда наша страна носила название СССР. Мы узнаем тему урока, если отгадаем кроссворд.

  1. Чудо-птица – алый хвост

Полетела в стаю звёзд.

  1. В синей чашке алый мяч,

Он и светел и горяч.

  1. Четыре стороны горизонта,

А только с одной восходит солнце.

  1. На шаре леса, горы, моря,

Он такой родной для тебя и меня.

  1. Синий потолок, очень он высок.

Сколько ни пожелаем,

До него мы не достанем.

  1. Быстро в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт,

Человек им управляет.

Что такое?..

  • Помогает детям определить тему и учебную задачу урока.

              - Назовите ключевое слово.

 - Назовите синоним слова космос.

 - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? О чём мы узнаем?

 - Прочтите тему урока на доске. Правы ли вы?

 - Что вы уже знаете по данной теме? Что вам ещё хотелось бы узнать?

      Космонавты говорят, что из космоса Земля видна в голубовато-белой дымке. Из иллюминаторов космических кораблей они видят голубые озёра, земные леса и луга.

  • Отгадывают кроссворд, работают в парах.

  • Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

 - Космос.

 - Вселенная.

 - О космосе, об освоении космического пространства, космонавтах.

 

Организация познавательной деятельности

  • Организует работу по изучению новой темы.

- Давайте представим, что мы с вами отправились в путешествие в космос. С какого космодрома мы будем стартовать?

 - Кто знает, что такое космодром?

 - Что такое космический корабль?

 - Как вы думаете, какая наука занимается полётами в космическое пространство? Запишите это слово и его определение в свой словарик на странице 69 в рабочей тетради.

  • Сообщает новый материал, организует работу с учебником

     

     Основоположником космонавтики и ракетостроения стал Константин Эдуардович Циолковский. Именно он обосновал возможность использования ракеты для полётов в космическое пространство.

     Позже идеи Циолковского были развиты другими выдающимися учеными. Один из них – учёный-конструктор Сергей Павлович Королёв. Именно он воплотил в жизнь самые заветные мечты своего предшественника.

     Откройте учебники на странице 147. Прочитайте первые 2 абзаца статьи «Первые в космосе» и скажите, почему же 4 октября 1957 года – знаменательная дата для нашей страны?

     Первый спутник Земли представлял собой блестящий шар с антеннами, диаметром 58 см и весом 83,5 кг. Вспомните, мы видели макет в натуральную величину на выставке в Петропавловской крепости.

     Началась космическая эра. Перед учеными встала задача – вывести на орбиту живое существо.

 - Какие существо проложило для человека дорогу в космос?

     Множество собак и других животных побывало на орбите нашей планеты. Всё было готово для полёта человека в космос.

     Под руководством С.П. Королёва был сконструирован космический корабль «Восток». Скажите, почему так сложно покинуть Землю и отправиться в космическое путешествие? Давайте разберемся, как летает ракета.

  • Организует проведение опыта

     

     Для этого проведём небольшой опыт. На каждой парте есть воздушный шарик. Надуйте его и отпустите. Что заметили?

     По такому же принципу взлетает ракета. Топливо сгорает и образуется раскалённый газ, который вырывается через узкое отверстие – сопло, толкая ракету и заставляя её лететь вверх, преодолевая земное притяжение.

  • Задает вопросы о первом полёте человека в космос

     И вот наступил день, когда советский человек – гражданин СССР, нашей Родины, - совершил первый полёт в космическое пространство, преодолев земное притяжение.

 - Знает ли кто-нибудь, когда наступил этот день?

 - А кто же первым совершил полёт в космос?

  • Предлагает прослушать аудиозапись сообщения на радио  о первом полёте человека в космос.

     По всей стране разнеслось сообщение об этом событии. Прослушайте, пожалуйста, его запись.

  •  Сообщает учащимся о других событиях, связанных с освоением космического пространства

     Наряду с мужчинами осваивали космическое пространство и женщины. Кто знает имя первой в мире женщины-космонавта?

     А вчера (18 марта) исполнилось 50 лет с того дня, когда состоялся первый выход человека в открытый космос.

Посчитайте, в каком году это было?

Назовите имя этого космонавта.

Алексей Архипович Леонов тоже гражданин нашей страны.

  • Организует работу с текстом учебника

     Время шло, космические полёты стали обыденным делом. Пришло время, когда на орбите Земли появились орбитальные станции. Об одной из таких космических путешественниц прочитайте в учебнике на стр.151-152.

    - Что интересного узнали из текста?

   - Какие научные открытия были сделаны при помощи этой станции?

  • Предлагает задание на доске

     Давайте посмотрим, как выглядит орбитальная станция изнутри. А что мы увидим, если посмотрим в иллюминатор?

     Давайте проверим.

    Мы с вами увидели планету Земля такой, какой увидел её Юрий Гагарин, после своего первого полёта в космос.  Найдите в дополнительных материалах, что же сказал Гагарин о нашей планете.

  • Предлагает выполнить задание 4 на стр. 53 рабочей тетради.

     В тетрадь запишите 2-3 факта из дополнительных материалов, которые показались вам интересными.

 - Байконур.

 - Космодром – это комплекс сооружений для запуска космических кораблей.

 - Космический корабль – это аппарат для полёта человека в космос.

 - Космонавтика.

- Был запущен первый искусственный спутник Земли.

 - Собака.

 - Мешает земное притяжение.

  • Проводят опыт

      - Шарик стремительно взлетает вверх, потом падает вниз.

  • Отвечают на вопросы

       - 12 апреля 1961 года.

       - Юрий Алексеевич Гагарин

  • Слушают аудиозапись

  • Отвечают на вопросы

- Валентина Терешкова

- 18 марта 1965 года.

  • Работают с текстом учебника: самостоятельно читают текст, обсуждают и объясняют название текста, отвечают на вопросы.

 - Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать  её!

  • Работают с тетрадью и с доп. материалами.

Подведение итогов

     Давайте представим, что нам нужно отправить человека в космос. Все вы знаете, что не каждый человек сможет стать космонавтом. Почему?

     На ваших листах с заданиями и на доске предлагаются различные качества. Раскрасьте цветными карандашами те, которыми, на ваш взгляд, можно охарактеризовать космонавта.

     Теперь мы с вами отправимся в центр управления полётами. Руководитель центра подготовил для вас вопросы. Вы можете найти их в своих листах с заданиями.

     Поменяйтесь работами. Проверим ответы.

  • Выполняет проверку теста на доске.

     Выполним еще одно задание. На доске вы видите разные изображения. Нам нужно их расположить в хронологическом порядке.

  • Предлагает ответить на вопросы, которые поставили на этапе актуализации знаний.

  • Рефлексия

      - Космонавт – профессия необычная, требующая особой подготовки.

  1. Первый космонавт, вышедший в открытый космос.

А)Ю. Гагарин; б) А.Леонов; в) В.Терешкова

  1. Основоположник современной космонавтики.

А) С.Королев; б) К. Циолковский; в) Белка и Стрелка

  1. Первый космический корабль.

А) «Мир»; б) «Союз»; в) «Восток»

  1. Год, в который человек впервые полетел в космос.

А) 1951; б) 1961; в) 1957

  • Выполняют взаимопроверку

  • Выходят к доске и располагают картинки в нужном порядке.

  • Отвечают на вопросы

  • Делают отметку на шкале рефлексии

Дополнительный материал: статьи, подобранные учителем

Диагностика достижения планируемых результатов: тест со стр. 75 книги тестов

Использованная литература:

  1. Глаголева Ю.И., Роговцева Н.И. Окружающий мир: Поурочные разработки (технологические карты уроков), 4 класс – М.: Просвещение, 2014
  2. Максимова Н.Т. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 4 класс – М.: ВАКО, 2014
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир: рабочая тетрадь: 4 класс: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013
  4. Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник: 4 класс: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013
  5. Методическая газета «Начальная школа». 2011 № 4, с. 20-35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме «Страна, открывшая путь в космос».

Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Страна, открывшая путь в космос» знакомит детей с важнейшими моментами освоения космонавтики в нашей стране, пробуждает чувство гордости за свой народ. ...

тест по окружающему миру 4 класс по теме: "Страна, открывшая путь в космос"

С помощью тестового материала можно быстро и точно оценить знания учащихся и выявить слабые места....

Страна, открывшая путь в космос

Презентация к уроку....

Страна, открывшая путь в космос

Урок окружающего мира в 4 классе по программе "Школа России"....

Разработка урока "Страна, открывшая путь в космос" 4класс

Предмет "Окружающий мир". Урок проводится с использованием ИКТ. Деятельность учащихся активизируется за счет применения разнообразных методов и приемов. Презентация позволяет детям наглядно представит...

Конспект урока "Страна, открывшая путь в космос"

Методическая разработка урока по окружающему миру для 4 класса по программе "Школа РОссии"...