Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Мяновская Ирина Викторовна

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir.docx45.23 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Программы Министерства образования РФ: «Начальная школа 21 века», авторской программы Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального  Государственного Образовательного стандарта начального образования.

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственного стандарта начального образования по образовательной области «Окружающий мир» и предназначена для четырехлетней начальной школы любого типа.

Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.)

Основная цель курса «Окружающий мир» - формирование основ личности, способной к активному добыванию информации, ее критическому анализу и ответственному поведению в соответствии с результатами этого анализа.

      Курс построен в соответствии с общими теоретическими положениями отечественной методики естествознания, а также на основе концептуальных положений развивающего обучения младших школьников, и направлен на решение следующих задач:

  • адаптация учащихся к учебной деятельности;
  • выявление и корректировка имеющихся у младших школьников знаний об окружающей действительности;
  • формирование новых знаний и умений, обеспечивающих успешное взаимодействие учащихся в системе «человек – природа – общество»;
  • формирование позитивного отношения к окружающему миру: природе, самому себе.

      Специфика курса состоит в коммуникативно – интерактивной организации его содержания, которая заключается в том, что учащимся не просто сообщается готовая информация, а организуется их познавательная деятельность в соответствии со следующими этапами:

  • актуализация имеющихся знаний по теме, констатация учащимися их недостаточности;
  • поиск источников новой информации и определение способов ее получения;
  • получение и преобразование новой информации, включение ее в общую систему знаний каждого ученика.

        Особое внимание в курсе уделяется формированию индивидуальной позиции учащегося в его отношении к миру. В ходе обучения формируется не готовые стереотипы деятельности, а убеждения, позволяющие целесообразно строить свое поведение в природе и обществе.

        Поэтапная организация познавательной деятельности учащихся позволяет формировать у них соответствующие содержанию курса общеучебные навыки, а также совершенствовать умения, сформированные в рамках других курсов. Кроме того, названные выше этапы соответствуют структуре учебной деятельности, поэтому систематическое их применение в учебном процессе обеспечивает формирование основных ее компонентов.

        В курсе «Окружающий мир» используются разнообразные методы обучения. В основе их отбора лежат общие принципы дидактики, развивающего обучения, гуманной педагогики. По дидактическим целям выделяются следующие группы методов: метод актуализации, методы получения новой информации, методы индивидуализации и применения знаний.

       УМК по курсу построен в соответствии с требованиями ФГОС, направлен на формирование у младших школьников элементарных знаний о природе и обществе в прошлом и настоящем

Место  курса  «Окружающий мир» в учебном  плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение окружающего мира в начальной школе выделяется  270 ч., из них в 1 классе 66 ч. (2 ч. в неделю, 33 учебные недели), во 2 – 4 классах по 68ч. (2 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.
  • Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.
  • ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно -  и социально – нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко – культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Экскурсии

Практические  работы

Контрольные работы/тесты

Проектная деятельность

1

Введение. Что окружает человека

1

2

Кто ты такой.

14

2

1

1

3

Кто живёт рядом с тобой

6

1

2

4

Россия – твоя Родина.

13

2

1

2

5

Мы жители  Земли

9

1

1

6

Природные сообщества

23

2

1

1

7

Природа и человек

2

1  

Итого

68

4

4

5

6

График проверочных работ:

Тема проверочной работы

Вид контроля

Форма контроля

Дата

1.

Проверь себя «Кто ты такой. Твое здоровье»

текущий

тест

2.

Проверь себя
«Россия — твоя Родина»

текущий

тест

4.

Проверь себя
«Мы – жители Земли»

текущий

тест

5.

Проверь себя
«Природные сообщества»

текущий

тест

6.

Комплексная итоговая работа

итоговый

Комплексная работа

Содержание курса во 2 классе.
Введение. Что окружает человека (1 ч)
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
Кто ты такой (14 ч)

Проект №1 «Режим дня»
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа даёт человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Наши помощники — органы чувств.
Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).
Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желания изменить себя.
ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дороге. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнём, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.
Кто живет рядом с тобой (6ч)

Проект№2 «Моё семейное» древо»

Проект №3 «Профессия моих родителей»
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твоё участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.
Правила поведения. Какие бывают правила. Значение их выполнения для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.
Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
Россия — твоя Родина (13 ч)

Проект №4«Золотое кольцо России»

Проект №5 «Русская трапеза»
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. История рассказывает о прошлом.
Москва – столица Российской Федерации, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Наши предки. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в У-1Х веках. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.
Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.
Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).
Мы – граждане России. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». Флаг и герб России. Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трёх народов.
Мы — жители Земли (9 ч)
Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царства природы. Бактерии и грибы. Животное и растение — живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие животных и растений.
Природные сообщества (23 ч)

Проект №6 «Красная книга»
Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твёрдая и жидкая вода. Водоёмы, особенности разных водоёмов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоёмов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.
Использование водоёмов и рек человеком. Правила поведения на водоёмах и реках. Охрана водоёмов и рек.
Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учётом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
Природа и человек. (2ч)
Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.
Путешествие в прошлое (исторические сведения).Как человек одомашнил животных.
Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей. Экскурсии в исторический (краеведческий) музей, в учреждение культуры (КСЦ) и быта (Дом быта).
Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).
             Требования к уровню подготовки учащихся.
Предметные результаты обучения.
Ученик научится:
· составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
· называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
· оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
· различать (соотносить) прошлое – настоящее — будущее; год – век (столетие); соотносить событие с его датой;
· характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
· называть царства природы;
· описывать признаки животного и растения как живого существа;
· моделировать жизнь сообщества на основе цепи питания;
· различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
· устанавливать основные признаки разных сообществ, сравнивать сообщества;
· описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
· сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.
Метапредметные результаты обучения:
Ученик может научиться:
· «читать» информацию, представленную в виде схемы;
· воспроизводить в небольшом рассказе — повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Москвы;
· ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
· проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
· приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2 года обучения:
 В области познавательных УУД:
· ученик научится проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основе полученных результатов
· использовать определители (гербарий растений и т.д.), дополнительный материал из интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
· проводить сравнение, сериацию, классификации;
· строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
· использовать готовые модели (условные знаки, глобус, планкарту и др.) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов
· использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
В области коммуникативных УУД:
· ученик научится взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
В области регулятивных УУД:
· ученик научится контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков
В области личностных УУД:
· ученик получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу;
· определять характер взаимоотношений человека с природой.

Учебно-методическое обеспечение

класс

Учебники

(автор, год издания, издательство)

Методические материалы

Материалы для контроля

Интернет ресурсы

2 класс

Учебник «Окружающий мир»

2 кл в 2 ч.

 Н.Ф.Виноградова М.:Вентана – Граф, 2012.

Рабочие тетради

Учимся думать и фантазировать. 2 кл. № 1, 2.

 Вентана-Граф, 2014

Сборник программ к комплекту учебников

« Начальная школа XXI века» - 3-е изд., дораб. и доп.-

М.: Вентана-Граф, 2010.

Сайт МОУ «Лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа: http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15

2.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

3.КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http://www. km-school.ru

4.Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

5.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc. 1september.ru/urok

Учебно- техническое обеспечение

№п/п

Средства

Перечень средств

 1.

Учебная и справочная литература (автор, год издания, издательство)

Учебник «Окружающий мир» 2 кл.

 Н.Ф. Виноградова М.:Вентана – Граф, 2011.

Рабочие тетради

Учимся думать и фантазировать 2  кл. № 1, 2.

Н.Ф. Виноградова М.: Вентана-Граф, 2012

 2.

Методические материалы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал

- таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);

- плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков; репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);

- портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);

- географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);

- рельефные модели равнины, холма, оврага;

- модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;

- модель торса человека с внутренними органами;

- муляжи грибов, фруктов и овощей;

- разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объемные модели молекул;

- коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;

- гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;

- предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);

- живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).Сборник программ к комплекту учебников

« Начальная школа XXI века» - 3-е изд., дораб. и доп.- М.: Вентана-Граф, 2010.

 3.

Учебно-лабораторное оборудование и приборы

- учебная модель Земли – глобус;

- модульная система экспериментов с программным обеспечением;

- учебное пособие для обучающихся с инструкциями по выполнению лабораторных  работ с использованием  модульной системы экспериментов;

- цифровой микроскоп с кейсом;

- посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.);

- измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик);

- фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть;

-семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).

 4.

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся

Мобильный класс, программное обеспечение управление мобильным классом,   документ-камера, автоматизированное место учителя, интерактивная доска, многофункциональное устройство, проектор короткофокусный с креплением, колонки

 

  5.

Цифровые образовательные ресурсы

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

Образовательный портал. – Режим доступа:www.uroki.ru

Первый мультпортал.- Режим доступа:www.km.ru/education

Презентация уроков «Начальна школа».- Режим доступа: http://nachalka.info/about/

Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru

Используемая литература

Наименование

Автор

Издательство и год издания

1

Учебники

 «Окружающий мир»

 2 кл.

Н.Ф.Виноградова

Москва,  издательский центр

«Вентана- Граф»

2011

2

Рабочие тетради

Учимся думать и фантазировать. 2 кл. № 1, 2.

Москва,  издательский центр

«Вентана- Граф»

2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...