Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Мой край"
методическая разработка по окружающему миру на тему

Дмитриева Екатерина Михайловна

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Мой край"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа к курсу «Край, в котором я живу» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Нормативно- правовыми документами реализации ФГОС являются:

1. Федеральный закон  «Образование в Российской Федерации»

2.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г №373, зарегистрирован в Минюсте России 22декабря 2009года №17785) с изменениями  (утверждены приказом Минобрнауки  России от 26 ноября 2010г.№1241, зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля2011г №19707)

3.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября2010г.№986, зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2011г. №19682)

4.СанПиН 2.4.2.2821-10  «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением  Главного  государственного санитарного врача РФ от29 декабря 2010г. №189,   зарегистрировано  в  МинюстеРоссии3 марта2011г., №19993)5.Санитарно – эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.1251- 03(утверждены  постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от3 апреля 2003г. №27; зарегистрирован  в Минюсте России27 мая 2003г.№4594);

6. Методические рекомендации «О введении федерального образовательного стандарта» Департамента общего образования Минобрнауки России от 19.04 2011г;

7.Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011г;

8.Примерная образовательная программа начального общего  образования.

Цели и задачи курса внеурочной деятельности.

Цель программы курса:

Формирование начального представления об историческом развитии народа, об особенностях формирования материальной и духовной культуры России; воспитание целостной эстетической культуры, развитие художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта.

Задачи программы:

Образовательные задачи:

  • формировать представления о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
  • познакомить с историей и современной жизнью  села  Куйтун, Тарбагатайского района, Республики Бурятия;
  •  осваивать многовековое культурное наследие народа через хороводы, игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения.

Воспитательные задачи:

  • развивать гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
  • формировать толерантность и толерантное поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
  • укреплять семейные связи: заинтересованность содержанием занятий не только учащихся, но и родителей;
  • наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
  • изучение жизни края в семье через беседы, совместное  чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы,  сельской  среды, памятников истории и культуры;
  • совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
  • формировать экологическую культуру, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
  • позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

Развивающие задачи:

  • развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, через конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
  • создавать условия для творчества учащихся и их самовыражения;
  • укреплять семейные отношения.

Формы организации деятельности учащихся.

  • Многие задания в учебных пособиях предполагают разные виды коллективного взаимодействия:  экскурсии, беседы, интервью,  работа в парах, работа в малых группах и больших группах, коллективный творческий проект, инсценировки, коллективные игры и праздники, выставки работ.
  • Большое внимание уделяется практическим работам, например:   приготовить  сообщение,  нарисовать  иллюстрации, оформить родословную своей семьи, составить альбом по определённой теме и т.д.
  • Работа по изучению данной темы проходит в совместной деятельности с родителями учеников, которые не только помогают в подготовке и проведении различных мероприятий, но и сами становятся активными участниками. Такая совместная деятельность благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в классном коллективе, и в семье, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимопомощь.

Сроки реализации программы

  • Программа рассчитана на 1 год: 2 часа в неделю   (68 часов)

Ожидаемые результаты.

Предметный результат: 

  • знать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;
  • уметь правильно вести себя в школе, в коллективе учащихся;
  • знать историю происхождения своего города, уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба;
  • знать растительный и  животный мир родных мест, охраняемые виды;
  • уметь экологически грамотно вести себя в природе;

 Личностный: у обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа  духовно – нравственной  деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к  поисково-исследовательской деятельности, к новым способам самовыражения;
  • устойчивый познавательный интерес к родному краю;
  • адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающий получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

 

Метапредметный результат:

Регулятивные УУД: обучающийся научится: 

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающий получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной  задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • владеть монологической и диалогической формой речи.
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения  задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
  • подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии;
  • Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в  книге (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и обобщать, делать выводы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • ;меть работать по предложенным инструкциям;
  • умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

  • уметь работать в команде, эффективно распределять обязанности;
  • уметь  вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

Учебно- методическое обеспечение.

1.Конституция Бурятии.

2.Байкальские легенды и предания. Фольклорные записи Л. Е. Элиасова. У-Удэ, 1984г.

3.История края в микротопонимах. О.Ю. Спиридонова. Происхождение названия окрестностей села Куйтун.

4.Ф.Ф. Болонев  «Старообрядцы Забайкалья 18–20 веках». У-Удэ, 1992г.

5.А. Д. Жалсараев  «Поселения, православные храмы, священнослужители 17-20 век».    У-Удэ, 1998г.  

6.Историко-культурный атлас села Куйтун.

7. Газета «Истоки Руси»

  1. Красная книга Бурятии.

9.Грушко Е.А. Энциклопедия русских имён. М.2000г.

10.Петровский А.Н. «Словарь русских личных имён». М.2000г.

11.«Сценарии и репертуар» - 2007г., выпуск № 5.

       12.   Материалы Интернета.

13.Материалы церковных календарей.

  1. Материалы  Школьного музея. МБОУ «Куйтунская основная общеобразовательная      школа».

Список учебных пособий:

  1. А. Плешаков. Атлас – определитель «От земли до неба».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"

Программа разработана на основе программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» под редакцией Р.Г. Чураковой, сборник программ по учебным предметам, план и программы внеуро...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Край наш Смоленский"

Рабочая программа по курсу «Край наш Смоленский» в 1-4 классах  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Ко...

Формирование социального опыта учащихся начальной школы через экологическое воспитание средствами программы внеурочной деятельности «Изучение природы родного края»

Из опыта работы выступление на Кузбасской Ярмарке «Образование. Занятость. Карьера» Т.В.Туева учитель начальных классов г Новокузнецк, МБОУ «СОШ № 50»....

Программа внеурочной деятельности по краеведению "Мой край"

Программа социальной направленности по краеведению "Мой край"...

Программа внеурочной деятельности "Юный краевед. Ставропольский край".

Программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов. Знакомство с родным краем, родным городом....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по родному краю" 3 класс

Программа разработана на основе ФГОС основного общего образования, ООП ООО школы и "Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование". (Стандарты второго поколени...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по родному краю" 1 класс

Рабочая программа разработана на основе ФГОС и "Примерных программ внеурочной деятельности". Рассчитана на 1 год....