Борьба с немецкими и шведскими захватчиками
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Светлана Викторовна Лаптева

Цели:

·        Уточнить и расширить исторические представления учащихся.

·        Формировать знания о победах русских войск над шведскими и немецкими захватчиками.

·        Воспитывать интерес к истории русского народа.

·        Способствовать становлению гражданской позиции: выполнение воинского долга – обязанность гражданина.

·        Развивать речь, умение анализировать учебный текст, работать с картиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borba_s_nemetskimi_i_shvedskimi_zahvatchikami.docx187.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 44

Борьба русского народа с немецкими и шведскими захватчиками

Цели:

  • Уточнить и расширить исторические представления учащихся.
  • Формировать знания о победах русских войск над шведскими и немецкими

захватчиками.

  • Воспитывать интерес к истории русского народа.
  • Способствовать становлению гражданской позиции: выполнение воинского

долга – обязанность гражданина.

  • Развивать речь, умение анализировать учебный текст, работать с картиной.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Прозвенел опять звонок,

Пригласил нас на урок.

И начинаем мы опять

По истории Отечества шагать.

Чтобы всё понятным стало,

Потрудиться нам надо немало.

II. Повторение пройденного.

Замóк откроется тогда,

Когда составишь ты слова.

Попробуй быстро разгадать,

Чтобы ответ точный дать.

- Рассмотрите зашифрованные слова:

ЗЕЛМЯ БОАГСТВАТ ВСЛАТЬ ВРЕА

- Что называют эти слова? (Это причины войн.)

- Со времён образования Киевской Руси русским воинам много раз приходилось

защищать свои земли, свой народ, богатство, веру.

- А теперь минутка эрудита. Кто быстрее ответит на вопросы:

- Кто пытался захватить русские земли? (Половцы, шведы.)

- В каком веке половцы вторглись на русские земли? (В XI веке.)

- С какой целью половцы совершали набеги на русскую землю? (Жгли и грабили русские поселения, уводили в плен всех, кто мог работать.)

- Рассмотрите карту «Киевская Русь XI века». (Слайд 2)

- Подумайте и ответьте: Почему русские князья не могли сразу оказать отпор половцам?

- Кто возглавил русское войско на борьбу с половцами? (Владимир Мономах.)

- В каком году произошла эта битва? (В 1103 году.)

- Какое значение для русских имела победа над половцами? (Тридцатилетнее противостояние Владимира Мономаха половецкой опасности, устранение княжеских усобиц.)

- После этой битвы Владимир Мономах стал великим князем Земли Русской. Время его правления было спокойным и мирным. Но время шло. К власти приходили другие правители. Начинались новые войны. Наступил XIII век.

- Какая опасность пришла на Русь с северо-запада? (С северо-запада пришли на Русь шведы.)

- Назовите одну из причин, почему шведы напали на русскую землю? (Они хотели поработить русский народ и обратить его в свою веру.)

- Кто собрал дружину и повёл её на врага? (Александр Ярославович.)

- Выберите, какие из перечисленных черт личности присущи Александру Ярославовичу? (Слайд 3) (Использование репродукции Корина П. Д.)

- А теперь мы побываем в картинной галерее, где узнаем, как художник Корин изобразил Александра Невского.

На картине Корина Александр Невский представлен как целеустремленный воин, готовящийся к битве. Он стоит на рубеже русских земель и зорко смотрит, откуда появится враг. Александр опирается на большой меч, а за его спиной развевается знамя с образом Спаса Нерукотворного. Художник использовал черные, красные и светлые тона. Это усиливает впечатление строгости, сдержанности, целеустремленности и героизма князя Александра. Вся картина словно иллюстрирует знаменитую фразу, приписываемую летописцем Александру Невскому: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Общий облик князя грозен. Это настоящий русский богатырь-защитник, который не даст в обиду свою землю. За спиной Александра Невского Корин изобразил простирающиеся широко русские земли. Широкоплечий воин в латах олицетворяет собой всю мощь русского

оружия, смелость и мужество русского народа, который готов сражаться до последней капли крови за свою свободу и независимость. Во многом благодаря мастерству художника князь остался в памяти русских несгибаемым воителем и национальным героем.

- Какие ещё из перечисленных черт личности Александра Невского вы можете

добавить в наш список? (Мужественный, решительный, дальновидный, талантливый, опытный, мудрый, целеустремлённый, строгий, сдержанный, богатырь-защитник.)

- Когда произошла битва со шведскими рыцарями? (15 июля 1240 года.)

- Какое название она получила? (Невская битва.)

- Проследите и расскажите по схеме ход Невской битвы. (Слайд 4)

- В битве со шведами прославились и другие воины.

- Какое значение для русских имела победа над шведами? (Шведам не удалось поработить русский народ и обратить его в свою веру.)

III. Работа над темой урока.

- В 1239 году шведы и немцы договорились о совместных действиях: первые должны были наступать на Новгород с севера, от реки Нева, а вторые через Изборск и Псков. Шведы проиграли эту битву. После победы над шведами, в этом же году князь Александр Невский, рассорившись с новгородцами, покинул город. За время его отсутствия произошло немало бед. Немцы перешли в наступление, взяли Изборск, сожгли его и перебили всё население. Псковская рать, направленная против рыцарей, была разбита, вскоре пал и сам Псков. Огромная опасность нависла над новгородцами. Новгородцы, чувствуя смертельную опасность, сочли за благо просить Александра Ярославовича вернуться. Полководец согласился и получил от отца в помощь владимирское войско во главе с младшим братом – князем Андреем

Ярославовичем. Братья действовали стремительно, был возвращён Псков. Главное столкновение с немецкими рыцарями произошло 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера. (Слайд 5)

- Запомните эту дату: 1242 год – битва на Чудском озере, это и есть Ледовое побоище.

- Сравните боевое снаряжение русского воина и немецкого рыцаря. (Слайд 6) (У русского воина лёгкое снаряжение. У немецкого рыцаря – тяжёлое снаряжение: латы, шлемы в виде вёдер.)

– Как вы думаете, могло ли снаряжение воинов сыграть какую-то роль в ходе битвы?

- Поработаем с учебником. При чтении обратите внимание на следующие вопросы. (Слайд 7)

Вопросы к тексту:

1. С кем воевали русские весной 1242 года?

2. Как называли немецких рыцарей и почему? (Немецкие рыцари шли под знаменем с чёрным крестом, за что называли их крестоносцами.)

3. Как строилось немецкое войско? (В виде острого клина или «свиньёй»: сначала шла тяжёлая конница, затем ряды лёгкой конницы, а потом – пешие рыцари.)

4. Почему Александр Невский дал бой на льду озера? (Он хорошо понимал, что в

этом случае преимущество будет на его стороне. Закованные в тяжёлые латы, немецкие рыцари не были готовы биться с русскими воинами на льду.)

5. Какую роль сыграл засадный полк в ходе боя? (Русская конница окружила крестоносцев.)

6. Какое значение имела победа русских? (Значение победы над немецкими и шведскими рыцарями было огромно. Русские воины спасли русских людей от порабощения, они остановили рыцарей.)

1. Ледовое побоище. (Слайд 8)

- Это была ранняя весна. Все реки и озёра, а их в новгородских землях очень много, были покрыты подтаявшим льдом. Поэтому Александр Невский решил встретиться в бою с крестоносцами именно на льду Чудского озера. Он хорошо понимал, что в этом случае преимущество будет за его воинами. Закованные в тяжёлые доспехи, немецкие рыцари не были готовы биться с русскими воинами на льду озера. Традиционным боевым построением немецких рыцарей был так называемый клин, или «свинья». В голове и на флангах длинной и довольно узкой колонной шла тяжеловооружённая рыцарская конница, защищавшая находившуюся в центре пехоту. Мало кому удавалось выдержать удар такой «кабаньей головы». Зная об этом, Александр Невский основные свои силы разместил на флангах, а в центре оставил только пешее ополчение. Новгородцы в тяжёлых доспехах (броне), вооружённые мечами, копьями и щитами, были немного неповоротливы, но отлично выдерживали удары всадников. За полком левой руки в засаде поместились княжеские дружины Александра и Андрея. Впереди всех встали лучники, издалека стрелявшие по приближающему врагу. В тылу русских войск, возле крутого берега, поставили скованные цепями телеги, так что и бежать было невозможно, и рыцарским коням было не проехать. Ливонцы пробили русский центр и «закружились» перед телегами. С флангов их стали теснить полки правой и левой руки, потом ударила из засады конница.

(Слайд 9) - «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замёрзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.» Весенний лёд проломился, и тяжёлые рыцари, доспехи которых весили до 70 кг, пошли на дно. Немецкие рыцари потерпели поражение и вынуждены были отказаться от захваченных ими новгородских и псковских земель. В память народную это сражение вошло как «Ледовое побоище».

IV. Закрепление изученного материала.

Тест № 1

1. В каком году произошла битва на Чудском озере?  

А 1240 год

Б 1103 год

В 1242 год

2. Каковы цели немецких рыцарей?

А завоевание новых земель

Б обратить в свою веру

В захватить ценности, богатство

3. Как построил свои войска Александр Невский?

А полк правой руки, полк левой руки, пехота, засадный полк

Б «кабанья голова», пехота, тяжеловооружённая конница

В клин, засадный полк, пехота

4. Как строилось немецкое войско?

А углом

Б клином

В треугольником

5. Как названа битва на Чудском озере?

А Невская битва

Б Битва с половцами

В Ледовое побоище

6. Что произошло в 1242 году?

А Невская битва

Б Ледовое побоище

В Битва с половцами

7. Где происходила битва с немецкими рыцарями?

А на реке Неве

Б на Чудском озере

В на реке Ижора

8. Какие черты личности присущие Александру Невскому?

А мстительный, коварный, талантливый

Б мужественный, решительный, мудрый

V. Итог урока.

- Какое впечатление сложилось у вас об Александре Невском? (Мужественный, решительный, открытый, дальновидный, талантливый, опытный, мудрый.)

- После победы на Чудском озере Папа Римский решил не силой оружия, а убеждением заставить новгородские земли встать под власть Католической церкви. Папа прислал послов к Александру Невскому с предложением добровольно подчинить русскую церковь Риму. Но Александр Невский отказался.

- Как этот поступок характеризует Александра Невского? (Патриот своей Родины.)

VI. Домашнее задание. (Слайд 10)

1. Учебник, стр. 55-57, пересказ текста.

2. По выбору:

а) подготовить сообщение об Александре Невском;

б) нарисовать шведских рыцарей-крестоносцев и русских воинов-дружинников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий районного конкурса чтецов «Цена Победы», посвященного 65- летию Победы над немецкими захватчиками. (для учащихся 4 классов)

Воспитание у учащихся гражданственности и патриотизма, ответственности живущих сейчас за судьбы страны, уважения к бессмертному воинскому подвигу...

Классный час "70 лет освобождения города Михайлова от немецко-фашистских захватчиков"

Классный час предназнаначен для уч-ся начальных классов. Используется презентация. Главная задача состоит в том, чтобы рассказать детям в доступной форме о Великой Отечественной войне, воспитывать чув...

Презентация "Борьба Руси с иноземными захватчиками в 13 веке.Александр Невский"

Презентация к уроку  "Броьба с иноземными захватчикамив 13 веке" УМК "Планета  Знаний"...

Урок окружающего мира по теме «Борьба с иноземными захватчиками» в 4 классе УМК «Планета знаний".

Урок окружающего мира  по теме «Борьба с иноземными захватчиками»  в 4 классеУМК «Планета знаний1.Дидактическое обоснованиеГ. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, А. И. Саплин, Е. В. Саплина. ...

Презентация "Борьба с иноземными захватчиками"

Презентация поможет при пподготовке к уроку окружающего мира по УМК "Планета знаний". Тема урока "Борьба с иноземными захватчиками". презентация составлена по тексту учебника....