Методическая разработка. Программа по внеурочной деятельности «Азбука Победы». 4 класс
методическая разработка (4 класс) на тему

Скопина Елена Валерьевна

Прошло много десятков лет, как закончилась страшная война. Уходят из жизни защитники родины, их остаётся с каждым годом всё меньше. А жестокая кровопролитная война стала историей. Многочисленные опросы показали, что современные дети не знают конкретных фактов о ВОВ.

Но о войне забывать нельзя, о ней надо помнить всем поколениям, нельзя забывать подвиг своих дедов. О войне надо рассказывать детям. 

Считаем, что изучение настоящих документов, знание исторической истины способны сформировать подлинную гражданскую позицию, которая станет основой объективного отношения к действительности.

И если люди будут знать, что такое война, то будут милосердны, рассудительны и мудры, тогда и войн будет меньше.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rastim_patriotov._skopina_e.v.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный этап Всероссийского конкурса

методических пособий (методических материалов) на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию обучающихся

«Растим патриотов России»

Программа по внеурочной деятельности  

«Азбука Победы»

 Номинация: «Священные даты истории»

 

Скопина Елена Валерьевна,

ГБОУ СОШ №451 Колпинского района СПб

учитель начальных классов,

воспитатель группы продлённого дня

Конкурсные материалы:

1. Аннотация программа по внеурочной деятельности «Азбука Победы»

2. Программа по внеурочной деятельности (содержание, КТП)

3. Приложения (Система патриотического воспитания. Программа «Азбука Победы» - проект. Задания для проверки. Анкета. Таблица «Битвы ВОВ». Материалы, иллюстрирующие программу).

Программа по внеурочной деятельности

«Азбука Победы»

Актуальность

Прошло много десятков лет, как закончилась страшная война. Уходят из жизни защитники родины, их остаётся с каждым годом всё меньше. А жестокая кровопролитная война стала историей. Многочисленные опросы показали, что современные дети не знают конкретных фактов о ВОВ.

Но о войне забывать нельзя, о ней надо помнить всем поколениям, нельзя забывать подвиг своих дедов. О войне надо рассказывать детям.  

Считаем, что изучение настоящих документов, знание исторической истины способны сформировать подлинную гражданскую позицию, которая станет основой объективного отношения к действительности.

И если люди будут знать, что такое война, то будут милосердны, рассудительны и мудры, тогда и войн будет меньше.

Авторская программа «Азбука Победы» разработана Добрягиной  Н.В. заведующей музеем «История посёлка Металлострой»  и Скопиной Е.В. учителем начальных классов, воспитателем группы продлённого дня.

Цель программы: сформировать представления о Великой Отечественной войне и её героях; создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства у детей школьного возраста. Испытывать чувство гордости за подвиг народа в Великой Отечественной Войне.

Задачи:

- формировать представления об исторических событиях; расширять знания детей о ВОВ;

- познакомить с пятью знаменательными сражениями ВОВ;

 - познакомить с героями ВОВ;

-  уяснить главные уроки войны;

- формировать умение работать с картой;

- формировать умение работы с дополнительными источниками информации;

- познакомить с художественными произведениями, посвящёнными событиям ВОВ;

- развивать познавательные способности в процессе практической деятельности;

- развивать творческие способности;

- способствовать развитию речи через чтение стихов и составление рассказов о войне;

- способствовать формированию интереса к истории своей родины;

- формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, любовь к родине, гордость за свою страну.

Программа внеурочной деятельности реализуется в 4 классе и является пропедевтической для изучения курса «Окружающий мир», раздел «Страницы истории России».

Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей, дана ориентация на исследовательскую деятельность учащихся, учтены метапредметные связи. Продуман характер взаимодействия учителя ученика (в том числе ориентация на индивидуальные пути освоения материала).

При подготовке и проведении занятий формируются способности искать, оценивать, отбирать и организовывать информацию.

Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Экскурсия: знакомство с памятными местами родного посёлка.

Учащиеся научатся:

  • Выполнять тесты с выбором ответа; адекватно оценивать свои знания, правильность предложенных ответов
  • Извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета
  • Читать карту, показывать на ней изучаемые объекты
  • Обрабатывать материалы занятий; оформлять рабочие листы, готовить презентации, тексты к ним; выступать с сообщением в классе.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся познакомятся с историческими событиями во время ВОВ. Узнают литературные, изобразительные и музыкальные  произведения о ВОВ, изучат историю своей семьи во время ВОВ.

Личностные результаты:

- формировать положительное отношение к себе и окружающему миру;

- ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- аргументировано отстаивать свою точку зрения;

- прочувствовать тяготы войны, понять трагедию нашего народа;

- восхищаться подвигами советских солдат и испытывать чувство гордости за свой народ;

- формирование устойчивого интереса к истории своей страны;

регулятивные:

- действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей;

- аргументировано находить и объяснять свои ошибки;

- определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся;

познавательные:

- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

коммуникативные:

- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оборудование и материалы: компьютер, электронная доска, материалы по темам, произведения изобразительного искусства, музыкальные произведения, стихи по разделам программы, хронологическая лента (времени), папка участника программы.

Содержание программы

Для изучения событий ВОВ в рамках программы «Азбука Победы» выбраны 5 основных битв (битва за Москву, Сталинградская битва, Курская дуга, Битва за Ленинград, битва за Берлин), потому, что:

  • во-первых, каждая из них имела переломное, судьбоносное значение в ходе всей 2-й мировой войны;
  • во-вторых, алгоритм изучения материала способствует усвоению фактов и событий в определённом порядке и в случае необходимости поможет усваивать любую другую историческую информацию;
  • в-третьих, выделение пяти основных эпизодов войны должны стать  «хребтом», на который в дальнейшем при желании ученик сможет  "нанизывать" дополнительные сведения, расширяя картину исторических знаний, имея чёткую логическую основу, не допускающую путаницы и смешения дат и событий.  

Учащиеся знакомятся со страницами истории нашей страны того периода, с героизмом и патриотизмом советского народа, узнают имена полководцев и их роль в рассматриваемых сражениях.  Важнейшей составляющей является материал о земляках и родственниках, принимавших участие в данных боевых действиях.

Знакомство с произведениями искусства, посвящёнными Великой Отечественной войне и конкретным событиям будет способствовать более эмоциональному восприятию и пониманию рассматриваемого материала. День Победы — всенародный праздник.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, улиц, в памяти народа, семьи.

Знакомство с новым курсом «Азбука Победы». Чем будем заниматься. Тематика. По какому алгоритму будут строиться блоки тем. – 1 ч.

Блок 1. Битва за Москву (1941г.) – 5 ч.

Советские ученые дали название «Битва под Москвой», боевым действиям на одном из этапов Великой Отечественной войны. Это произошло в период с октября по январь, 1941 и 1942 годов соответственно. Битва за Москву, являлась центром плана Гитлера по захвату власти в СССР.

Военные операции фашистов «Операция Тайфун», «план Барбаросс». Планы по захвату стратегически важных объектов на пути к Москве.  

Георгий Жуков возглавил оборону Москвы. Можайская линия обороны (13-30 октября). Защитники Москвы: 16 армия под командованием генерал-лейтенанта Рокоссовского, охраняла Волоколамск, Можайск защищала 5 армия под командованием генерал - майора Говорова, 43 армия генерала - майора Голубева защищала Малоярославец, 49 армия под командованием генерал - лейтенанта Захаркина защищала Калугу. Мужество и героизм мирного населения. Примеры героизма защитников города.

Традиционный военный парад 7 ноября (День революции) на Красной площади, его большое символическое значение - неизменная решимость советского народа. Поражение армии Вермахта. Успехи советской армии.

Наши земляки и родственники- участники битвы за Москву.

Значение битвы за Москву. Битва за Москву в художественных произведениях.

Медаль «За оборону Москвы» 1944 г.

Москва – город-герой.

Дни воинской славы: 7 ноября — День проведения военного парада на Красной площади, 5 декабря — День начала контрнаступления советских войск

Блок 2. Сталинградская битва (17 июля 1942 года - 2 февраля 1943 года) – 6 ч.

17 июля 1942 года началось Сталинградское сражение. Цель фашистских войск: захват Сталинграда (ныне Волгограда), прорыв к Волге нефтеносным районам Кавказа, к плодородным землям Кубани и Дона. 200 дней (с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года) продолжалась Сталинградская битва. Ход военных действий.

Ожесточённые бои за каждую улицу, каждый квартал, каждое большое здание. Защитники города стояли насмерть. Погибло почти всё оставшееся в городе население. К ноябрю немцы захватили почти весь город. Сталинград был превращён в руины.

Дом Павлова. Дом был построен так, что от него вела прямая ровная дорога к Волге. Отсюда можно было наблюдать и обстреливать занявшую противником часть города до 1 км и дальше. Именно поэтому дом приобретал важное тактическое значение.

В конце сентября 1942 года группа сержанта Якова Павлова в составе четырёх человек проникла в дом и удерживала его в течение двух суток. На третьи сутки на помощь отважной четвёрке прибыло подкрепление. Теперь гарнизон «Дома Павлова» состоял из 24 человек. Умелая организация обороны дома и героизм его воинов позволили маленькому гарнизону в течение 58 дней успешно отбивать значительно превосходящих сил противника. На личной карте Паулюса этот дом был отмечен как крепость. Дом Павлова так и остался неприступным для врагов. За этот подвиг Якову Павлову было присвоено звание Героя Советского Союза.

19 ноября начинается наступательная операция «Уран», планированием которой занимался Г. К. Жуков. Фашисты были окружены советскими солдатами, прибывшими на помощь Сталинграду. Враги были окружены и сдались в плен. В Германии по поводу поражения был объявлен трёхмесячный траур.

После войны был сооружён мемориал-памятник защитникам города в Сталинграде на Мамаевом кургане, который называют главной высотой России.

Значение битвы: эта победа стала началом коренного перелома в ходе ВОВ и началом победоносного шествия советских войск, и началом падения Гитлеровской Империи.

Наши земляки и родственники – участники Сталинградской битвы.

Значение Сталинградской битвы в ВОВ. Сталинградская битва в художественных произведениях.

Медаль «За оборону Сталинграда» 1942 г.

Сталинград – город –герой.

2 февраля –День воинской славы.

Блок 3. Курская битва (5 июля - 23 августа 1943 года) -4 ч.

Операция «Цитадель» продолжалась 50 дней и ночей. План немцев заключался в следующем. Они собирались молниеносным ударом захватить выступ и начать наступление. Советская разведка сообщила о немецких планах советскому командованию. Узнав точно время наступления, и цель главного удара, наши руководители приказали укрепить обороны, в этих местах. Битва началась на рассвете 5 июля 1943 года. На собравшихся перед самой линией фронта, обрушился шквальный огонь советской армии, нанеся им большой урон. Наступление врага застопорилось.

Бои носили исключительно напряжённый и кровопролитный характер. Окончательно похоронило операцию «Цитадель» крупнейшее за всю войну танковое сражение под деревней Прохоровкой (12 июля), в котором участвовали 1200 танков и самоходных орудий. На поле боя били лучшие танковые модели второй мировой войны. Советский Т-34 схлестнулся с немецким Тигром. Враг не смог прорвать оборону наших войск.

12 июля советские войска перешли в наступление.

5 августа освободили города Орёл и Белгород. Вечером в честь этого события в Москве впервые за два года войны был дан победный салют. 23 августа 1943 года Курская битва закончилась освобождением Харькова.

Значение битвы: после Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов. Советская армия перешла в наступление по всему фронту.

Наши земляки и родственники – участники битвы на Курской дуге.

Курская битва в художественных произведениях.

Курс – город воинской славы.

23 августа – День воинской славы.

Блок 4. Битва за Ленинград (10 июля 1941г. – 9 августа 1944г.) – 8 ч.

Битва за Ленинград продолжалась с 10 июля 1941 г. по 9 августа 1944 г. и стала самой длительной в ходе Великой Отечественной войны. В ней в разное время участвовали войска Северного, Северо-Западного, Ленинградского, Волховского, Карельского и 2-го Прибалтийского фронтов, соединений авиации дальнего действия и Войск ПВО страны, Краснознаменный Балтийский флот (КБФ), Чудская, Ладожская и Онежская военные флотилии, формирования партизан, а также трудящиеся Ленинграда и области.

Для руководства Германии захват Ленинграда имел важное военно-политическое значение. Ленинград являлся одним из крупнейших политических, стратегических и экономических центров Советского Союза. Потеря города означала изоляцию северных районов СССР, лишение Балтийского флота возможностей базирования в Балтийском море.

Этапы военных действий:

1-й этап (10 июля - 30 сентября 1941 года) - оборона на дальних и ближних подступах к Ленинграду. Ленинградская стратегическая оборонительная операция.

2-й этап (октябрь 1941 г. - 12 января 1943 г.) - оборонительные боевые действия советских войск. Блокада города Ленинграда.

3-й этап (1943 г.) - боевые действия советских войск, прорыв блокады Ленинграда.

4-й этап (январь - февраль 1944 г.) - наступление советских войск на северо-западном направлении, полное снятие блокады Ленинграда. Окончательный разгром немецко-фашистских войск под Ленинградом и полное снятие блокады города.

 Героическая оборона Ленинграда - символ мужества советского народа. Ценой неимоверных лишений, героизма и самопожертвования воины и жители Ленинграда 22 декабря 1942 г. была учреждена медаль "За оборону Ленинграда" 1942 г., которой награждено около 1,5 млн человек.

26 января 1945 г. сам город Ленинград был награжден орденом Ленина. С 1 мая 1945 г. Ленинград – город-герой, а 8 мая 1965 г. городу была вручена медаль "Золотая звезда".

Значение битвы за Ленинград. Ленинград в художественных произведениях.

Экскурсия. Памятные места посёлка Металлострой, хранящие память о ВОВ.

27 января – День воинской славы.

Блок 5. Битва за Берлин. – 5ч. (16 апреля 1945г. – 8 мая 1945 г.)

В 1944 году территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков. Советская армия-освободительница изгнала фашистов из многих стран Европы.

В апреле 1945 года начался штурм Берлина – столицы Германии. Им руководил Г. К. Жуков. Через две недели красное Знамя Победы развевалось над зданием рейхстага.

8 мая 1945 года в Берлине был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии и её вооружённых сил. Подписание акта состоялось под председательством маршала Советского Союза Георгия Жукова. В нашей стране о капитуляции Германии было объявлено в ночь на 9 мая 1945 года, и в этот же день в Москве был дан грандиозный салют из тысячи орудий. В ознаменование победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков день 9 мая был объявлен Днём Победы.

24 июня 1945 года в ознаменовании победы над Германией в Москве на Красной площади был проведён Парад Победы. Колонна солдат бросила к подножию Мавзолея Ленина 200 знамён фашистских армий. Командовал парадом Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский, принимал парад главнокомандующий Жуков.

Наши земляки и родственники- освободители Европы.

Значение Битвы за Берлин. Битва за Берлин в художественных произведениях.

Медаль «За Взятие Берлина» 1945 г.

9 мая День Победы

Главный урок Великой Отечественной войны состоит в том, чтобы каждый человек помнил: «Лишь тот народ свободен и может противостоять любой агрессии, который готов сражаться за свою свободу, за свою землю и за своё будущее до конца».

Урок ВОВ состоит ещё в том, что народ, чувствующий свою правоту в освободительной войне, непобедим.

Блок 6. Презентация проектов -5 ч.

Защита проектов. Битва за Москву. Сталинградская битва, Курская дуга, Битва за Ленинград, Битва за Берлин. ВОВ в художественных произведениях.

Для выполнения проектов учащиеся делятся на 5 групп в соответствии с тематическими блоками.

- каждый ученик ведет папку с рабочими листами. Лист складывается и делится линиями сгиба на четыре части.  На рабочем листе ученик пишет букву алфавита, в зависимости от информации и ведёт записи В дальнейшем листы разрезаются по линиям сгиба, а записи складываются в алфавитном порядке.

-  ведётся хронологическая лента, на которой выставляются изученные даты;

- учащиеся учатся находить и отмечать на карте изученные объекты;

- дополнительный материал, найденный учениками, собирается в отдельные папки по блокам: Битва за Москву, Сталинградская битва, Курская дуга, Блокада Ленинграда, Битва за Берлин.

Тематическое планирование занятий

по программе внеурочной деятельности «Азбука Победы»

Количество часов в год – 34

Занятия проводятся 1 раз в неделю

Программа состоит из 6 блоков:

Вводное занятие – 1 час

Блок 1. Битва за Москву – 5 часов

Блок 2. Сталинградская битва – 6 часов

Блок 3. Курская дуга – 4 часа

Блок 4. Битва за Ленинград – 8 часов

Блок 5. Битва за Берлин – 5 часов

Блок 6. Презентация проектов – 5 часов

  1. Вводное занятие. Знакомство с новым курсом «Азбука Победы».

Блок 1. Битва за Москву – 5 часов

  1. Москва – столица нашей Родины. Парад 7 ноября 1941 года.
  2. Примеры героизма защитников города.
  3. Полководцы битвы за Москву.
  4. Участники битвы за Москву - наши земляки и родственники.
  5. Значение битвы за Москву. Битва за Москву в художественных произведениях.

Блок 2. Сталинградская битва – 6 часов

  1. Ситуация на фронтах ВОВ летом 1942 года. Стратегическое значение Сталинграда.
  2. Героизм защитников города.
  3. Полководцы битвы за Сталинград.
  4.  Мамаев курган.
  5. Наши земляки и родственники – участники Сталинградской битвы.
  6. Значение Сталинградской битвы в ВОВ. Сталинградская битва в художественных произведениях.

Блок 3. Курская дуга – 4 часа

  1. Курская битва – величайшее танковое сражение.
  2. Герои и полководцы Курской битвы
  3. Наши земляки и родственники – участники битвы на Курской дуге.
  4. Значение Курской битвы в ВОВ. Курская битва в художественных произведениях.

Блок 4. Битва за Ленинград – 8 часов

  1. Ленинград в блокаде.
  2. Невский пятачок.
  3. Прорыв блокады 1943 год.
  4. Полное снятие блокады Ленинграда.
  5. Герои и полководцы– защитники Ленинграда.
  6. Наши земляки и родственники- Защитники Ленинграда.
  7. Значение битвы за Ленинград. Ленинград в художественных произведениях.
  8. Экскурсия. Памятные места посёлка Металлострой, хранящие память о ВОВ.

Блок 5. Битва за Берлин – 5 часов

  1. Берлин – последний оплот фашизма.
  2. Знамя над Рейхстагом.
  3.  Полководцы и герои битвы за Берлин. Парад Победы.
  4. Наши земляки и родственники- освободители Европы.
  5. Значение Битвы за Берлин. Битва за Берлин в художественных произведениях.

Блок 6. Презентация проектов.

  1. Азбука Победы. Защита проектов. Битва за Москву. Сталинградская битва.
  2. Азбука Победы. Защита проектов. Курская дуга. Блокада Ленинграда. Битва за Берлин.

32. Итоговое занятие. Азбука Победы. ВОВ в художественных произведениях.

33-34. Резерв

С каждым годом людей войны становится все меньше и меньше. Придет время умрет последний ветеран, но память об этих людях останется в стихах, песнях, фильмах, в наших сердцах.

 Как не писать и не говорить о войне? Человек, не знающий своей истории, не заслуживает уважения. Если мы забудем о войне, наши дети уже ничего не будут знать о ней.

Интернер-ресурсы:

1. Великая отечественная война - Начальные классы - 4 класс

https://multiurok.ru/files/vielikaia-otiechiestviennaia-voina-30.html

2.https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/proiekt-vielikaia-otiechiestviennaia-voina-i-vielikaia-pobieda

3. Познавательная игра-викторина "По страницам Великой Отечественной...

festival.1september.ru/articles/

4. Битва под Москвой .

antiquehistory.ru/bitva-pod-...

5. Классный час (4 класс) по теме: Блокада Ленинграда 

nsportal.ru/nachalnaya-shkola/...

6. Оборона Ленинграда в ходе Великой Отечественной войны.

ria.ru/spravka/20110710/..

7.  http://xn----stb8d.xn--p1ai/tag/bitva-za-berlin/

8. http://www.bbc.com/russian/international/2015/04/150415_berlin_operation_1945

9.  http://2mir-istorii.ru/sobytiya-noveyshaya-istoriya/1024-istoriya-vzyatiya-berlina.html

Литература:

1. Алексеев С.П. Подвиг Лениграда. 1941-1944: рассказы для детей / Сергей Алексеев; худож. А.Лурье. – М.: Дет.лит., 2014 г. (Великие битвы Великой Отечественной).

2. Алексеев С.П. Московская битва. 1941-1942: рассказы для детей / Сергей Алексеев; худож. А.Лурье. – М.: Дет.лит., 2014 г. (Великие битвы Великой Отечественной).

3. Алексеев С.П. Сталинградское сражение. 1943. Изгнание фашистов. 1943 - 1944: рассказы для детей / Сергей Алексеев; худож. А.Лурье. – М.: Дет.лит., 2014 г. (Великие битвы Великой Отечественной).

4. Алексеев С.П. Победа под Курском. 1942-1943: рассказы для детей / Сергей Алексеев; худож. А.Лурье. – М.: Дет.лит., 2014 г. (Великие битвы Великой Отечественной).

5. Алексеев С.П. Взятие Берлина. Победа!. 1945: рассказы для детей / Сергей Алексеев; худож. А.Лурье. – М.: Дет.лит., 2014 г. (Великие битвы Великой Отечественной).

6. Под ред. Живулина Н.А. Музей – заповедник «Прорыв блокады Ленинграда». Танки «прорыва». ИТЦ «Ритм». Кировск. 2012.

Наглядно- дидактические пособия:

1.Великая Отечественная война в произведения художников. Гл.ред. Дорофеева А., М.:

« МОЗАИКА – СИНТЕЗ». 2010.

2. День победы. Гл.ред. Дорофеева А., М.: « МОЗАИКА – СИНТЕЗ». 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Базар головоломок" для обучающихся 2-3 классов

Разработка по общеинтеллектуальному направленю внеурочной деятельности. Используются групповые формы работы. Ребята соревнуются в смекалке, быстроте реакции,  учатся работать в группах....

Методическая разработка программы по внеурочной деятельности "Исторический калейдоскоп"

Методическая разработка программы по истории для младших школьников предназначена для проведения в рамках внеурочной деятельности в 3 - 4 классе (два года обучения). Первый год предполагает знакомство...

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры?" 1 класс ПНШ

Представленная разработка занятия по теме "Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры?" раскрывает специфику УМК "Перспективная начальная школа".  Даннаое занятие было разработано на осно...

Методическая разработка. Программа по внеурочной деятельности. История города.

Программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты, тематическое планирование....

Методическая разработка «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности»

Жизнь сегодня рассматривается в виде проекта. Именно поэтому ценится то, как человек ставит цели и определяет перспективы развития, может ли он правильно планировать работу и находить нужные ресурсы д...

Методическая разработка .Программа по внеурочной деятельности для 1 класса Риторика

Прграмма по внеурочной деятельности. Пояснительная записка и формы деятельности....