Урок окружающего мира по теме: "Природные зоны. Тундра" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Першина Ирина Ивановна

Урок представлен в виде технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС с использованием методов деятельностного типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol._karta_uroka_okruzh.mira_.odt19.67 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_tundra.ppt1.22 МБ
Microsoft Office document icon tundra.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:


Технологическая карта урока «Природные зоны. Тундра

Першина И. И.

Тема урока: Природные зоны. Тундра.  4 класс

Тип урока: Урок формирования новых знаний и умений с применением элементов технологии критического мышления

Цель урока: Ознакомление детей с природной зоной «Тундра»

Задачи:

  • воспитывать бережное отношение к природе
  • познакомить учащихся с особенностями тундры
  • развивать умение задавать «тонкие и толстые» вопросы, задумываться над предполагаемыми ответами,
    сравнивать их с научными данными и делать соответствующие выводы
  • способствовать формированию коммуникативных навыков, задумываясь о самом себе

Требования к знаниям учащихся: Знать изученные природные зоны России, их особенности.

Требования к умениям учащихся: Находить природные зоны на географической карте, сравнивать природные зоны.

Наглядные пособия и оборудование, средства обучения: Презентация к уроку по теме «Природные зоны», атласы  и карта «Природные зоны» карточки «Это интересно»

Технологическая карта урока «Природные зоны. Тундра.»

( 4 класс)

Этапы: введение в тему урока, изучение нового материала, закрепление, рефлексия

Этапы урока

Продолжительность этапов

Содержание учебного материала, заданий для учащихся

Средства обучения

Примечания

1

2

3

4

6

1

1

Введение в тему урока

5 мин

Любите родную природу-

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

- Предположите, о чём пойдёт  речь сегодня на уроке?

(О природе, её многообразии и бережном отношении к ней)

-Сегодня мы продолжим изучать природные зоны нашей великой страны.

-Рассмотрите природные зоны в презентации. Какие из них вам уже знакомы? (ледяная пустыня, лес)

- Какая природная зона мало знакома для вас?  Кто знает, как называется эта природная зона?

-Она называется «тундра». Используя картину тундры, попробуйте сказать — а что такое тундра?

А  теперь обратитесь к толковому словарю и сравните наши предположения.

-Так какая же тема урока? (Тундра)

-К концу урока мы составим кластер, т. е. графическую схему на тему: «Тундра»

Литературное и музыкальное произведения,

наглядные картины природных зон ледяных пустынь, лесов, тундры из презентации,

толковый словарь

Можно использовать  муз. фон при чтении стихотворения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

8

9

Создаёт ситуацию настроя на урок чтением стихотворения и его кратким анализом

Используя наглядные картины природные зон, привлекает  детей к их анализу, таким образом  создаётся

проблемная ситуация для определения темы урока.

Предлагает задуматься над понятием «тундра» с помощью «вычитывания» информации с иллюстрации.

На доске записывает тему урока

Слушают стихотворение, настраиваются на урок (личностные УУД)

Коллективно решают проблему - какая же природная зона новая и определяют тему урока (коммуникативные и познавательные УУД)

Высказывают предположения- что такое тундра и сравнивают его с определением в толковом словаре (познавательные и коммуникативные УУД)

Этапы урока

Продолжительность этапов

Содержание учебного материала, заданий для учащихся

Средства обучения

Примечания

1

2

3

4

6

7

2

Изучение нового материала

25 мин

Приём технологии критического мышления «Вопросы-ответы»

 Сейчас вы  будете заполнять таблицу по теме: «Тундра». Вы можете выбрать, как вы будете работать — индивидуально, или в паре, или в группе. Определитесь. Даю 1 минутку.

- В первом столбике следует записать какие вопросы вас интересуют по данной теме. Вопросов должно быть не менее шести. 5 из них «тонкие» и хотя бы 1 «толстый».

-Далее, во 2 столбике, вы запишите предполагаемые ответы на ваши вопросы и только после этого, пользуясь атласом, учебником, выпишите научные ответы (факты) на поставленные вопросы в 3 столбик.

Вопросы

Предполагаемые ответы

Научные сведения

- В конце работы  сравните предполагаемые вами ответы с научными данными и сделайте соответствующие выводы.

Дополнительно тем, кто раньше успеет заполнить таблицу, предлагаются карточки с интересными фактами по теме: «Тундра»

.

Атлас, учебник презентация «Природные зоны» - слайд «Тундра»

Вспомнить правила работы в паре, группе.

Вспомнить понятия «тонкие, толстые» вопросы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

8

9

Мотивирует детей на изучение темы вопросом: что бы вы хотели узнать по данной теме?

Предлагая самостоятельную работу по изучению данной темы с помощью заготовленной таблицы «Тундра», создаёт условия выбора способа работы: индивидуально, в паре или в группе, ориентируясь на время.

Предлагает вспомнить правила работы в группе или в паре с целью распределения обязанностей и выполнения этических норм. Таким образом, при выборе работы в паре или группе, создаёт условия для общения детей.

Развивает мыслительную деятельность, используя приём «предположения на поставленные вопросы».

Использует поисковый метод по нахождению ответов на вопросы.

Создаёт условия для сравнения результатов.

Заранее готовит карточки «Это интересно» для дополнительной работы.

Каждый ребёнок задумывается над тем, как бы он хотел работать над новой темой: индивидуально, в паре или в группе, каковы правила работы в паре и группе. Распределяют обязанности, если работают в паре или группе (личностные и коммуникативные УУД)

Учащиеся задумываются над интересующими их вопросами по изучаемой теме, при этом вспоминают понятия «тонкие и толстые вопросы», учатся задавать их, при этом выстраивают порядок, т.е. план работы, учатся высказывать предполагаемые ответы, учитывая мнение других (личные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД)

Сравнивают предполагаемые ответы с научными фактами и делают выводы (личные, коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД)

По индивидуальным карточкам дети узнают интересные факты из жизни природы в тундре (познавательные УУД)

 

Этапы рока

Продолжительность этапов

Содержание учебного материала, заданий для учащихся

Средства обучения

Примечания

1

2

3

4

6

7

3

Закрепление

10 мин

-На основе сделанных открытий по теме: «Тундра» предлагаю  в вашей творческой группе создать «Кластер» (краткое графическое изображение темы) и записать его в тетрадь.

-Что же вы узнали о тундре? (Все идеи представляем в едином кластере на доске) По ходу сообщений других ребят дополняйте свои полученные знания, если чего-то у вас нет. Есть ли такие вопросы, на которые  вы не получили ответа? Кто достоин отметки в вашей группе и какой?

Вернёмся к переводу слова «тундра» - «бесплодная, враждебная». Что это значит?

Графические обобщённые схемы

Единый кластер оформляет учитель на доске из сообщений детей

4

Рефлексия

3 мин

Вспомни, что ты знал до урока, что ты узнал на уроке и задумайся над тем, что бы ты хотел узнать или какое задание хотел бы выполнить ещё по теме «Тундра» и с кем?

кластер

5

Домашнее задание

2 мин

Подумай, продолжишь ли ты дома работать над темой: «Тундра»? Если да, то какое домашнее задание себе запишешь в дневник? И с кем его будешь выполнять?

Кто желает озвучить своё домашнее задание?

дневник

Домашнее задание по желанию

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

8

9

Предлагает создать кластер по полученным знаниям и записать его в тетрадь в виде схемы, затем представить его элементы классу.

Обращает внимание: на все ли вопросы получили ответы.

Предлагает оценить работу друг друга в группе (или самооценка)

Дети составляют кластер в своей творческой группе, используя мнения товарищей (личностные, познавательные,регулятивные, коммуникативные УУД)

Делают сообщения и дополняют, при необходимости, свои ответы (познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные УУД)

Оценивают работу друг друга или самого себя (п.,р.,л.,к.УУД)

Призывает задуматься каждого над тем, что ученик знал, что узнал и что бы хотел узнать по теме: «Тундра», мотивируя к выполнению дополнительного задания дома

Каждый задумывается над тем, что он знал, что узнал и что бы хотел ещё узнать или над чем поработать ему бы ещё хотелось (личностные, познавательные УУД)

Предлагает задуматься над тем, будет ли ученик выполнять что-то дома по данной теме. Просит задуматься - на все ли вопросы получил на уроке ответы? Необходимо ли домашнее задание? И какое?

Таким образом, учитывает интерес ребёнка

Ученик задумывается над своим домашним заданием по желанию (также он вправе отказаться от него) (личностные, регулятивные, познавательные УУД, а так же если он решить выполнить доп.задание с кем-то, то коммуникативные УУД)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир 4 класс. Авторы: Першина И.И. Краева И.С. Лейно Т.Д. . Природные зоны.Тундра.

Слайд 2

Любите родную природу- Озёра, леса и поля. Ведь это же наша с тобою. Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живём мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относиться добрей.

Слайд 3

1 1 2 3

Слайд 4

ТУНДРА , -ы, ж. В приполярных областях: пространство со скудной мелкой растительностью, а также тип растительности, характерный для таких пространств (Толковый словарь С.И.Ожегова).

Слайд 5

Тундра Вопросы Предполагаемые ответы Научные сведения

Слайд 6

«Это интересно» Тундра делится на арктическую и антарктическую. Но существует ещё один вид тундры – горная (альпийская) тундра. В арктической тундре живут, главным образом, кочевые племена, такие как Nenets(ненцы) и Nganasan(нганасаны), которые в течение нескольких столетий пасут северных оленей. Интересная особенность климата тундры заключается в том, что здесь бывает очень ветрено, ветры обычно дуют со скоростью 48 - 96 километров в час. Интересно отметить, что в области тундры находится обширный запас природных ресурсов, таких как нефть и уран. Именно благодаря этим полезным ископаемым многие государства обратили внимание на подобные регионы земного шара. В антарктической тундре можно обнаружить 300 видов лишайников, 700 видов морских водорослей и около 100 видов мхов. В антарктической тундре не водятся крупные млекопитающие, однако здесь обитают пингвины и тюлени. Ягель- один из видов мха. Он служит одним из важнейших кормовых растений оленям. Олени безошибочно находят его по запаху, даже зимой под слоем снега. Ягель растет медленно. Если олени съедают ягель, то только через 15 лет вырастает другой. Только в тундре есть птица, которую мечтают увидеть путешественники. Это - розовая чайка. Необычность этой чайки в том, что её розовое нежнейшее оперенье видно только в естественных условиях. А на фотографиях получается обычная белая чайка с черным ожерельем на шее. Розовая чайка очень редкая птица и охраняется законом.

Слайд 7

Кластер

Слайд 8

Благодарю за работу!



Предварительный просмотр:

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Природные зоны России"

Данная разработка  поможет учителю провести урок в интересной, занимательной форме....

Урок окружающего мира по теме Природные зоны Тундра

В презентации представлены материалы используемые для ознакомления с темой "Природные зоны. Тундра" в 4 классе....

Урок окружающего мира на тему "Природная зона тундра"(3 класс)

Урок окружающего мира на тему "Природная зона тундра"(3 класс)...