конспект урока "Мы должны охранять окружающую среду"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Воробьёва Наталья Владимировна

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме"Мы должны охранять окружающую среду"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 классе по теме

 "Мы должны охранять окружающую среду"

 по системе Л.В. Занкова.


Цель урока: способствовать формированию бережному отношению к природе, экологической культуре поведения.
Тип урока: открытие нового знания
Планируемые результаты (Предметные): понимать взаимосвязь деятельности человека и состояния природы, необходимость бережного отношения к природе и вещам, сделанным человеком.

Универсальные учебные действия (метапредметные):
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к познавательной деятельности; этические чувства (стыда, вины, совести)
на основе анализа простых ситуаций; интерес к учебному материалу; знание основных моральных норм поведения.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами

Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации
в учебнике и учебных пособиях,  понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: принимать участие в работе парами и группами;
допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: ИКТ, презентация, экологические знаки, учебник, знаки о значении природы, емкости с водой, предметы для проведения исследования, инструменты для создания творческой работы, карточки с объектами окружающего мира, технологические карты для проведения исследования.

Деятельность ученика: знать, уметь, слушать, вспоминать, логически мыслить, запоминать, рассуждать, анализировать, делать выводы, работать в парах, в группах, наблюдать, спрашивать, проявлять инициативу, спорить.

Ход урока:

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

        Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

 Всё ль на месте, всё ль в порядке?

 Проверили? Садитесь!

 С усердием трудитесь.

  -Мы начинаем наш урок. Каждый урок - это маленькое открытие.

  - Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие? (нужно быть внимательным, любознательным, усердным…)

2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

- Рассмотрите картинки. ( У учащихся на парте лежит комплект картинок. На них изображены: рыба, дом, береза, вулкан, книга, водопад.)

- Как  можно назвать их одним словом?

- Что такое окружающий мир?

- Молодцы!

- А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Не ошибись». Работать будете в парах. Вам нужно объекты окружающего мира разделить на  три группы.

- На какие группы вы их разделили?

- Докажите.

- А к какой группе вы бы отнесли человека?

- Докажите.

- Какая из выделенных вами групп может  быть лишней?

- Почему?

-  Как  одним словом можно назвать оставшиеся две группы?

- Какое значение имеет природа в жизни человека?

(Дети отвечают, а учитель составляет схему о значении природы для человека)

– Природа не только источник познания и красоты. Мы часть природы и без нее не можем существовать.

– Как вы думаете,  о чем  мы поведем разговор на нашем уроке?

- Каковы цели нашего урока?

3. Новый материал.

-  Я предлагаю вам послушать одну сказку.

Жил был садовник, он очень любил свой сад: ухаживал за ним, и каждый день там появлялись новые растения. Вокруг фонтана собиралось множество птиц. Но вот однажды утром садовник вышел в свой сад и вот что он увидел…

- Откройте учебники на с. 38 и посмотрите, что случилось с природой?
-  Что вы заметили? Посмотрите на эту картинку, видите какая она не яркая. Вам бы хотелось жить в таком мире, где пропало солнце, нет цветов, и все стало черно-белым?
Садовник стал выяснять, что же случилось. Горожане рассказали ему, что рядом построили завод, из труб которого идёт ужасный чёрный дым, а в реку сливается чёрная масляная жидкость. Всё это и стало причиной гибели растений, животных и водоёмов.

- Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы вернуть красоту?

- Ребята, а ведь природа и сама пытается бороться с загрязнениями окружающей среды. Прочтите текст учебника на с. 38 1 абзац и попробуйте ответить на вопрос: «Как природа борется с загрязнениями окружающей среды?».

- Зеленые насаждения, украшая населенные пункты, очищают воздух от загазованности, вредных примесей, пыли, защищают от шума и воздействия солнечных лучей. Под кронами деревьев создается летом тень, где температура воздуха ниже, чем на открытых улицах.

Физминутка. (Ветер дует нам в лицо…)

- А есть ли в нашем поселке такое место для летнего отдыха?

- Верно. Это место мы с вами посещали, когда ходили на экскурсии  и называется оно «Свадебная аллея».  Её создание и открытие проходило в рамках  празднования знаменательной даты - 70-летия Владимирской области.  Её создал  Морозов Роман Юрьевич - наш земляк, инициатор, организатор и спонсор. Он решил облагородить набережную, где могли бы ставровчане разных возрастов отдыхать и любоваться красотой родной природы. Все элементы парка заказывал только в Москве и только по индивидуальным заказам. К сожалению уже многие не помнят, что творилось на берегу реки два года назад, как вырубались старые деревья,       было вывезено 50 камазов мусора, который сами же жители бросали в речку и не задумывались о будущем.

 Существует легенда, что если посетить «Свадебную аллею» в день торжества, завязать памятные ленты и поцеловаться, то молодые будут жить в любви и верности, не расставаясь. 

 За верность малой родине, за любовь к ставровчанам звание «Почетный житель п.Ставрово» было присвоено Роману Юрьевичу Морозову.

- На этой аллее  растет много тополей, а мы с вами уже  знаем, что они усваивают в 2,5 раза больше пылевидных частиц, чем хвойные. Воздух там, даже в жару влажный и свежий. А почему?

- Верно.  На прошлом уроке мы ходили с вами к реке на экскурсию. Что мы там увидели? А почему такое происходит?

- Правильно. Я предлагаю вам провести маленькое исследование, которое поможет нам ответить на вопрос «Почему происходит загрязнение  в

 наших водоемах?». Работать вы будете в группах.

- Вспомните, пожалуйста, правила работы в группе.

У вас на партах стоят емкости с водой и есть ряд предметов, которые вы можете встретить в водоемах. Так же у вас есть карта  наблюдений для  проведения исследования. В нее вы будете вписывать название предмета, которое вы будете погружать в воду и рядом отмечать, тонет он или не тонет.

- Молодцы! Какой же вывод вы смогли после этого сделать?

- Какой совет вы можете дать людям, чтобы водоемы были чистыми?
- Что же можете сделать вы для природы родного поселка?

- Я предлагаю вам в группах составить памятки для жителей о поведении в природе.

- Давайте  проверим, что же у вас получилось? Каждая группа поочереди будет называть составленное  ими правило.

  •  Не сорить
  • Не ломать ветки
  • Не рвать цветы
  • Не кричать
  • Сажать деревья и цветы на клумбах
  • Изготавливать кормушки
  • Кормить птиц

- Молодцы. Ежедневно мусорные машины вывозят за пределы поселка много мусора, нанося природе вред.

- А можно ли как то решить эту проблему?

- Верно. Сегодня я предлагаю вам, подарить вторую жизнь вещам, которые  мы  с вами выловили из «нашего водоема». ( ребята превращают ненужные вещи, во что-то интересное).

- Давайте с вами посмотрим, что же у вас получилось? (выставка работ)

- Где можно использовать эти изделия?

4. Подведение итогов. Рефлексия.

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Достигли ли мы их?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какой вывод вы сделали?

- Что вам понравилось на уроке?

- За что бы вы могли похвалить себя? А своего товарища?

- Я думаю , что сегодня каждый должен  задуматься, какой  увидят  наши потомки  природу, и сможет ли она им дать то, что дает нам сегодня.

- Спасибо за работу!


 Началом любой деятельности является интерес. Вызвать его можно лишь в том случае, если вопрос или ситуация становится проблемным для учащихся, вызывает личную заинтересованность.

Тема урока окружающего мира «Мы должны охранять окружающую среду». Этот урок изучается в рамках предмета «Окружающий мир» в теме «Мы- часть окружающего мира».

Эта тема очень актуальна в наше время, так как в это время в природе много пожаров, загрязнений водоемов и т. д.

Бережное отношение к окружающему миру закладывается с детства. Впереди майские праздники  и дети, вместе с родителями,  смогут сделать что-нибудь полезное для природы, что-то очень конкретное для ближайшего парка, леса, реки.

К уроку была поставлена  цель, задачи и определены пути их решения. составлен конспект урока и презентация к нему. Материал урока знакомил учащихся с вопросами экологии. К уроку были подобраны задания на проверку изученного материала, на выделение информации из нового материала. На уроке выполнялась исследовательская работа. На каждом этапе урока менялись формы и методы работы с обучающими, обеспечивая новизну и интерес к познанию нового материала.

Данный урок построен в технологии деятельностного метода.

В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.

Так, личностные УУД формируются во время организационного момента, при определении темы и постановки целей. Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках исследовательской работы при затрагивании экологических проблем.

Познавательные УУД формируются в исследовательской работе при получении новых знаний, при подведении итогов урока и исследваний, а так же при актуализации знаний.

Регулятивные УУД формируются на этапах деления на микрогруппы, подведении итогов урока, рефлексии.

Коммуникативные УУД- речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в парах и группах.

Весь материал урока, весь его ход способствовал повышению положительной мотивации обучения, эффективному формированию ключевых компетентностей учащихся посредством представления учебного материала.

Литература

  1. Грекова Л.И. В союзе с природой.- М.:ЦГЛ;Сервисшкола,2003
  2. «Я иду на урок в начальную школу». Природоведение.- М.: Первое сентября, 2000
  3. Методические рекомендации к курсу окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

Методическая разработка по охране окружающей среды. Устный журнал "Пернатые друзья"

Методическая разработка.Окружающий мир. "Пернатые друзья"Устный журнал для обучающихя начальных классов....

Конспект занятия "Окружающая среда и здоровье человека"

Занятие "Окружающая среда и здоровье человека" рассчитано на обучающихся 10-11 лет, направлено на формирование представления о различных видах загрязнений окружающей среды и их влиянии на здоровье чел...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мы должны охранять окружающую среду"

Представлен конспект урока окружающего мира с элементами проектной деятельности в 1 классе + презентация....

Как охранять окружающую среду

Как охранять окружающую среду...

Охрана окружающей среды. Конспект внеклассного мероприятия (1-4 класс)

Охрана окружающей среды. Конспект внеклассного мероприятия (1-4 класс)...

Конспект внеурочного занятия на тему: «День охраны окружающей среды» (экологическая игра)

Тема: «День охраны окружающей среды»Цели: формирование у учащихся модели ответственного поведения по отношению к окружающей среде; расширение кругозора детей; воспитание бережливого отноше...