Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Дмитриева Екатерина Михайловна

Рабочая программа по  окружающему миру  3 класс  "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyas.okr_.mir_3_kl.docx50.62 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 к рабочей программе по окружающему миру

Данная рабочая программа создана основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Нормативно- правовыми документами реализации ФГОС являются:

1. Закон РФ «Об образовании» (ст.9, 13, 14, 15, 32);

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

3. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ

Минобразования РФ от 06.10.2009 года №363);

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241"О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и

науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

5.На базе региональногоучебного плана от 03.09.2008г.№1168;

6. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо Минобразования РФ от 19.11.1998 года № 1561/14-15);

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г

№189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические

требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» )

8. Школьное положение о рабочей программе.

 9. Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва, 2011г.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2009г.).

В ходе освоения  программы школы при реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:

  • закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
  • формируются универсальные учебные действия;
  • развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Учебно-методический комплекс.

УМК «Школа России»

1.Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2012.  Электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова (CD).

2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2012.

3. Плешаков, А. А. От земли до неба : атлас-определитель : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2012.

4. Плешаков, А. А. Зелёные страницы : кн. для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2012.

5. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической  этики : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М. : Просвещение, 2012.

6. Плешаков, А. А. Окружающий мир / А. А. Плешаков // Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.

Контрольно-измерительные материалы

  1. Образовательный мониторинг. Оценка достижений учащихся «Диагностика уровней формирования предметных умений и УУД»3 класс. Авторы-составители Т.М.Лаврентьева, О.А.Исакова. – Волгоград: Учитель,2014.
  2. Образовательный мониторинг. Оценка достижений учащихся. Комплексные итоговые работы. 3 класс. Авторы составители: Е.А.Болотова,  Т.А.Воронцова. Волгоград: Учитель,2014.
  3. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3

класс. – М.: Просвещение, 2012.

4. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Проверим себя : тетрадь для учащихся 3 класса начальной школы / А. А. Плешаков. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2011.

5. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Тесты. 3 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2012.

Цели и задачи.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  •  осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  •  формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Обоснование целесообразности изменений

Программа рассчитана на 1 год: 2 часа в неделю   ( 68 часов);  не имеет отличительных особенностей по сравнению с примерной Государственной.

А)  Структурная перестановка  порядка изучения тем не планируется.

Б)  Количество часов на изучение отдельных тем не меняется.

В)  Расширение учебного материала не планируется.

Валеологический компонент.

Среди трудностей,с которыми сталкиваются ученики,оказывается объективное снижение двигательной активности. Это влияет как на освоение школьной программы, так и на развитие растущего организма ребёнка младшего школьного возраста,

 поскольку процесс формирования важных для  школьного обучения органов и функциональных систем (центральной нервной системы, зрительного и слухового анализаторов, опорно-двигательногоаппарата) ещё продолжается. 

             Учитывая возрастные и  психологические особенности детей  в 8,5 лет анатомо – физические изменения  в организме младшего школьного возраста, быструю утомляемость  во время урока проводить:

  • 2 – 3 физминутки, так как помогают:
  • снять психическое напряжениеу учащихся путём переключения на другой вид деятельности;
  • добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений;
  • возбудить у детей интерес к занятиям физическими  упражнениями;
  • сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений.
  • Гимнастику для глаз(1-2мин):
  • способствовать оздоровительномуэффекту в процессе использования предлагаемых упражнений;
  • предупредитьзрительное (зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное) утомление у школьников.

Условия проведения: гимнастика для глаз включает в себя комплекс  из 4-5 упражнений, сочетающих разные способы снятия зрительного напряжения:

растирания, массирования. Можно использовать гимнастику для глаз по методу Г.А.Шичко. ( Верх-вниз, влево-вправо. Круг. Буратино.т.д).

  • Гимнастика для пальчиков рук.

«Рука является вышедшим наружу головным мозгом»,- это высказывание Иммануила  Канта. Практикой доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор.  Работа по развитию мелкой моторики пальцев рук имеет особое значение:

  • стимуляция развития речи у детей;
  • подготовка руки к письму у школьников;
  • тренировка внимания;
  • координация движений;
  • адаптация маленьких левшей в мире праворуких.

Комплекс включает 6-8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончики пальцев, кисть, предплечье, плечо.

  • Комплекс упражнений на мышечное расслабление(релаксацию):
  • способствуют профилактике заболеваний органов кровообращения, облегчают дыхание, способствуют нормальной жизнедеятельности органов пищеварения;
  • эффективны при повышенном возбуждении с целью профилактики неврозов и перевозбуждения нервной системы.

Упражнения на  релаксацию можно проводить на любом уроке в течение 3-5 мин.

  • Комплекс упражнений для формирования правильной осанки:
  • научить школьника заботиться о правильном положении тела;
  • развивать координацию движений;
  • обучить правильному сочетанию движений с дыханием.

Используя дополнительную литературу:

  • В.И.Ковалько «Школа физминуток»;
  • ресурсы интернета.

       Следить за осанкой во время урока.  Укреплять здоровье детей, при этом  учитывать:

  • индивидуально-психологические свойства личности младшего возраста;
  • типы высшей нервной деятельности, темперамент, характер, способности;
  • анатомо- физические изменения в организме младшего школьника и их отражение в его психике.

Общая характеристика предмета

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт  обучающемуся, материал естественных и социально гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство  с началами  естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными,  знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем  как своё личное, так  и социальное благополучие.

Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.  В  рамках  же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии  с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания,  формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.  Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Поэтому данный  курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

 Описание места учебного предмета в учебном плане.

На изучение окружающего  в начальной школе выделяется 270 ч. В 1 классе 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели).

Во 24 классах на уроки русского языка отводится по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Результаты изучения курса

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- наблюдать объекты окружающего мира;

- работать с учебником, энциклопедиями;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

Содержание учебного предмета

3 класс (68 ч)

Как устроен мир (7 ч)

Эта удивительная природа (19ч)

Мы и наше здоровье (10 ч)

Наша безопасность (8 ч)

Чему учит экономика (12 ч)

Путешествие по городам и странам (12 ч)

Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

Экскурсии:

Природа, ее разнообразие.

Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей.

Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.

Дорожные знаки в окрестностях школы.

Практические работы:

Тела, вещества, частицы.

Состав и свойства воздуха.

Свойства воды.

Круговорот воды.

Состав почвы.

Размножение и развитие растений.

Знакомство с внешним строением кожи.

Подсчет ударов пульса.

Полезные ископаемые.

Знакомство с культурными растениями.

Знакомство с различными монетами.

Тематическое планирование по окружающему миру 3 класс

2 часа в неделю 68 часов в год

урока

Тема урока

Основные виды деятельности

 Раздел 1. Как устроен мир. 7 часов

1

Природа. Ценность природы для человека

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

определять место человека в мире,

-характеризовать семью, народ, государство как части общества,

- обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества,

- сопоставлять формы правления  в государствах мира, устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу,

- сравнивать  заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий;

- работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации. Описывать по фотографиям достопримечательности разных стран, соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире,

 - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

2

Человек

3

Наши проекты «Богатства, отданные людям»

4

Общество

5

Что такое экология

6

Природа в опасности!Охрана природы

7

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа»

Урок контороля. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Раздел 2.Эта удивительная природа. 19 часов

1

Тела, вещества, частицы

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Оценивать чистоту воздуха, необходимую для здоровья человека, растений, животных, в своём городе (в селе).

Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать её состояние. Проверять достоверность народных примет о погоде.

Соотносить свои наблюдения о погоде с опытом народов своего края, отражённым в приметах и пословицах.

Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды, простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых.

Оценивать чистоту воды в водоёмах и в системе водоснабжения своего края.

Различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы.

Различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека ( на примере своей местности).

Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности). Оценивать плодородие почвы своего края.

Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их различия. ( на примере своей местности).

Определять части цветкового растения.

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения., диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека ( на примере своей местности); съедобные и ядовитые грибы. ( на примере своей местности).

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности).

Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных.

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей(на приере своей местности)

Характеризовать природные сообщества, влияние человека на природные сообщества ( на примере своей местности).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите.

Оценивать личную роль в охране воды, воздуха, полезных ископаемых, экосистем, растительного и животного мира.

2

Разнообразие веществ

3

Воздух и его охрана

4

Вода

5

Превращение и круговорот воды

6

Берегите воду!

7

Что такое почва

8

Разнообразие растений

9

Солнце, растения и мы с вами

Размножение и развитие растений

10

Размножение и развитие растений

11

Охрана растений.

12

Разнообразие животных

13

Кто что ест

14

Наши проекты «Разнообразие природы родного края»

15

Размножение и развитие животных

16

Охрана животных

17

В царстве грибов

18

Великий круговорот жизни

19

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа.

Урок контороля. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Раздел 3.  Мы и наше здоровье. 10 ч

1

Организм человека

Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

характеризовать основные функции систем органов человеческого тела, стремиться выполнять правила  по сохранению своего здоровья;

отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре

конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире;

моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях;

характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях.

измерять температуру тела, рост и вес человека;

оценивать личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

2

Органы чувств

3

Надёжная защита организма

4

Опора тела и движения

5

Наше питание.

Наши проекты «Школа кулинаров»

6

Дыхание и кровообращение

7

Умей предупреждать болезни

8

Здоровый образ жизни

9

Обобщение знаний по теме « Мы и наше здоровье». Проверочная работа

Урок контороля. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

10

Презентация проектов «Богатства, отданные людям»,  «Разнообразие природы родного края»,

«Школа кулинаров».

Защита проектов.

Раздел 4.  Наша безопасность. 8 часов

1

Огонь, вода и газ

Выявлять потенциально-опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества.

Практическая работа по освоению правил поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоёмах, в школе.

Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу (с точки зрения безопасного поведения на дороге).

Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Оценивать степень личной ответственности за сохранения своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих.

Готовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей  в родном городе (селе).

2

Чтобы путь был счастливым

3

Дорожные знаки

4

Наши проекты «Кто нас защитит»

5

Опасные места

6

Природа и наша безопасность

7

Экологическая безопасность

8

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа.

Урок контороля.

Раздел 5.  Чему учит экономика. 12 часов

1

Для чего нужна экономика

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;

различать товары и услуги, приводить примеры товаров и услуг;

характеризовать роль труда в создании товаров и услуг;

работать с терминологическим словарём;

работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

2

Природные богатства и труд людей -основа экономики

3

Полезные ископаемые

4

Растениеводство

5

Животноводство

6

Какая бывает промышленность

7

Наши проекты: «Экономика родного края»

Защита проектов.

8

Что такое деньги

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля – продажа); моделировать ситуации бартера и купли- продажи;

раскрывать роль денег в экономике;

различать денежные единицы разных стран; характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы;

определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;

выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства;

моделировать доходы и расходы государства

 практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их;

работать с терминологическим словарём;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

9

Государственный бюджет

10

Семейный бюджет

11

Экономика и экология

12

Обобщение знаний по теме « Чему учит экономика». Проверочная работа

Урок контороля. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Раздел 6. Путешествие по городам и странам. 12 часов

1

Золотое кольцо России

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России,её границы и пограничные государства, что такое Бенилюкс,

узнавать, рассказывать о достопримечательностях городов, стран;

 составлять вопросы к викторине;

моделировать маршрут золотого кольца, используя фотографии, достопримечательности, сувениры и т.д.

-выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

с помощью Интернета готовить сообщение;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

2

Наши проекты «Музей путешествий»

3

Наши ближайшие соседи

4

На севере Европы

5

Что такое Бенилюкс

6

В центре Европы

7

По Франции и Великобритании

8

На юге Европы

9

По знаменитым местам мира

10

Проверочная работа.

11

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам».

Урок контороля. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

12

Презентации проектов

«Кто нас защищает»,

«Экономика родного края»,

«Музей путешествий»

Защита проектов.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

кол-во

Примечание

1

Книгопечатная продукция

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М.: Просвещение. 2010

Учебники

 Плешаков А. А.
Окружающий мир.

 2013 г.

Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1, 2.  

Рабочие тетради

Плешаков А. А.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2013 г.

Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Части 1, 2

Тесты

Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д.
Окружающий мир. Тесты.

Методические пособия

Великан на поляне, или первые уроки экологической этики.

Плешаков А. А.

От земли до неба: Атлас-определитель.

Плешаков А. А.
Зеленые  страницы

Д

К

К

К

Д

Д

Д

1

12

12

12

1

1

1

+

+

+

+

+

+

+

В программе определены цели начального обучения русскому языку; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

2

Технические средства обучения

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Телевизор (по возможности)

Компьютер ( по возможности)

Сканер (по возможности).

Принтер лазерный (по возможности).

Принтер струйный цветной (по возможности).

DVD

Д

Д

Д

Д

Д

Д

1

1

1

1

1

1

+

+

-

-

-

+

С диагональю не менее 72 см.

Размер не менее 150х150

3

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

3.1

3.2

3.3

3.4

Электронные пособия.

Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»,

Аидиозаписи в соответствии с программой обучения.

Видеофильмы,  по окружающему миру.соответствующие тематике программы ( по возможности).

Мультимедийные ( цифровые ) образовательные ресурсы соответствующие тематике программы по окружающему миру.

К

Д

Д

Д

12

1

1

1

+

4. Печатные пособия.

4.1

Таблицы

Д

+

4.2

Физическая карта России

Д

1

+

4.3

Физическая карта полушарий

Д

1

+

4.4

Политическая карта мира

Д

1

+

4.5

Карта Республики Бурятия

Д

1

+

4.6

Глобус

Д

1

+

4 .Оборудование класса

4.1

4.2

4.3

4.4

Ученические столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов , пособий и др.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

таблиц и т.п.

+

+

+

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 4 класса "Школа России".

Рабочие программы по всем предметам....

Рабочая программа для 1 класса "Школа России"

Рабочая программа для 1 класса по основным предметам, а так же татарский язык...

Рабочие программы для 4 класса "Школа России"

Готовые рабочие прогаммы для 4 класса по русскому языку (.Канакина В.П.),  по математике (Моро М.И.), по окружающему миру (Плешаков А.А.), по литературному чтению(Климанова Л.Ф) ....

Рабочие программы для 4 класса ("Школа России")

Рабочие программы для 4 класса ("Школа России") по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ОБЖ....

Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России

Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России...

Рабочая программа: математика, 1 класс. "Школа России".

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, планируемых резуль...

Рабочая программа "Технологии" 1 класс Школа России ФГОС (33 ч.)

Рабочая программа по дисциплине "Технологии" для 1 класса Школа России ФГОС (33 ч.) с календарно-тематическим планированием...