окружающий мир 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Березина Надежда Александровна

Рабочая пограмма по  окружающему миру для 3 класса УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_3_okr_mir.docx80.67 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир», соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по окружающему миру.

Рабочая программа составлена для общеобразовательного класса в соответствии с учебным планом МОУ «Придорожная СОШ» имени А.С. Новикова – Прибоя на 2015 – 2016 учебный год на 68 часов из расчета 2 часа  в неделю (исходя из 34 учебных недель в году).

Реализация учебной программы обеспечивается УМК по  учебному предмету «Окружающий мир», соответствующему Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях на 2015 – 2016 учебный год, утвержденного приказом директора школы№57/1  от 22.06.2015 г  «Об утверждении учебников, используемых в образовательном процессе»:

  1. Плешаков А.А.  Окружающий мир. Учебник для 3 класса начальной школы. 2 части / А.А.Плешаков. – М.: Просвещение- 2012
  2. Плешаков А.А.  Окружающий мир. Рабочая тетрадь №1, 2  для 3 класса начальной школы / А.А.Плешаков.  –М.: Просвещение- 2013

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


Формы контроля и  возможные  варианты его  проведения

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Требования к результатам  усвоения содержания рабочей программы

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • использовать естественнонаучные тексты с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
  • использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
  • использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • различать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
  • оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
  • соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
  • соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
  • объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;
  • составлять и выполнять режим дня.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;
  • следовать правилам здорового образа жизни;
  • соблюдать правила противопожарной безопасности;
  • оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).

Содержание учебного предмета

Наименование разделов

Количество часов

Практические работы

Как устроен мир

6

Эта удивительная природа

18

3

Мы и наше здоровье

10

3

Наша безопасность

7

1

Чему учит  экономика

12

2

Путешествия по городам и  странам

15

ВСЕГО:

68

9

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру 3 класс

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащихся

Форма контроля

Дата

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

По  плану

По факту

«Как устроен мир» (6 ч)

1

Природа

1

Научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой;

-сравнивать объекты природы по известным признакам;

-доказывать то или иное положение с помощью учебника или самостоятельно.

Принимать и сохранять целевые установки урока.

Взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;

-формулировать выводы из изученного материала;

-осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.

Формирование личного отношения к окружающему миру;

-осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни.

Доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна.  Раскрывать ценность природы для людей.  Сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам.

Фронтальный опрос

2

Человек

1

Извлекать из иллюстраций и текста учебника необходимую информацию;

-моделировать ступеньки познания, размещая на доске соответствующие таблички;

-анализировать проявления внутреннего мира человека (в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе);

Принимать и сохранять целевые установки урока;

Взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;

-формулировать выводы из изученного материала;

-осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.

Осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни.

Различать внешность человека и его внутренний мир. Анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношение к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека.

Фронтальный опрос

3

Проект «Богатства, отданные людям»

1

Распределять обязанности по проекту (в парах, в группах, в классах), определять свои обязанности (свой вклад в общую работу).

Определять цель проекта, его этапы и сроки;

Выбирать форму работы и способ оформления результатов проекта в соответствии с характером и объемом работы.

Осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- определять цель проекта;

- распределять обязанности по проекту в группах;

- подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации ( фотографии, рисунки),оформлять стенд;

- презентовать проект;

- оценивать результаты работы.

Проектная деятельность

4

Общество

1

Сопоставлять формы правления в государствах мира, анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов современном мире;

Принимать и сохранять целевые установки урока;

Взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;

-формулировать выводы из изученного материала;

-осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке;

-формулировать выводы из изученного материала.

Осознавать ценность каждого человека в обществе;

-проявлять интерес и уважение к жизни разных народов, стран, к государственному устройству своей страны.

Определять место человека в мире;

-характеризовать семью, народ, государство как части общества;

- обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества;

- сопоставлять формы правления в государствах мира;

Фронтальный опрос

5

Что такое экология

1

Сравнивать окружающую среду разных организмов;

-анализировать текст и схемы учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком;

-классифицировать экологические связи.

Принимать и сохранять целевые установки урока;

Взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;

-формулировать выводы из изученного материала;

-осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке;

Осознавать необходимость бережного отношения к природе.

Анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели;

Фронтальный опрос

6

Природа в опасности!

1

Сравнивать (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу;

-использовать дополнительную литературу, Интернет для поиска информации в соответствии с учебным заданием.

Принимать и сохранять целевые установки урока;

- овладевать навыками смыслового чтения текста в соответствии с поставленными задачами.

Взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;

-формулировать выводы из изученного материала;

-осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке;

Осознавать необходимость ответственного отношения к природе.

Устанавливать причинно- следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий;

Фронтальный опрос

«Эта удивительная природа» (18 ч)

7

Тела, вещества, частицы

1

Классифицировать тела  и вещества;

-выдвигать предложения (гипотезы) и доказывать их;

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнять.

Взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;

-формулировать выводы из изученного материала;

-осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке;

Проявлять интерес к познанию природы.

Характеризовать понятия « тела», «вещества», « частицы»;

-классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ;

- наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения.

Фронтальный опрос

8

Разнообразие веществ

1

Различать вещества по характерным признакам;

-использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков.

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнять.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Формирование образа  «Я» тесно связано миром природы, культуры окружающих людей

Наблюдать и характеризовать  свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;

- практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;

Практическая работа

9

Воздух и его охрана

1

Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха;

- извлекать из текста информацию в соответствии с заданием.

Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

-высказывать предложения, делать выводы.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Анализировать схему ( диаграмму) с целью определять состава воздуха;

- исследовать с помощью опытов свойства воздуха, различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;

осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием;

Фронтальный опрос

10

Вода

1

Анализировать схемы и применять их для объяснения свойств воды;

-доказывать предложения

Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

Формирование образа  «Я» тесно связано миром природы, культуры окружающих людей

Практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради):

 анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию;

Практическая работа

11

Превращения и круговорот воды

1

Различать три состояния воды;

- моделировать круговорот воды в природе;

-анализировать рисунок-схему

Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить.

Высказывать предложения о состояниях воды в природе;

-формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя

Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам  страны.

Высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды;

- наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя;

Фронтальный опрос

12

Берегите воду!

1

Извлекать из текста информацию в соответствии с заданием;

-моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды;

-рассказывать о загрязнении воды с помощью модели

Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить.

Высказывать предложения о том, почему нужно беречь воду;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

Ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога.

Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника;

анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста; рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения; моделировать в виде динамичной схемы источники загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели;

Фронтальный опрос

13

Как разрушаются камни

1

Моделировать в  виде схемы увеличение расстояний между частицами твердых тел при нагревании и уменьшение –при охлаждении;

Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить.

Высказывать предложения о причинах разрушения горных пород в природе;

-готовить рассказ на основе наблюдений;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам  страны.

Обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве;

-характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения (  на основе материала учебника о деятельности В.В.Докучаева);

Фронтальный опрос

14

Что такое почва

1

Анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам;

-анализировать  схему связей почвы и растения;

-на основе схемы моделировать связи почвы и растений.

Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить.

Высказывать предложения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновать их;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

Ориентироваться на соблюдение моральных норм в учебной деятельности и формировать бережное отношение к природным ценностям.

Анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам;

-высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их;

- практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез;   - анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растений;

Практическая работа

15

Разнообразие растений

1

Доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растение очень разнообразны;

-классифицировать растения из предложенного списка.

Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить.

Подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение  ко всему живому.

Доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны;

- знакомиться с группами растений по материалам учебника;

- знакомиться по учебнику с понятием « виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа – определителя, осуществлять взаимопроверку;

Фронтальный опрос

16

Солнце, растения и мы с вами

1

Выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений; роль листьев, стебля и корня в питании растений;

-доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;

Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

Ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога.

Выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений;

- моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы;

-выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений;

-доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;

Фронтальный опрос

17

Размножение и развитие растений

1

Наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;

-выявлять роль животных в размножении и развитии растений

Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

Определять границы собственного знания и незнания, вырабатывать  способность к решению моральных проблем.

Характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения;

- наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;

-выявлять роль животных в размножении и развитии растений;

- характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени;

-работать с терминологическим словарикам;

Фронтальный опрос

18

Охрана растений

1

Актуализировать сведения, полученные в  1-2 кассах, об исчезающих и редких растений, Красной книге, правилах поведения в природе.

Планировать свои действия в течение урока.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение  ко всему живому.

Актуализировать сведения, полученные в 1-2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе;

- характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений;

-обсуждать материалы книги « Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе;

Фронтальный опрос

19

Разнообразие животных

1

Классифицировать животных, приводить примеры животных разных групп.

-Работать с электронным приложением к учебнику.

Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы ;

-оценивать достижения на уроке;

- Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять,

Обсуждать рассказ « история с пиявкой», рассказывать о животных по самостоятельно подготовленному  сообщению.

Ориентироваться на выполнение моральных норм, воспитывать бережное отношение к животным.

Актуализировать знания о животном мире,  полученные в 1-2 классах;

-классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками;

-приводить примеры животных разных групп;

-с помощью атласа- определителя « От земли до неба» определять животных, изображенных на рисунках, и относить их к определенной группе;

- обсуждать рассказ « История с пиявкой» из книги « Великан на поляне»;

Фронтальный опрос

20

Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края»

1

Анализировать схемы питания,

работать с терминологическим словариком.

- Совместно со взрослыми делать фотографии, находить материалы о природе родного края.

- контролировать  и оценивать процесс и результат деятельности, анализ информации презентовать полученную информацию

Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.

- Определять цель и этапы работы.

Приводить примеры животных по типу питания, обсуждать материалы книги о божьих коровках,

распределять обязанности в работе над проектом.

Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение  ко всему живому

Характеризовать животных по типу питания;

-приводить примеры животных по типу питания;

- анализировать схемы цепей питания;

- характеризовать защитные приспособления растений и животных;

- обсуждать материал книги» Зеленые страницы» о божьих коровках;

- обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе;

Фронтальный опрос

21

Размножение и развитие животных

1

Моделировать стадии размножения различных животных, работать со словарём терминов.

- Находить дополнительную информацию из различных источников.

Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.

 - Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения

Рассказывать, как заботятся разные животные о своем потомстве.

-Давать характеристику разным группам по способам размножения.

Ориентироваться на выполнение моральных норм, воспитывать бережное отношение к животным.

Характеризовать животных разных групп по способу размножения;

-моделировать стадии размножения животных разных групп;

-рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве;

-обсуждать материалы книг « Зеленые страницы» и « Великан на поляне» о размножении животных;

Фронтальный опрос

22

Охрана животных

1

С помощью атласа-определителя и электронного приложения  определять животных, занесенных в Красную книгу, создать  книжку- малышку « Береги животных».

- формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе, поиск информации из различных источников

Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы.

- Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

Рассказывать о факторах отрицательного воздействия  человека на животных, обсуждать меры по охране животных, готовить сообщения о животных, занесенных в Красную книгу.

Формировать представление о взаимосвязь в природе и воспитывать  бережное отношение и правильное поведение в природе.

Актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1 -2 классах;

- характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир;

- с помощью атласа- определителя и электронного приложения определять животных, занесенных в Красную книгу России;

- обсуждать меры по охране животных;

Фронтальный опрос

23

В царстве грибов

1

Моделировать различие грибов- двойников, находить дополнительный материал о грибах.

- узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности.

Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.

-Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

Обсуждать  материал рассказа «Кому нужен мухомор».

- строить понятные для партнёра высказывания

Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение  ко всему живому.

Характеризовать строение шляпочных грибов;

-  с помощью иллюстраций учебника и атласа – определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы;

- обсуждать материал рассказа « Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»;

- моделировать различие грибов- двойников;

Фронтальный опрос

24

Великий круговорот жизни

1

Моделировать круговорот веществ в природе, делать выводы, сравнивать их с учебником.

Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы.

Обсуждать опасность исчезновения одного из звеньев.

Формировать представление о взаимосвязь в природе и воспитывать  бережное отношение и правильное поведение в природе.

Характеризовать  организмы – производители, организмы – потребители и организмы – разрушители;

- обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе;

- моделировать круговорот веществ в природе;

- рассказать о круговороте веществ на Земле;

Фронтальный опрос

«Мы и наше здоровье» (10 ч)

25

Организм человека

1

Анализировать схемы расположения органов человека, выполнять практическую работу.

-характеризовать системы органов человека, показывать расположение внутренних органов на своем теле, работать с терминологическим словарём

Принимать учебную задачу, стремиться ее выполнять, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения.

Актуализировать знания по анатомии со 2 класса, обсуждать взаимосвязь наук, работать в паре, измерять рост и массу тела.

- отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в группе  

Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье.

- конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

Актуализировать  знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе;

- характеризовать системы органов человека ( их части и назначение) ;

-обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены;

-анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своем теле и теле собеседника;

-практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека;

Практическая работа

26

Органы чувств

1

Самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по  предложенному плану;

-работать с терминологическим словарём.

-использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы.

Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

Работать в паре, изучать материалы темы и готовить рассказы по плану.

Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье.

Распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента;

-формулировать правила гигиены органов чувств;

-работать с терминологическим словарикам;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Фронтальный опрос

27

Надежная защита организма

1

Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы по теме, находить дополнительный материал  о правилах гигиены.

-Сотрудничать со взрослыми, извлекать информацию о гигиене кожи.

Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Работать в паре, рассказывать о средствах гигиены и мерах первой помощи.

Подготовит рассказ об уходе за кожей.

Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. Учиться оказывать первую помощь.

Практическая работа: изучить свойства кожи;

-характеризовать средства гигиены и ухода за  кожей;

- характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи;

- работать в паре: осваивать приемы оказания первой помощи при повреждениях кожи;

- подготовить рассказ об уходе за кожей;

-работать с терминологическим словарикам;

Практическая работа

28

Опора тела и движение

1

Находить упражнения для формирования правильной осанки.

-Работать с терминологическим словарем.

Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. Следить за своей осанкой на уроке и вне его.

Работать со взрослыми, слушать собеседника

Ориентироваться на выполнение моральных норм. Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. Установка на выполнение  утренней гимнастики.

Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма;

-раскрывать роль правильной осанки для здорового человека;

- следить за правильной осанкой на уроке и вне его;

- выполнять физкультминутки;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Фронтальный опрос

29

Наше питание. Проект «Школа кулинаров»

1

Моделировать строение пищеварительной системы.

-практически определять наличие питательных веществ  в продуктах.

- составлять меню здорового питания;

-контролировать  и оценивать процесс и результат деятельности

Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Обсуждать правила рационального питания, составлять меню здорового питания.

-Готовиться  к выполнению проекта.

Определять границы собственного незнания и знания, стремиться к соблюдению правильного питания.

Практическая работа: определять наличие питательных веществ  в продуктах питания;

- моделировать строение пищеварительной системы;

- характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания;

-обсуждать правила рационального питания;

- составлять меню здорового питания;

-работать с терминологическим словарикам;

Практическая работа

30

Дыхание и кровообращение

1

Моделировать строение дыхательной системы, моделировать строение кровеносной системы, измерять пульс у членов своей семьи.

Принимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять.

-формулировать выводы по теме урока.

-отвечать не итоговые вопросы, оценивать свои ответы и ответы одноклассников

Характеризовать строение кровеносной системы, работать в паре, учиться измерять пульс, работать со взрослыми, узнавать о взаимосвязи органов в организме

Ориентироваться на выполнение моральных норм.

-Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье.

Актуализировать знания о легких и сердце, полученные во 2 классе;

-характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме;

- моделировать строение дыхательной системы;

-характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме;

Фронтальный опрос

31

Умей предупреждать болезни

1

Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных болезней.

-находить дополнительный материал о профилактике заболеваний.

- осознанно и произвольно строить сообщения в письменной форме творческого характера;

Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Характеризовать факторы закаливания, формулировать правила, составлять памятку.

Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье.

-Проводить закаливание своего организма.

Характеризовать факторы закаливания;

- формулировать правила закаливания;

- составлять памятку по закаливанию;

- составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний;

-регулярно проводить закаливание своего организма;

-работать с терминологическим словарикам;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Фронтальный опрос

32

Здоровый образ жизни

1

Различать факторы, укрепляющие здоровье и факторы отрицательного воздействия на здоровье.

- работать с терминологическим словарём.

Принимать учебную задачу урока.

-формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы.

- оценивать свои ответы и ответы одноклассников.

Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни.

-Работать в паре, составлять памятку.

Ориентироваться на выполнение моральных норм.

-Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье.

Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;

- обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать;

-работать с терминологическим словарикам;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Фронтальный опрос

33

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие

1

Самостоятельно готовиться к тестам, изучая информацию учебника и дополнительную литературу.

Оценивать правильность и неправильность ответов.

-Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

Выполнять тесты с выбором ответа.

-сотрудничать со взрослыми  

Определять границы собственного знания и незнания.

Выполнять тесты с выбором ответа;

- оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов;

- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

Тестирование

34

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

1

Учиться извлекать информацию из различных источников, сотрудничать со взрослыми.

Формирование адекватной оценки своих достижений.

- умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить;

Выступать с подготовленными сообщениями,  иллюстрировать их наглядными материалами.

Определять границы собственного знания и незнания.

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Готовиться к выполнению проекта « Школа кулинаров»

Проектная деятельность

«Наша безопасность» (7 ч)

35

Огонь, вода и газ

1

Моделировать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа в виде схем и ролевой игры.

-работать с терминологическим словариком.

Принимать учебную задачу урока,

формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, оценивать свои ответы и ответы одноклассников

Характеризовать свои действия при пожаре, утечке газа, прорыве водопровода.

-Разыгрывать свои действия в ходе ролевых игр.

Формировать способность к действиям в экстремальных ситуациях с целью сохранения своего здоровья.

Актуализировать знания об опасностях в быту, полученных в 1-2 классах;

-характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;

- моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры;

- называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей;

-анализировать схему эвакуации из школы и моделировать ее в ходе учебной тревоги;

-работать с терминологическим словарикам;

Фронтальный опрос

36

Чтобы путь был счастливым

1

Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

- изучать материалы учебника.

-выполнять тесты по теме, моделировать свои действия в различных ситуациях;

-готовить сообщения

Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Работать в группах, готовить сообщения обсуждать различные ситуации, ролевыми играми демонстрировать свои знания правил.

Стремиться соблюдать правила безопасности с целью сохранения своего здоровья.

Актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1-2 классах;

-работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения;

- обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными;

- выполнять тесты  с выбором ответа о правильном/  неправильном поведении на улице и в транспорте;

- моделировать свои действия в ходе ролевой игры;

Фронтальный опрос

37

Дорожные знаки

1

Выполнять тесты с выбором ответа, моделировать в виде схемы путь от школы домой.

-моделировать в виде схемы путь от школы домой.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

Обсуждать, как помогают  знаки пешеходам.

Соблюдать правила безопасности  для сохранения здоровья.

Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;

- моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры;

- называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей;

-анализировать схему эвакуации из школы и моделировать ее в ходе учебной тревоги;

-работать с терминологическим словарикам;

Фронтальный опрос

38

Проект «Кто нас защищает»

1

Находить в Интернете  информацию о вооруженных силах страны, оформлять собранные материалы в виде стенда.

Принимать учебную задачу.

-Формирование адекватной оценки своих достижений

Брать интервью у ветеранов  войны, презентовать свой проект.

Воспитывать чувство гордости за свою Родину и ее защитников.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах Росси, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС;

-интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС;

- оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов;

- презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.

Проектная деятельность

39

Опасные места

1

Составлять схему своего двора и окрестностей опасных мест.

Принимать учебную задачу урока,

формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы.

обсуждать опасные места в доме и вне его, работать со взрослыми, опрашивать  о мерах предосторожности.

Формировать внимательное поведение, вырабатывать способность к решению проблем.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах;

- обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его;

-работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Фронтальный опрос

40

Природа и наша безопасность

1

Учиться отличать гадюку от ужа, ядовитые и съедобные грибы, находить информацию о ядовитых растениях.

Принимать учебную задачу урока.

-формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, оценивать свои ответы и ответы одноклассников

Обсуждать рассказ « Опасные двойники», рассказывать о правилах поведения в общении с домашними животными

Соблюдать правила поведения в природе, использовать полученные знания для сохранения своего здоровья и жизни.

Характеризовать опасности природного характера;

Находить в атласе- определителе « От земли до неба»  информацию о ядовитых растениях и грибах;

-обсуждать рассказ « Опасные двойники» из книги « Зеленые страницы»;

- характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными;

- отличать гадюку от ужа;

Фронтальный опрос

41

Экологическая безопасность

1

Практическая работа: знакомство с устройством бытового фильтра.

- анализировать по схеме загрязнения;

- приводить примеры цепей загрязнения;

-работать с терминологическим словарём.

-моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

обсуждать проблему экологической безопасности и меры  по  охране природы.

Соблюдать правила безопасности  для сохранения здоровья.

Анализировать по схеме цепь загрязнения;

-приводить примеры цепей загрязнения;

-моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм;

- обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды;

- практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды;

-работать с терминологическим словарикам;

Практическая работа

«Чему учит экономика» (12 ч)

42

Для чего нужна экономика

1

Различать товары и услуги, приводить примеры;

-добывать информацию  об услугах в родном городе;

- Раскрывать понятия

« экономика», «потребности», «товары»;

Принимать задачи раздела и урока, стремиться выполнять их.

-отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения.

Работать со взрослыми;

- рассказывать о роли труда в создании товаров;

-прослеживать , какие товары и услуги нужны семье.

Формировать внутреннюю позицию, адекватно  оценивать свои знания, формировать способность к решению моральных норм.

Раскрывать понятия «экономика», « потребности», « товары», « услуги»;

- различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг;

- работать со взрослыми: прослеживать.

- характеризовать роль труда в создании товаров и услуг;

 - работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня;

-работать с терминологическим словарикам;

Фронтальный опрос

43

Природные богатства и труд людей – основа экономики

1

Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, раскрывать роль природных богатств для экономики.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения

Рассказывать об использовании природных богатств, работать со взрослыми, выяснять роль профессий родителей в экономике города.

Воспитывать чувство гордости за свою Родину,

 почтительное отношение и уважение к труду людей всех профессий.

Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану;

- приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров;

-прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий;

-раскрывать роль науки в экономическом развитии;

Фронтальный опрос

44

Полезные ископаемые

1

Определять полезные ископаемые с помощью атласа.

-рассказывать об особенностях добычи, по материалам учебника, в музее выяснить, какие полезные ископаемые добывают у нас.

Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, формировать адекватную самооценку.

Строить монологическое высказывание

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам

Определять полезные ископаемые с помощью атласа – определителя « От земли до неба»;

- выявлять, при производстве  каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые;

- характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки);

- с помощью атласа- определителя  готовить сообщения о каком – либо полезном ископаемом;

- работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснять, какие полезные ископаемые добываются в регионе;

-работать с терминологическим словарикам;

Фронтальный опрос

45

Растениеводство

1

Практическая работа в паре, исследовать растение и описать его по плану.

-Выявить связь растениеводства и промышленности.

-Исследовать, какие продукты используются в семье.

Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Обсуждать в паре, зачем люди занимаются растениеводством.

-Рассказывать о роли выращивания культурных растений.

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям рабочих профессий.

Практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану;

-обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством;

- различать и классифицировать культурные растения;

-определять с помощью атласа- определителя культурные растения;

- характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов;

- выявлять связь растениеводства и промышленности;

-исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня;

Практическая работа

46

Животноводство

1

Классифицировать домашних и сельскохозяйственных животных.

-работать с терминологическим словарем.

-Выявлять связь животноводства и растениеводства.

Актуализировать знания, полученные во  2 классе.

- принимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять.

Осуществлять  сотрудничество с учителем и со сверстниками.

- Узнать, какие продукты животноводства употребляет семья.

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям рабочих профессий.

Классифицировать домашних сельскохозяйственных животных;

-характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов;

- выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности;

- исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня;

Фронтальный опрос

47

Какая бывает промышленность

1

Соотносить продукцию с отраслью, выявлять взаимосвязь отраслей,

найти в музее данные об истории предприятий города.

Принимать учебную задачу урока.

-формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы.

-Формировать адекватную самооценку.

Рассказывать о труде работников разных отраслей промышленности, в каких отраслях работают члены семьи, выяснить, рассказать в классе.

Формировать внутреннюю позицию, адекватно  оценивать свои знания, формировать способность к решению моральных норм

Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;

-соотносить продукцию и отрасли промышленности;

-выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;

- характеризовать труд работников отраслей промышленности;

-работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе;

-работать с терминологическим словарикам;

Фронтальный опрос

48

Проект «Экономика родного края»

1

Собирать информацию об экономике родного края, оформлять материалы в виде выставки, презентации.

Оценивать результаты проекта и свою роль в его создании.

Презентовать проект, выступать перед  одноклассниками.

- Коллективно создавать книгу

 « Экономика  родного края».

Формировать установку на выполнение моральных норм.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- собирать информацию об экономике своего села;

-оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома;

- коллективно составлять книгу – справочник « Экономика родного края»;

- презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

Проектная деятельность

49

Что такое деньги

1

Раскрывать роль денег в экономике.

-Характеризовать виды обмена товарами.

 -Находить информацию  об истории денег в других источниках.

Принимать задачи раздела и урока, стремиться выполнять их.

-отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения.

Работа в паре, сравнение монет разных стран.

-практическая работа по различению денежных единиц.

Определять границы собственного знания и незнания.

- мотивация учебной деятельности;

-принимать мнение других членов коллектива.

Характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля- продажа); моделировать ситуации бартера и купли – продажи;

- раскрывать роль денег в экономике;

- различать денежные единицы разных стран;

-практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их;

-работать с терминологическим словарикам;

Практическая работа

50

Государственный бюджет

1

Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами. -формулировать выводы по теме урока,  работать с терминологическим словарем.

- моделировать доходы  и расходы государства в виде математических задач

Принимать учебную задачу урока.

-формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы.

Осуществлять  сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива.

Характеризовать  государственный бюджет, его доходы и расходы;

-определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;

-выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства;

- моделировать доходы  и расходы государства в виде математических задач;

- работать с терминологическим словариком;

Фронтальный опрос

51

Семейный бюджет

1

Выявлять сходство и различие государственного бюджета и семейного, моделировать  семейный бюджет.

Принимать учебную задачу урока.

-формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы.

-Формировать адекватную самооценку.

Рассказывать о семейном бюджете, его доходах и расходах, обсуждать , какие расходы первостепенные.

Воспитывать положительные моральные качества, чувство сопричастности к семейному благополучию.

Характеризовать  семейный бюджет, его доходы и расходы;

- выявлять сходство и различия  государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь;

- определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья;

- обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важные;

 - моделировать семейный бюджет;

- работать с терминологическим словариком;

Фронтальный опрос

52

53

Экономика и экология

2

Раскрывать взаимосвязь экономики и  экологии.

-Моделировать экологические прогнозы.  

-Выяснить у взрослых об экологических мерах в регионе.

Актуализировать знания, полученные во  2 классе, принимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять.

Обсуждать, почему при осуществлении экономических проектов осуществляется экологическая экспертиза.

- осуществлять  сотрудничество со взрослыми

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива.

- экологическая культура: ценностное отношение  к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения

Характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду;

- раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией;

-обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза;

- приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов;

-моделировать экологические прогнозы;

- работать с терминологическим словариком;

Фронтальный опрос

«Путешествия по городам и странам» (15 ч)

54

55

56

Золотое кольцо России

3

С помощью Интернета готовить сообщения о любом городе, находить фотографии этих городов, выполнять задания из электронного приложения.

- составлять вопросы к викторине, прослеживать маршрут путешествия по карте;

-моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры

Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке.

- умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему.

Рассказывать о достопримечательностях городов  Золотого кольца.

-прослеживать маршрут путешествия по карте.

Воспитывать чувство гордости за свою страну, сопричастности к её историческому прошлому.

Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;

-рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;

-  узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям;

-составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;

- моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца;

Фронтальный опрос

57

Проект «Музей путешествий»

1

Собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки), оформлять экспозицию музея, готовить сообщения.

Понимать цель и задачи проекта и стремиться их выполнять.

Презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов.

Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны.

В ходе проекта дети учатся:

- собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал);

- оформлять экспозицию музея;

- готовить сообщения (экскурсии по музею);

- презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов

Проектная деятельность

58

Наши ближайшие соседи

1

С помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах.

- работать с терминологическим словарем.

Принимать учебную задачу урока.

-формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы.

–Формировать адекватную самооценку.

Обсуждать, почему с соседними государствами нужно иметь добрососедские отношения.

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива.

-Формировать чувство гордости за свою страну.

Показывать на карте России ее границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы;

- обсуждать, почему с государствами – соседями нужно иметь добрососедские отношения;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией;

Фронтальный опрос

59

На севере Европы

1

Соотносит государства и флаги, составлять вопросы викторины по странам Европы, находить материал о достопримечательностях стран.

Принимать учебную задачу урока.

- формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке.

Работать в группе, готовит сообщения о государстве, на основе материалов учебника.

-Работать со взрослыми, выяснять, какие материалы и из каких стран в магазинах города.

Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны, позицию человека, жителя общего дома – Земля.

Работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы  ( каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителе группы или распределять материал на несколько сообщений;

- соотносить государства и флаги;

-узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; ее замечательных людей;

- составлять вопросы к викторине по странам севера Европы;

Фронтальный опрос

60

Что такое Бенилюкс

1

Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах стран Бенилюкса.

Принимать учебную задачу урока.

-формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы.

-Принимать мнение других членов группы.

Работать в группе,  договариваться о распределение функций  и ролей в совместной деятельности.

- Описывать достопримечательности, готовить сообщения о стране. Выступать от группы.

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива.

Работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителе группы или распределять материал на несколько сообщений;

- составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса;

- описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям;

-выполнять задания электронного приложения к учебнику;

- используя дополнительную литературу, находить несколько интересных фактов по изучаемым странам;

Фронтальный опрос

61

В центре Европы

1

Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах стран центра Европы.

Принимать учебную задачу урока.

-формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы.

-Формировать адекватную самооценку

Работать в группе, изучать страны центра Европы.  

-Описывать достопримечательности, готовить сообщения о стране.

-Выступать от группы.

-Распределять материал на несколько сообщений между членами группы.

Формировать ориентацию на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем.

Работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах центра Европы  (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителе группы или распределять материал на несколько сообщений;

-узнавать  и описывать достопримечательности по фотографиям;

- выполнять задания по электронному приложению к учебнику;

Фронтальный опрос

62

По Франции и Великобритании (Франция)

1

Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах из Франции.

Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке.

-Адекватно оценивать своих товарищей.

Работать в группе, изучать достопримечательности  Франции, готовить сообщения о стране.

-Выступать от группы.

-Распределять материал на несколько сообщений между членами группы.

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива.

Работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции и Великобритании  ( каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителе группы или распределять материал на несколько сообщений;

-описывать достопримечательности стран  по фотографиям;

- составлять вопросы для викторины о Франции и Великобритании;

- выполнять задания по электронному приложению к учебнику;

Фронтальный опрос

63

По Франции и Великобритании (Великобритания)

1

Составлять вопросы к викторине, найти интересные факты о стране .

-Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах из Великобритании.

Принимать учебную задачу урока.

-формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы.

Работать в группе, изучать достопримечательности  Великобритании,  находить на карте, готовить сообщения о стране. Выступать от группы.

-Распределять материал на несколько сообщений между членами группы.

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива.

Работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции и Великобритании  ( каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителе группы или распределять материал на несколько сообщений;

-описывать достопримечательности стран  по фотографиям;

- составлять вопросы для викторины о Франции и Великобритании;

- выполнять задания по электронному приложению к учебнику;

Фронтальный опрос

64

На юге Европы

1

Составлять вопросы к викторине, найти интересные факты о стране .

-Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о памятниках стран.

Формулировать выводы из изученного материала, оценивать свои достижения и товарищей по группе.

- умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему.

Работать в  группе, готовить сообщения о городах и памятниках архитектуры, описывать достопримечательности.

Формировать ориентацию на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем.

Работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии,

подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей  группы или распределять материал на несколько сообщений;

-описывать достопримечательности Греции и Италии  по фотографиям;

- выполнять задания по электронному приложению к учебнику;

Фронтальный опрос

65

По заметным местам мира

1

Находить в дополнительной литературе о знаменитых памятниках стран.

-Описывать по фотографиям  памятники.

Принимать учебную задачу урока.

-формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы.

Обсуждать цели международного туризма, работать с картой, показывать и рассказывать о достопримечательностях.

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива

Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся;

- обсуждать цели международного туризма;

-  работать с картой;

- описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности;

- в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты об изучаемых странах;

Фронтальный опрос

66

Проверим себя и оценим свои достижения за втрое полугодие

1

Самостоятельно  выполнять предложенные задания, применяя полученные знания.

Формирование адекватной оценки своих достижений

Выполнять тесты с выбором ответа.

- сотрудничать со взрослыми  

Определять границы собственного знания и незнания.

Выполнять тесты с выбором ответа;

- оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов;

- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

Тестирование

67

68

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»

2

Самостоятельно готовить выступление по проекту, находить дополнительный интересный материал из различных источников.

Формирование адекватной оценки своих достижений и достижений одноклассников

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива

В ходе проекта дети учатся:

- собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал);

- оформлять экспозицию музея;

- готовить сообщения (экскурсии по музею);

- презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов

Проектная деятельность

Список литературы

Учебники

Учебно – методические пособия

Медиаресурсы

Плешаков А.А.  Окружающий мир. Учебник для 3 класса начальной школы. 2 части / А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2012 -143 с.

Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс / Н.Ю. Васильева.- М.: ВАКО, 2013. – 384 с.

Окружающий мир. 1-4класс. CD-ROM. Электронное приложение к учебнику.

Плешаков А.А.  Окружающий мир. Рабочая тетрадь №1, 2  для 3 класса начальной школы / А.А.Плешаков.  –М.: Просвещение, 2013 – 99 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип  урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...