Методическая разработка программы по внеурочной деятельности "Исторический калейдоскоп"
методическая разработка по окружающему миру (3, 4 класс) по теме

Елена Эйновна Дамми

Методическая разработка программы по истории для младших школьников предназначена для проведения в рамках внеурочной деятельности в 3 - 4 классе (два года обучения). Первый год предполагает знакомство учащихся с жизнью Древней Руси: образование государства у восточных славян, приход Рюрика на Русь, 700 лет правления рюриковичей. Второй год обучения - период правления династии Романовых, Страна Советов, Советский Союз, постсоветский период становления нового государства - России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

История является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека. Изучение исторических событий связано с необходимостью развития умения переносить исторические знания на решение проблем в современных жизненных ситуациях.  

         Важно  учитывать тенденции, связанные с требованиями ФГОС. Поэтому в основу программы курса для учащихся начальных классов  «Исторический калейдоскоп» положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего обучения, предъявляемые к современному образованию.

А. Личностно-ориентированные принципы: принцип адаптивности, развития и комфортности.

Б. Культурно-ориентированные принципы: принцип создания целостности картины мира; принцип систематичности; принцип опоры на культуру народов России.

В. Деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения самостоятельной деятельности (зона ближайшего развития); принцип формирования потребности знаний об устройстве общества.

Отличительной особенностью программы является объединение курсов истории и

предмета «Окружающий мир» и решает проблему преемственности образования как на уровне содержания, так и на уровне образовательных технологий. При этом курсы двух лет обучения тесно интегрированы между собой; работают на достижение единых целей, обеспечивая преемственность структуры содержания, понятийного аппарата и  методики.  

Ключевой особенностью курса является формулирование целей изучения дополнительного школьного предмета в виде линии развития личности школьника.

         В соответствии с требованиями ФГОС  каждый школьный предмет своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать их  всю жизнь.

Программа курса рассчитана на 2 года обучения (в зависимости от уровня подготовленности учащимися восприятия материала).  1 год – 2/3 класс (с октября по май) – 32 часа. 2 год обучения – 3/4 класс (октябрь – апрель) - 28 часов.

Порядок действия учителя при отборе содержания курса:

  • Определение обязательного минимума содержания.
  • Отбор  материала, в котором раскрывается этот минимум.
  • Планирование занятия с использованием  современных средств.
  • Подбор заданий  для дополнительного (самостоятельного) изучения.
  • Осмысление формы и качества оценки деятельности.

Ожидаемые результаты изучения курса

Линии развития личности средствами предмета

Требования к предметным результатам

                           ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ    УУД

По

Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину

Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать  следствия)

 

- формирование основ гражданской, социальной  и  культурной  личности обучающихся

- осмысление им опыта российской истории как базовой национальной ценности современного российского общества

-  культивирование идеи мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

- овладение базовыми историческими знаниями и представлениями о закономерностях развития человеческого общества

- приобретение опыта оценки социальных явлений

 

- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров

- познание современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества

-  развитие умений оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней

-  воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в  Российском государстве.

                ЛИЧНОСТНЫЕ    РЕЗУЛЬТАТЫ

Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей

Гражданско - патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал другой выбор.


Взаимосвязь результатов освоения курса можно системно представить в виде схемы.

Личностными результатами изучения курса  являются следующие умения:

  • воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину
  • формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, гражданской позиции
  • освоение социальных норм, правил поведения
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий:

  • умение определять цели своей  познавательной деятельности
  • осознанно выбирать  способы решения поставленных задач
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
  • владение основами самоконтроля и  самооценки
  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность
  • владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:

Овладение исторической картиной мира:

  • Определять по датам век, этапы, место события
  • Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать
  • Группировать
  • Сравнивать

Формирование исторического мышления:

  • Выявлять логическую последовательность событий
  • Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох

Нравственное самоопределение личности:

При оценке исторических явлений уметь выявлять нравственные ценности

Гражданско-патриотическое самоопределение личности:

  • Опираясь на опыт предков, определить свою гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

 

Формы и режим занятий

Поскольку не только процесс обучения должен быть интересным для ребенка, но и формы контроля после завершения темы должны способствовать формированию познавательного интереса к предмету и не отталкивать от него, предполагается использовать игровые формы учета результатов обучения: «Своя игра», «Что? Где? Когда? Почему?», «Верю – не верю», «Звездный час», «Умники и умницы», викторины, беседы,  практическая работа, экскурсии, наблюдение.

Командные игры не только поддерживают интерес ребят, но и помогают находить ответ на вопрос сообща, слушать и уважать чужое мнение, кратко и ёмко формулировать мысль, не бояться выражать свое мнение, брать на себя ответственность за команду.

Алгоритм обучения детей подготовке продуктивных заданий:

  • Осмысление.
  • Подбор информации.
  • Преобразование  информации.
  • Осмысление  и обоснование решения.
  • Рассказ без  наводящих вопросов учителя.           

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровье сберегающие технологии.

Межпредметные связи:

  • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из различных текстов;        
  • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих         работ, участие в выставках рисунков;        
  • с уроками технологии: изготовление различных элементов по некоторым темам;        
  • c уроками окружающего мира.

Формы контроля:

Проведение открытого занятия для родителей и всех желающих. Задания по текущему контролю  за освоением программы, представлены в петербургских тетрадях «Чудесный город», «Угадай-ка». Например, «вставь буквы в слова», «узнай по плану, по фрагменту здания», «разгадай кроссворд», «подчеркни в стихотворении слова, которые указывают на памятник», «отгадай ребус», «объясни понятие». Они соответствуют целям, задачам, содержанию курса.

Содержание изучаемого курса

1 год обучения.

  1. История – наука о прошлом.
  2. Лента времени.
  3. Наши древнейшие предки.
  4. История возникновения вещей.
  5. Возникновение государства у восточных славян.
  6. Музей Краеведения. Земля Ижорская.
  7. Господин «Великий Новгород»
  8. Образование державы Рюрика.
  9. Правление князя Олега.
  10. Княжение Игоря. Княгиня Ольга.
  11. Владимир – Красное Солнышко.
  12. Христианская религия.
  13. Ремёсла на Руси.
  14. Усобицы на Руси. Ярослав Мудрый.
  15. Киевское княжество. Владимир Мономах.
  16. Владимиро - Суздальская земля.
  17. Московская Русь. Юрий Долгорукий.
  18. Экскурсия.
  19. Монголо – татарское иго.
  20. Период «Золотой Орды».
  21. Александр Невский.
  22. Ледовое побоище.
  23. Дмитрий Донской.
  24. Куликовская Битва.
  25. Царь Иван Грозный.
  26. Покорение Сибири. Ермак.
  27. Борис Годунов.
  28. «Смутное» время на Руси.
  29. Минин и Пожарский.
  30. Экскурсия в этнографический музей.
  31. Урок краеведения в музее ДДТиМ.
  32. Обобщение знаний по истории Древней Руси.

2 год обучения.

  1. Первые Романовы.
  2. Детство и юность Петра. Северная война.
  3. Окно в Европу. Строительство СПб.
  4. Российская Империя. Пётр Великий.
  5. Экскурсия.
  6. Наследие русских царей.
  7. Екатерина  II (Великая).
  8. Династия Дома Романовых.                                                  
  9. Степан Тимофеевич (Стенька) Разин.                                   
  10. Крестьянская война. Емельян Пугачёв.
  11. Отечественная война 1812 г.
  12. Экскурсия.
  13. Восстание декабристов.
  14. Крымская война.
  15. Первая Мировая война.
  16. Первая русская революция.
  17. Конец Российской  Империи.
  18. Экскурсия.
  19. Октябрьское вооружённое восстание.
  20. Страна Советов.
  21. Гражданская война. Образование СССР.
  22. Личности вождей.
  23. «Салют, Пионерия!» (Экскурсия в музей Политической истории)
  24. Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда.
  25. Восстановление хозяйства в послевоенные годы.
  26. Освоение космоса.
  27. Война в Афганистане.
  28. Курс на перестройку. Образование СНГ.

Учебно-тематический план

1 год обучения.

Введение в курс истории (2 ч)

История – наука о прошлом человечества. Исторические источники.

Твои родные и твоя Родина в потоке времени (6 ч) 

Родословная человека. Поколения предков. Представление о «ленте времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра – точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий. История моей Родины. Образ многовековой истории России.

Времена Древней Руси. IX – XIII века (8 ч) 

Жизнь славянских племён. Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославовиче.

«Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.

Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.

Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Русские земли под властью Золотой Орды.

Времена Московского государства. XIV – XVII века (12 ч) 

Время создания Московского государства. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.

Великий государь Иван III. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства – Москва.

Московский Кремль – памятник времён Московского государства. Образ царя Ивана Грозного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.

Обобщение по темам (экскурсии)  (4 ч)

2 год обучения

Повторение и обобщение (1 ч)

Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (17 ч)

Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица – Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи.

Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.

Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.

Достижения российской культуры во времена империи. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.

Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.

Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (8 ч) 

Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.

Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.

Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом.

Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране. Преобразование СССР в СНГ.  

Современная Россия (2 ч) 

Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза.

Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.

Президент – глава государства, который избирается народом.

Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.

Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России.

Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).

Список   литературы

                                   

  1. Учебно-методический комплекс Е.В. Дмитриева «Санкт-Петербург»,  выпуск третий (пособие по истории города с вопросами и заданиями для начальной школы). Санкт-Петербург, Корона принт, 2013 год.                                
  2. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему так названы? СПб., «Норинт», 1998.
  3. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград. Энциклопедический справочник/ Гл. ред. Б.Б. Пиотровский. – М., 1992.
  4. Журнал «Автобус», 1995-2009.
  5. Стихи о городе М.Басиной, М.Борисовой, Е.Ефимовского, С.Маршака, Н.Поляковой, С.Скаченкова, В.Суслова, О.Тарутина в различных сборниках и изданиях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС

Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС...

Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю).

Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по  спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю)....

Методическая разработка. Программа по внеурочной деятельности. История города.

Программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты, тематическое планирование....

Методическая разработка. Программа по внеурочной деятельности «Азбука Победы». 4 класс

Прошло много десятков лет, как закончилась страшная война. Уходят из жизни защитники родины, их остаётся с каждым годом всё меньше. А жестокая кровопролитная война стала историей. Многочисленные опрос...

Методическая разработка .Программа по внеурочной деятельности для 1 класса Риторика

Прграмма по внеурочной деятельности. Пояснительная записка и формы деятельности....

Методическая разработка по курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика" (тема: "Геометрический калейдоскоп")

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Занимательная математика" по теме: "Геометрический калейдоскоп". На занятии дети познакомлены со значением слова &quo...