Конспект урока по окружающему миру. Охрана растений.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Хомутова Тамара Александровна

Каждый человек имеет право жить в благоприятных экологических условиях. Но во многом от самих жителей зависит экологическая обстановка. Важно с детства прививать любовь к природе и бережное отношение к ней. Уроки экологии в эти дни прошли в школах района.

     Учащиеся 3 класса составили свой план мероприятий на данную тему. Дети знакомились с «Красной книгой Урала», приготовили рассказ о заповедниках и национальном парке, об экологическом центре, группа ребят создали презентацию «Природа в опасности». Мы ходили на экскурсии, принимали участие в посадке деревьев, работали над проектами по обустройству и озеленению детских площадок. А в октябре у нас прошёл урок на тему «Охрана растений». На этом уроке дети систематизировали знания об охране растений, объясняли, по­чему многие растения стали редкими и как нужно охранять расте­ния, оценивали поступки людей по отношению к природе, сформу­лировали правила друзей природы,  сделали выводы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ohrana_rasteniy.docx45.61 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет «Окружающий мир» 3 класс. УМК «Школа России»

Тема: Охрана растений

Цели: систематизировать знания об охране растений.

 Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, почему многие растения стали редкими и как нужно охранять растения, оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы, анализировать, делать выводы.

Оборудование: карточки с заданиями; распечатки памятки. Иллюстрации различных растений.

Ресурсы:

Основные:

- Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).

- А.А.Плешаков. Учебник  «Окружающий мир» для 3 класса, часть 1.

- Н.Ю. Васильева «Поурочные разработки по курсу окружающий мир» з класс. МОСКВА. «ВАКО».2013

- Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Книга для учащихся начальных классов / Плешаков А.А., Румянцев А.А. – М.: Просвещение, 2012. 

- Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).

- Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2013.

- От Земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.

- Изображения с http://images.yandex.ru

- Авторские задания.

Дополнительные:

- Интерактивная доска: ActivBoard 378E100 

- Программное обеспечение:   ActivInspire 

- Интерактивное приложение к учебнику.

-  лист фиксирования работы в группах

-  нетбуки

-  лист для самооценки

-  презентация

-  тетрадь

-  лист самооценки у каждого ученика

Ход урока.

Ι. Организационный момент.

 Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.            (слайд 1)

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов:

1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 – Догадайтесь, о чём идёт речь в этой загадке:                              (слайд 2)

На горе шумит,

А под горой молчит?

  (Лес)

 (Учитель заранее раздает ученикам карточки с заданиями.)               (слайд 3)

1)Найди неверное утверждение.

  • Корень находится в почве, всасывает воду и питательные вещества.
  • Листья растут на стебле, с их помощью растения дышат и питаются.
  • Цветок образуется на листьях, из него развиваются плоды и семена.
  • Семена образуются из цветка и плода, ими растения размножаются.

2)Выбери правильное описание развития растения из семени.

  • Семя — проросток — растение с цветком — взрослое растение.
  • Семя — проросток с корешком — растение с плодами — взрослое растение с цветками.

Семя — проросток с несколькими листьями — взрослое растение с

  • цветками — растение с плодами.
  • Семя — проросток с корешком — проросток с несколькими листьями — взрослое растете с цветками — растете с плодами.

Самоопределение к деятельности

  • Какое значение для животных и человека имеют растения?
  • Нужно ли охранять растения? Зачем?
  • Какие меры по охране растений вы знаете?

– Это нам и предстоит выяснить.

Сегодня на уроке будем говорить об охране растений.

 Давайте составим план урока.

Составляется план на основе мнений, которые высказывают дети.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

 Какое умение формировали?

ΙΙ. Изучение нового учебного материала.

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1.Работа в группах. Работа в учебнике.                                           (слайд 4)

Давайте познакомимся с лесом. Отправимся на воображаемую экскурсию в лес. Рассмотрите рисунок на с. 82 и вопрос к нему. Расскажите, что можно увидеть в лесу. (Лес – экосистема многоэтажная: деревья, кустарники, травы. Растения приспособились жить на разных «этажах».)

– Познакомимся поближе с каждой группой растений.

2. Задания для групп:

1. Рассмотрите рисунок на с.71, ответьте на вопрос к нему. Выделите отличительный признак для деревьев. (Деревья бывают лиственные и хвойные. Это многолетние растения с твёрдым стеблем.)

2. Рассмотрите рисунок на с. 71, ответьте на вопрос. Выделите отличительный признак для кустарников. (Эти кустарники используются в медицинских целях, декоративных. Они имеют несколько твёрдых стеблей.)

3. Рассмотрите рисунок на с.71, ответьте на вопрос. Выделите отличительный признак для трав. (Травам характерен мягкий зелёный стебель.) Дети рассказывают о растениях, которые им встречались .

Какие преимущества имеют деревья перед травами? Что дают деревья растениям нижних «этажей»? (Деревья, поскольку высокие, получают больше света и защищают растения нижних «этажей».)

3.Рассказ учителя.  

Охрана растений                                                                                  (слайд 5)

Как хорошо, что на Земле есть растения! Сколько радости доставляет нам их красота! Они выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. Для животных растения — это и дом, и пища.

К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер. Много растений при этом погибает. Так постепенно человек как бы наступает на природу, губит ее. Поэтому растения нуждаются в охране.

- Какие правила охраны растений вы знаете?

- Прочитайте памятку.

(Учитель заранее раздает ученикам распечатки памятки.)

Правила охраны растений

  • Если вы оказались в лесу или на лугу, старайтесь не вытаптывать траву. Ведь хрупкие стебельки трав под ногами человек ломаются, почва уплотняется. В ней становится мало воды и воздуха, необходимых растениям. Нужно стараться ходить только по тропинкам.
  • Не рвите полевые цветы и не собирайте их в букеты. Букеты можно составлять только из садовых цветов.
  • Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Дерево или куст может заболеть и погибнуть.
  • Не ловите насекомых-опылителей и насекомых-хищников. Ведь они опыляют растения и уничтожают тлей и других вредителей.
  • Помните! Растения - живые существа! Они все бескорыстно отдают людям, но они беззащитны и нуждаются в нашей помощи.
  • Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.

   Некоторые растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они еще долго могли бы радовать нас!                                                                           (слайд 6)

   Наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих растений в местах, часто посещаемых людьми. Жертвами нашей «любви» к цветам стали не только изначально редкие растения (ныне многие из них оказались на страницах Красной книги), но и когда-то вполне обычные, даже массовые виды, такие как ландыш, колокольчик, ветреница.

   Запомните, выросший на лугу цветок находится у себя дома, он связан с другими обитателями луга. Например, к нему прилетают насекомые, которые питаются его нектаром. После цветения появляются плоды с семенами. Они попадут в почву, где из семян вырастут новые растения... Имеем ли мы право срывать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им?       Конечно, нет. Для этого люди специально выращивают растения в садах, на клумбах, в оранжереях и т. д. А красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе.

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 82-83. Многие из этих растений занесены в Красную книгу России.

4.Послушайте рассказы об удивительных растениях.

(Заранее подготовленные ученики выступают с устными сообщениями на темы «Хохлатка», «Сон-трава», «Волчье лыко», «Купальница», «Кувшинка».) 

Хохлатка.                                                                                                 (слайд 7)

         Хохлатка как будто все время спешит: скорее выбраться из-под земли, скорее развернуть листья, скорее зацвести. И действительно, зацветает она очень рано: едва снег успевает исчезнуть.

       Идешь по весеннему лесу — под ногами слегка шуршит прелая листва, в ямках чернеет застоявшаяся снеговая вода. И вдруг маленькое растеньице с чудесными сиреневыми цветками, собранными в густую кисть. Присмотришься: у каждого цветочка длинный вырост - шпорец, как будто хохолок. В шпорцах спрятан сладкий нектар, а вокруг распространяется нежный аромат. Летят к хохлатке шмели и пчелы — собирают нектар и пыльцу и опыляют цветки.

       Всего несколько дней радует нас хохлатка своей хрупкой, какой-то удивительно чистой красотой. За торопливым цветением следует быстрое увядание. И уже в конце весны мы не увидим в лесу этого растения. Исчезли не только его цветки, но и стебли, и резные листочки...

       И все-таки осталась в лесу хохлатка! Под землей сохранился у нее небольшой клубень с запасом питательных веществ. Все лето, всю осень

и всю зиму он будет как бы дремать, не давая знать о себе, а весной из него вырастет новое растение.

     Ну и конечно, останутся в лесу ее семена. Правда, появляющиеся из них молодые растения зацветут лишь на четвертый-пятый год своей жизни.

 Сон-трава.                                                                                           (слайд 8)

       Удивительное растение зацвело в сосновом лесу! Похоже на колокольчик. Но хотя лепестки и фиолетовые, между собой они совсем не срастаются, как это бывает у колокольчика. Всюду на растении нежный серебристый пушок. Листья тоже необычные — рассечены на множество долек, как будто прострелены.

      Народное имя — сон-трава — родилось из поверья: цветок этот будто бы навевает сны. Медицина подтвердила: в сон-траве действительно содержатся вещества, обладающие успокаивающим и снотворным действием. Кое-где цветок называют сон-дремой, сончиком.

       Этим именам есть еще одно объяснение: цветок, особенно молодой, почти всегда стоит поникшим, как будто спит. С возрастом он поднимается, раскрывает свои лепестки и становится похожим на большую фиолетовую звезду.

       Цветет сон-трава в апреле — начале мая. Опыляют ее шмели, пчелы и другие насекомые. А после опыления образуются плодики. Они умеют ползать и зарываться в землю, не говоря уже о том, что они прекрасно летают. Секрет здесь такой: каждый плодик имеет вырост — ость, снабженную длинными волосками. Благодаря волоскам плодик летает — легко переносится ветром. А ость очень чутко реагирует на изменения влажности. При этом она может закручиваться, перемещает плодик и как бы ввинчивает его в землю. Вот такие чудеса.

Волчье лыко.                                                                                           (слайд 9)

      Волчье лыко — небольшой кустарник; он обычно не превышает половины человеческого роста. Но если пересадить кустарник на открытое место, например на клумбу, он начинает расти гораздо лучше, обильно цветет и плодоносит.

      Цветет растение ранней весной. На тонких голых прутиках появляются небольшие розовые цветки, напоминающие цветки сирени. Но располагаются они на ветках совсем не так, как у сирени, — небольшими плотными кучками. Собственных стебельков-цветоножек у них нет, и кажется, будто цветки наклеены на ветки. У других наших кустарников такого не бывает. Нежные розовые цветки имеют приятный острый аромат, немного похожий на запах гиацинта.

       Цветение волчьего лыка продолжается недолго. Венчики цветков быстро бледнеют и опадают. В это же время появляются и листья — небольшие, сильно вытянутые.

       В середине лета на месте цветков созревают плоды — блестящие красные ягодки. Они тоже точно приклеены к веткам. Эти красивые ягодки ядовиты. Ядовито и все растение — его листья, ветки, корни.

      К волкам этот невысокий кустарник не имеет никакого отношения: волки, как и все другие дикие и домашние животные, обходят его стороной. Очень уж оно ядовито. Вероятно, за это и название получило. А лыко из коры этого кустарника действительно прочное и гибкое, из него раньше в деревнях плели лапти.

      Волчье лыко и прежде встречалось нечасто, а теперь становится все более редким. В этом повинны слишком усердные сборщики весенних цветов. Увидят в лесу цветущий кустик - обязательно надо сорвать. Атак как одну ветку отломить трудно, выдергивают растение целиком, благо оно небольшое.

       Волчье лыко можно встретить в еловых лесах. Но не во всех ельниках, а лишь в некоторых — там, где более богатая почва.

Купальница.                                                                                        (слайд 10)

      Все ярче весеннее солнце, все ближе и ближе настоящее летнее тепло.

Как раз в то время, когда у одуванчиков появляются первые пуховички-парашютики, над лугами и лесными полянами поднимает свои золотые головки-бубенчики купальница.

       Растет она в сырых местах — на лугах, среди кустарников, в лесах. Это многолетнее, корневищное растение с прямым стеблем до 50 см высотой. Цветки у нее крупные, 3—5 см в диаметре. Цветок оригинальной шаровидной формы, защищающий пыльцу от сырости, поэтому купальница никогда не склоняет цветок. Имеется только одно небольшое отверстие наверху, через которое насекомые попадают внутрь. В непогоду и по ночам они забираются в цветки купальницы и находят там временное убежище от дождя, ветра и холода ночи - ведь в цветке на 5-6 градусов теплее, чем снаружи. Цветки имеют слабый, но очень приятный аромат, который напоминает запах мандарина.

      Все звонче и звонче голоса птиц в парках и лесах... Все больше и больше вокруг купальниц. Лепестки купальницы сомкнуты, сжаты в кулачок, а сам цветок как бубенчик, только что не звенит. На дне, где тычинки, крошечное оранжевое солнышко. И кажется, что эти цветы-бубенчики, чуть заметно покачиваясь на ветру, тихо позванивают вслед за птицами: «динь-дилинь-бом, динь-дилинь-бом».

       Другой раз и ветра никакого нет, а цветок-бубенчик покачивается на своей высокой ножке. Постой немного около цветка. И тогда обязательно увидишь, как из него выберется наружу пчела или шмель. Заберется пчела или шмель в цветок за пыльцой и нектаром, возится внутри — вот бубенчик и раскачивается без ветра.

       Наша купальница растет в европейской части страны и очень робко заглядывает в Сибирь, а потому и называют ее - купальница европейская. В Сибири же растет другая купальница — азиатская. Эту купальницу называют еще жарки. Цветки у жарков не желтые, а оранжевые, и когда цветут жарки, то кажется, что по полянам, опушкам, лугам и горным склонам зажгли много-много ярких огоньков.

Кувшинка.                                                                                             (слайд 11)

      В пресных водоемах со стоячей и медленно текущей водой растут красивые растения с крупными блестящими темно-зелеными листьями и белыми цветками. Это кувшинка.

       У всех народов с глубокой древности сохранились предания и легенды, связанные с кувшинкой. В Древней Греции цветок кувшинки был символом красоты и красноречия. В Средние века в Европе создавались сказки об эльфах — маленьких лесных человечках, катающихся, как на корабликах, на чашелистиках кувшинки.

       Древние славяне приписывали кувшинке таинственные свойства, особенно помогающие путешественникам: «Где ни пойдет — много добра обрящет». Когда славянин отправлялся в далекое путешествие, он зашивал в ладанку (мешочек) кусок корневища кувшинки и вешал себе на шею. При этом произносил такое заклинание:

       «Одолень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, скверного не мыслили, отгони ты чародея, ябедника. Одолень-трава! Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные, пеньки и колоды... Спряду я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца во всем».

Кувшинки имеют цветки от снежно-белых, голубых, розовых до лиловых, синих и даже желтых. Размеры цветков бывают от 4 до 12 см в диаметре.

Цветки белой кувшинки имеют удивительную особенность: с начала лета до осенних холодов при ясной погоде они открываются в восьмом часу, а вечером закрываются около пяти-шести, так что по ним можно определять время.

       Концы лепестков кувшинок выделяют мед. Их посещают жуки, мухи и пчелы. Насекомые переносят пыльцу с цветка на цветок, опыляя пестики.

        Когда плод сгниет, семена не тонут, а плавают, так как они у белой кувшинки окружены беловатой оболочкой, наполненной воздухом. Подует ветерок, зарябит поверхность озера, и понесутся семена кувшинки к другому берегу. Оболочку семян белой кувшинки едят рыбы, которые способствуют их распространению. Воздух из оболочки постепенно выходит, и тогда семена опускаются на дно. Но часто семена попадают на дно не своего родного водоема, а какого-нибудь другого, далекого. Дело в том, что плоды кувшинки состоят из сочной, клейкой и вязкой, как тесто, массы. Эта мякоть плодов является любимым лакомством водяных курочек. Семена налипают на лапки, клюв и перья курочек и переносятся ими в новые водоемы за тридевять земель.

5.Лекарственные растения                                                            (слайд 12)

- Какие растения называются лекарственными? (Растения, при помощи которых человек лечит какое-либо заболевание.)

- Назовите лекарственные растения.

- Рассмотрите их в учебнике на с. 83.

- Прочитайте на с. 83 правило заготовки лекарственных растений.

     Можно собирать только те лекарственные растения, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. Лучше заготавливать те растения, которые чаще встречаются: подорожник, пастушью сумку, пижму, тысячелистник.

6.Викторина на тему «Лекарственные растения» 

1. Русское название этого кустарника происходит от тюркского слова, обозначающего цвет его плодов. Казахи называют плоды этого дерева «шайтановой ягодой». Это связано с забавной легендой.

       Когда Аллах одаривал людей растениями, то черт выпросил себе именно это, думая, что если оно рано цветет, то и плоды даст раньше всех. Но черт просчитался: созрели яблоки, груши, сливы, а плоды этого дерева оставались зелеными, кислыми, терпкими. Плюнул тогда черт с досады и отказался от подарка, а осенью люди набрали полные корзины вкусных ягод и посмеялись над чертом.

Высушенная мякоть плодов этого кустарника повышает иммунитет, а из его древесины делают музыкальные инструменты.

-Что это за растение? (Кизил.)

2. Острые шипы — характерная особенность этого кустарника. Это растение образует в горной местности непроходимые заросли. По народным поверьям, эти колючие кустарники не подпускают к себе посторонних, а потому способны защитить человека от злых духов, насылающих болезни. Древние тюрки, размахивая над колыбелями заболевших детей колючими ветками, пытались таким образом выгнать из жилища злых духов и вместе с ними болезни. Особенно ценным оказалось это растение в годы Великой Отечественной войны. Оно помогло многим раненым воинам. Плоды употреблялись в свежем виде и в виде муки, из нее в госпиталях выпекали хлеб.

- Назовите это растение. (Боярышник.)

3. Эта трава часто встречается по обочинам дорог. Никто не обращает на нее внимания, любой пешеход топчет ее и не задумывается, что ступает по ценному лекарственному растению. Оно обладает замечательной способностью останавливать кровотечение. Название свое трава получила давным-давно за то, что ее треугольные стручочки с семенами напоминают дорожный мешок или торбу.

- Что это за растение? (Пастушья сумка.)

4. Этот цветок встречается почти всюду. Он стойко переносит капризы погоды, загрязнения почвы и воздуха. Издавна растение применяется в народной медицине. Используют его и парфюмеры — при изготовлении кремов, бальзамов, мыла, шампуней и красок для волос. Его теперешнее название ввел в обиход русский ученый А. Болотов в конце XVIII в.

- Что это за цветок? (Ромашка.)

5. Этот цветок, любящий простор и тепло, часто вырастает на лесных вырубках и гарях. Размножаясь, он далеко засылает своих «разведчиков» — семена, снабженные пушистыми зонтиками. Цветок — прекрасный медонос: дни напролет вьются над ним пчелы. Люди собирают съедобные корни и молодые побеги цветка, а из листьев готовят вкусный и ароматный напиток.

-Что это за цветок? (Кипрей, или иван-чай.)

6. Средневековые врачи лечили этим цветком глазные болезни, да и сейчас медики относятся к нему с уважением. Встретить его можно всюду, где светит солнце. Цветок удивительно неприхотлив: где семечко ляжет в землю, там и прорастет. А размножаться помогает ему ветер, потому что каждое семечко снабжено легким пуховым парашютиком. На одном растении их может быть до трех тысяч!

- Назовите растение. (Одуванчик.)

7. Это растение — лучшее украшение окон, малых садов и газонов. Народная медицина считает, что аромат его листьев снимает головную боль, прогоняет усталость. Об этом растении есть легенда, Дошедшая до наших времен.

У бедных крестьян тяжело заболел сын. Отец с матерью варили всевозможные снадобья, а больной все не выздоравливал. Опечалились родители и обратились к лекарю — цветознатцу. Осмотрел лекарь больного и посоветовал приобрести несколько кустиков душистого растения и установить в изголовье кровати больного. Наутро болезнь миновала. Это растение иначе зовут журавельником или аистником.

- Что это за растение? {Герань.)

8. Легенда гласит: «Шли по тайге люди. Шли день, шли другой, а тайге конца-края не видно. Продукты кончились, люди обессилели и стали впадать в отчаяние. Только какая-то птица все время порхала над ними и неустанно причитала: «Вы-жи-ви-ка!» Осердились люди на птицу, захотели изловить ее, но когда бросились на поимку, неожиданно наткнулись на колючий кустарник, а на кустарнике ягоды черные заприметили. Взяли по ягодке-другой, а ягоды вкусные, душистые. За символической трапезой сориентировались в лесу и благополучно вышли на дорогу».

- Что это за растение? (Ежевика.)

9. Ранней весной почки этого растения похожи на пики. Писатель Михаил Пришвин говорил: «Это к тому, чтобы зимой это дерево вспомнило, как его ломали, и твердило про себя: “Не забыть, не простить и пиками не допустить!” Потом прилетит соловей и так запоет, что забудет растение свое обещание, станет добрым и мягким». Из ягод этого растения делают начинку пирогов, варят кисели, соком их подкрашивают вина и напитки. По народным приметам, зацвело это растение — пора сажать картофель.

- Назовите растение. (Черемуха.)

- Не забывайте, что в природе все взаимосвязано.

- Почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить бабочек?

- Что произойдет с деревьями, если в лесу станет мало птиц?

  Охрана растений тесно связана с охраной насекомых-опылителей, хищных птиц, насекомых и борьбой с загрязнением воды и воздуха.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

  Физкультминутка

Руки подняли и покачали —

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули —

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем —

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем —

Крылья сложили назад.

ΙΙΙ. Закрепление учебного материала Самостоятельное применение знаний.

Регулятивные УУД

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

1. Работа в учебнике. Работа в рабочей тетради.

Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 37).

-Прочитайте задание. Расскажите, какое значение имеют для вас растения.

-Напишите названия ваших любимых растений.

№2 (с. 37).

-Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.

-О чем говорит первый рисунок? Подберите соответствующую запись.

-Выполните задание самостоятельно.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

-Расскажите, почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими.

№ 3 (с. 37). Работа в группе.

-Почему растения вносят в Красную книгу?

-Вырежьте и наклейте рисунки.

(После выполнения задания проводится самопроверка по учебнику.)

№5 (с. 38).

-Прочитайте задание. Выполните его.

№6 (с. 39). Работа в паре.

-Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок.

-Запишите буквы по порядку.

-Какое предложение у вас получилось? (Берегите растения!)

-Почему надо беречь растения?

-Прочитайте в учебнике на с. 86 статью о ботаническом саде.

     Итак, охрана природы — наше общее дело. Это известно любому. Только не каждый понимает, что общее — значит и его. Ведь немногим выпадает удача принимать участие в спасении китов или тигров. А вот радость от того, что сохранил жизнь цветку, доступна каждому. 

    -Что наносит наибольший вред природе?                               (слайд 13)

    -Выберите советы, которые помогут сберечь богатства

 природы.                                                                                            (слайд 14)

IV. Рефлексия

1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

-Давайте проверим, чему мы научились на уроке. Проведем графический диктант.

Графический диктант

Правильное утверждение отметьте знаком «+», неправильное отметьте знаком «—».

  • Хозяйственная деятельность не влияет на жизнь растений. («—».)
  • Самые редкие растения занесены в Красную книгу. («+».)
  • Растение подорожник занесено в Красную книгу. («—».)
  • Заготавливать нужно те лекарственные растения, которые часто встречаются в природе. («+».)
  • В лесу надо ходит по тропинкам, чтобы не уплотнять почву и не топтать растения. («+».)

(После выполнения задания проводится самопроверка. Учащиеся читают и объясняют утверждения, учитель ставит знаки на доске.)

2. Работа в рабочей тетради.

– Задания из рабочей тетради на выбор.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

V. Домашнее задание.

1.В книге «Великан на поляне» прочитайте рассказы «Кукушкины слёзки», «Как одолели одолень-траву», «Ещё немного о редких растениях». Подумайте о своём поведении в природе. Всегда ли вы бережно относитесь к растениям?

2.С помощью взрослых оформите для наших первоклассников книжку-малышку «Береги растения!» На первой странице напишите, что сказали бы растения ребятам, если бы могли говорить.

VI. Итог урока.

-Над какой проблемой мы работали сегодня? Что важного вы узнали?

-Какие правила поведения в природе вы будете выполнять?

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что люди делают для охраны растений?

-Кто доволен сегодня своей работой?

-Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

-Какую бы отметку вы себе поставили?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Охрана животных" 3 класс

Конспект урока по окружающему миру "Охрана животных " для 3 класса разработан в соответсвиями ФГОС...

Конспект урока по окружающему миру "Охрана природы"

Конспект урока1. Ф.И.О .учителя  Козлова Е. А. 2. Класс: 4 3. Предмет: окружающий мир 4. Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России». 5. Автор УМК: Н. Я. Дмитриева,...

Открытый урок по окружающему миру «Охрана растений» 3 класс УМК «Школа России»

Цели и задачи:Ø показать значимость растений в жизни человека;Ø формировать представления учащихся о влиянии деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений;Ø закр...

Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду"

Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ по теме " Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду."  Цели: расширение представлений школьников о разнообразии флоры, ...

Открытый урок по окружающему миру "Охрана растений" 3 класс

Открытый урок по окружающему миру "Охрана растений" 3 класс....

Открытый урок по окружающему миру "Охрана растений"

Открытый  урок по окружающему миру "Охрана растений" был проведен в 3 классе...

Конспект урока по окружающему миру «Охрана растений» УМК "Школа России" 3 класс

Цели: Формирование знаний о природе, систематизировать знания об охране растений.Планируемые результатыПредметные:- знать факторы отрицательного воздействия человека на природу;- знать растения, нужда...