Конспект урока окружающего мира "Твёрдые тела, жидкости и газы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Гончарова Эльвира Наильевна

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Класс: 1

Тема: Твёрдые тела, жидкости и газы.

Учебник и учебные пособия: А.А. Вахрушев «Окружающий мир» 1 кл., 2 ч.; рабочая тетрадь

Оборудование и материалы:

ПК, интерактивная доска, презентация, бутылки с водой, деревянные кубики, камни, шприц, салфетки, колбы, туалетная вода , карточки.

Раздаточный материал: (по 1 на парту) бутылка с водой, стакан, камень в мешочке, кубик на тарелке, шарик (разной формы), колба.

Цель и задачи:

  • Познакомить учащихся с тремя состояниями  физических тел и их свойствами;
  • Научить выделять и описывать признаки предметов;
  • Развивать умение использовать свой опыт наблюдений и выполнения практических заданий для обобщения и вывода;
  • Развивать творческие способности;
  • Развивать речь, ум, память и мышление;
  • Воспитывать взаимопонимание.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Формируемые

УУД

1.Орган. момент.

Психологическая комфортность

  1. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

  1. Исследова-тельская работа.

  1. Постановка проблемы.

  1. Совместное открытие знаний.

  1. Первичное закрепление знаний.

7.Постановка проблемы.

8. Применение новых знаний.

  1. Первичное закрепление знаний.

  1. Итог урока.

Домашнее задание.

-Ребята, посмотрите, сегодня у нас много гостей. Давайте будем гостеприимными хозяевами и подарим нашим гостям улыбку.  Теперь улыбнитесь друг другу.

Надеюсь, что хорошее настроение вас не покинет до конца урока, а у кого оно не очень хорошее, то станет лучше. Ведь мы сегодня продолжим разгадывать тайны природы.(Слайд 1)

-У природы очень много секретов. Сегодня мы должны раскрыть очень большую тайну. Для этого проведём исследовательскую работу.

- А кто из вас знает, где и кто  проводит исследования?

Правильно. Поэтому мы на уроке станем учёными, а наш класс превратится в исследовательскую лабораторию.

А что такое лаборатория? Зачитайте, пожалуйста. Где вы искали это понятие?

(Слайд 2)

А кто такие лаборанты?

Сегодня в нашей лаборатории будут работать 3 группы. Я буду старшим лаборантом. (Одеть халат).

Давайте ознакомимся с правилами поведения в лаборатории. Их нужно запомнить каждому и обязательно соблюдать. (Слайд 3)

  1. Внимательно слушать и выполнять все задания старшего лаборанта.
  2. Выбрать ведущего специалиста и внимательно его слушать.
  3. Не шуметь и не мешать друг другу.
  4. Не брать в руки предметы, если этого не требуется.

Ребята, посмотрите вокруг и назовите предметы, которые вас окружают.

-Как много вы всего назвали. По-другому их можно назвать - физические тела.

-Как вы думаете, одинаковые ли они?

Давайте докажем свою точку зрения.

  1. Уважаемые лаборанты, у вас на столах тарелочки. Возьмите предметы, которые в них находятся. Что это?

-Потрогайте кубик и опишите его. Какой он на ощупь?

Как вы думаете, как называют твёрдые предметы, которые нас окружают?

Есть очень интересная наука, которая называется – физика. Она называет твердые предметы – твёрдыми телами. (Слайд 4)

Приведите примеры твёрдых тел.

  1. Скажите, пожалуйста, что у вас находится в стаканах?

Какая она на ощупь?

Как её можно назвать по-другому?

Сравните свои предположения с надписью. (Слайд 5)

Уважаемые учёные, что ещё можно назвать жидкостью?

  1. А теперь посмотрите и скажите, что находится в ваших маленьких стаканах.

Там спрятался невидимка. Отгадав загадку, вы узнаете его имя.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем.

Что же спряталось в ваших баночках? Мы воздух можем увидеть?

Физминутка, дыхательная гимнастика.

«Игра с воображаемым шариком»

Уважаемые учёные, я прошу вас сейчас встать. Представьте себе, что в воздух улетели шарики. Подпрыгните и попробуйте поймать шарик левой рукой. Не поймали. Давайте попробуем поймать правой рукой. А теперь подпрыгнем ещё выше и поймаем обеими руками.

Дуньте на свой шарик легко.

Теперь чуть сильнее.

Наберите больше воздуха и дуйте изо всех сил.

-Что вы почувствовали?

-Можно ли воздух назвать твёрдым телом?

А жидкостью?

-Как же назвать это физическое тело?

-Такие тела называются газами. (Слайд 7) -Что мы называем газами?

-Кто догадался, как называется тема нашего урока? (Слайд 8)

-Что же мы должны узнать на уроке? (Слайд 9)А кто из вас знает, какими свойствами обладают физические тела?

-Хотите проверить верность ваших предположений?

Проведём исследование и откроем тайну.

Опыт №1. (Слайд 10)

Ведущие специалисты, возьмите предмет, который лежит у вас в мешочке.

-Что это?

Какое это тело?

Попробуйте ему придать овальную форму. Получилось?

-Какое ещё твёрдое тело есть у вас на столах?

Придайте ему форму круга. Получилось?

Положите винтик и камень в баночку.

-Изменилась их форма?

-Какой вывод можно сделать? Меняется ли форма у твёрдых тел? таблица

Опыт

-Уважаемые лаборанты, как вы думаете, можно ли изменить форму жидкости? Проведём опыт.

-Ведущие специалисты, налейте из бутылки немного воды в стаканчик.  Что заметили?

Теперь эту воду перелейте в колбу. Что увидели?

-Какой вывод можно сделать?

Проверим свой вывод. Таблица

Опыт

-Что ещё лежит у вас на столе? Ведущие специалисты, выберите в вашей группе того, кто сможет надуть шарик.

Надуйте шарики.

-Чем вы заполнили шарики?

-Что такое воздух?

Как вы думаете, газ заполняет полностью шарик или только его часть?

Какую форму приобрёл газ в шарике у 1 группы? У второй? У третьей? У четвёртой?

Какой можно сделать вывод? Таблица

Распылить в воздух туалетную воду .

-Что вы почувствовали?

-Как вы думаете, почему вы почувствовали этот запах, если я распылила духи около своего стола?

Прочитаем вывод

-Какой вывод мы сделали во время опытов?

Где мы можем проверить свои выводы?

-Чем это может быть опасно в жизни?

Работа с учебником.

-Откройте стр. 35 и прочитайте вывод вверху страницы. Совпал он с нашим выводом?

Переверните страницу. Прочитайте вывод на стр. 36. Верный ли вывод сделали мы?

Ребята, вам нравится быть исследователями?

 

Продолжим дальше проводить опыты?

Опыт № 2. (Слайд 11)

-Как вы думаете, можно ли сжать твёрдые тела, жидкости и газы?

  1. Возьмите твёрдое тело. Попробуйте сжать. Какой вывод сделали?
  2. Что у меня в руке? Что я делаю?

Теперь я закрою отверстие шприца пальцем, чтобы вода не вылилась, и буду сдвигать поршень.

Удалось ли сжать жидкость? Ваш вывод.

  1. Проведём похожий опыт. Воду из шприца я вылью. А что теперь набираю в него?

Закрываю отверстие пальцем, сдвигаю поршень. Что увидели? Можно сжать воздух? Газы сжимаются?

Сравним наши выводы с выводом в учебнике. ( стр. 35).

Какое умение сейчас формировали?

Опыт 4 (Слайд 12)

-Продолжим наши исследования.  Следующий опыт Что легче? Мы будем выяснять на примере деревянного бруска, воды и воздуха.

-Какой вывод сделаем? Как это свойство древесины люди научились использовать? (Слайд 13) (лодки, плоты, корабли – для передвижения по воде).

Опыт (Слайд 14)

-Возьмем пустой пузырёк. В нём, по нашему предположению, ничего нет. Опущу его в воду. Что мы наблюдаем? (Слайд 15)

-Мы видим пузырьки воздуха. Он был в бутылочке, а вода вытолкнула его из бутылки. Какой вывод мы можем сделать, что воздух легче воды? ( Слайд 16) 

-Как же люди используют это свойство воздуха? (Слайд 17)

Физминутка «Дует ветер нам в лицо»

(Слайд 18)

-Уважаемые учёные, посмотрите, а что это за схема у меня сделана? Что же может произойти с водой? (Слайд 19)

Лёд           вода             пар

-Своими экспериментами о волшебных превращениях воды с вами поделятся Рита и Ангелина. (Слайд 20)

Какой вывод сделали ребята? (Слайд 21)

-А теперь посмотрите на рисунок в учебнике (стр. 37). Что вы на нём видите?

Хотите послушать о них интересную историю?

Жила-была в воде очень любопытная капелька. Ей всё было интересно.

И однажды, когда ярко светило солнце, был очень жаркий день, капелька нагрелась и превратилась в пар. Он был таким лёгким, что быстро-быстро поднялся в воздух и унёсся высоко-высоко. Он поднялся выше горы, где было очень холодно. Там пар превратился в красивое белое облачко. Ветер подхватил облачко и начал с ним играть. К ним присоединились и другие облака. Ветер их собрал в большую тучу. Туча стала огромной, тяжёлой. Ей не хватало сил удержать все облака, и она заплакала. Из неё стали падать слезинки.

Как мы их называем?

Правильно, это дождь. Он падал на землю, собирался в ручейки. Они бежали в реки, озёра и другие водоёмы. Так наша капелька вновь вернулась домой.

А когда наступил снова жаркий день, любопытная капелька вновь отправилась в путешествие.

Понравилась вам история капельки? Тогда расскажите её дома родителям и покажите путешествие капельки на рисунке.

Ну что ж, уважаемые лаборанты, время работы в лаборатории подходит к концу. Нам нужно подвести итоги нашей работы.

-На какие вопросы мы сегодня ответили?

Прошу вас взять в руки смайлики для голосования.

  1. Согласны ли вы с тем, что твёрдые тела не сохраняют форму?
  2. Согласны ли вы с тем, что жидкости сохраняют форму сосуда?
  3. Согласны ли вы с тем, что газ сжать нельзя?
  1. Согласны ли вы с тем, что вода при нагревании становится паром?

(Если остаётся время)

Разбейте предметы на группы: твёрдые тела, жидкости, газы.(картинки)

1 гр. – твёрдые тела

2 гр. – жидкости

3 гр. – газы

(молоко, капля воды, сок, кирпичная стена, стакан, шкаф, облака, воздушный шарик)

-Уважаемые учёные, вы сегодня прекрасно поработали. Покажите смайликом своё настроение.

Я рада, что оно у вас замечательное.

Что у вас сегодня получилось лучше всего?

Какое задание вызвало затруднение?

Оцените свою работу в дневнике.

Хотите ли продолжить быть исследователями. Тогда дома вам нужно понаблюдать над веточками деревьев. Возьмите 3 веточки. Одну из них надо поставить в холодильник, другую в тепло, но без воды, а третью в тепло в воду. Посмотрите, что с ними произойдёт. Можно изменения, если они будут, сфотографировать.

Дарят улыбку.

Учёные в лабораториях.

В словаре.

 Лаборатория – это учреждение, где проводят опыты, исследования. Лаборант – сотрудник лаборатории.

Проговаривают правила.

Доска, парта, стул, шкаф, книга, пенал, ручка и т.д.

Нет

Кубики.

Твёрдый.

Предположения детей.

Называют твёрдые тела.

Вода.

Холодная, жидкая, не твёрдая.

Предположения детей.

Жидкости

Молоко, чай, сок, лимонад, кофе и др.

Ничего.

Воздух.

Нет.

Движение воздуха, ветер.

Нет.

Нет.

Предположения детей.

(невидимые тела)

Твёрдые тела, жидкости и газы.

Предположения детей.

Кубик

Твёрдое тело. 

Нет.

Винт

Нет.

Нет.

У твёрдых тел форма не меняется.

Вода приняла форму стакана.

Вода приняла форму колбы.

Жидкости меняют форму.

Воздушный шарик.

Воздухом.

Это газ.

Полностью.

Круглую форму, овальную, форму сердечка.

Газ не имеет постоянной формы, она изменяется.

Запах духов

Предположения детей.

Газ заполняет всё пространство

 В учебнике.

- Отравление газом.

У твёрдых тел форма не меняется. Жидкости и газы изменяют форму, принимают форму сосуда, в котором находятся. Газы заполняют собой всё пространство.

Да.

Предположения детей.

Твёрдые тела не сжимаются.

Шприц.Набираете воду.

Жидкости не сжимаются.

Воздух.

Газ можно сжать.

Умение работать с информацией.

Пузырьки

Воздух легче воды

Воздух в надувном круге удерживает нас на поверхности воды, надувная лодка, спасательный жилет наполнены воздухом.

Презентации детей «Превращение воды в пар», «Превращение воды в лёд».

Вода при нагревании из жидкости превращается в пар , становится газом. А при охлаждении вода из жидкости превращается в лёд – твёрдое тело.

Озеро, река, гора, туча, дождь, облако, вода).

Какими бывают физические тела. Какими свойствами обладают физические тела.

Нет

Да

Нет

Да

Коммуникативные УУД

Формирование умения оформлять свои мысли.

Познавательные УУД

Формирование умений работать с дополнительной литературой и извлекать нужную информацию.

Коммуникативные УУД

Формирование  умений совместно работать и договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные УУД

Формируем умение определять и высказывать правила работы в группе.

Познавательные УУД

- Формируем умение выявлять сущность, особенности объектов

- Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД

- Формируем умение делать выводы на основе анализа объектов.

Коммуникативные УУД

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные УУД

- Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам

Познавательные УУД:

- формируем умение извлекать информацию из схем

Познавательные УУД:

- формируем умение извлекать информацию из иллюстраций

ТОУУ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира по теме: "Твердые тела, жидкости и газы" Школа 2100. 1 класс.

Тип урока: изучение нового материала.Цель: формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению и применению понятие "тело", свойства твердых тел, жидкостей и газов...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме «Твёрдые тела, жидкости и газы»

Технологическая карта урокаокружающего мира в 1 классе по теме «Твёрдые тела, жидкости и газы».Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для  ознакомления  ...

План урока по Окружающему миру 1 класс Школа 2100. Тема: ТВЕРДЫЕ ТЕЛА, ЖИДКОСТИ И ГАЗЫ

Файл содержит план урока по Окружающему миру в 1 классе, программа "Школа 2100", учебник Вахрушева, с приложениями в виде материалов для распечатки, раздачи ученикам и размещения на доске....

Урок окружающего мира "Твердые тела,жидкости и газы" 1 класс

Урок "Твердые тела,жидкости и газы"содержит конспект урока для 1 класса по программа 2100...

Урок окружающего мира в 1 классе "Твёрдые тела, жидкости и газы" УМК "Школа 2100"

Воснову урока положена совместная работа учителя и учащихся в ходе изучения учебной темы "Твёрдые тела, жидкости и газы". В содержание урока включена опытно-экспериментальная деятельность об...

Конспект урока окружающего мира "Тела, вещества, частицы" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: Тела, вещества, частицыЦель деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «...

Конспект урока окружающего мира «Тела, вещества, частицы» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова)

КОНСПЕКТ УРОКА (окружающий мир)Тема: «Тела, вещества, частицы» Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся понятий «тело», «вещество» и «частица&raq...