Урок окружающего мира в 1 классе "Твёрдые тела, жидкости и газы" УМК "Школа 2100"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Кухта Лариса Александровна

Воснову урока положена совместная работа учителя и учащихся в ходе изучения учебной темы "Твёрдые тела, жидкости и газы". В содержание урока включена опытно-экспериментальная деятельность обучающихся в группах, а также приёмы РКМЧП для активизации познавательной активности детей и всестороннего развития детской личности. Разработанный электронный дидактический материал для проведения урока отражает все его требования и цели и обеспечивает наиболее эффективное и результативное проведение урока в соответствии с его замыслом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кухта Л.А., учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 5 им. А.К. Ерохина г. Томска

Региональный этап Всероссийского конкурса

педагогического мастерства «Мой лучший урок»  2014-2015

Направление «Начальная школа».

Сценарий урока

Тема урока:           «Твёрдые тела, жидкости и газы».

Тип урока:         введение нового знания

Цель:        формировать  ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению  и применению понятий «тело», свойства твёрдых тел, жидкостей и газов.

Задачи:        

Обучающие: познакомить учащихся с тремя состояниями физических тел; организовать деятельность по выявлению свойств тел; отработать  знания по определению свойств тел.

Развивающие: развивать умения использовать свой опыт наблюдения и на этой основе делать выводы.

Воспитательные: воспитывать любовь к учению, формировать стремление к получению новых знаний, воспитывать умение работать в коллективе.

Здоровьесберегающие: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.

Планируемые  результаты :

Предметные: – умение отвечать на вопросы учителя по содержанию изученного;

выделять, осмысливать признаки и свойства тел, жидкостей и газов;

- называть живые и неживые природные богатства ;

Личностные результаты: - применять правила делового сотрудничества;

- сравнивать разные точки зрения;

- считаться с мнением другого человека;

- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

- осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока, проявление терпения и доброжелательности, доверия к соучастнику деятельности.

Метапредметные результатаы

Регулятивные УУД: -умение принимать и сохранять цель урока;

- умение находить способы решения поставленной цели по определению и применению понятие «тело», свойств  твёрдых тел, жидкостей и газов, для решения учебной задачи используют тексты стихотворений, данные опытов, знаково-символические средства;

- умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

Познавательные УУД: - умение провести рефлексию своих действий на уроке (сравнение, анализ, обобщение,  классификация.)

Коммуникативные УУД: – формирование правильной речи;

     - обучение умению слушать чужую речь и излагать свои мысли в правильной форме;    - учиться работать в группе.

Оборудование: вода, стеклянная банка, стакан., тканевая салфетка, разовый шприц без иголки – 5 шт., полиэтиленовый пакет – 5 шт., деревянные бруски, карандаши, воздушные шары, духи, таблица «Свойства предметов»,схема, рисунки, толковый словарь, тетрадь, учебник «Окружающий мир» А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, и/а доска, компьютер, проектор.

Ход  урока.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность учащихся

(познавательная)

Осуществление деятельности

Формирование способов познавательной деятельности

1.  Организационный момент.

слайд 1-

Прозвенел уже звонок!

Начинается урок!

Встали все у парт красиво,

с гостями  поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнём.

Урок окружающего мира начнём.  

Учащиеся приветствуют гостей, настраиваются на работу на уроке.

Личностные:

осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока

2.Психологический настрой.  

Потрите ладошки так, чтобы они стали горячими. Быстро передайте  тепло соседу по парте, соединив свои ладошки с ладошками соседа. Улыбнитесь, пусть тепло вашей души вас согревает и вам помогает.  

Личностные:

проявление терпения и доброжелательности

к товарищам

3.Введение в урок.

(слайд 2)

(слайд 3)

(слайд 4)

Чтоб природе другом стать, тайны все её узнать,

Все загадки разгадать, научитесь наблюдать…

- Итак, сегодня на уроке мы продолжим разгадывать тайны природы

Для того чтобы разгадать секреты природы, мы проведем исследовательскую работу в нашей мини - лаборатории, и поработаем лаборантами.

- Катя нам даст информацию, о том, что такое лаборатория, и кто такие лаборанты. (по словарю С.И.Ожегова)

- Но чтобы начать проводить различные опыты, давайте познакомимся с правилами поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять:

11.  Внимательно слушать старшего лаборанта;

2) 2.  Не шуметь, не мешать друг другу;

3. Выполнять все задания.

Лаборатория- учреждение, где проводятся опыты, исследования.

Лаборант- сотрудник лаборатории.

Проговаривают  правила

Коммуникативные:

умение слушать собеседника

4.Актуализация опорных знаний.

слайд 5

(слайд6)

Предлагаю вам закрыть глаза.

- Что вы себе представляете, когда слышите слово «тело»?

-Давайте выслушаем мнение наших учёных.

- Именно это понятие  и будет интересовать  нас  сегодня на уроке.

Высказывания учащихся

Учёный 1.В словаре С.И.Ожегова дано такое значение: «Тело- организм человека или животного в его внешних и физических формах».

Учёный 2.Но у этого слова есть и другое значение: Телами в науке называют все  предметы, которые нас окружают. 

Личностные:

сравнивать разные точки зрения

5.Определение темы урока. Постановка целей.

(слайд7)

-У вас на столах 3 стакана.

- Что в первом стакане?

- Потрогайте его, что почувствовали, какой он на ощупь?

- В физике, предметы которые нас окружают, принято называть- твёрдыми телами

( на доске запись твёрдые тела

Высказывания учащихся

-Деревянный брусок, карандаш.

- Твердый.

Коммуникативные:

умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их

Личностные:

сравнивать разные точки зрения

(слайд8)

- Что находится во втором стакане?

- Какая она на ощупь? Такие вещества принято называть(на доске запись жидкости .

- Вода

- Жидкая

(слайд 9)

(слайд 10)

- А вот в третьем стакане спрятался невидимка..

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем..

Дыхательная гимнастика.

-Давайте проверим, как проходит воздух через нос и грудь (дети делают глубокий вдох) . «Сдуем» пушинку с ладошки. Что вы почувствовали?

- Можно ли воздух назвать твёрдым телом?      

- Можно ли воздух назвать жидкостью?    

- Тогда что это?

 (на доске появляется запись газы  )    

- А кто догадался, о чём пойдёт речь?  

- Сформулируйте тему урока?

- Какие цели мы поставим на сегодняшний урок?

-Воздух

Ветер  

Нет

Нет

Высказывания учащихся

- Тема нашего урока: « Твердые тела, жидкости, газы.»

- Найти отличительные особенности т/т, ж, г. Познакомиться с их свойствами.

Предметные:

применять знания в жизненных    ситуациях

ФИЗМИНУТКА  

6.Постановка проблемы. Открытие нового знания. 

 

III. Постановка проблемной ситуации.

- Как вы думаете, твердые тела, жидкости, газы имеют одинаковые свойства?

- Наши мнения разошлись. Кто же прав?

– Проведём исследование и выясним, какие свойства имеют твёрдые тела, жидкости, газы.

Предположения детей.

Регулятивные:

умение принимать и сохранять цель урока

7.Опытно-экспериментальная работа.

(слайд 11)

1 ОПЫТ. – Как вы думаете, твёрдые тела, жидкости, газы имеют постоянную форму или её можно изменить? Проверим.

а) Твердые тела.

-Попробуйте изменить форму бруска, карандаша.

-Получилось?      

Твердые тела

не изменяют

Форму

б) Жидкость

 Можно ли изменить форму жидкости?

– У вас на партах стакан с водой. Перельём эту воду в тарелку, а затем в формочку. Что заметили?

Жидкость

изменяет

Форму

Работа с учебником.  (стр.34)

№ 1.- Сравните рисунки. Что изображено на первом рисунке? А на втором?

№ 2. -Меняется ли форма твёрдых тел? А форма жидкостей?

– Какой вывод можно сделать? (стр. 35 учебника)

в) Газ

 Как вы думаете, газ заполняет весь шарик или только его часть?

-Какую форму приобрёл воздух?

- А какую форму имеет газ в стакане?

– Имеет ли газ постоянную форму?

газ

изменяет

Форму

- Таким образом, что скажете о форме твердых тел? Жидкостей и газов?

Дети выполняют задание учителя.

- нет

Дети высказывают свои предположения.

– Вода принимает форму того сосуда, куда её перелили, а значит, не имеет постоянной формы.

 Твёрдые тела имеют постоянную форму, а жидкости и газы – нет. Они принимают форму сосуда, в котором находятся.

– Весь шарик.

- Форму шарика.

-Форму стакана.

– Газ не имеет постоянной формы.

Форма твердых тел постоянна, а жидкости и газы принимают форму сосуда, в котором находятся.

Предметные:

применять знания в жизненных    ситуациях;

Познавательные:

умение находить способы решения поставленной цели по определению и применению понятий «тело», свойства  твёрдых тел, жидкостей и газов

Регулятивные:

умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность

(слайд 12)

2 опыт – Можно ли сжать твёрдые тела, жидкости, газ?

а) Попробуйте сжать брусок, карандаш. Удалось это сделать? Почему нет?

б) Наберём в шприц без иглы воду и попробуем сдвинуть поршень, закрыв пальцем отверстие для иглы.

– Удалось ли сжать воду?

в) – Проведём похожий опыт, только вместо воды в шприце будет находиться воздух.

– Что происходит с поршнем, когда мы пробуем сдавить его.– Почему?

- Удалось ли вам сжать воздух?

- Наполните полиэтиленовый пакет воздухом, завяжите и попробуйте его осторожно смять. Получается?

-Какой следует сделать вывод?  

– Перечислите свойства жидкостей, твёрдых тел, газов. (правило стр. 35 учебника внизу)

-Газы обладают ещё одним важным свойством

- Закройте глаза (разбрызгиваю духи)

- Что вы почувствовали?

- Как вы думаете, почему вы почувствовали запах духов?

- Прочитаем вывод: (стр. 36 учебника)

Высказывания детей

– Нет, значит, твёрдые тела не сжимаются.

– Нет, значит, жидкость не сжимается

– Возвращается в исходное положение. – Сжатый воздух выталкивает его.

- Да.

Действия детей

Вывод: воздух  имеет свойство сжиматься.

Жидкость и твёрдые тела нельзя сжать. А вот воздух можно сжать, как и любой газ.

У газов есть еще одно свойство. Когда газ находится в комнате, то он заполняет собой всё пространство.

Читают вывод: (стр. 36 учебника)

8. Закрепление нового материала

(слайд 13, 14)

Практическая работа  в рабочей тетради. (с.50 №1,№2)

№ 1.-Определите и укажите стрелками, в какие сосуды налили воду?

№ 2. - Подпишите, что находится в бутылях?

Самостоятельное выполнение заданий детьми в группах

Самопроверка по эталону

Познавательные:

умение находить способы решения поставленной цели по определению и применению понятий Личностные:

ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу

Физминутка

Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнения на внимание.)

(слайд 15)

(слайд 16)

(слайд 17)

(слайд 18)

(слайд 19)

(слайд 20)

(слайд 21)

Отгадайте загадку:

Я и туча, и туман,

Я ручей и океан,

Я летаю и бегу,

 И стеклянной быть могу

- О чём говорится в этой загадке?

- От чего зависит  различное состояние воды?

- В каком состоянии представлена вода в виде льда?

-Где мы могли наблюдать в жизни воду в твёрдом состоянии? Как вода превращается в лёд?

- В каком состоянии  вода представлена в виде тумана?

-Где мы могли наблюдать в жизни воду в газообразном состоянии?

- Ученик нашего класса протёр доску влажной салфеткой. Какой доска была после его действий?

- А что стало с ней сейчас? Куда  делась вода?

Прочитаем правило на с. 37

Туман, лёд,  ручей- это всё вода.

От температуры

 Учёные: Вода в природе существует в трёх состояниях - жидком, твёрдом, газообразном

Высказывания детей

- При охлаждении из жидкости вода превращается в твёрдое тело – лёд.

Высказывания детей

- При нагревании вода становится газом – паром.

Ученик протирает мокрой салфеткой доску.

- Мокрой.

Вода испарилась

Коммуникативные:

умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их

Предметные:

применять знания в жизненных    ситуациях

9. Обобщение и систематизация знаний.

  (слайд 22)

(слайд 23)

- Работа с  таблицей в группах.

-Выберите,  какие свойства соответствуют жидкостям, твёрдым телам и газам и составьте кластер?

Что у вас  получилось?

ПРОВЕРКА

-Благодаря своим «превращениям» вода может путешествовать. Но о её путешествиях мы поговорим на следующем уроке.

- Работа с  таблицей в группах

3 УЧЕНИКА У ДОСКИ СОСТАВЛЯЮТ КЛАСТЕР.

Коммуникативные:

умение слушать собеседника и высказывать свою точку зрения, наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их

10. Итог урока

(слайд 24)

Рефлексия

Вот кончается урок.  Все старались, не ленились

И чему-то научились.

-Что нового узнали?

- Чему научились?

- А где нам могут эти знания пригодиться в жизни?

-Довольны  ли вы  своей работой на уроке?

-Кто испытывал трудности?

-Понравился ли вам урок?

- Покажите своё настроение с помощью условного знака.

Высказывания детей

Высказывания детей

Мнения детей (хорошее, не очень хорошее, плохое)

Регулятивные:

умение провести рефлексию своих действий на уроке (сравнение, анализ, обобщение,  классификация.)

11. Домашнее задание

По желанию подготовить сообщение на тему: «Путешествие воды» с опорой на рисунок в учебнике стр.37 и энциклопедии.

- Спасибо всем за активность и старание.

Используемая литература:

  1. « Окружающий мир . Я и мир вокруг» 1 класс . Методические рекомендации для учителя. Москва БАЛАСС 2010г.
  2. Учебник «Окружающий мир» 1 класс часть 2. А.А.Вахрушев
  3. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 класс  А.А.Вахрушев

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 3 классе. Образовательная система "Школа 2100".

Урок окружающего мира в 3 классе подготовлен и проведен на основе проектной технологии, которая позволяет реализовать деятельностный подход. Работая в группах, обучающиеся учатся взаимодействовать дру...

Урок окружающего мира во 2 классе по программе "Школа 2100".

Тема: АФРИКА. Цели: 1. Дидактическая:познакомить с природой Африки, её странами и населяющими их  народами, достижениями и достопримечательностями этих стран.    ...

урок окружающего мира 3 класс по Образовательной системе "Школа 2100" "Австралия" "

Данный урок познакомит детей с открытиями путешественников в 18 веке;познакомит с экономической и политической жизнью населения Австралии;расширяет знания детей о природе этого материка, природн...

Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.

Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК "Школа 2100".

Как сделать так, чтобы дети не были пассивными слушателями, а активными участниками образовательного процесса? Для этого требуется большая подготовка учителя к уроку. Продумать, на каком этапе м...

УРОК окружающего мира во 2 КЛАССЕ по программе «Школа 2100» Окружающий мир. 2 кл. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Москва БАЛАСС, 2011г. Тема: Экологическая система- учебная. Чудо – метапредметная.

Вашему вниманию представлен урок окружающего мира во 2 классе по программе «Школа 2100». Тема урока «Экологическая система». Урок объяснения нового материала.Цель урока показать взаимосвязь живой и не...

Презентация к уроку окружающего мира по теме:"Тела. Вещества. Частицы"

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме: "Тела, вещества, частицы"...