Конспект урока окружающего мира в 1 классе «Когда мы станем взрослыми? Профессии взрослых».
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

 

Цель: показать отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка, необходимость выбора профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_konspekt_otkrytogo_uroka_po_okr._miru_1_klass.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ № 12 с УИОП» г. Губкина Белгородской области

Конспект урока окружающего мира в 1 классе  

 «Когда мы станем взрослыми? Профессии взрослых».

Составила:

Порватова Светлана Александровна,

                                 учитель начальных классов

 

Г.Губкин

2015 год


 

Цель: показать отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка, необходимость выбора профессии.

Задачи:

 Образовательные:

 • Расширить представления учащихся о профессиях.

 • Показать связь между поведением людей и состоянием окружающего мира.

 Развивающие:

 • Развивать учебно-информационных умения и навыки младших школьников.

 • Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся через работу в группе и в паре.

   • Развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.

 Воспитывающие:

 • Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

 • Воспитывать уважение к труду, к людям любой профессии.

 

Планируемые результаты:  учащиеся научатся по фотографиям и отдельным предметам определять профессии людей; рассказывать о различных профессиях; осознают зависимость развития окружающего мира от поступков людей

Обучение УУД: умение работать в паре (а именно: распределять роли в парной работе, оценивать результат совместной деятельности)  и в группе, умение ориентироваться на страницах учебника,  словаря; умение обосновывать свою деятельность; умение производить само- и взаимопроверку; умение понимать цель урока и добиваться её достижения; умение выражать собственное мнение о выражаемом объекте

Оборудование: учебник А.А. Плешаков “Мир вокруг нас”, тетрадь к учебнику “Мир вокруг нас”, рисунки мудрой Черепахи и Муравьишки  Вопросика, рисунки учащихся о профессиях, толковый словарь Ожегова, медиапроектор, экран, презентация, карточки с загадками о труде, коробки с атрибутами профессий

 

 

Ход урока

    I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Создание положительной эмоциональной направленности на учебную деятельность. 

- У нас сегодня на уроке гости, повернитесь  к гостям, поздоровайтесь с гостями. Повернитесь ко мне.

Прозвенел для нас звонок.

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску поглядели.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Мы хороший дружный класс

Всё получится у нас!

 - Пожелайте друг другу удачи на уроке. (Хлопают по ладоням соседа со своими пожеланиями).

II. Актуализация знаний

 - Ребята,  на прошлом уроке мы говорили  о том, когда появилась одежда, и когда изобрели велосипед.

 - Что появилось раньше: одежда или велосипед? ( Одежда. Она появилась в глубокой древности, еще у первобытных людей, а велосипед изобрели двести лет назад)

1й ряд – вы первобытные люди (В шкуру животных)

2й ряд - вы отправились в гости к белым медведям ( Шубы, теплые шапки, варежки, штаны, валенки, т.к. белые медведи живут на северном полюсе…)

а 3й ряд -  в гости к слонам. ( Футболки, шорты, на голову – кепки, косынки…, т.к. слоны живут  жарких районах)

Закрыли глаза. Представили себя. Какую одежду вы оденете? Открыли глаза. Отвечайте.

   

? - Для каждого случая есть своя одежда. Какую одежду вы знаете? ( Деловую, рабочую, спортивную, для дома)

? - А сейчас я буду показывать вам картинки с изображением одежды. А вы должны сказать, что это за одежда.

 - Мудрая Черепаха, как всегда у нас в гостях и она приготовила для вас загадку.

У кого – два колеса и

Седло на раме.

Две педали есть внизу,

Крутят их ногами (Велосипед)

 - Назовите те части велосипеда, которые встретились в этой загадке (Два колеса, седло, рама, две педали)

 - Какие части еще есть у велосипеда? (Руль, шины, спицы, обод, цепь)

 - Ребята, Черепашка приготовила для вас вот такой интересный вопрос: «Какими спицами ничего не свяжешь?» (Велосипедными)

Тест

- Дальше для проверки ваших знаний нам понадобятся карандаши. Из них  вы будете выкладывать один из знаков, который соответствует правильному ответу.           =

  1. Какое животное не даёт человеку шерсть?

                        Корова

 Коза

= Овца

  1. Куда ты не пойдёшь в спортивном костюме?

     На спортивную площадку

 На урок физкультуры

= В театр

  1. Какой  комплект одежды подготовит мама для папы , если ему надо идти на деловую встречу?

     Пиджак - брюки

 Свитер - джинсы

= Футболка -  шорты

  1. Когда появились первые велосипеды?

     200 лет назад

 300 лет назад

=  500 лет назад

  1. Во сколько лет ты сможешь выезжать на велосипеде на проезжую часть?

    В 10 лет

 В 14 лет

                     =   В 18 лет

  1. Мальчики рисовали велосипеды:

    Семён  - с 2-мя колёсами

 Вася – с 3-мя колёсами

= Слава -  с 5-ю колёсами

У кого из ребят получился фантастический велосипед?

Оцените свои знания с помощью светофора

III . Самоопределение темы и целей урока

 Кто в дни болезни

 Всех полезней

 И лечит нас

 От всех болезней. (Доктор)

 Он не летчик, не пилот,

 Он ведет не самолет,

 А огромную ракету.

 Дети, кто, скажите это? (Космонавт)

 Веселая работа,

 Завидно от души!

 Свисти, когда охота,

 Да палочкой маши! (Полицейский)

 - Что общего у этих слов? (Обозначают профессии людей)

 -Предположите, о чём сегодня пойдём речь на уроке. (о профессиях)

 -Прочитайте тему урока на с. 24 (Когда мы станем взрослыми?)

-Кто уже может ответить на этот вопрос?

- Вопросик  просит вас прочитать, какие учебные задачи мы ставим перед собой.

 IV. Изучение нового материала

 1) Работа по учебнику

 - Учебник открыт на стр. 24, прочитаем текст (1-й абзац)

- А как зовут ваших родителей? (заслушиваются несколько ответов)

- А как будут вас величать, когда вы станете взрослыми?

- Чем жизнь взрослых отличается от вашей? (формой имени,  основная работа и домашняя)

2) Беседа

  - Расскажите  о  профессии своих родителей.  (У кого ещё мама повар. Если ребёнок не выступил с рассказом, то хотя бы поднял руку, чтобы определить социальный состав родителей)

 - Молодцы! Хотели бы вы быть похожими на них?

- А кто знает, что такое профессия?

 -   «Толковый словарь»  поможет нам объяснить значение этого слова

 - И так: «Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность».

 - Обратите внимание на слово «трудовая». Что это значит?

 - Людям, каких профессий надо трудиться? ( Трудиться надо всем)

Чтение по учебнику стр. 24 2-й абзац

-А кто может сосчитать, какой это будет год, когда вам исполнится 18 лет? (2023) (со счётными палочками)

 

И вот, когда наступит этот 2023 год, вы уже все определитесь со своей профессией

 - Ребята, а сейчас вы можете поделиться с нами мыслями о своей будущей профессии (выступают несколько учеников)

? - А сможете ли вы догадаться по рисункам, кем мечтают стать эти дети?

3) Работа в группах

А) «Буква - море профессий»

- А как вы считаете, сколько существует на земле профессий? (Много)

Напоминаю правила работы в группе:

  1. В группе разговариваем вполголоса.
  2. Даем высказаться каждому члену группы.
  3. Работают все.
  4. Принимаем общее решение.
  5. От группы выступает 1, 2 человека.

- Когда вы закончите выполнять задание вы сядете на свои места и возьметесь за руки и я пойму, что вы готовы. - Я вам предложу букву, а вы назовете дело (профессию) человека на эту букву.  На   выполнение даю 1,5 минуты. Начали работать.

                1я группа – буквы А, П

                2я группа – буквы Д, К

3я группа – буквы Б, Т

  Каждая группа получает одну или две буквы.

1я группа: А – аптекарь, архитектор ( проектирует дома), астроном ( изучает звезды), археолог (занимается раскопками), агроном, адвокат

П – певица, повар, проводник, пилот, пастух, пожарные  

2я группа: Д – доктор, дантист (лечит зубы), директор(должность),  дирижер, доярка.

                    К – контролер, кондуктор, каменщик, кондитер, краевед, кулинар  

 3я группа:  Т – телефонист, тракторист, телеведущий, тамада

  Б – бетонщик ( кладет бетон), булочник, балерина, барабанщик, библиотекарь, бухгалтер, банкир

- Вот, оказывается, сколько существует профессий ! И это крошечная часть всех существующих на земле. Перечислить все профессии и специальности невозможно.

Б) Высказывание мнений (работа в группах) // Ролевая групповая игра

Угадай, о какой профессии идёт речь в загадке. Ученик, отгадавший загадку, выходит к доске и, надев один из атрибутов этой профессии, называет что будет, если выполнять эту профессию плохо и если выполнять её хорошо

Вывод: Трудиться надо на совесть

Врач, пожарный, полицейский.

Инструкция для  команды:

1 Звонок в дежурную часть или регистратуру

2 Водитель везёт бригаду на вызов

3 Пострадавший

4,5,6 Бригада выполняет своё поручение

7 называет что будет, если выполнять эту профессию плохо и если выполнять её хорошо

 В) Игра «Мужские и женские профессии» (работа в группах)

- Может ли случиться так, что   одну профессию  выберут и мужчина, и женщина?

- Я буду называть слова, обозначающие профессии мужчин, а вам нужно образовать от них слова, обозначающие профессии женщин

(Учитель читает слова для каждой команды, ученики называют слова в женском роде )

группа №1 повар, пианист  (повариха, пианистка)

 группа №2 певец, портной (певица, портниха)

группа  №3 писатель, продавец (писательница, продавщица)

 Г) Игра «Чудо-коробочка» работа в группах

 У вас на столах цветные коробочки, в них предметы, по которым вам надо догадаться, кому принадлежат эти инструменты, людям каких профессий.

 (Группа №1  фонендоскоп, краски, молоток, тарелка...

Группа №2  мед пластырь, палитра, ключи гаечные ...

Группа №3  рецепт, пастель, сверло, кондитерский шприц...)

Оцените с помощью светофора  работу своей группы

  V. Физкультминутка

 В прошлый раз был педагогом,

 Послезавтра – машинист.

 Должен знать он очень много,

 Потому что он ….(артист)

 - Представьте, что каждый из вас артист. Кто лучше покажет движения?  

 

 Я читаю вам начало предложения, вы продолжаете и изображаете

 Трактор водит…(тракторист)

 Электричку…(машинист)

 Стены выкрасит…(маляр)

 Доску выстругал…(столяр)

 В доме свет провел…(монтер)

 В шахте трудится…(шахтер)

 В жаркой кузнеце…(кузнец)

 Кто все знает – молодец!!!!!

 

VI  Продолжение работы по теме урока

1) «Угадайка»

 - Я называю вам профессию, а вы попробуйте отгадать, чем занимается этот человек.

 • Кинолог (человек, который занимается изучением и разведением собак)

 • Ювелир ( мастер по изготовлению и ремонту драгоценностей)

 • Эколог ( специалист, следящий за состоянием природной среды  

2) Работа по учебнику в парах

Расскажите друг другу, люди каких профессий изображены на стр. 24 учебника (доярка, художник, фотограф, врач, водитель, парикмахер)

3) «Смысловые ниточки»  в парах Собрать пословицу и объяснить смысл:

Маленькое дело … (руки делают)

Глаза страшатся, а …(лучше большого безделья)

Терпенье и труд (не знают скуки)

Умелые руки …(все перетрут)

4) Работа в паре по учебнику

Снова обращаются к стр. 25 учебника

А как изменится окружающий мир? Сравните рисунки. В каком городе будет лучше жить? Почему?

Каким вы хотели бы видеть окружающий мир в будущем? От чего зависит, каким он станет? Зависит ли это от нас самих?

 VII Выполнение работы в печатных тетрадях

№2 стр. 19 Работа в парах.

- Рассмотрите рисунки, как будущее земли зависит от наших поступков?

-Какие поступки  могут привести природу к такому состоянию, которое изображено на первом рисунке? Соедините эти рисунки  стрелками зелёного цвета.

- Какие поступки  могут привести природу к такому состоянию, которое изображено на втором рисунке? Соедините эти рисунки  стрелками  красного цвета.

Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга.

Оцените работу своего соседа.

VIII Работа с мультимедийным приложением  Тест №2

 IX Чтение вывода хором

Читают вывод по учебнику на стр. 25

 X  Рефлексия

Учащиеся отвечают на один из вопросов учебника на стр. 25

Оцените свои достижения на уроке 

XI  Подведение итогов урока

 - Что нового вы узнали на уроке? Что вас заинтересовало? Что удивило?

 - Что такое профессия? Кто узнал новые для себя профессии.

Вы молодцы! Мне было приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей.

- Скажите себе: «Я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия».

Как  резерв

Стихи о профессиях

 

1. Он рассказывает внятно,

 Он экскурсию ведет.

 Нам становится понятно

 То, что он экскурсовод.

 2. Тепловозы я вожу,

 Пассажирам я служу.

 Я не токарь, не горнист –

 Я веселый машинист.

 3. Шью я куртки и штаны,

 Вы меня все знать должны:

 На машинке строчу лихо,

 Потому что я портниха.

 4. Потушу пожар любой,

 Быстро справлюсь я с бедой.

 За опасный этот труд

 Нас пожарными зовут.

 5. Я бегун, прыгун, пловец,

 Я здоровый молодец.

 Жду рекордных перемен,

 Потому что я спортсмен.

 6. У меня одеться рад

 И артист, и депутат.

 Ловко шью своей иглой –

 Ведь недаром я портной.

 7. Я грузы кранами вожу,

 В высокой будке я сижу.

 Я не привык ходить пешком,

 Меня зовут крановщиком.

 8. Напеку я пирожков,

 И коврижек, и рожков.

 Вот такой имею дар:

 Я кондитер-кулинар.

 9. Очень тщательный уход

 За животными ведет:

 За коровами – доярка,

 А за свинками – свинарка.

 10. Я за компьютером сижу,

 Счета, балансы подвожу.

 Во всех конторах там и тут.

 Меня бухгалтером зовут.

 11. Хочешь свежих помидоров –

 Загляни на огород:

 С недостатком витаминов

 Справится овощевод.

 12. Строю дом и детский сад

 И больницу строить рад,

 И у цирка я не зритель,

 Так как я его строитель.

Слушание отрывков музыки для определения профессии

Чтение стихотворения Дж. Родари « Чем пахнут ремесла» (презентация)

 У каждого дела

 Запах особый:

 В булочной пахнет

 Тестом и сдобой

 Мимо столярной

 Идешь мастерской –

 Стружкою пахнет

 И свежей доской.

 Пахнет маляр

 Скипидаром и краской.

 Пахнет стекольщик

 Оконной замазкой.

 Куртка шофера

 Пахнет бензином

 Блузка рабочего –

 Маслом машинным.

 Пахнет кондитер

 Орехом мускатным.

 Доктор в халате –

 Лекарством приятным.

 Рыхлой землею,

 Полем и лугом

 Пахнет крестьянин,

 Идущий за плугом.

 Рыбой и морем

 Пахнет рыбак.

 Только бездельник

 Не пахнет никак!

 - Конечно, каждый человек не должен стать бездельником, а обязан выбрать дело в жизни, профессию.

 

Путь к любой профессии начинается с первого класса.

СТРУКТУРА УРОКА:

 I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

III. Самоопределение темы и целей урока

IV. Изучение нового материала

1 Работа по учебнику

2 Беседа

3 Работа в группах

А) Буква –море профессий

Б) Высказывание мнений

В) Мужские и женские имена

Г) Чудо-коробочка

V. Физминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

  1. Угадайка
  2. Работа по учебнику в парах
  3. Смысловые ниточки

VII. Работа в печатной тетради в парах

VIII. Работа с мультимедийным приложением

IX. Чтение вывода

X. Рефлексия

XI.  Итог урока

Список литературы.

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник.

2. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь. 1 класс.

3. Плешаков А.А. Научный дневник. 1 класс.

4. Плешаков А.А. Атлас-определитель «От земли до неба».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока,презентация к уроку окружающего мира 1 класс когда изобрели велосипед

технологическая карта урока по теме " Когда изобрели велосипед" 1 класс...

конспект урока,презентация к уроку окружающего мира 1 класс когда изобрели велосипед

технологическая карта урока по теме " Когда изобрели велосипед" 1 класс...

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс "Когда изобрели велосипед"

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс "Когда изобрели велосипед"...

план-конспект урока окружающего мира 1 класс "Когда изобрели велосипед?"

Урок был дан 9 февраля 2023 г в рамках республиканского съезда учителей...

Рабочий лист к уроку окружающего мира. 1 класс. Когда наступит лето?

Рабочий лист к уроку окружающего мира. 1 класс. Когда наступит лето?...