Исследовательская работа по краеведению в начальных классах.
статья по окружающему миру (3, 4 класс) на тему

Подрезова Елена Германовна

Значение пректной деятельности в краеведении.Изучение предмета "Окружающий мир" через проектную деятельность.Изучение родного края.Этапы работы над проектом.Деятельностный характер учебного процесса.Совместная деятельность учителя и ученика в исследовательской работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Исследовательская работа по краеведению в начальных классах».

Подрезова Елена Германовна, учитель начальных классов высшей категории МОУ «Новоусманский лицей»

В настоящее время мы, педагоги, пришли к выводу о том, что система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях огромного потока информации и развития новых технологий. Информация становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определённых целях. Кроме того, у учащихся уже в начальной школе страдает мотивация учения и пропадает интерес к получению новых знаний. Поэтому, в современной школе стали активно использовать различные педагогические технологии, в том числе проектную деятельность. Этот вид деятельности может быть эффективно использован, начиная  с начальной школы, не заменяя традиционную систему, а дополняя и расширяя её.

Работа над проектом позволяет учащимся приобретать знания, использовать их в учебной деятельности, в реальной жизни, формировать навыки общения с одноклассниками, учителями, родителями, со взрослыми людьми, работниками библиотек, экскурсоводами и др.

Преимущество проектной деятельности состоит в том, что она выходит за рамки урока, переходит во внеурочную деятельность, в которой продолжается совместная работа учителя с учениками.

В начальной школе мы учим ребят азам проектной деятельности в выполнении обучающих и творческих заданий. Такая работа учит младших школьников думать, анализировать, общаться, творчески подходить к выполнению задачи. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют своё дело.

Наиболее доступна и интересна, по моему мнению, проектная деятельность младших школьников по изучению предмета «Окружающий мир», а именно по краеведению, т.к. этот материал, выходя за рамки урока, занимает учащихся во внеурочное время полезным и интересным делом, способствует общению школьников в микрогруппе, раскрывает способности, даёт возможность учителю наблюдать и контролировать деятельность учеников после уроков. Осуществление исследовательской  работы по краеведению формирует у школьников образ малой родины привлекательной и интересной, даёт возможность восполнить пробелы в патриотическом воспитании.

В исследовательской работе по краеведению помогают экскурсии по местам боевой славы в городе Воронеже, посещение Липецкого зоопарка, Воронежского заповедника, областного и районного краеведческих музеев, экскурсии в лес, на реку, работа в районной и школьной библиотеках, участие в конкурсах рисунков, сочинений, выставках, викторинах и др.

В соответствии с методикой работы над проектом мы организуем четыре этапа.

 На первом этапе определяем тему проекта, план работы, выбираем представление проекта: презентация или создание портфолио, формируем творческие группы учащихся, определяем ответственных в группах. Объединение учащихся в небольшие группы позволяет включить в работу каждого ученика по мере его способностей. Учитель показывает пример проекта.

        На втором этапе каждая группа выполняет своё задание, собирает сведения в библиотеках, в Интернете, на экскурсиях и др. Отбор материала производится с учётом возрастных особенностей учащихся, учитель следит чтобы не происходило перегрузки детей ненужной информацией.

        На третьем этапе происходит оформление проекта после анализа и обобщения материала, собранного учащимися. Учитель проверяет и корректирует работу учеников, высказывает пожелания в улучшении.

        На четвёртом, заключительном этапе работы происходит представление портфолио или презентация проекта, самооценка результатов деятельности. Учащиеся видят реальное применение своих знаний, у них появляется чувство ответственности перед товарищами. Ученики понимают, как много они ещё не знают, и у них появляется стремление узнать больше. Учитель и ученики гордятся результатом совместной работы.  

        В исследовательской работе учащиеся самостоятельно решают учебные задачи, у них развивается интерес к учению. Даже слабоуспевающие ученики становятся увереннее и успешнее. Работа над проектами позволит начать необходимый переход от школы запоминания к школе развития и творчества. Важно, что учебный процесс приобретает деятельностный характер, так как учебная информация поступает не только из учебника и объяснений учителя, но и добывается учащимися самостоятельно. Учитель же в такой деятельности учеников играет роль активного наблюдателя и руководителя. Учитель закладывает в растущей личности стремление самостоятельно находить необходимую информацию, готовиться к дальнейшей учебе, работе и жизни.

        Исследовательская работа – это творчество, как для ученика, так и для учителя, помогающего ребенку выразить себя в этом процессе. Вместе они являются творцами, где учитель всегда находится в поиске, вместе с ребенком создавая новый проект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по краеведению

Исследовательский проект по краеведению на тему: "Улицы моего родного поселка" выполнен учащимися 4 класса. Ученики исследовали причины названия той или иной улицы, расположение улиц поселка, наш...

Статья "Исследовательская деятельность по краеведению в начальной школе

Изучение краеведения в школе воспитывает в ребенке гордость за свою страну и за свой край, стремление быть лучшим....

Учебно- исследовательская работа по краеведению «Мое генеалогическое древо»

Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. Спроси у друзей и родных, что такое Родина, и ты получишь разные ответы. Одни скажут, что Родина – место, гд...

Исследовательская работа по краеведению на тему "Наш паровоз, вперёд лети!"

В теоретической части работы рассматриваются такие вопросы, как прибытие первого поезда в город Тулун, первый и второй вокзалы в городе Тулуне, история узкоколейной железной дороги в посёлке Евдокимов...

Исследовательская работа Номинация: Краеведение Память забытых деревень История деревни Вотские Юраши

Исследовательская работаНоминация: КраеведениеПамять забытых деревень История деревни Вотские Юраши Елабужского района республики Татарстан...

« Духовно-нравственное развитие младших школьников через поисковую и исследовательскую работу по краеведению»

laquo; Духовно-нравственное развитие младших школьников через поисковую и исследовательскую работу по краеведению»Статья,  практический материал...

Исследовательская работа по краеведению

Со словом победа ‏ㅤ  всегда рядом стоит ‏ㅤ  слово подвиг. Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем «А ‏ㅤ  что такое подвиг ‏ㅤ?» ...