Игровые формы обучения естествознанию
методическая разработка по окружающему миру на тему

Сидельникова Екатерина Вячеславовна

Материал предназначен для обучающихся 1-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_formy_obucheniya_estestvoznaniyu.docx13.27 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Сидельниковой Екатерины Вячеславовны,

учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения — средней общеобразовательной школы № 13 города Армавира  Краснодарского края

Игровые формы обучения естествознанию.

Игровая деятельность – естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к жизни и труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания. Игры в полной мере соответствуют современным задачам методики обучения. На включение их в педагогический процесс настаивают психологи и педагоги, которые стремятся его оптимизировать.

Игра – это модель поведения, складывающаяся непосредственно в процессе  обучения. Содержание игр по ознакомлению с окружающим миром разнообразно. В них ярко отражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Игра служит ценным средством формирования личности. Она активизирует психические процессы, вызывает живой интерес к познанию окружающего мира. Дети преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний. Разыгрываемая роль создает мотив обучения и оказывает положительное влияние на осознание его учащимися.

Подбирая игру к уроку, важно учесть уровень сложности и в то же время доступность детям. Во время игры дети должны быть внимательны, не мешать друг другу, быть достаточно активными. При  организации игры нужно опираться на опыт и знания детей, ставить перед ними конкретные задачи, четко объяснять правила, постепенно усложняя задачу. Ученики в игре неизбежно становятся главными фигурами учебно-воспитательного процесса, что делает обучение личностно ориентированным.

С педагогической точки зрения дидактическая игра – это такая форма организации обучения, в которой субъекты учебно – воспитательного процесса являются его активными участниками. Игры служат средством развития творческой активности, мышления, способности к анализу ситуаций, постановки и решения задач.

Существует множество классификаций игр. Это, например, игры ролевые, деловые, обучающие, имитационные и т.д. В обучении естествознанию наиболее часто используют ролевые и имитационно – ролевые игры, моделирующие (имитационные) возможную реальную ситуацию. Эти игры требуют разработки – сценария, распределения ролей, продуманной режиссуры – и очень трудоемки по исполнению. Они рассчитаны не столько на улучшение естественнонаучных знаний, сколько на личностное самовыражение, самоопределение, понимание самого себя и познание других участников игры. В отличие от обычных детских игр, возникающих спонтанно, учебные или дидактические игры, включенные в процесс обучения, разрабатываются и «ставятся» учителем.

        В игровой учебной деятельности роли учителя и ученика конкретным образом изменяются. Учитель в игре перестает быть для ученика только источником знаний и становится режиссером игры и консультантом по организации познавательной деятельности. Ученики же в игре – активные участники учебного процесса: они сами  определяют цель игры, ищут способы ее достижения, вырабатывают возможные пути решения задач. В имитационно – ролевых играх может быть разыграно множество ситуаций.

        Это может быть представление в лицах (инсценировка) идей какой – либо истории, описанной в литературе или текущей прессе и имеющей отношение к охране природе, или разработка ситуации, связанной с какой – либо экологической катастрофой.

        Для развития личности очень полезно имитационное поведение и попытка понять действия другого человека (например, директора заповедника и т.д.) через принятие в игре его установок (привычных способов действий и мышления) и помещение себя в обстоятельства его деятельности. Расширяет кругозор школьников.

        В играх может быть осуществлено непосредственное изучение социальных ситуаций, таких как уничтожение цветов на клумбе, поломка деревьев, негуманное отношение к животным и т.д. Игры позволяют смоделировать различные ситуации, например, «А что будет, если…», проанализировать их, заставляют задуматься о будущем. Во время игры можно смоделировать ситуации, например, через 5, 10, 15 лет.

        Таким образом, играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В их процессе формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечный результат, но и сам процесс участия детей в познании окружающего мира.

        Начиная подготовку к игре, следует в первую очередь решить для себя важнейшие вопросы: какова цель; какие умения и навыки будут формироваться в процессе игры; как организовать деятельность детей (соревнование отдельных участников, команд, классов); как подводить итоги.

        Важнейшими этапами игры служат её планирование и подготовка сценария, в котором детально проработано, как конкретно разыграть идею или ситуацию. Организатору игры необходимо:

  1. Выбрать конкретную тему и подобрать материал, который будет использован во время игры.
  2. Наметить роли учеников.
  3. Предусмотреть необходимый «реквизит», справочный материал.
  4. Продумать, каким будут правила игры, как познакомить с ними детей в минимально короткий срок, можно ли будет изменить в целях активизации класса.
  5. Обдумать, как начать и когда закончить разыгрывание ситуации.
  6. Решить, как использовать результаты игры.

Немаловажным фактором является определение времени игры: когда, на каком уроке или во внеурочное время она может быть проведена. Игры могут иметь разную продолжительность и проходить на разных этапах урока.

Для создания игровой атмосферы необходимо помнить о некоторых важных моментах:

Во-первых, исключить порицание и критику во время игры. Учителю следует показать, что достичь цели можно различными, более или менее продуктивными путями, но не может быть «правильных» или «неправильных», «лучших» и «плохих»  путей. Обстановка во время игры должна быть доброжелательной, спокойной. Во-вторых, учитель должен играть как бы двойную роль, с одной стороны, достаточно часто непосредственно вступать в игру вместе с учениками, исполнять свою роль, а с другой стороны, оставаться объективным наблюдателем того, что происходит, и нести ответственность за развитие процесса взаимодействия.

Учитель определяет выбор разыгрываемых ситуаций и их сложности, ориентируясь на возраст обучаемых, их организаторские способности и уровень познавательных возможностей. Для младших школьников наиболее приемлемы игры с решением различных ребусов, кроссвордов, шарад, путешествий по карте. Такие игры менее трудоемки, их можно использовать систематически. Разнообразя процесс обучения в начальной школе, игры побуждают детей к активной деятельности.

Для младших школьников наиболее подходят ролевые игры или игры с определенными правилами, выполнение которых позволяет достигнуть определенных результатов, решить поставленную задачу. Сценарий игры должен содержать описание структуры и назначение объекта, положения, обстановки. В процессе игры создается обучающая ситуация, поощряется поиск ответа на поставленные вопросы.

Особенно эффективны игры по экологии и охране природы, которые не только представляют учащимся возможность получить определенные знания, но и воспитывают в них экологическую грамотность, активизируют их интерес к проблемам окружающей среды, формируют нравственные качества личности.

Предлагаю методику проведения нескольких экологических игр для учащихся начальной школы.

Игра «Многообразие и значение растений».

Знакомство с разнообразием растительного мира начинается с 1 класса. Вначале учащиеся знакомятся с травянистыми и древесными формами, голосемянными и цветковыми растениями, позже – с органами цветкового растения, узнают об особенностях хвойных растений, папоротников, водорослей. Здесь можно использовать игру-тест.

Детям раздают карточки с изображениями растений из различных групп со всеми органами, включая цветки и плоды. По правилам игры необходимо вычеркнуть органы, отсутствующие на самом деле у данного растения. В процессе игры дети оценивают выполнение задания товарищем. Каждый участник получает баллы за правильную проверку задания.

Игра «Кто где живет».

Игру проводят на уроке при изучении вопросов о местообитании растений и животных, представлений об экологических факторах.

Для игры необходимо подготовить три кубика.

Первый кубик позволяет выбрать среду, где живут растения и животные. На его шести гранях обозначены различные местообитания: лес, тундра, степь, пустыня, лесостепь, почва.

На грани второго кубика нанесены различные значения температуры: -20о С, 0оС, +10оС, + 20оС, + 30оС, +50оС.

Третий кубик демонстрирует обеспеченность влагой или её качество: пресная вода, соленая вода, мало осадков, много осадков, достаточное количество воды, воды очень мало.

Смысл игры заключается в том, чтобы по тем или иным выбросам кубиков составить среды или природной зоны и определить, какие организмы могут в ней обитать. В игре могут участвовать от четырех человек, до всего класса одновременно.

Один ученик выбрасывает первый кубик. Выпадает, например, пустыня. Остальные играющие дают характеристику пустыни и предполагают, какие животные могут в ней обитать. Второй выбрасывает кубик «температура», например, -10оС. В этом случае участники предполагают, что это может быть скорее ледяная пустыня, и соответственно определяют, какие могут быть здесь животные. Третий ученик выбрасывает кубик «вода», например, солёная вода. Участники игры должны дать описание ледяной пустыни, но находящейся в соленой воде, т. е. в море или океане. Они приходят к выводу, что это скорее всего арктическая пустыня. Круг сузился, и теперь задача играющих назвать как можно больше растений и животных.

В том случае, если условия оказываются не соответствующими ни одной из реальных ситуаций (например, лес, +50оС, соленая вода), участники обоснованно бросают один из кубиков еще раз. Игру можно проводить, разбив класс на две команды и выбрав жюри из трёх человек, которое будет оценивать результат. Каждая из команд может дополнять ответы другой команды.

Игра «Кто что ест».

При изучении жизни животных в различных сообществах ученики знакомятся с растительноядными, насекомоядными, хищными животными. Кроме того, им даются элементарные представления о цепях питания и объяснятся, как одни организмы зависят от других. Учащиеся должны четко знать, что любая цепь начинается с растений, и сделать вывод о роли растений на Земле. В этом случае можно использовать игру «Кто что ест».

Для игры потребуются карточки с изображением животных и растений: ягоды – 15 карточек, листья – 15, насекомые – 10, птицы – 10, млекопитающие и пресмыкающиеся -10, улитки -10, черви – 10.

В игре участвует весь класс. На доске рисуется схема цепи питания, состоящая из растений, растительноядных животных и хищников. Весь класс разбивается на три группы: растительноядные, насекомоядные и хищники. Из разложенных на столе карточек каждая группа должна выбрать свою пищу, причем пищи должно быть столько, чтобы данное животное могло бы выжить. Поэтому оптимальное количество карточек для каждой группы оговаривается. Участники игры от каждой команды по очереди подходят и выбирают карточки. За каждую правильно выбранную карточку команде дается одно очко, а за каждую ошибку очко снимается. Выигрывает та команда, которая наберет максимальное число очков.

Из учащихся класса выбирается «экспертная комиссия», которая подсчитывает баллы и приходит на помощь команде в случае затруднения.

Далее учащимся предлагается составить из набранных карточек цепи питания. Для этого из имеющихся групп формируются новые группы по три-четыре человека, причем в каждую из них обязательно входят ребята из всех трех групп. Они с помощью имеющихся у них корточек составляют цепи питания.

Игра «Сети питания».

Для формирования понятия «сеть питания» можно предложить следующую игру. Каждому участнику выдают карточку с изображением растения или животного. Дети становятся в круг и каждый ученик – «растение» получает в руки клубок ниток. Задача остальных участников получить этот клубок от того «организма, которым он питается, причем не обязательно от одного. Чем больше нитей будут у играющего, тем лучше. Клубки передаются от «растений» к «растительноядным животным», от них к «хищникам» или «всеядным». В результате многочисленных передач в круге образуются переплетения нитей – «сеть питания», построенная на основе многочисленных цепей питания. Причем в руках у ученика – «животного» могут быть нити от разных «растений» и «растительноядных животных». Учащиеся делают вывод о многочисленных связях в природе между организмами.

После этого учитель объявляет, что какие – то деревья вырубили, другие растения погибли в результате неправильного обращения. Ребята, исполняющие роль этих растений выпускают из рук нити. Связи начинают нарушаться и ослабевать. Растительноядным животным нечем питаться. Участники, выполняющие эту роль, тянут нить, и если конец окажется в руке, это означает, что «животное» погибло, участник выходит из игры. Так как животное может питаться различными растениями, то у участника – «животного» могут быть еще нити. До тех пор пока конец нити находится в руках «растений», вся цепочка сохраняется. После «гибели» последнего растения вся сеть разрушается, и участники выходят из игры, постепенно погибают все «животные».

В результате игры учащиеся делают вывод о значении растений для жизни живых организмов, отмечают, чем отличается цепь и сеть питания.

Игра «Природные сообщества».

Эту игру можно использовать как на уроке, так и на кружковых занятиях при знакомстве с разнообразием растительного и животного мира, природных сообществ, взаимосвязи живых организмов в сообществе.

Урок начинается с рассказа о природных сообществах. Термин «сообщество» учащимися разъясняется как «жизнь сообща, совместно». При этом следует отметить, что совместно, рядом друг с другом могут проживать не любые растения и животные, а лишь определенные, приспособленные к данным условиям. Природные сообщества Земли очень разнообразны. Они складываются на суше и в мировом океане.

Ярким примером наземного сообщества является лес. Учащимся сообщается, что все организмы в лесу тесно взаимосвязаны, составляют как бы единый целый организм. Но лес бывает разный: хвойный, смешанный, широколиственный, наконец тропический. Каждое такое сообщество характеризуется определенными растениями и животными.

Цель игры: правильно составить данное сообщество и цепи питания в нем.

Для игры необходимы разрезные карточки с изображением растений и животных тайги, смешанного леса, дубравы размером 6х5 см. Кроме того, необходим набор больших карточек с изображением лиственных и хвойных деревьев, доминирующих в сообществе, размером 20х12 см.

Например, набор малых карточек: лещина, кислица, майник, ландыш, шиповник, клен, мох, папоротник, вороний глаз, лиса, кабан, белка, бурундук, волк, лягушка, жук-короед, паук-крестовик, ласка, зяблик, дятел, сова, тетерев, куропатка и т.д.

 Набор больших карточек: сосна, ель, дуб, береза, липа, осина и т.д.

Ход игры. Игру лучше проводить попарно. Учащимся выдаются одинаковые наборы малых карточек и 2 большие карточки с изображением деревьев. Причем набор больших карточек отличается у каждой пары. Моделирование сообщества осуществляется с помощью больших карточек. По большим карточкам учащиеся должны определить, в каком лесу растут данные деревья, и из малых карточек выбрать те организмы, которые обитают рядом с этими деревьями в данном сообществе. Кроме того, они должны составить несколько цепей питания, характерных для данного лесного сообщества.

Эту игру можно слегка видоизменить и предложить учащимся ответить на вопрос «Что бедет, если...?» Они должны смоделировать ситуацию, при которой какие — то организмы (растения или животные) исчезли из сообщества в результате хозяйственной деятельности человека или просто изменения каких-либо условий. Например, вырубка леса, исчезновение насекомоядных птиц и тд. Прогнозируя возможные изменения в сообществе, учащиеся тем самым убеждаются в необходимости мероприятий по рациональному природопользованию и охране окружающей среды.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта. Использование игровых форм обучения на уроках русского языка и литературы в начальной школе.

В статье рассматриваются различные виды игровых форм обучения, которые учитель может использовать в своей практике на уроках русского языка и литературы в начальной школе....

Статья "Приёмы внедрения в урок игровых форм обучения для формирования познавательного интереса учащихся 2 класса".

Надеюсь, что эта статья поможет учителям в организации познавательной деятельности учащихся с помощью игровых форм для формирования познавательного интереса....

Доклад по теме: «Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования» Игровые формы обучения в начальной школе.

  В течение последних лет казахстанская школа готовится к переходу на 12-летнее обучение, и этот шаг является важным для вхождения в мировое образовательное пространство. Согласно Концепци...

Теоретические аспекты игровых форм обучения учащихся Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»

Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры: одни - развивают кругозор и мышление детей, другие - ловкость; ; третьи - конструкторские навыки и т. д. Игры - отличное дополнение к учебному п...

Использование технологии игровых форм обучения как средство мотивации умственной активности и познавательной деятельности младших школьников

Тема самообразования "Использование технологии  игровых форм  обучения  как средство мотивации умственной активности и познавательной деятельности младших школьников"...

Статья " Игровые формы обучения на уроках немецкого языка в начальной школе"

Статья " Игровые формы обучения на уроках немецкого языка в начальной школе"....